Банкротство “Росавы” из-за миллиардных долгов – это не то, что вы подумали

Банкротство “Росавы” из-за миллиардных долгов – это не то, что вы подумали

Аналитика
461
Ukrinform
Банкротство отечественного производителя шин вовсе не означает прекращение производства – владелец, кажется, пытается просто избавиться от долгов

Хозяйственный суд Киевской области вот-вот должен решить, признавать ли банкротом одного из двух отечественных производителей автомобильных шин ЧАО «Росава» (есть еще "Днепрошина", которая тоже в свое время проходила через процедуру банкротства и получила нового владельца). Сообщение о "Росаве" всплыло в ленте новостей именно в тот момент, когда автор этих слов наблюдал за картиной "живого" комбината, проезжая по трассе М-05 мимо завода в Белой Церкви (Киевская обл.). Дым из труб и испарителей шинного завода никак не свидетельствовал об остановке производства в ожидании горестной участи банкрота.

Стоит отметить, что банкротство коммерческого предприятия в Украине не всегда означает его полную "смерть" от невозможности рассчитаться с хроническими долгами. Чаще всего, это схема очистки балансов от безнадежных ("плохих") долгов. Запутанная юридическая и коммерческая история "Росавы" – тому яркий пример. Банкротство в этом случае является результатом откровенных манипуляций с собственностью и денежными потоками владельцев "Росавы" – финансово–промышленной группы «Финансы и кредит», бенефициаром которой выступает народный депутат Константин Жеваго (по состоянию на 2018 год владеет активами в размере 1,1 млрд долларов, занимая седьмое место в рейтинге самых богатых украинцев по версии издания “Новое время”).

Операция “ликвидация”, или Жизнь под прикрытием

Собрание акционеров ЧАО "Росава" 30 апреля этого года решило добровольно ликвидировать общество. Ликвидационная комиссия насчитала у предприятия около 18 млрд грн (!) задолженности при стоимости имущественного комплекса 762 млн грн и 3,4 млрд грн активов. Мол, долги стали настолько неподъемны, что предприятие спасет только банкротство.

Сразу же поползли слухи, что "Росава" прекращает работу. И многие из водителей и владельцев автотехники занервничал, "ой, не будет дешевых шин!" (росавские "легковые" шины возможно и не так качественные, зато вдвое дешевле зарубежных, а вот грузовые – несомненно достойно конкурируют. – Авт.). Однако гендиректор "Росавы" Александр Далиба поспешил заверить, что решение общего собрания акционеров о ликвидации и банкротстве компании, по сути, является реструктуризацией предприятия – переходом на новые, более эффективные "рельсы". "Реструктуризация предусматривает полное сохранение текущих рабочих мест, увеличение объемов производства, дополнительные инвестиции в предприятия, создания после реструктуризации дополнительных рабочих мест в количестве не менее 75-125 человек ежегодно", – заявил гендиректор.

Напрашивается версия, что путем реструктуризации (ликвидации, банкротства и т.д.) "Росава" пытается избавиться от тех долгов, которые она получила за семь лет жизни на олигархической “орбите” Константина Жеваго.

Костянтин Жеваго
Константин Жеваго

И именно процедура банкротства, как утверждают юристы, понадобилась владельцу для того, чтобы на некоторое время ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В частности, Государственная фискальная служба обвиняет владельцев предприятия в выводе из Украины с помощью фиктивных контрактов свыше 52 млн долларов, и соответственно в попытке избежать начисленных налоговых и долговых обязательств на 1,27 млрд грн. При этом Фонд гарантирования вкладов физических лиц, который пытается через суды взыскать задолженность (все основные средства "Росавы", недвижимость, автомобили, товары в обороте, имущественные права на выручку и т.д. на общую сумму свыше $400 млн находятся в залоге у центрального финучреждения группы Константина Жеваго банка "Финансы и кредит", находящегося сегодня в состоянии ликвидации) не исключает, что решение акционеров ЧАО “Росава” о ликвидации и банкротстве юрлица может привести к блокированию взыскания долгов в принудительном порядке.

