Приватизация в Украине: чем «пугает» она иностранных инвесторов?

Приватизация в Украине: чем «пугает» она иностранных инвесторов?

Аналитика
429
Ukrinform
Потенциальные инвесторы, обычно, внимательно слушают предложения, но «раскошеливаться» не спешат. Почему? Изучаем мнения экспертов

В рамках визита в США глава украинского государства встретился с представителями американских бизнес-структур. В частности, на встрече с Петром Порошенко были руководители компаний Holtec, AT&T, IBM Corporation, Boeing International, XCoal Energy & Resources, Motorola Solutions, GE Transportation, AM General, Bunge Ltd, Cargill, Inc., Coca-cola, Pepsico, Citi bank, Greenbrier, а также представители Американо-Украинского делового совета.

Речь шла о перспективах увеличения объемов американских инвестиций в нашу экономику, в частности, о возможности участия заокеанского капитала в «большой» и «малой» приватизации. К примеру, представители одной из аграрных корпораций заверили Президента, что считают Украину «самым интересным и конкурентным рынком Европы». По крайней мере, о такой оценке сообщили в пресс-службе главы государства. Там также рассказали, что американские бизнесмены хвалили нашу страну за улучшение бизнес-климата, что позволит комфортно чувствовать себя и работать в Украине не только крупным, но и малым и средним международным компаниям...

Впрочем, как говорится, слова – словами, а как с делами? Напомню, подобные встречи с потенциальными зарубежными инвесторами Петр Порошенко проводил не раз – и в рамках Всемирного экономического форума в Давосе и других представительных международных мероприятий, и во время официальных и рабочих визитов во многие страны. Но и после личного приглашения от главы государства, зарубежные толстосумы не спешат к нам – даже, чтобы купить потенциально прибыльные энергетические объекты, не говоря уже о каких-либо «новокалиновских швейных фабриках или плодокомбинатах».

Поэтому за все годы независимости был, по сути, только один по-настоящему успешный пример проведения большой приватизации. Речь о продаже «Криворожстали». Да и то – эффективно сделать это удалось не с первой попытки... Напомню, за предприятие выручили $4,8 млрд, что в 2,4 раза превышает стартовую цену и почти вшестеро – сумму, полученную по итогам первого аукциона.

«Существует» ли приватизация после «Криворожстали»?

«И с октября 2005-го, когда был проведен успешный повторный аукцион, Украина фактически ничем не может похвастаться в этой сфере», – признал исполняющий обязанности председателя Фонда государственного имущества Виталий Трубаров, который принял участие в панельной дискуссии «Продавать или не продавать? Как сдвинуть украинскую приватизацию с мертвой точки?» в рамках Украинского финансового форума, организованного инвестгрупой ICU в Одессе. Основная причина, по его оценкам, – отсутствие единых «правил игры»: законодательство, которое принималось до недавних пор, было довольно фрагментарным, под каждый приватизационный аукцион приходилось готовить «свою» нормативную базу, выписывать особые конкурсные условия.

«Отныне ситуация должна кардинально измениться. Мы окончательно определили «магистральный» курс, которым страна будет следовать до завершения процессов разгосударствления, – заверил Виталий Трубаров, – при этом учтены и так называемые «общественные» запросы и интересы, и особенности восприятия соответствующих действий и норм «цивилизованным миром».

Правда, темпы принятия нового законодательства удовлетворяют не всех.

«Еще осенью прошлого года проект Закона поступил в Верховную Раду. И, несмотря на «первоочередность», был принят парламентариями лишь в январе. В марте его подписал Президент. Затем до мая мы вместе с Кабинетом министров готовили подзаконную базу. Поэтому, по большому счету, только в июле были окончательно согласованы «правила игры» в сфере приватизации... Хотя, думаю, потеря времени не была напрасной: стране удалось тщательно подготовиться к успешной приватизации в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе. Инвесторы наконец имеют возможность убедиться, что украинское государство готово к исключительно честной игры. И «точка невозврата» пройдена», – подчеркнул руководитель Фонда госимущества.

Віталій Трубаров
Виталий Трубаров

По словам Виталия Трубарова, новым Законом сокращены сроки подготовки к приватизационным аукционам, обеспечен высокий уровень юридического и экономического сопровождения на этапах подготовки к конкурсам, предусмотрены конкретные гарантии инвесторам. И это, по мнению и.о. председателя ФГИУ, должно сдвинуть процесс приватизации с упомянутой уже «мертвой точки». «Тем более, что при нынешних условиях приватизация – увы, едва ли не единственный способ привлечения крупных инвестиций в экономику нашей страны», – считает Виталий Трубаров.

