Новая договоренность с МВФ: «старые» обязательства остаются?

Новая договоренность с МВФ: «старые» обязательства остаются?

Аналитика
487
Ukrinform
Кабмин и МВФ вместе решают, как избежать дефолта и социального возмущения из-за резкого повышения цены на газ. Говорят: есть результаты

Источники, близкие к переговорам украинского правительства с миссией Международного валютного фонда, сообщают о принципиальной договоренности о реализации новой программы финансирования Stand-by вместо действующей EFF еще до ее завершения. О деталях соглашения, которые обсуждаются в рамках нынешнего визита миссии Фонда в Киев, ничего неизвестно. Но, по инсайдерской информации, она будет рассчитана на 1,5 года и предусматривает предоставление нашей стране от $4 до $5 миллиардов займов с первым траншем в $1- $1,9 миллиарда. Об этом пишут «Украинские новости».

Договариваясь о перекредитовании, участники переговоров рассчитывают «убить сразу нескольких зайцев»: предотвратить дефолт Украины, открыть путь для привлечения ею сравнительно недорогих коммерческих кредитов и при этом избежать резкого повышения стоимости газа для населения. Напомню, последнее – наряду с созданием Антикоррупционного суда и сохранением бюджетного дефицита на уровне 3% – является одним из «бескомпромиссных» условий действующей программы сотрудничества. К тому же, наша страна получит своеобразный «страховой полис» от экономической турбулентности в избирательный период – до формирования нового правительства.

Компромиссы и возможная цена «газовых» договоренностей

Главный аргумент украинской стороны: новые договоренности позволят смягчить шоковый эффект от повышения цен на газ для населения. С октября стоимость голубого топлива для украинцев может вырасти на «каких-то» 23,5%, а не на 50-60%, которые прогнозировали раньше. Окончательное же выравнивание цены на газ для всех категорий потребителей перенесут «до лучших времен», внедрив новый алгоритм достижения этой цели. Но дискуссии насчет «первого шага» продолжаются: МВФ требует минимум 30-процентного повышения. Правительство считает пределом упомянутые уже 23,5% - то есть около 8500 гривен за тысячу кубометров.

По информации источников, знакомых с ходом переговоров, МВФ признал, что резкого повышения цены по условиям действующей программы украинский бюджет просто не выдержит. Не говоря уже о росте социальной напряженности. Ценой компромисса для украинского правительства может стать внесение в будущую программу дополнительных требований: о введении рынка земли и очередном шаге в вопросе создания Антикоррупционного суда – начале его практической деятельности.

«МВФ также заинтересован в определенном компромиссе. Ведь есть понимание, что цена на газ – вопрос, который больше всего «раскручивают» украинские популисты. А победа на выборах сил, которые на этом спекулируют, перечеркнет все уже существующие достижения в реформировании страны. Поэтому здесь лучше не быть слишком настойчивым, чтобы не потерять все», – подчеркнул в комментарии Укринформу старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимир Дубровский.

При этом эксперт считает ошибкой представителей Фонда то, что несколько последних лет они слишком фокусировались именно на вопросе приведения цены газа в Украине к рыночному уровню, чем «сужали» проблему до принятия чисто политического решения. При этом никак не стимулируя украинскую власть к целому комплексу ценностных, законодательных, технологических (да и тех же политических) изменений в жилищно-коммунальной сфере.

Володимир Дубровський
Владимир Дубровский

«Последствия подорожания газа были бы значительно меньше (возможно, 23-процентного роста большинство населения вообще бы не почувствовало), чтобы параллельно в стране воплощали настоящие реформы в сфере ЖКХ и особенно – теплокоммунэнегро. Люди, которые отапливают свои жилища газом, конечно же, проигрывают от любого, даже минимального повышения. Но они теряют меньше, чем те, кто платит за централизованное отопление. И это парадокс. Ведь такое отопление априори должно стоить дешевле. Но в Украине все наоборот», – констатирует эксперт. И объясняет это тем, что «на трубе» сидят компании-монополисты, которые наживаются на отсутствии отраслевых реформ. Они ничего не хотят делать, чтобы исправить ситуацию. Потому что не заинтересованы.

«Таким образом они увеличивают свои шансы «поймать рыбку в мутной воде». А государство закрывает на это глаза. Вместо того, чтобы с помощью антимонопольных инструментов регулировать их деятельность и стимулировать к модернизации, сбережению энергии и снижению цен на услуги. В этом направлении реформы почти не продвинулись», – говорит Владимир Дубровский.

Stand-by вместо EFF: что из этого выйдет?

