ProZorro: семь схем обхода — семь методов борьбы с ними

ProZorro: семь схем обхода — семь методов борьбы с ними

Аналитика
597
Ukrinform
Тендерные коррупционеры маскируют свои преступления, но с развитием “прозрачных” технологий и гласности им все сложнее это делать

В начале августа в Министерстве экономического развития и торговли отчитались: за два года работы ProZorro сохранено 55,3 млрд грн государственных денег. Показатели впечатляют. Однако, и коррупционеры тоже очень быстро учатся обходить «трудности» в государственных закупках. Ты их в дверь, а они – в окно.

По данным Государственной аудиторской службы (ГАСУ), в течение 2017 года по результатам анализа закупок аудиторы предупредили нарушений на сумму 16,8 млрд грн, из них отменены конкурсные торги на сумму 15,5 млрд и расторгнут уже заключенных договоров на 1,3 млрд. При этом, по данным ProZorro, средний объем закупок, проводимых в системе – примерно 600 млрд грн в год.

Активисты Центра противодействия коррупции (ЦПК) в свою очередь обжаловали около 300 закупок через систему ProZorro на общую сумму более 6 млрд грн. И добились расторжения договоров на сумму свыше 290 млн грн и взыскания с нарушителей штрафов на общую сумму 1,36 млн грн. Почему же такие небольшие суммы по сравнению с обжалованными миллиардами? К сожалению, они являются следствием или некачественно подготовленных контроллерами для суда материалов или же предвзятости судей, которые ограничиваются устным предупреждением. Ну, про наши суды и судебная реформа – это вечная «отдельная тема»....

Итак, несмотря на очевидные, многомиллиардные успехи антикоррупционеров, схемы в государственных закупках еще существуют. Сейчас их семь. Каждую из них Укринформу прокомментировал генеральный директор государственного предприятие "ПРОЗОРРО" Василий Задворный. Из его ответов становится ясно, что успешная борьба с тендерным “схематозом” – задача шире, чем просто технологическое совершенствование платформы для закупок. Значительная часть проблем – в слабом функционале регуляторной сферы в целом.

Схема №1. Использование спарринг-партнеров

Схема предполагает, что участники тендера договариваются между собой, определяют, кто должен быть победителем, а кто просто участвует в конкурсе в роли спарринг-партнера. Эти фирмы не являются настоящими конкурентами и действуют согласованно во время закупки. Юристы Центра противодействия коррупции, заметили, что обычно такие компании готовят документацию совместно, делают одинаковые ошибки, могут иметь общие контактные данные - адреса, номера телефонов, e-mail и тому подобное.

Например, Управление образования Соломенской райгосадминистрации Киева провело тендер на закупку светильников для учебных заведений района. На торги вышли две компании, а выиграло тендер ООО «Финансовая строительная компания Луч» с предложением в почти 12 млн грн. Все данные указывали, что фирмы, которые участвовали в торгах, не были конкурентами: файлы чертежей у обоих участников были выполнены в одной программе и в одном формате; названия этих файлов были идентичны и созданы в одно и то же время с точностью до секунды. Цены, предложенные компаниями, ни разу не снижались во время торгов, а разница между ними составила менее процента.

Комментирует гендиректор ГП "ПРОЗОРРО" Василий Задворный:

Гендиректор ДП
Гендиректор ГП "ПРОЗОРРО" Василий Задворный

В.С: В случае с антиконкурентными согласованными действиями (сговора) основным органом защиты являются территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины. Фактически любое лицо может информировать АМКУ о сговоре, приведя соответствующие факты, а уже Антимонопольный комитет может по собственной инициативе начать рассмотрение дела. Основанием к началу рассмотрения дела также являются заявления от заказчиков или поставщиков, чьи права на честную конкуренцию были нарушены. Подается соответствующее заявление бесплатно.

Схема №2. Допуск компаний из «черного списка» Антимонопольного комитета Украины

«Черный список» Антимонопольного комитета (АМКУ) – это перечень предприятий, которые были оштрафованы комитетом за нарушение правил тендеров. С момента внесения в этот список, компании не имеют права в течение трех лет участвовать в торгах. Список доступен онлайн. Заказчик должен отклонять предложения компаний-нарушителей, но случается, что он просто не проверяет наличие участников тендера в этом «черном списке».

Например, фирма «Евро-реконструкция», обеспечивающая жителей Левого берега в Киеве горячей водой и отоплением, провела тендер на закупку труб. Победителем торгов стала компания «Стальпром», которую в 2017 году Антимонопольный комитет привлек к ответственности за антиконкурентные действия на торгах. Тогда фирму оштрафовали на 136 тыс. грн. Поэтому «Стальпром» не имела права участвовать в тендерах до июня 2020 года. Есть и случаи, когда участники тендера подают сфальсифицированную справку о том, что не привлекались к ответственности за сговор на торгах в течение последних трех лет. Такие действия можно расценивать как использование поддельных документов, а потому за это предусмотрена уголовная ответственность.

