Особенности импорта-2018: чужие харчи и “реки” пальмового масла

Особенности импорта-2018: чужие харчи и “реки” пальмового масла

Аналитика
452
Ukrinform
Стремительный рост импорта и «торможение» экспорта Нацбанк объяснил влиянием временных факторов...

В первом полугодии 2018-го на приобретение товаров и услуг за рубежом Украина потратила намного больше, чем получила от экспорта, – следует из сообщения Госстата. Дефицит текущего счета платежного баланса к концу июля составил $1,7 млрд. Это, среди прочего, привело к нехватке иностранной валюты, что является одной из причин перманентной девальвации гривны, которая длится уже почти два месяца. В Национальном банке объясняют ситуацию влиянием ряда временных факторов. Среди них – созданные Россией препятствия для грузовых перевозок в Азовском море, что привело к падению темпов роста экспорта металлургической продукции. Деструктивные действия Кремля помешали нашим экспортерам воспользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках – потеряны сотни миллионов долларов. Правда, в июле возобновился рост нашего экспорта продовольственных товаров (на 8% в годовом измерении). Но произошло это не из-за роста объемов производства или «прорыва» украинской продукции на новые рынки. Причина – ранние сроки уборки аграриями пшеницы и рапса. Причем объемы импорта росли гораздо быстрее...

Прокормить всех, только не себя

Прежде всего речь идет об увеличении энергетического импорта. Также на фоне высокого потребительского и инвестиционного спроса существенно увеличились закупки продовольственных товаров (30,8% в годовом измерении), промышленных изделий (28,1%), продукции машиностроения (16%). С одной стороны тенденция радует: хорошо, что продолжается обновление производственных мощностей украинских предприятий, а наши соотечественники могут позволить себе покупать больше продуктов, одежды, гаджетов и бытовой техники. С другой – вряд ли кого-то радует, что повышенный спрос на эти группы товаров удовлетворяется не за счет роста собственного производства, а путем «поддержки иностранного производителя» и «вымывания» из страны валюты. Тем более, когда речь идет о стремительном росте импорта продовольствия в аграрной стране...

Всего за январь-июль импорт товаров вырос на 15,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Вроде бы и немного. Но не для страны, которая и так страдает от «проедания» валютных поступлений. Как ни как, а на приобретение товаров и услуг за рубежом за шесть месяцев потрачено $30,5 млрд. По данным Госстата, больше всего денег ушло на приобретение продукции следующих товарных групп: «Минеральные продукты» - порядка $6 млрд, «Топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки» – $5,7 млрд, «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование» – $5,2 млрд, «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности» – $3,5 млрд, «Реакторы ядерные, котлы, машины» – почти $3 млрд.

Ілля Несходовський
Илья Несходовский

«Увеличение расходов на покупку товаров за рубежом связано не столько с физическим ростом объемов импорта, сколько с повышением стоимости такой продукции на мировых рынках, – объясняет директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, – Прежде всего, это касается «энергетического» и «минерального» импорта. К примеру, из-за повышения мировых цен на нефть и природный газ стоимость закупленных за рубежом энергоносителей возросла на 32,6%. В августе-сентябре этот показатель, очевидно, еще увеличится – ведь Украина активизировала закупку угля и закачку в подземные газохранилища импортного «голубого топлива», – напоминает эксперт.

Зато некоторые товары, экспортируемые из Украины, по его данным, наоборот – на мировых рынках упали в цене. К примеру, в конце мая началось падение цен на пшеницу. Что давало о себе знать вплоть до начала уборки нового урожая.

При этом страна имеет огромный внутренний потенциал для выравнивания внешнеторгового сальдо. Основной рецепт – ускорение реформирования таможни и реальная борьба с контрабандой. Напомню, на днях премьер-министр Владимир Гройсман признал, что в Украине продолжается использование «серых» схем на таможне. И что на Правительство, объявившее «войну контрабанде», оказывается значительное давление.

«Пока огромное количество товаров пересекает наши границы без уплаты каких-либо налогов и сборов (или с применением схем минимизации налоговых платежей). Таким образом, импортные товары (которые часто уступают по качеству отечественным), получают неконкурентные преимущества на украинском рынке. Как следствие - падает отечественное производство. Поэтому, заботясь об обеспечении положительного сальдо внешней торговли, нам нужно думать не только о расширении экспортного потенциала (за счет, в частности, Африки или Центральной Азии), но и об упорядочении внутренней торговли», – отмечает Илья Несходовский.

Больше пальмового масла – больше фальсификата?

