Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины
Строительство метро до аэропорта Борисполь обошлось бы в $200 млн
23.05.2018 18:28 2847

Руководитель Министерства инфраструктуры видит Украину большим европейским транспортным хабом. Для этого его ведомство вынашивает планы строительства новых аэропортов, налаживания беспрепятственного прогона транзитных поездов, улучшения работы морских портов и железнодорожных вокзалов, отдав их в концессию.

Обо всех этих планах глава ведомства Владимир Омелян рассказал корреспонденту Укринформа, находясь в Германии, где он принимает участие в ежегодном Международном транспортном форуме.

КАКИЕ НОВЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ МОГУТ ПРИЙТИ В УКРАИНУ

- Господин министр, перед открытием транспортного саммита, который будет проходить 23-25 мая в Лейпциге, вы провели встречи в Берлине...

- Да. Состоялись, в частности, переговоры с руководством компании Nokia по цифровой инфраструктуре. Мы договорились о создании рабочей группы, разработаем системы так называемого е-port для того, чтобы соединить все виды транспорта в одно целое в контексте цифрового управления. По утверждению самой Nokia, это может быть очень интересный продукт, который будет пользоваться спросом не только в самой Украине, но и успешно продаваться во всем мире.

Мы верим, что эти международные наработки, которые уже реализованы в рамках железнодорожной, автомобильной, морской отрасли, должны быть соединены в одно целое с целью максимально эффективного управления и превращения Украины в транзитную страну, где грузы будут проходить физически без снижения скорости, без задержек на таможнях, например, проверок правоохранительных органов и других бюрократических преград, которые тормозят торговлю и бизнес.

- Какова ваша программа в Лейпциге?

- В рамках этого саммита мы проведем ряд двусторонних встреч на политическом уровне, в частности с депутатами Бундестага, а также с компаниями, среди которых – немецкий автопроизводитель Volkswagen Group, французская машиностроительная компания Alstom, канадская авиа - и машиностроительная компания Bombardier.

Также представляем инвестиционные возможности нашего государства. Мы подготовили ряд технико-экономических обоснований для концессии морских портов и сотрудничества в рамках автодорожной отрасли.

Мы надеемся, что в этом году на рынок Украины выйдет крупнейшая компания Европы и одна из топ-компаний мира – Strabag (технологическая компания, которая предоставляет услуги в строительстве, штаб-квартира в Вене – ред.). Это будет способствовать тому, чтобы конкуренция на рынке автодорожных работ росла, а качество повышалось.

- Какие инвестиционные возможности вы видите и что уже реализуется?

- Мы верим в роль Украины в качестве хаба между Европой и Азией. Мы в этом году встречаем крупнейших в мире операторов морских портов, таких как Hutchison Ports, надеюсь – DP World.

Мы видим успешный заход Ryanair.

Подписан контракт на техническое переоснащение "Укрзализныци" с General Electric – это 1 млрд долларов. В его рамках планируется закупить и производить в Украине современные дизельные локомотивы.

Мы надеемся также заключить контракты с одним из ведущих производителей электролокомотивов. Именно этому будут посвящены мои встречи с Alstom, Bombardier и другими компаниями, которые будут присутствовать на форуме.

- Чуть подробнее – о General Electric. Производство точно планируется на Крюковском вагоностроительном заводе?

- Да, GE сейчас подтвердили, что они будут размещать свои мощности на Крюковском заводе. Первые локомотивы по контракту с GE – это 30 единиц – изготавливаются в США с размещением 10% производства в Украине, последующие – около 200 – уже будет 40% локализация в Украине.

Относительно других компаний, то для нас важно, чтобы соглашения были заключены прозрачно, на конкурсной основе, а дальше уже решает бизнес – где удобнее.

- Вопросы заключения контрактов – вопрос какого времени?

- К контракту с GE мы шли 2 года. Я надеюсь, что ситуация с электровозами будет быстрее развиваться, и эти контракты будут подписаны не позднее начала следующего года. По такому же принципу относительно размещения производства, как и с GE.

ЕВРОГРАНТЫ, ТРАНЗИТНЫЕ ПУТИ И КОНКУРЕНЦИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА

- Министерство инфраструктуры одобрило шесть городских проектов для получения кредита от Европейского инвестиционного банка. На каком этапе вопрос сейчас?

- Мы сейчас завершаем работу над Investment Action Plan (план действий относительно инвестиций) для ЕС. До конца мая подадим его на рассмотрение Еврокомиссии.