В.С: Мы постоянно думаем над усовершенствованием функционала ProZorro, как система могла бы предотвратить правонарушения. В частности сейчас рассматривается вариант размещения в кабинетах заказчиков на площадках раздела со ссылкой на список компаний, которым по решению АМКУ запрещено участвовать в торгах в течение 3 лет. Вопрос создания “черных списков” по другим критериям – спорный. Ведь это может создать пространство для злоупотреблений и появления схем, когда из списка исчезнут “нужные” компании, а другие будут появляться.

Схема №3. Победа связанных компаний

Связанные компании принадлежат или одному лицу, или близким родственникам, членам одной семьи и тому подобное. Проверить, связаны ли компании между собой, можно в Едином государственном реестре юридических лиц. Тендерные предложения компаний заказчики должны отклонять, но почему-то этого не делают.

Такой схемой воспользовались при проведения организованного Тернопольской ОГА тендера на строительство спортзала в Черткове. На торги вышли только две компании, учредителями которых являются родные братья. В результате одна из них – ООО ВБП «Вайкон» – победила, и должна была получить за предоставление услуг 4,6 млн грн. Управление капитального строительства Тернопольской ОГА, обязано было отклонить предложения этих участников, но заказчик тендера «не увидел» связанности участников закупки.

В.С: Проверка и отклонение предложений связанных компаний – это ответственность заказчика. Статья 17 закона “О публичных закупках” закрепляет за заказчиком право защитить свои интересы и отклонить предложения, связанных лиц. С запуском ProZorro у участников подобной схемы становится все меньше пространства для ее применения. Чтобы помочь заказчикам в проверке контрагентов, создан ряд бесплатных сервисов. Мы постоянно рассказываем об их преимуществах. Например, на сайте YourControl можно быстро проверить, не связаны ли между собой компании с руководителями, бенефициарами, адресами и телефонами, не является ли потенциальный поставщик банкротом, в каких судебных процессах участвует. В базе – более 1,6 млн украинских компаний, можно подписаться на рассылку с обновлениями. Также к услугам как заказчиков, так и поставщиков – ресурс Clarity Project, где по коду ЕДРПО доступна вся информация о компании. Еще один полезный ресурс – bi.prozorro.org. Он несколько сложнее в пользовании, но есть уже много видео, обучающих им пользоваться. Здесь собрана полная аналитика о закупках, в карточке поставщика можно проверить дату его регистрации, посмотреть, какие компании постоянно принимают участие в торгах парами.

Схема №4. Победа фиктивных предприятий

На тендере “вдруг” может победить фиктивная фирма. Обычно у таких компаний нет в штате работников, нет оборудования, они зарегистрированы по адресу массовой регистрации, иногда даже фигурируют в уголовных процессах, связанных с теневым сектором экономики. Для допуска таких “фирмачей” к тендеру, заказчики услуг устанавливают низкие требования к подтверждению опыта выполнения аналогичных договоров, наличия квалифицированных работников или необходимой материально-технической базы. Иногда какие-либо требования вообще отсутствуют.

Например, ряд тендеров, проведенных филиалами «Укрзализныци» на общую сумму закупок у 103,72 млн грн, выиграла «Украинская транспортно-машиностраительная компания», штат которой состоит из трех человек. В результате на тендер выходят и побеждают посредники, которые ничего не производят и не оказывают никаких услуг, а полученные средства выводят в теневой сектор экономики.

В.С: Формирование требований тендерной документации – задача заказчика. С одной стороны чрезмерное количество различных справок, сертификатов и других документов создает дополнительные барьеры для участия бизнеса в торгах, уменьшает конкуренцию. С другой стороны формирование квалификационных требований – право и возможность заказчика приобрести качественный товар, отсеять потенциально недобросовестных партнеров. Как и любой инструмент – квалификационные требования могут быть использованы, как во благо, так и недобросовестно. Поэтому повторимся: бизнес должен использовать максимум предусмотренных законом инструментов для защиты своих прав в закупках. В данном случае – обращаться с жалобой в Антимонопольный комитет.

Схема №5. Дробление закупок

Согласно законодательству, порядок проведения закупки стоимостью выше EUR133 тыс. является особым – происходят так называемые «европейские торги». Они предусматривают участие в тендере иностранных участников наравне с украинскими, для этого объявление о закупке публикуется на английском языке. Кроме того, предложения всех участников на таких торгах проходят предварительную оценку, а срок подачи предложений вдвое дольше, что дает возможность участникам подготовить необходимый пакет. Чтобы вдвое сократить срок подачи предложений участниками, чтобы участники не проходили проверку до проведения аукциона, а также чтобы в тендере не участвовали иностранные компании, заказчики «дробят» тендер.