Примечательно, что среди прочего, украинские предприятия существенно увеличили закупки пальмового масла (объемы его импорта сейчас – самые высокие за последние 5 лет). В первом полугодии в Украину поступило 193,3 тыс. тонн этой продукции, что почти на 20% больше по сравнению с таким же прошлогодним периодом. Основные страны-поставщики – Индонезия и Малайзия. Недавно на украинский рынок вышел Гондурас. А при таком стремительном росте импорта повышаются риски увеличения доли фальсификата молочной и кондитерской продукции на отечественном рынке, – считают специалисты.

Напомню, в мире уже много лет ведутся дискуссии о возможном влиянии пальмового масла на здоровье людей, хотя никакие авторитетные научные исследования это не подтверждают. Однако украинские законодатели, поддавшись популистским призывам и кивая на Европу, где действует запрет на использование «пальмы» в молочных продуктах, попытались ввести запрет пальмового масла и в Украине. Причем, в отличие от Европы, пытались запретить его тотально.

Также Украина продолжает немотивированно импортировать много других продтоваров, которые, в отличие от пальмового масла или экзотических фруктов, могла бы производить (выращивать) самостоятельно. Ведь страну заслуженно считают одним из крупнейших производителей продовольственных товаров в Европе.

Экономист Илья Несходовский объясняет нынешнюю ситуацию с импортом продовольствия диспропорциями в структуре выращивания сельскохозяйственных культур:

«В последние годы наши аграрии начали специализироваться на ограниченном количестве растительной продукции, дающей наибольшую рентабельность, которую легче поставлять на экспорт. Зато спрос на другие, «менее привлекательные», культуры внутри страны полностью не удовлетворяется. То же касается и животноводческой продукции. На сегодня имеем «перекос» в сторону производства курятины. А вот собственной свинины и говядины для удовлетворения внутреннего спроса не хватает. Вот и приходится ликвидировать пробелы за счет импорта», – говорит эксперт.

Про еще один недостаток таких диспропорций в агропроизводстве напоминает проектный менеджер EasyBusiness, эксперт Реанимационного пакета реформ Дмитрий Ливч:

Дмитро Ливч
Дмитрий Ливч

«90% сельхозпродукции, идущей на экспорт – это традиционные «сырьевые» культуры: кукуруза, пшеница, ячмень. И лишь 10% – товары с большой добавленной стоимостью. Задача – изменить ситуацию. Помочь изменить структуру сельского хозяйства, перейти к более активному выращиванию продукции с большей добавленной стоимостью: фруктов, ягод и овощей, – по моему мнению, может, в частности, открытие рынка земли. И, конечно же, со временем – углубление переработки товаров, идущих на экспорт», – считает эксперт.

Также он рассказал о других резервах для увеличения экспортного потенциала страны. Речь, в частности, о развитии международного сотрудничества в IT-сфере, текстильной промышленности и автомобилестроении: «Пока речь идет о единичных кейсах, касающихся, преимущественно, малого и среднего бизнеса в этих сферах. В структуре украинского экспорта они пока существенно не сказываются. Но в перспективе есть все шансы изменить ситуацию. И тут – едва ли не самый большой потенциал для развития отечественной экономики», – убежден Дмитрий Ливч.

Что же касается «традиционных» экспортоориентированных отраслей, то эксперты напоминают про много раз подтвержденную мировой практикой «прописную» истину: Украине стоит отходить от массовых поставок за рубеж сырьевой продукции (товаров металлургической и горнодобывающей промышленности). Зато нужно инвестировать больше средств в производство товаров с высокой добавленной стоимостью.

В целом же эксперты называют одной из важнейших предпосылок роста экспортного потенциала Украины как можно более полное использование возможностей, которые мы получили после вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом (в рамках Соглашения об ассоциации Украина-ЕС).

«Очень важна деятельность в этом направлении Министерства экономического развития и торговли, а также созданного недавно Еxport promotion office (Офиса по продвижению экспорта), – отмечает Дмитрий Ливч. – Ведь в Украине уже разработана экспортная стратегия, создаются возможности для стимулирования экспорта. Остается сполна воспользоваться этими возможностями – то есть, выбрать нужные рынки и предложить нужную продукцию. И стимулировать производство товаров и услуг внутри страны».

О определенных сдвигах на этом пути, очевидно, говорят и статистические данные, которые привел накануне Президент Петр Порошенко: Евросоюз стал крупнейшим торговым партнером Украины – его доля во внешней торговли нашей страны достигла 42%. В первом полугодии украинцы экспортировали в Европу товаров и услуг на $11,2 млрд, что почти на $2 млрд. больше, чем за такой же период в прошлом году. Задача – сохранить положительную динамику. Возможности для этого есть.

Владислав Обух. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>