Большие проблемы малой приватизации

Большие проблемы малой приватизации

Аналитика
Укринформ
Малая приватизация через электронные торги — шаг в правильном направлении, но порадоваться за инвесторов пока мешают несколько досадных “но”

В Украине вот-вот начнется так называемая малая приватизация - около 700 государственных объектов (единые имущественные комплексы госпредприятий и пакетов акций компаний, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государству) стоимостью до 250 млн грн должны перейти к частным хозяевам. Ожидается, что от реализации этих объектов в госбюджет может поступить около 2 млрд грн. Согласно Закону “О приватизации государственного и коммунального имущества”, который вступил в силу в марте, продажа будет происходить через электронную систему ProZorro.Продажи. Накануне чиновники утвердили все необходимые процедуры. В ближайшие недели должны появиться первые лоты в системе. Однако юристы предупреждают — схема малой приватизации содержит несколько “изъянов”, в том числе и явно коррупционного характера. Будет обидно, если эти недостатки не будут ликвидированы до начала массовых торгов. Иначе идея прозрачной и честной приватизации, которую так радостно пиарят чиновники, плавно превратится в очередную “зраду”.

Инвесторы, на ста-а-арт! Внимание! Внимание. Внимание...

В Украине сегодня около 3 тысяч государственных предприятий. Согласно программе ТРИАЖ (от франц. "triage” - медицинская сортировка на поле боя. – Авт.), разработанной МЭРТ, 893 из них подлежат приватизации, 1255 идут на ликвидацию, 359 – в концессию, 378 остаются в государственной собственности. Около 700 предприятий из этого перечня попали в категорию объектов “малой приватизации". Главный критерий – стоимость предприятия не должна превышать 250 млн грн.

Начало продаж совсем близко - через несколько недель электронные торговые площадки пройдут процедуры аккредитации, и на них начнут выставляться первые лоты. "Первые несколько площадок пройдут аккредитацию достаточно быстро. Возможно за неделю. Аккредитация всех займет месяц-полтора. Мы рассчитываем, что первые лоты будут заведены где-то в конце месяца. Может, в начале июля", - сообщил заместитель главы МЭРТ Максим Нефедов “Экономической правде”.

В специальном разделе на сайте Фонда госимущества можно увидеть, что во всех областях Украины на продажу будет выставляться немало объектов недвижимости и недостроев, многочисленные компании из разных сфер деятельности и движимое имущество. Среди всего этого “добра” есть довольно интересные объекты. Например, сауна на улице Белецкого в Киеве или баня в Тальном Черкасской области. Многие захотят, пожалуй, купить оздоровительный комплекс "Пролисок" в элитной Конча-Заспе или же горный оздоровительный комплекс "Прикарпатье" в городе Яремче, ранее принадлежавший НБУ. В списке есть также Николаевская ТЭЦ. То есть, объекты есть на любой вкус и кошелек.

На первый взгляд, все замечательно. Однако без подводных камней не обошлось. По нашей просьбе их проанализировал Максим Пирогов, руководитель Днепровского офиса компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine.

Максим Пирогов
Максим Пирогов

“В малой приватизации, как ни жаль, есть потенциальная коррупционная составная”

– Во-первых, определение стартовой цены объекта. В законе предусмотрено, что оценку объектов проводит аукционная комиссия, и стартовая цена определяется на уровне балансовой стоимости. Когда на продажу выставляется предприятие, у которого есть активы с определенной балансовой стоимостью – то проблем не возникает. А вот когда предприятие имеет еще и пассивы (долги, обязательства), которые чаще всего в несколько раз превышают стоимость активов, то определить справедливую стартовую цену объекта почти невозможно. В Украине госпредприятия на сегодня в основном обременены такими пассивами.

К тому же, в законе сказано, что при отсутствия балансовой стоимости она устанавливается на основе методики Кабмина. Однако, по новому закону о приватизации эта методика еще не утверждена. И сейчас действует старая схема определения балансовой стоимости, которая несколько не соответствует реалиям. Поэтому, как будет работать механизм определения цены лота, немного не понятно. Мы анализировали для клиента один из таких объектов, в котором объем обязательств значительно превышает стоимость самого предприятия. И как составить в этом случае общую цену – не известно. Соответствующий вопрос мы адресовали Фонду госимущества, но даже там ничего не смогли нам сказать.

Во-вторых, есть проблема, в которой мы видим потенциальную коррупционную составляющую. Дело в том, что законодатели предусмотрели норму о том, что электронный аукцион может быть отменен по решению органа приватизации (Фонд госимущества или иной распорядитель объекта) на любом этапе его проведения, и причем без всяких оснований. В Порядке о “малой” приватизации перечень таких оснований не определен, в отличие от Закона о публичных закупках. То есть, речь идет, по сути, о возможности отмены процесса приватизации по любым надуманным обстоятельствам. Например, организатору торгов почему-то не понравилась цена, предложенная участниками аукциона.

Он одним взмахом руки может прекратить аукцион и объявить новый. Эти действия, соответственно, будут затягивать продажу, чтобы сбить цену и исключить потенциальных конкурентов для особо заинтересованных покупателей. Ведь, если торги дважды были отменены в связи, например, с неявкой участников, то в третий раз цена на лот существенно снижается. Мы считаем, что умышленная отмена торгов будет работать именно с такой целью.

В-третьих, законом предусмотрено, что ведомства - распорядители имущества, включенного в перечень продаж на 2018-2019 год (600 объектов), должны передать такие объекты в Фонд госимущества по соответствующей процедуре. Особенно целостные имущественные комплексы предприятий, среди которых есть и проблемные, находившиеся на грани банкротства, или даже в его процессе. С июля уже должны начаться торги, но пока объекты еще не переданы. Скорее всего, они будут передаваться решением Кабмина и “пакетами”. Думаю, что в дальнейшем это создаст определенные проблемы для организации торгов.

Хотя, по большому счету, приватизация госимущества через электронные аукционы - большой шаг вперед. Есть заинтересованность инвесторов, и есть интересные объекты, поэтому конкуренция ожидается значительная.

Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-