А знаете, цены на газ можно и нужно поднять до уровня Европы уже сегодня

А знаете, цены на газ можно и нужно поднять до уровня Европы уже сегодня

Аналитика
405
Ukrinform
Повышение цен на газ абсолютно логично и необходимо. Вот только с тем, кто, кому и сколько за его добычу платит, с рентой, то есть, - следует разобраться…

Необходимо ли повышать цену на газ для потребителей и приводить ее в соответствие с европейским уровнем? При открытом рынке - это обязательное условие! Бизнес, добывающий и продающий газ (далее – бизнес), не будет продавать газ (товар) здесь задешево, если он может продать там задорого. Если не уровнять цены внутреннего рынка с внешним, то вы либо останетесь без такого товара, либо вам придеться изолировать свой рынок. Ни первое, ни второе для Украины неприемлемо. Наша цель интегрироваться в ЕС и обходиться без газа мы не можем.

В результате напрашивается вывод, что правительство Украины действует правильно и в интересах народа Украины, ведя его к стратегической цели, им же, народом, обозначенной. Но!

Цена на газ для потребителей (народа) это только одна сторона взаимоотношений народа с бизнесом, при которых народ выступает в роли покупателя. Есть и другая сторона взаимоотношений, при которых народ, собственник природных ресурсов, выступает в роли продавца права добычи таких ресурсов бизнесу. За такое право бизнес платит народу (в бюджет) ренту. Причем не только за добычу газ, но и за добычу нефти, угля, воды и пр. Это общемировая практика. Когда мы слышим о выплатах гражданам той или иной газо- или нефтедобывающей страны части доходов бюджета – то это, как правило, доходы от такой ренты. Не все государства таким образом используют доходы бюджета от ренты, но для цивилизованных государств характерно направление доходов от ренты на облегчение, тем или иным образом, финансовой нагрузки на внутренних потребителей (народ). Это один из характерных признаков соблюдения принципа социальной справедливости.

А какую политику реализует правительство Украины в этом вопросе? Что вы слышали о том, как используются доходы нашего бюджета от ренты? Может вы что-то слышали о повышении вместе с ценами на газ для потребителей ставок ренты для компаний газодобытчиков?

Стратегическую цель правительства в 2017 году озвучил его глава Владимир Гройсман. «Необходимо наконец-то с 2018 года понизить ренту на добычу газа и ввести единую ренту – 12%». Пока эти планы реализовать не удалось и ставки в 2018 году остались прежними. Привел же я этот цитату только для того, чтобы показать, в каком направлении планирует двигаться наше правительство.

А может быть Гройсман прав и тяготы нашей ренты непосильны нашему газодобывающему бизнесу? Разобраться в этом не так просто. Во-первых, определить конкретные суммы платежей по ренте, в соответствии с требованиями статьи 252 Налогового кодекса задача не из лёгких. Такая сумма определяется путем умножения объема добычи на «мудрёным» образом рассчитанную цену и умножается на ставку рентной платы (в большинстве случаев от 11 до 29 процентов – п. 252.20. Кодекса). Определенная таким образом сумма ренты для конкретного газодобытчика потом еще умножается на понижающий коэффициент (в большинстве случаев 0,79 или 0,61 – п. 252.22. Кодекса). Получается, что в большинстве случаев реальные ставки ренты составляют от 6,71 до 22,91 процента.

В итоге, например, за 9 месяцев 2018 г. доходы бюджета от рентной платы и платы за специальное использование всех природных ресурсов (газа, нефти, угля, руд черных, цветных и легированных металлов, урана, янтаря…) составили 31067,9 млн. грн. что составляет 4,6% от всех доходов бюджета. Много это или мало? Например, даже налога с доходов физических лиц, в основном с заработной платы, бюджет за этот же период собрал в 2 раза больше –65595,5 млн. грн. (9,72%). Больше собрали и акциза с произведенных в Украине товаров 49175,3 (7,29%). А такие, можно сказать «пассивные» доходы бюджета как административные платежи и сборы, а также доходы от некоммерческой деятельности, составили почти половину от полученной ренты – 15571,7 млн. грн.

Для еще большей ясности попробуем определить среднюю стоимость ренты за добычу 1000 кубометров газа. Данные взяты из открытых источников, расчеты осуществлены без детальной аналитики, поэтому будут только приближенными к истине.

