Тендерного «шила» в мешке не утаишь и закупки не подробишь

Тендерного «шила» в мешке не утаишь и закупки не подробишь

Аналитика
367
Ukrinform
Публичные закупки стоимостью до 49 999 гривень выведут «из тени». Если, конечно, депутаты найдут время и вдохновение проголосовать за реформаторский проект

Снижение «порога» для обязательного проведения электронных торгов для товаров, работ и услуг с 200 тысяч до 50 тысяч гривень – главная новация законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты», до рассмотрения которого у депутатов руки в четверг так и не дошли. В ходе рейтингового голосования о начале рассмотрения его на вечернем заседании голосов не хватило. Куратор документа – первый замминистра экономического развития и торговли Максим Нефедов – похоже, зря ждал «исторического» момента. Ведь принятие документа поможет сломать одну из основных схем ухода от контроля в госзакупках – “дробление” лотов и вывести «из тени» дополнительно 250 тысяч закупок. А это – десятки миллиардов сэкономленных для государства гривень.

Чтобы детенизировать сферу публичных закупок...

Как говорится в Пояснительной записке к законопроекту, сейчас «надпороговые закупки» составляют лишь 15% общего количества. При этом по меньшей мере 69% «допороговых закупок» происходят без использования электронной системы и проводятся непрозрачно, с нарушением установленных законодательством правил и принципов. Проведение «допороговых закупок» вне электронной системы обходит общественный контроль за расходованием бюджетных средств. А это – большой «стимул» для злоупотреблений.

«Если проведение закупок стоимостью от 50 до 200 тысяч гривень еще как-то можно отследить, поскольку, согласно действующему законодательству, заказчики должны обнародовать отчеты о них в электронной системе, то сделки на суммы, которые не превышают 49 999 гривень, вообще нигде не учитываются, – объясняет в комментарии Укринформу координатор DOZORRO, руководитель программы инновационных проектов Transparency international Ukraine Иван Лахтионов. – При этом речь, очевидно, идет о десятках тысяч сделок, несмотря на невысокую «стоимость» которых, в масштабах государства «набегает» кругленькая сумма. В случае же принятия нового закона заказчики, даже не проводя тендеры, должны будут отчитываться обо всех без исключения сделках. А также обнародовать в электронной системе тексты заключенных соглашений и приложений к ним. Поэтому государство, наконец, получит возможность точно определить объем публичных закупок», – говорит эксперт.

Іван Лахтіонов
Иван Лахтионов

Чтобы не терять миллионы из-за «неправильной» запятой...

Еще одно из важнейших изменений, которые предлагает документ, связано с возможностью исправления незначительных погрешностей в уже опубликованных тендерных предложениях и догрузки дополнительных документов. Раньше такой возможности не было. Поэтому часто заказчики под формальным предлогом допущенных ошибок отказывались от наиболее экономически выгодных предложений. Причем, как показывает анализ, в большинстве случаев речь шла о незначительные огрехах в документации, не влиявших ни на цену тендерного предложения, ни на характеристики предмета закупки (например, исправления, непронумерованные страницы, неправильная нумерация пунктов и т.п.). В результате теряют и заказчик, вынужденный или объявлять повторные торги (при выявлении ошибок в документации нескольких участников), или выбирать из менее выгодных предложений, и добросовестные поставщики товаров, работ и услуг.

«Теперь же при обнаружении каких-либо неточностей и недостатков в заявке с самым выгодным ценовым предложением заказчик должен указать на это потенциальному участнику торгов. А тот в течение 24 часов должен исправить допущенные ошибки или загрузить дополнительные документы», – рассказал Иван Лахтионов.

Чтобы «унять» жалобщиков-троллей...

Также законопроектом установлен порядок обжалования результатов торгов. Задача – минимизировать возможные злоупотребления со стороны недобросовестных участников торгов правом подачи жалоб для искусственного затягивания процедур закупок и давления на заказчиков. При этом запрещается принимать решение об отмене процедуры закупки при ее обжалования, что исключит злоупотребления уже со стороны заказчиков.