И, как заверил другой участник Украинского финансового форума-2018, партнер в Ernst & Young Business Advisory Poland, советник по приватизации компании «Центрэнерго» Пьётр Пьела, иностранный капитал уже довольно живо реагирует на введение Украиной новых законодательных стандартов в сфере приватизации. О чем свидетельствует, к примеру, заинтересованность ряда потенциальных инвесторов в участии в конкурсе по продаже государственного пакета акций генерирующей компании. В то же время эксперт привлек внимание к отсутствию так называемого «вторичного» законодательства, связанного уже с работой иностранных представителей на украинском рынке, а также «правил игры» отдельно в каждой отрасли экономики. А еще зарубежным бизнесменам и консультантам не совсем понятно, какой вид будет иметь будущий украинский энергорынок после 1 июля 2019 года (когда запланирована полноценная имплементация Закона «О рынке электрической энергии». – Ред.)

 Пйотр П'єла
Пьётр Пьела

«Эту ситуацию можно сравнить с футболом: все мы более-менее знаем правила игры. Но не можем предсказать действия конкретных футболистов, их поведение, функциональную готовность и тому подобное. А значит – неизвестен нам и результат матча. А такая неопределенность заставляет некоторых потенциальных инвесторов медлить с принятием решения о приходе в Украину – чтобы увидеть, как удалось другим адаптироваться к местным условиям и в случае чего поучиться на «чужих ошибках», – подчеркнул Пьётр Пьела.

Цена при продаже – не главное

Часть иностранных бизнесменов также «отпугивают» от Украины завышенные ценовые ожидания», когда оценочная стоимость выставленных на продажу объектов не учитывает ни мировой конъюнктуры, ни объема капиталовложений, которые инвестору придется потратить для восстановления или обновления производства. Об этом напомнил президент Pericles Global Advisory, член группы советников по приватизации Одесского припортового завода Ребвар Берзинджи,

Он призвал украинцев «не концентрироваться» на цене, не делать ее главной целью приватизации. Ведь этот процесс имеет и другие цели. Главная из них – удержать проданный актив «на плаву», обеспечить его продукцией соответствующий рыночный сегмент, избежать дисбалансов, монополизации и элементарной «сдачи рынка иностранным конкурентам. Также очень важно получить от инвестора гарантии технологического обновления и модернизации производства.

«Фигура инвестора для Украины действительно очень важна. Задача – привлечь к сотрудничеству не спекулянтов, рассчитывающих на моментальный заработок, а компании со стратегическим видением, которые готовы вкладывать средства и приносить в страну новые технологии, увеличивая стоимость актива и для себя, и для страны, в которой они работают», – подчеркнул Ребвар Берзинджи,

Тетяна Острікова
Татьяна Острикова

«И в украинском истеблишменте постепенно формируется критическая масса людей, которые это понимают, – заверила народный депутат от «Самопомощи» Татьяна Острикова, – Мы должны отказаться от гегемонии так называемой «фискальной» цели приватизации – получить деньги, залатать какие-то бюджетные «дыры», да и забыть и про проданный актив, и про инвестора, и про людей, работающих на предприятии. Приватизация не может иметь фискального эффекта. Государство взамен должна понимать что мы продаем, кому, и главное – под какие инвестиционные обязательства», – считает парламентарий.

Татьяна Острикова напомнила еще о некоторых факторах (возможно, даже, самых главных), которые отпугивают иностранный бизнес от инвестирования и участия в приватизационных процессах в Украине. Речь идет об отсутствии эффективного обеспечения права собственности, независимого суда, которому могут доверять и украинцы, и иностранцы, работающие в нашей стране, несовершенное земельное законодательство. А также – чрезмерное влияние так называемого «коррупционного фактора» и отсутствие антитрастового законодательства. «Без этих компонентов говорить о полноценной приватизацию нельзя», – убеждена Татьяна Острикова.

«Первая ласточка» возобновленной приватизации: важный сигнал инвестору

Параллельно с решением этих «глобальных» и «полуглобальных» проблем Украине важно как можно скорее показать миру успешный результат разгосударствления, – считает советник по приватизации компании «Центрэнерго» Пьётр Пьела. Это, по его словам, будет ориентиром и основой для будущих «приватизационных» побед. Поэтому эксперт считает позитивным то, что украинская власть настроена провести аукцион по продаже «Центрэнерго» уже в этом году. По словам Виталия Трубарова, это произойдет в конце ноября – начале декабря. Государство выставляет на продажу 78,2% акций. При этом, по прогнозам руководителя ФГИУ, одним из конкурсных условий будет обязательное участие в аукционе иностранных компаний.