Итак, допустим, что из всей рентной платы за все природные ресурсы, поступившей в бюджет за 9 месяцев 2018 г., 40% это рента за газ. Следовательно, сумма рентной платы за газ за этот период составила 12427,16 млн. грн. Газа в Украине добывается в год около 20,5 млрд. куб. Следовательно, за 9 месяцев это 15,375 млрд. куб. Получаем приблизительную стоимость рентной платы за 1000 куб. газа, полученную с газодобывающей компании равную 808,27 грн. А теперь сравните ее со стоимостью газа для населения, равную 8600,00 грн. Или средней таможенной стоимостью газа за сентябрь 2018 г., по данным Минэкономразвития, – 8490,33 грн. за тыс. м3.

Безусловно, газодобывающей компании необходимо потратить средства на разведку, добычу, хранение, транспортировку, продажу газа и прочее расходы, но я уверен, что эти затраты с лихвой покрываются доходами. Конечно при условии, что эти расходы не «накручивают».

А теперь давайте сравним еще 2 цифры. По расчетам (смотри выше) получилась сумма поступлений ренты от газодобывающих компаний за 9 месяцев 2018 г. равная 12427,16 млн. грн. За первое полугодие 2018 г. назначено субсидий на сумму 667,3 млн. грн. Следовательно, за 9 месяцев ее будет назначено (если предположить, что их у нас выплачивают и летом тоже) в сумме около 1000,95 млн. грн. То есть, субсидий выплачено на 11426,21 млн. грн. меньше, чем получено ренты. Куда же делась эта сумма ренты за газ? А ведь есть еще рента за нефть, уголь и прочее, которая составляет 18640,74 млн. грн., что в целом дает «неиспользованную» сумму ренты за 9 месяцев 2018 г. в сумме 30066,95 млн. грн.

Эти средства конечно же использованы, но возникает вопрос, на какие цели? И почему их не использовали на увеличение размера субсидии и расширение круга лиц (домохозяйств), которым такая субсидия выплачивается. Ведь рента, повторюсь, это плата бизнеса за богатство страны, принадлежащее народу. Почему бы эту плату не перераспределить на облегчение финансового положения народа? Исходя из сделанных расчетов по состоянию на данный момент рентной платы достаточно, чтобы увеличить объем выплат субсидий в 30 раз! После этого и цену на газ для потребителей (населения) можно повышать хоть до мирового уровня. А так, разве нет оснований у тех, кому без субсидий концы с концами не свести, полагать, что о них не заботятся так, как это положено в цивилизованном государстве? Ведь за первое полугодие 2018 года выплаты субсидий, по сравнению с таким же периодом 2017 года, сократились, по данным того же источника, на 75,6% (с 2740,3 млн. грн. до 667,3 млн. грн.)! Даже если предположить, что в этом вопросе наводили порядок, верифицируя выплаты и отсекая от субсидий тех, кто на самом деле вполне в состоянии платить самостоятельно – все равно уменьшение затрат сразу на три четверти (!), даже с учетом общего повышения доходов - нереально большое, которое трудно обьяснить простым гражданам.

Конечно, полученную в бюджет ренту можно потратить и на социальные программы и на ту же дотацию Пенсионного фонда, и на военные нужды, и на любые другие цели по расходным статьям госбюджета. Но вот незадача, законность такого использования ренты сомнительна.

В соответствии со статьей 13 Конституции Украины земля, ее недра являются объектами права собственности Украинского народа. Исходя из этого рентная плата, которая взимается на основании требований раздела IX Налогового кодекса, по своей сути является доходом, принадлежит народу Украины, всем его гражданам. Подчеркиваю, доходом, а не налогом! Сейчас в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Украины и других законодательных и нормативных актов, такой доход, не поступая в распоряжение граждан Украины, полностью изымается и поступает в бюджет Украины. Но, сфера действия Налогового кодекса ограничивается отношениями, возникающими в сфере взимания налогов и сборов (п. 1.1 ст. 1 раздел I Налогового кодекса). И его действие не может распространяться на рентную плату, которая, как мы акцентировали выше, является не налогом, а доходом. Кроме того, отсутствует какое-либо документально подтвержденное и законно оформленное согласие граждан Украины на полное изъятие принадлежащих им доходов в виде рентной платы.

Короче. Во всем этом надо разбираться. Если не хватает законодательного регулирования, - то добавить его. Процедуру распределения ренты – денег, напрямую принадлежащих народу – следует сделать безупречно юридически обоснованной и прозрачной. А вот полное изъятие дохода, принадлежащего гражданину Украины, без документально подтвержденной его согласия на такое изъятие, не только нарушает требование статьи 41 Конституции Украины, в которой сказано: «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью ...», но и принципы социальной справедливости.

Валерий Карев, кандидат экономических наук. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-