Приезд миссии МВФ: спасение от секвестра Госбюджета

Приезд миссии МВФ: спасение от секвестра Госбюджета

Аналитика
555
Ukrinform
Кому из украинцев придется «затянуть пояса» в случае возможного принятия решения о сокращении госрасходов

Вопрос возможных изменений в госбюджет-2018 (его секвестра) и корректировки тарифов на газ для населения будут в центре внимания запланированного на период с 6 по 19 сентября визита в Украину миссии Международного валютного фонда. Такой прогноз обнародован в пресс-релизе влиятельного рейтингового агентства Fitch Ratings. В частности, как отмечается, "во втором квартале 2018 года показатели доходности госбюджета улучшились, но, вероятно, понадобится пересмотр уровня расходов для достижения целевого показателя дефицита".

Напомню, разговоры о секвестрее (сокращении расходов при выполнении отдельных статей или всего Государственного бюджета) в этом году звучат уже не впервые. К примеру, в середине мая в прессе появились сообщения, что министерству финансов якобы поставлена задача составить список статей, по которым будет происходить сокращение. В частности, о необходимости такого шага заявили в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики.

В начале июня тогдашний министр финансов Александр Данилюк предрек: без поддержки МВФ секвестра украинского бюджета не избежать. Такие выводы он сделал, анализируя ситуацию с госфинансами в I квартале: по данным Счетной палаты, общий фонд Госбюджета в январе-апреле недополучил почти 66 миллиардов гривень (или 22,5% плана поступлений).

Но уже через несколько недель в Минфине опровергли необходимость такого шага. И.о. главы ведомства Оксана Маркарова объяснила это улучшением показателей исполнения бюджета в апреле-мае. Официальных данных Госкомстата и Счетной палаты на то время еще не было, но в финансовом ведомстве заверили: по результатам пяти месяцев выполнение общего фонда бюджета по доходам составило 99%, а с учетом спецфонда – все 100%! «Мы уточнили некоторые цифры, проанализировали статьи, по которым в I квартале было невыполнение, и сейчас видим, что в мае-июне ситуация с наполнением бюджета выравнивается», – подчеркнула Оксана Маркарова.

Стране не хватает 25 миллиардов

И вот очередная волна разговоров о возможном сокращении бюджетных расходов. Обойдемся и в этот раз «легким испугом»? Или кому-то и впрямь придется «затянуть пояса»?

Дать однозначный ответ на это вопрос эксперты, с которыми пообщался корреспондент Укринформа, не берутся. Экономические основания для секвестра вроде есть. Но в современной Украине (тем более - менее чем за год до президентских и чуть больше чем за год до парламентских выборов) решающей может стать так называемая «политическая целесообразность». И тут стоит упомянуть несколько важных факторов. Во-первых, на сокращение социальных расходов, понятно, никто не пойдет. Тем более, что большинство этих статей – законодательно защищены. Во-вторых, маловероятно и ограничение расходов некоторых силовых структур (прокуратура или СБУ). Предложения по урезанию части расходов, которые не касаются выполнения их основной правоохранительной функции уже звучали от Минфина при Александре Данилюке. Но были восприняты «в штыки».

Очевидно, неоднозначно повлияет на ситуацию и тот же сентябрьский визит в Украину миссии МВФ. С одной стороны, переговоры могут «простимулировать» украинские власти к непопулярному решению. Ведь оно не так болезненно для общества, как другой вопрос - повышение тарифов на газ для населения, поэтому может стать одним из компромиссов, на который готова пойти Украина. С другой – транш от МФВ (до конца года рассчитываем на 1,9 миллиарда долларов) позволит минимизировать бюджетный дефицит и необходимость секвестра может «отпасть» сама собой. В этом убежден старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский:

Володимир Дубровський
Владимир Дубровский // Фото: Радио Свобода

«Особых проблем с бюджетными поступлениями в Украине действительно нет. Но есть проблема с займами, которые необходимы для покрытия планового дефицита Госбюджета. К сожалению, пока не восстановлено полноценное сотрудничество Киева с МВФ, получить такие займы очень сложно. Именно поэтому не выполняется и общий план привлечения средств в бюджет. Кроме того, определенные дисбалансы возникли из-за запланированного Пенсионным фондом резкого роста собственных поступлений, для чего не было оснований. Соответственно, запланированы нереальные суммы по выплате пенсий, недостаток которых приходится «гасить» из Государственного бюджета. Если не удастся найти для этого дополнительные резервы, может, и стоит прибегать к секвестру...».