Но для нас также крайне важно, чтобы мы не говорили только о кредитах, но чтобы было и грантовое участие со стороны ЕК. Мы видим, что вся модернизация инфраструктуры в тех же Польше, Венгрии, Словакии фактически прошла за средства Брюсселя...

Для нас важно участие европейских компаний в строительстве автодорог в Украине

- Но они все же члены ЕС...

- Мы понимаем это. Но Украина все же является привилегированным ассоциированным членом ЕС, а не просто ординарной страной. Такой, которая на самом деле защищает ЕС от агрессии РФ.

Для нас важно участие европейских компаний в строительстве автодорог в Украине. Мы здесь полагаемся также на сотрудничество с ЕК. В ноябре прошлого года наша страна была включена в сеть TEN-T – так называемых транспортных коридоров, начиная от автомобильных и железнодорожных путей – до цифровых. Единственный вопрос остается – по водным; я надеюсь, что в этом году так же будет включен Днепр и украинская часть Дуная в сеть TEN-T.

Таким образом, коммуникация с Украиной не будет прекращаться на ее западной границе, а будет распространяться на всю территорию государства.

Очень важен проект нового транспортного коридора, который мы строим и который соединит Балтику и Черное море (Go Highway), он уже тоже включен в сеть TEN-T.

- Насколько реально сотрудничество с немецкой Deutsche Bahn?

- Такое желание есть, мы в стадии переговоров. Негативную роль играла закрытость "Укрзализныци". Я надеюсь, после смены менеджмента в прошлом году ситуация улучшится.

И я бы хотел, чтобы Deutsche Bahn активно сотрудничала, или даже была бы партнером "Укрзализныци".

Мы сейчас развиваем пассажирские связи железной дорогой с Европой. Успешным был эксперимент поезда Киев-Перемышль. В этом году мы пускаем поезд Мукачево-Будапешт. Рассматриваем вариант со Словакией.

Вопрос транзитных путей крайне важен. На позапрошлой неделе прошел первый транзитный поезд Китай-Австрия. Я надеюсь, что количество таких поездов будет минимум дважды в неделю, а может и чаще.

Хочу, чтобы у нас была абсолютно свободная конкуренция между американским, европейским, китайским капиталом

- Кстати, вы же в скором времени, насколько я знаю, собираетесь в Китай...

- В начале июня планирую большой визит в Китай – Пекин и Макао. Нам надо максимально наладить сотрудничество с этой сильной страной.

Я хочу, чтобы у нас была абсолютно свободная конкуренция между американским, европейским, китайским капиталом.

КОНЦЕССИЯ ПОРТОВ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ И РЕФОРМА "УКРЗАЛИЗНЫЦИ"

- Приватизация. Тема болезненная по разным соображениям. Как продвигаются дела?

- В управлении Мининфраструктуры сейчас около 100 государственных предприятий. Надо понимать, что абсолютное большинство из них фактически только на бумаге или имеют какие-то активы в виде недвижимости. Это должно быть продано как можно скорее, безотлагательно.

Раньше в автодорожной сфере люди искали работу за рубежом, а сейчас они возвращаются в Украину

Однако в обществе, мы видим, есть определенное недовольство приватизацией, и исходя все же из стратегических активов, лучше делать концессию.

Про стратегические активы мы говорим, когда мы вспоминаем "Укрзализныцю", "Укрпочту", морские порты. Сейчас ни приватизация, ни концессия "Укрзализныци", "Укрпочты" не рассматриваются.

В случае украинских морских портов для нас важна прозрачная концессия. Отдавая в концессию на 25, 49 лет порты, мы получаем эффективного собственника, генерируем большую прибыль для государственного бюджета, но в то же время – оставляем их как государственную собственность. Это, пожалуй, лучшая модель на сегодня.

Рассматривается возможность концессии железнодорожных вокзалов. Но это не будет массовым явлением. Вокзалы сейчас управляются крайне плохо, мы верим, что частный собственник сможет дать максимальный эффект.

Мы сейчас совместно с ЕБРР готовим пилотные проекты по концессии c помощью Офиса поддержки реформ при министерстве инфраструктуры. Мы анализируем зарубежный опыт. Потому что есть, например, казахская модель, которая не сработала, – и польская, которая работает и приносит прибыль государству.

Еще хотел бы сказать, что мне очень приятно, что в автодорожной сфере начался обратный процесс. Если раньше люди уезжали массово за границу, искали там работу, сейчас они возвращаются в Украину. Средняя зарплата выросла ощутимо.

- Насколько ощутимо?