«Подписание нового Меморандума о сотрудничестве с МВФ еще до окончания действующей программы выгодно для Украины, прежде всего, учитывая время, – сказал в комментарии Укринформу президент инвестиционной группы «УНИВЕР» Тарас Козак, – ведь формально срок действия программы EFF совпадает со стартом президентской компании и периодом политической активизации за полгода до выборов Верховной Рады. Это – не лучшее время для того, чтобы остаться без сотрудничества с Фондом и для ведения с ним новых переговоров. Зато – в случае подтверждения договоренностей о новой программе – в «бурный» избирательный год Украина будет иметь возможность воспользоваться помощью МВФ для реакции на какие-то негативные сигналы в экономике или финансовой сфере», – считает эксперт.

Тарас Козак
Тарас Козак

Вместе с тем он напоминает: все требования действующей программы (вернее, те обязательства, которые взяло на себя ради получения кредитов украинское правительство) сохраняются и будут автоматически пролонгированы в условиях программы Stand-by. Вероятно, будут четче очерчены алгоритмы их воплощения и уточнены сроки.

То же касается и условия о либерализации земельного рынка в Украине. Тарас Козак напоминает, что соответствующие обязательства наша власть брала на себя и в рамках предыдущих программ сотрудничества с МВФ. Но, несмотря на более низкую степень ее приоритетности для Фонда и перманентную неготовность Украины к практическому воплощению этой реформы, ее внедрение все время откладывали. Поэтому актуализация ее в новой программе, возможно, дисциплинирует украинскую власть, чтобы многолетняя проблема наконец сдвинулась с «мертвой точки».

Впрочем, по прогнозам Владимира Дубровского, срок выполнения этой договоренности перенесут максимально ближе к дате завершения действия программы. Причина та же: избежание дополнительных возмущений в избирательный период.

«Ведь в МВФ прекрасно понимают, что отсутствие консенсуса в обществе относительно необходимости такого шага может быть использовано противниками реформ для их сворачивания. Поэтому это задача касается уже поствыборного периода, когда, очевидно, появятся новые возможности для воплощения земельной реформы. Если, конечно же, к власти придут политические силы, заинтересованные в ее проведении», – отметил Владимир Дубровский.

Зато бывший министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой призывает украинскую сторону переговоров с МВФ отказаться от внесения в программы Stand-by дополнительных обязательств по открытию рынка земли. Ведь еще не созданы предпосылки для такого шага. Чем в предвыборный период вряд ли кто-то будет заниматься:

Володимир Лановий
Владимир Лановой

«В Украине полностью отсутствует надлежащая инфраструктура: законодательная, организационная, информационная... Создание рынков, организация продаж через аукционы, обеспечение залога, надлежащее оценивание – все это требует не только практических шагов, но и предшествующего законодательного, юридического, организационного, финансового обеспечения. А за много лет разговоров о либерализации рынка сельскохозяйственных земель ничего в этом направлении не сделано. И не только из-за нашей традиционной «неторопливости», а, вероятно, по чьему-то злому умыслу – для того, чтобы толстосумы могли скупить украинскую землю за бесценок», – считает экономист.

По мнению Владимира Ланового, Украина вообще могла бы избежать ряда проблем, решение которых стало предметом переговоров с Международным валютным фондом. Это произошло бы, если бы Нацбанк в свое время принимал действенные меры для предотвращения стремительной девальвации гривны (цены на газ не были бы такими «заоблачными»), а правительство обеспечивало экономический рост.

«А так кому-то хочется втрое повышать зарплату депутатам, чиновникам и другим высоким чиновникам, хочется, чтобы руководители госкомпаний получали по 100, 200 тысяч или по миллиону гривень зарплаты! В то время как экономические возможности страны – минимальны», – резюмирует Владимир Лановой. И напоминает, что именно на «проедание» и возврат предыдущих долгов ушла львиная доля средств, которые Украина за последние десятилетия получила от МВФ.

А исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, соглашаясь с необходимостью более взвешенного подхода к сбалансированию бюджетных поступлений и платежей, считает сотрудничество с МВФ в нынешних условиях безальтернативным:

Олег Пендзин
Олег Пендзин

«Такое сотрудничество нужно нам не столько для физического получения денег. Фонд нужен как некий маркер для инвесторов, покупающих государственные облигации Украины, когда Министерство финансов выходит на международные рынки для внешних заимствований. То есть, для уменьшения стоимости ресурсов на финансовых рынках. А также для привлечения прямых иностранных инвестиций, которые «разогреют» подорванную войной и кризисом украинскую экономику», – отмечает эксперт.

Поэтому большинство опрошенных Укринформом специалистов считают возможным утверждение новой программы сотрудничества Киева с МВФ положительным. Остается только довыяснить, какой будет «цена» договоренностей... Официально о результатах переговоров между украинским правительством и миссией МВФ сообщат, вероятно, в начале следующей недели.

Владислав Обух. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>