Что касается возможных резервов для избежания бюджетного дисбаланса, то правительство рассчитывает на успешный старт «малой» приватизации, поступления от которой могут частично компенсировать недовыполнение бюджета. И выпуск Минфином облигаций внутреннего государственного займа, позволяющий «латать» самые большие «дыры». Кроме того, нынешнее падение курса национальной валюты может положительно сказаться на объемах поступлений от таможни. Потому что именно недовыполнение соответствующего плана – одна из причин бюджетного дефицита, сформировавшегося с начала года, – напоминает Директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский:

Ілля Несходовський
Илья Несходовский

«Напомню, предусмотренный в бюджете-2018 среднегодовой валютный курс – 29,3 грн/долл. Но он долго держался на уровне 26,3 гривни! Это привело к недополучению средств от таможни. Кроме того, существенно завышены доходы, которые государство рассчитывало получить от ренты. Фактически нереально выполнить план приватизации, «подвисли» средства, которые мы рассчитывали получить от международных институтов...

Как следствие – уровень невыполнения бюджета в первом полугодии составил 3%. И, несмотря на повышение в последние недели обменного курса, к концу года проблемы будут лишь накапливаться. Поэтому, учитывая определенную динамику и конъюнктуру, стоило бы сократить государственные расходы примерно на 4 процента (примерно 25 миллиардов гривен). Но будет ли принято соответствующее политическое решение, спрогнозировать трудно», – говорит эксперт.

Если «гром» все-таки ударит?

Рецепты спасения Основного финансового документа страны от «урезания» действительно есть. Но их успешность зависит от многих факторов – к примеру, «пойдет» ли малая приватизация, когда физически поступят средства от кредитных траншей МВФ, удастся ли за несколько месяцев активизировать борьбу с контрабандой... Куда надежнее, по мнению экспертов, заблаговременно подготовиться к секвестру, осуществив его абсолютно «безболезненно» для страны и граждан. А резервы для этого есть.

«Сокращение могло бы касаться, в частности, «непродуктивных» статей, касающихся средств на обучение персонала, переаттестации, проведения курсов, приобретение квартир для чиновников», - говорит Илья Несходовский. Эксперт также призвал вернуться к теме сокращения финансирования отдельных министерств и ведомств, динамика расходов на которые существенно превышает темпы бюджетного роста. К примеру, Генеральную прокуратуру и МВД.

А президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило напоминает, что при секвестрировании бюджета сокращение, обычно касается ресурсов, предусмотренных на развитие:

Ярослав Жаліло
Ярослав Жалило

«В нынешнем году на эти цели в Украине запланированы значительные средства – это и масштабное дорожное строительство, и программы энергоэффективности, и инвестиционные проекты в других сферах. Поэтому, вероятнее всего, подумают о сокращении именно в этой сфере.. Теоретически можно было бы сэкономить на ресурсах, запланированных на региональное развитие: Государственный фонд регионального развития, субвенции на социально-экономическое развитие территорий, субсидии на развитие ОТГ). Но не думаю, что на эти ассигнования кто-то позарится: от влияния на регионы в избирательный период вряд ли откажутся. Поэтому никаких рисков для программ государственной поддержки местных бюджетов нет", – подчеркнул эксперт.

При этом в Основной смете страны есть и такие статьи, которые нужно секвестрировать, независимо от уровня бюджетных поступлений, чтобы сократить нагрузку на экономику, – говорит Владимир Дубровский, – Во-первых, речь идет о давно уже наболевшей проблеме верификации социальных выплат, субсидий, пенсий, различных видов соцпомощи. Для этого правительство уже создало необходимые предпосылки в виде объединения баз данных, чтобы можно было дистанционно, не вмешиваясь в жизнь людей, проверять, все ли имеют законные основания на получение субсидий, не скрывают ли они свои состояния, не получают ли пенсии за давно умерших лиц, не начисляются ли пенсионные выплаты людям, которые по тем или иным причинам не имеют на это права... Верификация позволит сэкономить, по меньшей мере, 10 миллиардов государственных расходов. Возможно, этого будет достаточно для ликвидации наших «бюджетных проблем», – прогнозирует эксперт.

Он также обратил внимание на необоснованные расходы, которые государство несет в сфере закупок, субсидирования аграрной и угольной отраслей.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-