Назар Бобицкий, Представительство Украины при ЕС
Торговля с ЕС является мощным двигателем для экономики Украины
16.11.2018 09:00

Показатели роста торговли между Украиной и ЕС, которые были обнародованы в отчете Европейской Комиссии и недавно озвучены в Киеве Еврокомиссаром по вопросам расширения Йоханнесам Ханом, более чем оптимистичны и беспрецедентны для всей истории двусторонних отношений. О том, что позволило достичь такого роста, и о преимуществах Соглашения об ассоциации и создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС Укринформу рассказал руководитель отдела по экономическим вопросам Представительства Украины при ЕС Назар Бобицкий.

В 2014 ГОДУ МЫ ДОРОГО ЗАПЛАТИЛИ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЮ СОВЕТСКОГО НАСЛЕДИЯ В ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

- Около 30 процентов роста по экспорту и до 23 процентов – по импорту в торговле Украины с ЕС... Когда результаты такие радужные, всегда возникает вопрос – это действительно шаг вперед, или же до этого все было плохо?

- Да, это последние данные, по сравнению с предыдущим годом. Сведения, приведенные в отчете Европейской Комиссии об имплементации двустороннего соглашения о свободной торговле, подтверждают, что наш экспорт, как и импорт, действительно растет, мы все больше «набираем разгон».

Эту ситуацию следует сравнивать с 2014-2015 годами, когда наша экономика, торговля и предприятия пережили страшный шок от действий Российской Федерации и фактического закрытия российского рынка. Сейчас мы видим завершение этого большого разворота от Востока на все остальные азимуты нашей внешней торговли.

- Позвольте уточнить. Означает ли это, что приведенные показатели роста является результатом отказа от ориентации на Россию?

Мы почувствовали, что конкурентны в определенных отраслях мирового экспорта по соотношению цена/качество

- Я думаю, что здесь есть и такой географический фактор, но не только он. У нас происходят существенные изменения в структуре экспорта. Мы действительно отходим от парадигмы последних 20-30 лет, когда мы продолжали эксплуатировать производственные цепочки, которые существовали еще во времена Советского Союза. Мы продолжали эксплуатировать старое советское наследие, в том числе, в части построения экспортных поставок, не боролись за другие рынки сбыта. И потом очень дорого заплатили за это в 2014 году.

Сейчас ситуация меняется. Европейский рынок для нас уже третий год подряд лидирует, ведь на него приходится 42 процента от всего объема внешней торговли. За ним по важности идет азиатский вектор, а также Ближний Восток и даже Северная Африка. Мы почувствовали, что конкурентны в определенных отраслях мирового экспорта по соотношению цена/качество. Мы завоевали и удерживаем свою долю на европейском рынке, и это означает, что мы можем успешно конкурировать и в регионе Персидского залива, и в Египте, в Индии, в Индонезии, и на других рынках.

Зона свободной торговли с ЕС, по моему мнению, дала нам очень важный политический импульс поддержки и сигнал надежды нашим экспортерам в 2014-2015 годах. Вместе с тем, ментальная и организационная перестройка на Запад требовала ума, сил и времени.

ПОСЛЕ РЕФОРМ УКРАИНСКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ АВТОМАТИЧЕСКИ БУДУТ ПРИЗНАВАТЬСЯ НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ

- Сначала Украина присоединилась к ВТО. Этот процесс был длительным и тяжелым. Тогда проявился острый вопрос о стандартизации, ведь продвигаться на новые рынки Украине мешали постсоветские ГОСТы и параметры качества. Удалось ли на сегодня что-то изменить в этой сфере?

- Мы сейчас движемся очень уверенно по пути, который называется «гармонизация технических регламентов и технических стандартов» наших промышленных товаров с европейскими. Это один из краеугольных камней в системе УВЗСТ между Украиной и ЕС.

Выяснилось, что достичь либерализации таможенных тарифов и благоприятных квот – это только половина дела. Вы можете иметь нулевой тариф на поставку условного товара в Европейский Союз, но если он не соответствует европейским техническим стандартам, его не допустят на рынок.