Например, Панютинский вагоноремонтный завод в декабре 2017-го провел 64 одинаковых тендера на закупку одних и тех же запчастей. Общая же сумма всех 64 закупок составила 235 млн грн – более 7 млн евро. Ожидаемая стоимость каждой «раздробленной» закупки составила 3,6 млн грн.

В.С: Дробление предмета закупки было вне закона еще во времена бумажных закупок. Но тогда это проверить было почти невозможно. Сейчас же достаточно калькулятора и пары кликов на экране, чтобы промониторить закупки заказчика и выявить подобное нарушение. Орган, который должен реагировать на подобные нарушения – Государственная аудиторская служба Украины. Проведение мониторинга на всех этапах закупок – их зона ответственности. В ближайшее время в системе ProZorro заработает электронный кабинет Госаудитслужбы. Все действия в рамках мониторинга будут публичными, что позволит понять, насколько эффективно работают аудиторы и не злоупотребляют ли служебным положением. Решение о начале мониторинга и выводы будут публиковаться в ProZorro. В случае неправомерного дробления тендера на суммы до 200 тысяч для товаров и услуг и 1,5 млн для работ (“допороги”), чтобы не проводить открытые торги, советуем, кроме Госаудитслужбы, также писать в DoZorro, поднимать шум в соцсетях и СМИ.

Схема №6. Дискриминации участников

Это давняя схема, в которой заказчик устанавливает требования, «заточенные» под конкретного участника торгов. Таким образом искусственно сужается круг желающих принять участие в тендере.

Юристы Центра противодействия коррупции вспоминают, как в тендере, организованном Службой автомобильных дорог в Винницкой области, на ремонт дороги по более 300 млн грн победила компания из орбиты мэра Одесса Геннадия Труханова – «Ростдорстрой». Заказчик прописал в тендерной документации следующие условия: наличие собственного, арендованного или взятого в лизинг асфальтобетонного завода (АБЗ) мощностью от 100 т/ч на расстоянии до 150 км от места выполнения работ. Из-за невыполнения этого условия турецкую компанию «Онур Конструкцион Интернешнл» не допустили к торгам, хотя ее предложение было дешевле.

В.С: Вопрос дискриминации нередко поднимается на ежемесячных открытых бизнес-завтраках ProZorro. К сожалению, не все участники знают, что обжаловать можно не только финальный результат торгов, но и влиять на ход закупки. Если поставщик видит в тендерной документации дискриминационные требования, он имеет полное право оспорить условия тендерной документации в коллегии Антимонопольного комитета Украины. На сегодня это один из ключевых органов, который помогает защитить интересы поставщиков услуг в области надпороговых закупок. Если жалоба правомерна, есть все шансы на победу. В допороговых закупках ситуация сложнее, здесь посоветовали бы, прежде всего, обратиться через систему к заказчику с соответствующим вопросом. Если не помогает, то обращаться в Госаудитслужбу, писать в высшие инстанции заказчика и оставлять ответ на платформе DoZorro.

Схема №7. Избирательность при определении победителей

Заказчик при одинаковых нарушениях участников тендеров по-разному оценивает их: может отклонить одних, в то время как других, с такими же нарушением, признает победителями.

Например, на Львовщине организовали тендер на капитальный ремонт парка Небесной сотни более 6 млн грн. Однако Сокольницький сельсовет отклонил более дешевые предложения, потому что якобы эти участники тендера подали документы не в нужном формате, хотя фирма-победитель допустила такие же ошибки.

В.С: Когда заказчик при одинаковых нарушениях участников тендеров оценивает их по-разному, например допускает к аукциону участника с ошибками в тендерной документации, нужно обратиться в Госаудитслужбу или в коллегию АМКУ. В жалобе в АМКУ на решение заказчика следует отметить, что такие действия нарушают право на недискриминационный подход в ходе рассмотрения и оценки предложений, ведь в одном тендерном предложении ошибки заметили, а в другом – нет. В жалобе также необходимо указать, какая именно ошибка допущена и что она не может быть отнесена к формальным.

От редакции: Основной принцип ProZorro “Все видят всё”. Эта система сделала открытой информацию о злоупотреблениях в закупках. Но, как видим, она не гарантирует полное отсутствие коррупции – к сожалению, некоторые недобросовестные участники, стараются любой ценой обойти систему. Главное в борьбе с ними – не молчать. Если поставщики, заказчики, общественные организации или обычные украинцы видят нарушения в тендере, нужно отстаивать свои права, жаловаться. Если сегодня показать потенциальному коррупционеру, что его действия не проходят просто так, то в следующий раз он трижды подумает, прежде чем рисковать.

Оксана Полищук. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-