Тимошенко, Азаров, Яценюк, Гройсман - кто больше набрал долгов

Тимошенко, Азаров, Яценюк, Гройсман - кто больше набрал долгов

Аналитика
6464
Ukrinform
Участились обвинения власти в «мании заимствований». На самом же деле ей мы «обязаны» ростом долга лишь на $3 млрд из 76-ти...

В ближайшие два года Украина должна вернуть зарубежным кредиторам $5,5 млрд задолженности. Это – примерно 4,5% ВВП. Еще почти $3 млрд (лишь в 2019-м) понадобится для того, чтобы рассчитаться по валютным обязательствам на внутреннем рынке. При этом, по данным международного рейтингового агентства S&P Global Ratings, по условиям новой программы сотрудничества с МВФ, ни цента из $3 млрд, которые в следующем году поступят от Фонда, Киев не сможет потратить на погашение государственных долгов. Ведь все транши предназначены исключительно для пополнения валютных резервов НБУ. В то же время договоренности с Международным валютным фондом позволят нам получить дополнительную макрофинансовую помощь в $1 млрд от Евросоюза и $800 млн гарантий от Всемирного банка. Также перед страной открываются новые возможности для сравнительно недорогих займов на международных финансовых рынках. Кстати, по данным информированных источников, Министерство финансов уже планирует привлечь до $2 млрд, разместив 10-летние еврооблигации в долларах. Таким образом, стране, очевидно, удастся избежать дефолта и погасить текущую задолженность перед кредиторами. Но полностью решить проблему без стремительного развития экономики и направления свободных средств на погашение долгового тела не удастся. Потому что «механическое» перекредитование будет означать лишь попытку отложить решение вопроса на будущее.

Именно в таком накоплении долгов, по которым придется рассчитываться не только нынешним, но, очевидно, и следующим поколениям украинцев, как всегда, модно обвинять действующую власть. На самом же деле, как оказывается, задолженность активно формировалась при всех премьерах, начиная со «второго» правительства Тимошенко.

Как Киев копал себе (или залез в) «долговую яму»

До 1994 года, в период перехода Украины к самостоятельному хозяйствованию, госдолг формировался бессистемно и фактически не отражался в официальной статистике. Впервые точную сумму задолженности страны эксперты подсчитали по состоянию на начало 1994-го. Речь шла о $4,8 млрд. Украина привлекала эти средства на международных финансовых площадках как кредиты для НБУ и активно оказывала правительственные гарантии под иностранные кредиты для отечественных предприятий. Также продолжалось урегулирования долговых взаимоотношений с Российской Федерацией.

Начиная с 1995-го, Киев прибегает к внутренним займам – в основном путем размещения облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Тогда же Украина начала сотрудничество с некоммерческими международными финансовыми институтами, в частности Всемирным банком и МВФ. «Пиковым», учитывая долговую нагрузку, стал 2000 год. Тогда показатель госдолга достиг 48% объема ВВП. В абсолютных цифрах это $15,2 млрд.

«До 2000 года платежный баланс Украины постоянно ухудшался. Фактически все резервы шли на удержание валютного курса, – напоминает директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский, – особенно болезненный удар наша финансовая система пережила в кризисный 1998-й. Тогда произошла существенная девальвация молодой отечественной валюты (с 1,87 до 5,5 гривень за доллар). Потому и приходилось активно выходить на внешние рынки заимствований».

Зато потом – в период экономического роста 2001-2007 гг. – уровень прямого государственного и гарантированного государством долга сократился до 12,3% валового внутреннего продукта (показатель, которому могли позавидовать большинство ведущих экономик мира).

И в 2008-м «ударил» глобальный финансовый кризис. В Украине началось экономическое падение, произошла существенная девальвация отечественной валюты, когда курс подскочил до 11 гривень за доллар, стабилизировавшись в конце концов на отметке 8,3. Через активную политику заимствований на конец 2009 года уровень госдолга вырос до 38,4% ВВП.

Юлії Тимошенко
Юлии Тимошенко

Таким образом, менее чем за два года правительство Юлии Тимошенко заняло у МВФ, Всемирного банка и других кредиторов примерно $26 млрд. В частности, в 2008-2009-м, по новой программе Stand by Украина получила от Международного валютного фонда $10,6 млрд. Первый транш – $4,5 млрд в срочном порядке зачислили в золотовалютные резервы Национального банка. Остальные два транша – перевели непосредственно в бюджет. Как они были там потрачены – тема отдельного исследования.

Илья Несходовский, например, убежден, что полученные от международных финансовых доноров средства были использованы нерационально. Потому что они, в основном, шли на поддержку отдельных банков, которые из-за непродуманной (а иногда – и спекулятивной) политики оказались на грани банкротства. Не способствовали сокращению задолженности и падение экспортной выручки и торможение внутренних экономических процессов.

Микола Азаров
Николай Азаров

В 2010-м к этой сумме прибавилось еще $14 млрд (часть этих средств одалживал еще кабмин Тимошенко, но в основном – правительство Николая Азарова, которое было сформировано 11 марта, после победы на президентских выборах Виктора Януковича). В 2011-м ситуация несколько улучшилась, но к 2013 году все, как говорится, вернулось «на круги своя». В рамках программы сотрудничества с МВФ Украина получила два транша – всего почти $3,4 млрд. Вроде бы и немного. Но при этом действующий тогда Кабинет Министров, как и предыдущий, активно прибегал к коммерческим займам на внешних рынках, а также злоупотреблял постоянным выпуском ОВГЗ. Среди причин активизации займов эксперты называют попытки искусственно удержать курс национальной валюты (ввиду активного разбазаривания золотовалютных резервов). Но в условиях сохранения отрицательного сальдо внешней торговли все эти средства, как говорится, «уходили в песок». Не помогли и пресловутые три «российские миллиарда для Януковича»... При этом, к «общим» с правительством Тимошенко $14 млрд займов 2010-го, Николай Азаров за время правления «добавил» еще примерно $19 млрд.