Соглашение об Ассоциации предоставляет нам определенные правовые рамки для осуществления реформ в этой сфере и определяет их временные рамки. Результатом реформ должно стать заключение дополнительного Соглашения об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (ACAA, Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of Industrial Products), согласно которому украинские технические стандарты, которые устанавливаются нашими органами стандартизации на основе европейских, будут признаваться в Европе.

Сейчас, чтобы выйти на европейский рынок, наш производитель вынужден проходить сертификацию собственного продукта в европейских лабораториях. Это изменится, когда мы пройдем наш регуляторный путь по соглашению об Ассоциации и внедрим в наше законодательство так называемые технические регламенты ЕС, то есть минимальные параметры безопасности продукции с точки зрения потребителя. Речь идет о сотнях и даже тысячах гармонизированных стандартов. Когда это произойдет, наши национальные технические стандарты автоматически будут признаваться на европейском рынке. Поэтому наш производитель сможет пройти сертификацию дома, в Украине.

УКРАИНА УЖЕ ВНЕДРИЛА ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ ЄВРОРПЕЙСЬКИХ СТАНДАРТОВ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

- Когда такие изменения станут реальными, хотя бы ориентировочно?

- Сегодня этот процесс продолжается. Мы уже внедрили львиную долю технических регламентов ЕС в наше законодательство, этим занимается министерство экономического развития и торговли Украины.

Сейчас мы внедряем технические стандарты для определенных категорий товаров. В Приложении 3 Соглашения есть перечень приоритетных для Украины секторов и видов продукции. Это техническое оборудование, которое работает под давлением, низковольтное электрическое оборудование, медицинские приборы и изделия, игрушки, измерительные приборы и прочее.

Кроме того, мы должны принять еще базовые законы, которые будут регулировать надзор за соблюдением этих требований. Это система рыночного надзора, метрология, то есть система лабораторий для контроля, и законодательство по защите прав потребителей. Как только мы завершим этот процесс, Европейская Комиссия должна его оценить, и после сможем перейти к подготовке этого дополнительного соглашения ACAA.

Этот процесс должен завершиться в течение 2-4 лет от начала действия ЗСТ, начиная с января 2016 года.

СОГЛАШЕНИЕ С ЕС ПОВЫСИТ КАЧЕСТВО УКРАИНСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

- Можно понять, что такие параметры качества будут касаться также и украинских потребителей? Ведь продукция, которая пойдет на экспорт, будет производиться теми же производителями для внутреннего рынка...

- Действительно, когда мы пройдем этот этап, будут созданы дополнительные условия для защиты прав наших потребителей. Это очень важно. В идеале, система должна выглядеть как та, которая работает у наших соседей, которые тоже прошли этот этап в период подготовки к членству в Евросоюзе.

Отличие нашей ситуации заключается в том, что мы выбрали только те категории товаров в этом приложении 3 Соглашения, которые для нас являются приоритетными. Это было сделано еще в 2008-2012 годах во время переговоров. А страны-кандидаты были вынуждены внедрять технические регламенты для всех товаров. Фундаментально принципы были те же, хотя масштаб – разный.

- Касаются ли эти правовые нормы сельскохозяйственной продукции?

- Это немного другой трек. Мы обязались перейти на общие принципы контроля и надзора ЕС в сфере санитарных и фитосанитарных стандартов. В секторальном измерении для того, чтобы экспортировать в ЕС определенные категории пищевых продуктов, таких как мясо птицы, яйца, молочные изделия, мед, – Украине нужно получить разрешение от Европейской Комиссии. Для этого проводится аудит нашего законодательства и предприятий, приезжают специалисты Еврокомиссии, анализируют и собирают информацию – каким образом мы имплементируем их рекомендации, потом согласовывают свои выводы с государствами-членами ЕС – и только после этого дают согласие.

Надо отдать должное нашим ведомствам, специалистам, энтузиастам, которые работали в прежней Госфитослужбе, сейчас это называется Госпродпотребслужба. Еще в 2012-2014 годах, до вступления в силу Соглашения об ассоциации, усилиями наших ведомств мы получили разрешение на экспорт в ЕС сначала яиц, потом – мяса птицы, потом – молочной продукции. Надо отдать им должное. Именно они прокладывали путь для украинского бизнеса на европейский рынок.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ УБЕДИЛСЯ В КАЧЕСТВЕ УКРАИНСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

- Это все было в соответствии с определенными квотами, которые были установлены для Украины?