«Согласно законодательству, обращения от участников торгов рассматривает Антимонопольный комитет Украины. Для того, чтобы он принял жалобу к рассмотрению, заявитель должен уплатить определенную сумму (сейчас это 5 тысяч гривень – для товаров, 15 тысяч – для работ). Но даже если оплата отсутствует АМКУ обязан начать подготовку к рассмотрению жалобы, проверить все документы, выяснить, есть ли плата, согласовать платежки с Государственной казначейской службой. Если факт оплаты подтвержден, процесс рассмотрения жалобы продолжается. Если же нет – принимается решение о ее отклонении. При этом заявлений, за которые жалобщики не платят, обычно, до 30% общего числа. А это – неоправданные нагрузки на подразделения Антимонопольного комитета», – говорит Иван Лахтионов. И объясняет, что новым документом предлагается ввести онлайн-систему подачи, сопровождения и рассмотрения жалоб. После регистрации их на торговой площадке сразу же будет понятно: уплачено за рассмотрение или нет.

Предусмотрено и сокращение сроков обжалования до 10 дней (один из предохранителей от затягивания тендерных процедур). А для борьбы с так называемыми «троллями» (недобросовестными поставщиками товаров или поставщиками работ и услуг) предложено существенно увеличить стоимость обжалования. Ее предлагают «привязать» к ожидаемой стоимости закупки (как это происходит в судах).

«Предложенный авторами документа тариф – 1,5% от суммы. Но наша организация призывает парламентариев пересмотреть этот пункт между первым и вторым чтением законопроекта, – рассказывает Иван Лахтионов, – ведь это, по нашему мнению, слишком большая сумма для бизнеса. В экспертной группе при Transparency international Ukraine, в состав которой входят представители органов власти, бизнесмены, заказчики, считают, что наиболее приемлемый вариант тарифа – чуть меньше 1%».

Чтобы усилить ответственность руководителей...

Еще одна предлагаемая законопроектом новация – ужесточение ответственности за нарушение законодательства в сфере публичных закупок. Перечень оснований, при которых Государственная аудиторская служба может привлечь нарушителей к админответственности, предлагают расширить. В частности, добавить в него пункт об ответственности за безосновательное применение переговорной процедуры закупки, немотивированную дисквалификацию участника торгов или необоснованное определение победителя.

«Несмотря на то, что постановления и предписания АМКУ обязательны к исполнению, случаи, когда заказчики пренебрегают ими, к сожалению, нередки. Поэтому законопроектом предусмотрена админответственность за такие нарушения – наложение штрафа на руководителя предприятия. Ведь именно руководитель персонально отвечает за проведение тендерных процедур и всего, что с ними связано”, – пояснил Иван Лахтионов.

А еще документом предлагается исключить из перечня закупок товары, закупки которых определялись отдельными законами – это нефть и сырые нефтепродукты, телекоммуникационные услуги, в том числе по ретрансляции радио- и телесигналов (кроме мобильной связи и услуг Интернет-провайдеров). Таким образом, закупка этих товаров и услуг будет осуществляться на общих основаниях, не потребует дополнительной регламентации, а значит – станет более прозрачной и конкурентной.

Чтобы упростить процесс «малых» закупок...

Добавлю, что никто не будет запрещать заказчикам товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 50 тысяч гривень, добровольно пользоваться электронной системой закупок. При этом по результатам торгов от них не будут требовать никаких дополнительных документов. Одна из предлагаемых законопроектом новаций – создание электронных каталогов – своеобразного «онлайн-магазина» для малых и простых закупок, где все будет понятно и прозрачно.

«Скорее всего, электронный каталог будет вестись централизованно закупочной организацией. Для этого будет сформирована база поставщиков, которые смогут вносить ассортимент своей продукции с соответствующими ценами. Для того, чтобы воспользоваться возможностями таких закупок, заказчику достаточно зайти в базу, выбрать наиболее выгодное для себя предложение и заключить контракт с поставщиком товаров, исполнителем работ или поставщиком услуг», – объясняет Иван Лахтионов.

Напомню, система государственных закупок ProZorro обязательна для использования по всей Украине с 1 августа 2016 года для контрактов от госучреждений объемом более 200 000 грн. для товаров и услуг или 1,5 млн. грн. – для работ. После принятия нового законопроекта порог закупок будет снижен. Важно, что за два года благодаря работе ProZorro удалось сэкономить для бюджета более 52 млрд. грн. А в сентябре система закупок установила новый рекорд «малой» приватизации.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>