Михаил Ноняк, председатель Укртрансбезопасности
Украинский экспорт под угрозой из-за «польского фактора»
03.10.2018 18:45 532

Между Украиной и крупнейшей транзитной страной для наших товаров в Европу Польшей сегодня идут непростые переговоры о разрешении на международные грузовые перевозки на 2019 год. Украина рассчитывает на увеличение квот хотя бы до 230 тысяч разрешений, что является реальной потребностью для украинской экономики. И к сожалению результат первого раунда переговоров неутешителен – польская сторона отказывается от предложения. Более того, настаивает на сокращении числа разрешений до 130 тысяч. Председатель Укртрансбезопасности Михаил Ноняк считает своим долгом донести до руководства реальное положение вещей с разрешениями на грузовые международные перевозки и, поскольку этот вопрос уже переходит в ранг стратегических. В интервью Укринформу он призывает руководство государства присоединиться к переговорному процессу, задействовав все возможные переговорные платформы для достижения результата.

– Вопрос квот на международные перевозки для Украины всегда был дискуссионным – и не столько бизнес, сколько политическим. В чем сегодня проблема?

– С началом российской агрессии и потерей российского рынка перед Украиной встал вопрос о переориентации экономики на другие рынки, в частности, на европейские. Ассоциация с ЕС открывает пути для украинских товаров в Европу, но, в то же время, добавляет новые вызовы – как отечественному бизнесу, так и государству в целом. После 2014 года Украина переориентировала свои транспортные потоки на запад, мы больше торгуем с Европой – за последние несколько лет увеличили экспорт своих товаров в этом направлении на 42%. И поэтому нехватка разрешений для пересечения украинскими грузовыми автомобилями границы с европейскими государствами – это ощутимый удар по нашему экспортному потенциалу, ведь основной поток товаров идет туда именно автомобильным транспортом.

Ранее вопрос европейских разрешений не было таким болезненным. Торгуя в основном с Россией, мы просто не выбирали всю квоту международных перевозок в Европу. Например, от Польши мы имели 200 тысяч разрешений, но выбирали из квоты максимум 180 тысяч. Начиная с 2014 года в связи с российской агрессией торговый трафик с нашей стороны в страны Евросоюза постепенно рос. В прошлом году Украине уже не хватило полной квоты, и польская сторона даже предоставила нам дополнительно 20 тысяч разрешений. Как оказалось, этого тоже было мало. Чтобы удовлетворить весь спрос на перевозки в Европу на волне нынешнего экономического роста, Украине нужно минимум 230-260 тысяч польских разрешений. Сейчас это основное транзитное направление для вывоза нашей продукции в Евросоюз.

– Почему Польша так резко пересмотрела свою политику в отношении украинских перевозчиков?

– Поляки аргументируют свое решение тем, что, по их подсчетам, украинские перевозчики в этом году заехали в Польшу всего 104 тысячи раз. Мол, поэтому нам и не нужно больше разрешений. Но ведь понятно, что эта информация далека от реальности. Прямой подсчет пересечения украинскими автоперевозчиками украинско-польской границы неинформативен. Ведь часть украинских перевозчиков, которые перевозили груз через территорию Республики Польша, попали туда транзитом через Словацкую Республику, Чешскую Республику, Федеративную Республику Германию, Литовскую Республику.

По большому счету, Польша сегодня пытается всеми силами закрепиться на европейском рынке автоперевозок, где она уже занимает почти четвертую часть. Польские перевозчики, имея определенные преференции от своей власти (кредитование, лизинг и т.д.) в последние годы, получили возможность обновить и пополнить автопарк до 300 тысяч машин (для сравнения, украинский автопарк на порядок меньше – всего 30 тысяч). И поэтому сейчас польские перевозчики имеют существенные конкурентные преимущества на европейском рынке, где действуют серьезные требования к экологическим стандартам.

В ответ на наши предложения допустить на рынок наших автоперевозчиков, ведь их не так и много, польская сторона теперь, наоборот, предлагает Украине свои транспортные услуги. Говорят, поднимите стоимость фрахта (платы за перевозку), и мы будем сами приезжать к вам за товаром. Ни при каких обстоятельствах Украина на это не может согласиться. Поскольку это означает, во-первых, коллапс рынка отечественных перевозчиков, а, во-вторых, снижение конкурентоспособности и удорожание отечественных товаров на европейском рынке, где не так легко отвоевать место под солнцем.

Мы не сможем в ближайшем будущем наладить, например, железнодорожные грузовые перевозки из-за разницы в стандартах железнодорожных путей и отсутствия необходимой инфраструктуры, так называемых “сухопортов” по перегрузке товаров. То есть, назревает ситуация, когда пропускная способность нашей транспортной логистики в Европу будет существенно уменьшена.