"Согласно закону, погашения не осуществляются во время ликвидаций/реорганизаций крупных предприятий, процедура требует формирования реестра кредиторов, что может затянуться на годы. Кроме этого сохраняется вероятность, что ЧАО “Росава” передаст свое имущество одним правопреемникам, а обязательства – другим", – констатировали в ФГВФЛ.

Лучшее средство от тревог – это дорожная песня шин

В поддержку “антидолговой” версии нынешних событий вокруг производителя шин свидетельствуют следующие цифры и факты. В 2017 году “Росава”, которая производит ходовой товар – ежегодно 3-4 млн шин, увеличила чистый убыток на 74% – до 718 млн грн при сокращении выручки на 42% – до 875 млн грн. По итогам 9 месяцев 2018 года зафиксирован чистый убыток предприятия 18,33 млрд грн при выручке 537,97 млн грн.

Несмотря на такие колоссальные убытки, предприятие продолжает успешно работать и реализовывать товары по давальческой схеме. По данным ГФС, «Росава» спокойно продолжает выпускать шины, выполняя договоры переработки давальческого сырья одного из своих контрагентов – ООО «Премиори» (зарегистрировано в 2016 году отдельными сотрудниками завода по тому же адресу, что и “Росава” с уставным капиталом всего 500 грн.). Самое интересное что, в то время, когда шинный “гигант” несет сплошные убытки, его “карликовый” бизнес-партнер весь, как говорится, в шоколаде. В 2017 году (обратите внимание, всего за год существования!) он увеличил чистую прибыль на 86% – до 98,47 млн грн при росте выручки на 18% – до 3,23 млрд грн. За 9 месяцев текущего года «Премиори» получило 142,49 млн грн чистой прибыли при чистом доходе 2,22 млрд грн.

Благодаря такому странному, на первый взгляд, партнерству сегодня тем не менее речь идет о модернизации производства и расширении присутствия “Росавы” на европейских рынках. На своей официальной странице в Фейсбуке компания на днях сообщила, что голландская компания "VMI Holland BV" доставила на завод 6 фур с новым оборудованием – это уже второй шиносборочный комплекс EХХIUM, на котором будут производить шины премиум-класса под торговой маркой PREMIORRI. “Работа кипит ... шинникам нужно успеть все подготовить к приезду специалистов из Нидерландов, которые уже в середине декабря начнут пусконаладочные работы. Поставка нового оборудования и выполнение обязательств обеими партнерскими сторонами – хороший знак, который вселяет оптимизм нам, как украинскому производителю, на весь 2019 год!”, – отмечалось в сообщении.

Голова правління-генеральний директор ПрАТ
Председатель правления - генеральный директор ЧАО "Росава" Александр Далиба, премьер-министр Украины Владимир Гройсман, 15 декабря 2017 года.

Показательно, что в декабре 2017 года в Белую Церковь на «Росаву» приезжал премьер-министр Владимир Гройсман поздравить работников с 45-летием предприятия и пообещал серьезную поддержку. Сейчас предприятие участвует в тендерах для Вооруженных сил Украины.

В прошлом году украинские шины Rosava презентовали на международной выставке «Автомеханика» в Германии, которая ежегодно проходит во Франкфурте-на-Майне. Украинский производитель показал там модельный ряд сельскохозяйственных, автомобильных и грузовых шин. На сегодня на официальном сайте компании представлены 66 моделей шин для сельхозтехники. И сообщается, что украинский производитель реализует свою продукцию в 60 стран мира. В одном из последних интервью Александр Далиба убеждал, что в 2018 году “Росава” завоюет чуть не половину отечественного рынка шин. Ведь за последние пять лет в обновление производства, несмотря на экономические и политические кризисы было инвестировано почти 200 млн грн. То есть, производственный потенциал сохранен и даже приумножен. Бери и работай. Вот только бы с хитростями владельцев-олигархов разобраться.

Наконец, как показывает опыт “Росавы”, да и многих других украинских предприятий, пора ликвидировать порочную олигархическую практику махинаций с прибылями и убытками. Для этого даже придумывать ничего не надо – всего лишь решиться на новую модель налогообложения – налог на выведенный капитал. Модель просчитана и оформлена в виде готового законопроекта, субъекты законодательной инициативы почему-то упорно ее игнорируют.

Марина Нечипоренко. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-