Таким образом, к концу февраля 2014-го новая власть получила в наследство «от папередников» долг в $73,23 млрд (в том числе: $27,83 млрд – внешние заимствования, $32,24 млрд – внутренние, $13,16 млрд – долг, гарантированный государством).

Арсеній Яценюк та Володимир Гройсман
Арсений Яценюк и Владимир Гройсман

В дальнейшем внутренний долг сокращался, внешний, наоборот, рос. В частности, от Международного фонда в 2014-м Украина получила $4,3 млрд (два транша в рамках нового займа Stand by). А уже 11 марта 2015-го МВФ заменил ее на новую четырехлетнюю программу EFF. Первый транш объемом $5 млрд поступил сразу же после подписания Меморандума. В начале августа Украина получила очередной транш – $1,7 млрд. Эти деньги пошли на пополнение резервов Нацбанка. Затем, после летней паузы, МВФ перевел очередной транш – $1 млрд (сентябрь 2016-го), столько же Украина получила в апреле 2017 года. Деньги использовали для стабилизации ситуации на валютном рынке.

«Помощь от МВФ помогла удержать гривню от дальнейшего падения в самый критический период 2014-2015 годов, – говорит Илья Несходовський, – также важно, что часть средств перевели непосредственной в бюджет. Это помогло государству в выполнении ряда социальных программ, в частности, удалось вовремя выплачивать пенсии и зарплаты в бюджетной сфере».

По словам эксперта, не обошлось и без ошибок. В частности, в 2015-м Нацбанк поздно реагировал на негативные сигналы от рынка. Это и привело к дальнейшему обесцениванию гривни и вызвало дополнительную потребность в займах, которые из-за промедления уже не были так эффективны...

Выплаты кредиторам: временные меры и «глобальные» перспективы

Конечно же, при этом речь не идет о сугубо «арифметическом» наращивании задолженности: во все периоды Украина вынуждена была тратить дополнительные средства на обслуживание долга: определенные суммы возвращались кредиторам, выплачивались проценты за пользование займами, часть задолженности удавалось реструктурировать.

Напомню, по отечественным и иностранным исследованиям, экономически безопасный уровень государственного и гарантированного государством долга Украины составляет примерно 35% ВВП. Страна уже трижды была не в состоянии самостоятельно выполнять свои долговые обязательства. К примеру, в конце 1990-х пришлось реструктурировать внешний госдолг и несколько раз прибегать к реструктуризации внутренней задолженности. А после кризиса 2008-го Киев обращался за экстренной помощью международных финансовых организаций. Сумма займа тогда была второй по объемам в мире после помощи МВФ для Венгрии. В августе 2015-го завершились переговоры с клубом кредиторов Украины: достигнута договоренность о списании 20% долга и продлении на четыре года срока погашения украинских еврооблигаций. То есть, пик выплат приходится как раз на «избирательный» 2019-й.

Сейчас долг Украины достигает $76 млрд. (72% ВВП). Причем, внешний долг достиг $48 млрд. Крупнейший кредитор Украины – Международный валютный фонд – 7,47% общего объема госдолга (за 24 года сотрудничества с этиой структурой Киев одолжил у нее в общем свыше $31 млрд.). 5,44% украинского госдолга «держит» Международный банк реконструкции и развития (основное кредитное учреждение Всемирного банка).

Ілля Несходовський
Илья Несходовский

«Но не надо забывать и о наших обязательствах перед другими кредиторами, – говорит экономист Илья Несходовский. – Ведь в целом в 2019-2021 годах Украине предстоит выплатить кредиторам $19 млрд. Сумма – крайне серьезная».

Поэтому, чтобы Украине не пришлось больше договариваться о реструктуризации, что автоматически продлит наше «хождение долговой кругом», власть должна заботиться о продолжении экономических реформ, привлечении инвестиций, что, несомненно, улучшит наш внешний платежный баланс. При этом самой большой проблемой во внешней торговле эксперт считает так называемую «коррупционную составляющую»:

«Часто Украина отправляет продукцию на экспорт по заниженной цене. Разница же между этой стоимостью и мировыми ценами оседает на оффшорных счетах. Одновременно значительная часть иностранных товаров поступает в страну контрабандой, без уплаты налогов и сборов. Это не только сказывается на наполнении бюджета, но и приводит к дисбалансам на внутреннем рынке, делая украинскую продукцию неконкурентоспособной. Все это существенно ухудшает наш торговый баланс и сказывается на платежном сальдо. Поэтому чем быстрее мы искореним обе беды: оффшоры и контрабанду, тем быстрее рассчитаемся с долгами: как с внешними, так и с внутренними кредиторами», – заключает Илья Несходовский.

Резюме: чем вечно искать виновных, часто «назначая» ими не тех, кого надо, не пора ли начать продуманный и эффективный путь выхода из перманентного кризиса?

Владислав Обух. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-