Чтобы вы понимали: Украина заключает соглашения о разрешении на грузовые автоперевозки с 45 странами и двумя объединениями стран – участниками Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и программы сотрудничества по организации транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА). Всего мы имеем более 800 тысяч таких разрешений, и 200 тысяч – именно с Польшей. И если поляки со своей стороны ограничат количество разрешений на перевозки, то мы не сможем торговать с Европой.

– Выход есть?

– Чтобы максимально защитить национальные интересы, во втором раунде украинско-польских переговоров 9-10 октября, Украина должна предложить Польше то, от чего она, образно говоря, не сможет отказаться. Но для этого представительство на переговорах, соответственно, должно быть высоким. Сейчас переговоры ведутся на уровне заместителей, профильных министров – этого, считаю, не достаточно для того, чтобы заинтересовать польскую сторону в таком болезненном для нас вопросе, как квоты на автоперевозки.

Ассоциация с ЕС пока не дает Украине достаточной экономической свободы на европейских рынках и заставляет нас быть изобретательными. Аргументами для европейцев в переговорах по квотам могут быть встречные взаимовыгодные предложения. И не обязательно в сфере транспортной логистики. Допустим, речь может идти об участии польских фирм в концессионных или других инвестиционно привлекательных проектах в Украине, предоставлении определенных преференций польскому бизнесу в совместных предприятиях и тому подобное. Чтобы польская сторона понимала: если она теряет в одной сфере, то выигрывает в другой. Но такие вещи могут предлагать руководители рангом не ниже вице-премьеров или даже премьер-министра. Мы считаем, что без участия высшего руководства государства эти переговоры могут иметь очень негативное последствие для Украины и украинской экономики.

Вспомните, каким социальным напряжением “взорвалась” проблема дефицита разрешений в декабре прошлого года, когда на таможенных постах образовались огромные очереди автоперевозчиков. Людей, по сути, пришлось спасать из зимнего плена – они мерзли в этих очередях до середины января. И проблему, напомню, удалось решить только за счет дополнительных разрешений. Чтобы ситуация не повторилась, должны сейчас решить все спорные вопросы и найти компромисс с польской стороной. Со своей стороны готовы предоставить любые аналитические материалы участникам будущих переговоров, у нас есть вся необходимая информация для аргументации.

– Кроме оперативного решения вопроса с квотами, как Украина может стратегически улучшить ситуацию в сфере отечественных автоперевозок?

– Эффективной, я уверен, будет финансовая поддержка отрасли. Имею в виду опосредованное содействие – через банковские и небанковские финансовые инструменты. Украине крайне необходимо повышать качество автопарка, а сделать это без доступного кредитования и лизинга непросто. Дальше – постепенное развитие современной таможенной и автодорожной инфраструктуры по всей западной границе. Это диверсифицирует транспортную логистику. И, конечно, построение автоматизированной антикоррупционной системы распределения и контроля использования имеющихся разрешений. Для нас это большая организационная проблема.

– Это та, за которую Вас недавно отстраняли от работы и обвиняли в дисциплинарном проступке?

- Обе комиссии Кабмина и по вопросам высшего корпуса государственной службы, которые с апреля проводили проверку моей деятельности, как раз и подтвердили, что проступков не имею. На сегодня я вернулся к полноценной работе, доказав свою правоту по всем пунктам обвинений. В результате мне, как руководителю Укртрансбезопасности, выдвинуто требование усилить внутренние организационные процессы и ответственность в сфере выдачи международных разрешений, где сегодня наибольшие коррупционные риски. Что касается самой проверки, то не исключаю, что те люди, которые хотели моего отстранения и увольнения, имеют собственные интересы в отношении Укртрансбезопасности. Если они рассчитывали еще на то, что за месяц-другой дисциплинарного производства я сломаюсь, или сам уволюсь, то такой радости я им не доставил. В ходе проверки дисциплинарная комиссия делала запросы в Гепрокуратуру, СБУ, НАБУ, и мне не было предъявлено обвинений ни по одному из запросов.

А что касается усиления внутренних организационных процессов, то в ближайшее время, я надеюсь, мы сможем показать конкретные результаты. По бюджетной программе «Осуществление мер по поддержке внедрения транспортной стратегии Украины» на счет Укртрансбезопасности уже поступили 25 млн гривень на реализацию автоматизированной системы учета разрешений, которая сделает невозможными спекуляции и злоупотребления как наших работников, так и недобросовестных перевозчиков. Это один из моих амбициозных планов – до конца этого года внедрить новую систему, чтобы в новый год мы вошли с принципиально иной технологической платформой, которая исключит воздействие человеческого фактора на всех этапах работы с разрешениями, и, соответственно, снизит коррупционные риски в этой сфере.

Оксана Полищук, Киев

Фото: Евгений Любимов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>