- Квоты действуют в контексте таможенного регулирования импорта. В данном случае мы говорим о нетарифном регулировании. То есть это разрешение в принципе – Европейский Союз удостоверился, что методы выращивания или скота, или, например, растений, их сбора, контроля за эпизоотикой и другие, – отвечают европейским нормам. У них очень высокие стандарты.

Мы смогли пройти этот процесс для тех категорий, которые я назвал, сегодня мы можем их экспортировать в ЕС. Эти, самые интересные с коммерческой точки зрения группы товаров, самые перспективные для нашего аграрного экспорта в ЕС.

- Но сельскохозяйственный рынок в ЕС, наверное, самый регулируемый и конкурентный среди всех остальных. Насколько серьезным конкурентом Украину воспринимают европейские производители?

- Да. Фактически все развитые страны мира очень чувствительно относятся к аграрным отраслям. Частично речь идет о продовольственной безопасности, частично – мощных аграрных лобби производителей и фермеров. Поскольку от благополучия в селе зависят также голоса избирателей, социальная стабильность и так далее. ЕС в этом не исключение.

ЕС имеет сложную и многогранную совместную аграрную политику, направленную на всестороннюю поддержку аграрного сектора, начиная от прямых выплат фермерам для повышения социальных стандартов, и до определенных схем гарантирования внутренних цен в случае, например, неурожая или потери внешних рынков. Этот сегмент общей аграрной политики в ЕС становится все более важным.

УКРАИНСКИЕ АГРАРИИ УСПЕШНО КОНКУРИРУЮТ НА РЫНКЕ ЕС

- Что порождает следующий вопрос – насколько конкурентоспособен с европейским украинский сельскохозяйственный производитель, который не получает такую поддержку?

- В том, что касается государственной поддержки фермерам в Украине – она постоянно развивается. Но наши бюджетные возможности ограничены. Соответственно, помощь, которую получают наши аграрные производители, на порядок отличается от европейской. Тем не менее, наши аграрии очень конкурентоспособны на своих направлениях, преимущественно, благодаря собственным силам.

Как именно ЕС защищает свой сельскохозяйственный рынок от влияния третьих стран, очень видно, если посмотреть на Соглашение об ассоциации. По многим позициям импорт в ЕС аграрной продукции не либерализован. Там мы видим тарифные квоты, то есть количественные показатели, в рамках которых беспошлинный импорт разрешен, но при превышении их мы платим пошлины, которые зафиксированы в ЕС в рамках ГАТТ-ВТО. Это мясо птицы, это сахар, крахмал, мед, зерновые – пшеница, кукуруза, ячмень. То есть это такие первичные аграрно-пищевые товары, где мы действительно можем воспользоваться определенными преимуществами, учитывая наши климатические условия, низкую стоимость производства и изобретательность наших производителей.

Сегодня, после нескольких лет работы УВЗСТ, мы видим, что выходим уже на следующий этап, на котором должны работать над совершенствованием этого Соглашения, чтобы сделать его условия более выгодными для нас.

Условия торговли товарами, в частности таможенные тарифные квоты были согласованы совсем в другое время, в другой исторический период, в 2008-2012 годы. Сегодня они уже не отвечают новым экономическим реалиям. Изменилась геополитика, и коренным образом изменила условия торговли в Европе. Кроме того, изменилась структура нашей экономики. Все чаще мы слышим голоса наших экспортеров, которые чувствуют себя скованными действующими рамками УВЗСТ.

Здесь мы приближаемся к самому важному нюансу. Соглашение об ассоциации дает возможность его пересмотра через пять лет с даты начала его применения.

Интересно, что за последние год-два продукция машиностроения заняла третью позицию по объемам экспорта. Очень положительный сигнал. Это означает, что наши машиностроители находят возможности быть конкурентными, находят ниши на новых рынках. Открытость европейского рынка позволила нашей машиностроительной отрасли увидеть перспективу.