«Развивающиеся рынки – в частности, и украинский, не так прозрачны и прогнозируемы. И с этой неопределенностью связаны определенные риски. В то же время такие рынки открывают перед бизнесом много дополнительных возможностей. Капиталовложения могут быть в несколько раз рентабельнее. Поэтому, рискнув, можно пить очень хорошее шампанское», - говорит Пьётр Пьела.

Панельна дискусія з питань приватизації: Ребвар Берзінджі (перший ліворуч), Владислав Рашкован, Тетяна Острікова, Віталій Трубаров, Пйотр П'єла
Панельная дискуссия по вопросам приватизации: Ребвар Берзинджи (первый слева), Владислав Рашкован, Татьяна Острикова, Виталий Трубаров, Пьётр Пьела

Предстоящий аукцион, по его словам, поможет Украине получить практические навыки, которые пригодятся в будущем. Учитывая особое место украинской энергосистемы между бывшими советскими республиками и европейскими странами, ее, по мнению эксперта, можно рассматривать как хаб для экспорта и «перетекания» электричества:

«Это достаточно ценный проект. А еще – хорошее место для использования и апробации новейших технологий. Много иностранных бизнесменов рассматривают украинский энергетический рынок как площадку для воплощения пилотных проектов по модернизации, применения новых технологий, разработки енергостратегій будущего», – говорит Пьётр Пьела.

Гораздо сложнее ситуация с продажей ОПЗ, что ярко показали предыдущие попытки разгосударствления предприятия. Одна из проблем – потенциальное негативное «наследство» для инвестора: многомиллиардные долги. Чтобы минимизировать ее влияние на результаты конкурса, нужна предварительная реструктуризация задолженности, – считает член группы советников по приватизации Одесского припортового завода Ребвар Берзинджи. И приводит пример важного этапа приватизации в Великобритании во времена Маргарет Тэтчер, когда разгосударствлению целых секторов экономики предшествовала тщательная подготовка, связанная, в частности, с реструктуризацией долгов и оптимизацией производств.

Вместо выводов:

Если подытожить, то главные причины того, что иностранный инвестор, мягко говоря, «не спешит» в Украину, давно известны. Прежде всего, это неопределенность, связанная с российской агрессией на Донбассе. Кстати, как отмечали эксперты, именно это – основной фактор, «играющий на понижение» цены продажи «Центрэнерго» (ведь один из объектов компании находится за 20 километров от линии разграничения). Но преодолеть эту проблему без «доброй воли» Кремля пока невозможно.

Дальше же идут преграды, которые в «сфере нашей ответственности» – нормировать законодательство, что частично уже сделано. Реформировать судебную систему, что делается – но бессистемно и очень медленно. «Схватить за горло» коррупцию, снизив ее уровень до так сказать «приемлемого».

Украина должна смириться с тем, что в так называемых «малых» рынков, обычно, предъявляют усиленные требования. Это автор к вероятному замечанию, мол, коррупция, продажные суды и другие общественные пороки присущи не только нашей стране, но и, к примеру, России, в чью экономику продолжают инвестировать – даже, несмотря на действие международных санкций. Так вот: рынок РФ и ее «сателлитов», к сожалению, довольно велик. Еще там огромные объемы энергоресурсов, поэтому зарубежный капитал готов рисковать, чтобы отхватить себе кусочек этого прибыльного «пирога». А еще – в России, как ни жаль это признавать, к иностранному капиталу относятся с особым пиететом. Коррупция, судебные преследования, рейдерство – это все, обычно, для «местных» бизнесменов.

Но черт с ней, с Россией. Нам идти своей дорогой. Поэтому напоследок напомню еще о некоторых советах отечественных и зарубежных экономистов: при приватизации следует определять приоритетную цель разгосударствления каждого объекта, «не гоняться» за высокой ценой, а также внимательно реагировать на мировую конъюнктуру. Ведь не зря в народе говорят, что «ложка ценится к обеду»: стоимость одного и того же объекта в зависимости от различных обстоятельств может отличаться в разы.

Владислав Обух. Киев - Одесса

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>