- Если мы говорим об обычном рабочем, средняя зарплата по отрасли – 15 тысяч грн, плюс полное обеспечение что касается проживания, питания и транспортных услуг (работа-дом). В той же Польше или Словакии он будет зарабатывать, может, 1,5 тыс. долларов, в лучшем случае. Но минимум половина этой суммы пойдет на обеспечение, а еще надо передать что-то семье, которую он не видит. Я считаю, что мы сейчас вышли на оптимальную модель.

Инженеры по отрасли зарабатывают где-то 25-30 тысяч грн на руки.

Сейчас нам важно стабилизировать ситуацию на "Укрзализныце". Если удастся реформировать быстро и качественно, то мы получим существенный сдвиг на рынке, потому что это 20 тысяч людей. И для меня цель реформы "Укрзализныци" – чтобы мы действительно имели эффективную компанию, которая может быть «номер 1» в Украине как госкомпания и одной из Топ-3 железных дорог Европы. Конечная цель – выход на IPO.

ДАЕШЬ 25 АЭРОПОРТОВ

- О наземном и водном транспорте поговорили, давайте немного полетаем в облаках. После длительных "боев" начал выполнять рейсы Ryanair.

- Да, со Львова и Борисполя, 16 направлений каждую неделю.

Я очень счастлив, что это произошло. Это действительно влияет на рынок. Мы видим, что и все другие компании, которые присутствуют на украинском рынке, уже отреагировали стремительным снижением цен на стоимость авиаперевозок, а это ключевое.

МАУ тоже меняется, их руководство и владелец реагируют на ситуацию, идет разработка новой бизнес-модели. Это радует

- И МАУ отреагировала?

- Это трагедия всей Украины, что в каждой сфере есть какая-то компания, которая монополизировала положение и спекулирует, что она – лидер отрасли. Это неправда. Мы видим, что результат этого лидерства плачевный, тормоз для всей экономики. Речь идет не только о МАУ. Но МАУ тоже меняется, мне приятно, что их руководство и владелец реагируют на ситуацию. То есть, сопротивления уже нет. Идет нормальная разработка новой бизнес-модели в новых условиях. Это радует. На самом деле важно, чтобы МАУ была, развивалась, потому что это базовая компания в Украине.

- Еще лоукосты планируете привлекать?

- Мы планируем максимальное насыщение. Буквально в понедельник совершил свой первый рейс новый украинский лоукост SkyUp.

Что сейчас действительно очень важно – это инфраструктура. Если мы в 2016-2017 годах прилагали все усилия, чтобы создать конкурентный рынок авиационных перевозок, привлечь максимальное количество компаний и выровнять цены в сторону снижения, сейчас у нас вопрос строительства новых взлетных полос, новых аэропортов.

В нашем понимании, это должен быть минимум один аэропорт на область. Мы уже создали программу развития региональных аэропортов, сейчас работаем с международными инвесторами относительно возможности привлечения дополнительного финансирования, в том числе и кредитного.

В этом году началось строительство взлетной полосы в Одессе, в ключевом аэропорту юга Украины.

Я сейчас пытаюсь убедить правительство и парламент, что мы должны проголосовать в следующем году в бюджете 2019 года минимум 10 млрд грн на строительство минимум 4-5 взлетных полос в разных точках Украины. Если такое финансирование будет хотя бы в течение 3-4 лет, у нас будет 25 полноценных новых аэропортов в Украине и сможем еще более развивать авиацию.

- Как вы оцениваете возможности увеличения пассажиропотока через украинские аэропорты?

За 2-3 года через украинские аэропорты смогут летать 40 млн пассажиров ежегодно

- По 2017 году мы имеем свыше 16 млн пассажиров. По оценкам, пассажиропоток может легко достичь 40 млн. Через "Борисполь" возможен 20-миллионный пассажиропоток в течение ближайших 2-3 лет.

Я благодарен новому руководителю за то, что он видит развитие, он инвестирует в расширение терминала D, мы готовимся открыть давно уже законсервированный терминал F для лоукост-самолетов.

Ну и напомню, что в этом году будет проведена железнодорожная ветка Киев-аэропорт "Борисполь". Но в перспективе, я считаю, Киев должен быть соединен со своим аэропортом и городом Борисполь линией метро.

- Речь идет о знаменитом китайском проекте "Воздушный экспресс"?

- Тот, который будет строиться сейчас, это собственные средства "Укрзализныци" – около 800 млн грн.

Китайский проект мы подали на закрытие. Но, в принципе, это тоже может быть предметом разговора во время моего визита в Китай. Необходимо, чтобы у нас был нормальный прозрачный проект финансирования, потому что ветка метро очень перспективна. По нашим подсчетам, строительство метро обошлось бы в около 200 млн долларов.

Ольга Танасийчук, Берлин.

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-