- Насколько возможно для Украины высокотехнологичное сотрудничество с европейскими предприятиями в таких отраслях, как судостроение и самолетостроение?

Соглашение об ассоциации и связанные с ним соглашения дают большие надежды авиапромышленности. Это приз, за который Антонову стоит побороться

- Все машиностроительные отрасли сложные. Например, судостроительная отрасль сегодня переживает тяжелые времена по всему миру, не только в Украине или в Польше, но и в Британии, Италии, Греции и в других странах. Это сложный комплекс проблем, в котором имеют значение технологии, доступ к дешевому финансовому ресурсу и государственным субсидиям. Уверен, что наши корабелы в Николаеве и Херсоне очень хорошо понимают эти проблемы.

Что касается авиапромышленности – здесь Соглашение об ассоциации и связанные с ним соглашения дают большие надежды.

Главное, что должны получить предприятия вроде завода Антонова, – это признание в Европе безопасности эксплуатации своих летательных аппаратов. Такая возможность существует в широких рамках Соглашения об ассоциации. Техническая работа уже ведется в рамках договоренностей с Европейской Комиссией относительно сходимости систем сертификации. Если будет решен вопрос сертификации, украинские производители начнут уже с других позиций говорить с крупными европейским партнерами, формировать производственные цепочки и занимать определенные ниши, например, в производстве двигателей, роторных частей или элементов фюзеляжа. Или на основе международной кооперации собирать собственные самолеты и предлагать их на европейский рынок. Это приз, за который Антонову стоит побороться.

- Но ведь на это не только коммерческие интересы влияют, есть и определенный государственный интерес?

- Государственный интерес в том, чтобы иметь независимого, стабильного, хорошо стоящего на ногах собственного производителя самолетов и других летательных аппаратов. Это важно со стратегической точки зрения.

УКРАИНА МОЖЕТ ВОЙТИ НА РЫНКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ

- Европейская сторона предлагает либерализацию автомобильного рынка, включая устранение таможенных барьеров для экспорта. Каким образом должны решаться вопросы защиты национального производителя в этой отрасли?

- Это чувствительный вопрос, на который я не могу дать точного ответа. Есть достаточно убедительный пример. Лидером в сфере автомобилестроения в Европейском Союзе является Словакия. Страна не производит «словацкие» автомобили, но заинтересовала мировые автоконцерны разместить у себя производство.

Нам тоже следовало бы смотреть на эту проблему шире. Насколько протекционизм или защита внутреннего рынка путем повышения импортных пошлин, – насколько это помогает производству, способствует его конкурентоспособности, внедрению новых стандартов качества и открытию новых рынков? Оставим эти вопросы открытыми.

На мой взгляд, не стоит идти на поводу у политических лоббистов. Надо смотреть на опыт наших европейских соседей, в той же Словакии. Для нас, в перспективе, может быть интересным вхождение на рынки автомобильных запчастей. Сегодня некоторые европейские компании инвестируют в такие производства запчастей на западе Украины для дальнейшего экспорта в ЕС, руководствуясь преимуществами ЗСТ и географической близостью этого региона. Почему бы нам не сотрудничать с ними в модальности совместных предприятий и не предлагать наши ноу-хау? В «чистый» протекционизм я не верю.

УКРАИНЕ НАДО РАЗМЕЩАТЬ У СЕБЯ ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ

- Сам факт подписания Соглашения об Ассоциации и УВЗСТ с ЕС является свидетельством вхождения Украины в открытый рынок. На рынке наблюдается резкий рост спроса на электромобили. Как Украине занять свою нишу в этой технологической волне?

- Либерализация рынка автомобилей была очень важным шагом. Далее в этом вопрос должна быть внедрена так называемая «разумная промышленная политика». Важно понять, где на рынке производства электромобилей, который только формируется, есть пробелы с точки зрения заполнения спроса со стороны индустриальных гигантов, которые сейчас наперегонки пытаются занять эту нишу.

На мой взгляд, наши преимущества, опять же, в сфере сырья. У нас есть известные месторождения лития. Но это лишь начальный этап. Надо предлагать производителям возможности размещения производства в Украине. Для этого Соглашение об ассоциации дает нам очень мощный инструмент. Мы должны как можно быстрее завершить проблему технического регулирования, чтобы будущие узлы и агрегаты электромобилей, которые могут производиться в Украине, считались европейскими с точки зрения технических стандартов.

В решении этих и других вопросов торговли Украина не должна ориентироваться только на ЗСТ с ЕС. Мы должны создать целую сеть, своеобразную паутину двусторонних ЗСТ с другими странами. Как это делает ЕС, как это очень активно делают Турция, Китай, Австралия, США, Япония. Мы должны быть в центре подобной сети и воспользоваться всеми возможностями, которая она предоставляет нашему бизнесу для производства товаров и их экспорта в ЕС. Это должна быть стратегия, венец работы всей системы ЗСТ Украины. Именно так работает сам ЕС.

ЦЕНА МОРАТОРИЯ НА ВЫВОЗ ЛЕСА МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ УКРАИНЫ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ

- Сейчас много шума в Украине вокруг того, что ЕС якобы оказывает давление, чтобы снять ограничения, которые Украина ввела для экспорта древесины. В чем суть противоречия? Это проблема ЕС, или же ее корни – в иногда хищных аппетитах наших, украинских бизнесменов?

Мораторий не достигает цели, которую декларирует, а именно – защита наших лесов

- Тематика моратория на экспорт леса продолжается с 2015-го, со времен введения соответствующего законодательства в парламенте. К сожалению, за последние годы эта проблема стала более политизированной.

Этот мораторий несовместим с положениями Соглашения об ассоциации с ЕС, которое запрещает количественные ограничения в торговле. Мы должны понимать, что это нарушение, которое имеет свою цену. В нашем случае эта цена может быть высокой, потому что для нас ЕС - ключевой рынок сбыта и ключевой донор как инвестиций и технологических ноу-хау, так и самой международной помощи.

Такие шаги, как мораторий, ослабляют наши позиции на других переговорах с ЕС по целому ряду вопросов в части торговли и экспорта. Например, в рамках антидемпинговых расследований для защиты наших металлургов. Или на переговорах по пересмотру квот на очень широкий перечень других товаров. В этом случае мы, на мой взгляд, не должны мыслить категориями узкого экономического популизма.

К тому же, мораторий не достигает цели, которую декларирует, а именно – защита наших лесов. Применение моратория не сняло проблемы незаконной вырубки лесов, незаконного вывоза леса. Проблема контрабанды и откровенного пренебрежения нашим законодательством не была снята. Поэтому остаются вопросы относительно результативности этого инструмента для защиты украинских лесов.

С другой стороны, надо отдать должное депутатам. Этот закон – это их реакция, пусть и эмоциональная, на очевидные проблемы нашего экспорта, на его структурную деформацию в пользу экспорта сырьевой продукции.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С ЕС ИМЕЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ

- По большому счету, если мы оцениваем влияние УВЗСТ с ЕС на экономику Украины, какой вывод может быть доминирующим?

- ЗСТ с ЕС имеет для нас огромное значение, фундаментальное положительное влияние. В долгосрочной перспективе УВЗСТ – это еще одна программа экономических реформ для Украины, которая не варьируется от правительства к правительству, от выборов к выборам, потому что рассчитана на длительное время.

Наиболее ценное то, что Соглашение дает очень четкие ориентиры относительно тех преимуществ, которые мы получим, когда мы пройдем этот путь, очень конкретные ориентиры. Эта выгода заключается в интеграции в рынок ЕС – самый большой в мире, самый прозрачный и организованный, с которым нам посчастливилось иметь дело.

При этом мы должны абсолютно прагматично относиться к Соглашению об ассоциации и УВЗСТ, и активно его корректировать. Через пять лет после вступления в силу такая возможность открывается. Правительству и бизнесу Украины стоит подойти к этому с максимальной ответственностью и воспользоваться такой возможностью с пользой для Украины и ее граждан.

Дмитрий Шкурко, Брюссель

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-