Шевки Аджунер, глава наблюдательного совета Укрзализныци
Пятилетняя стратегия Укрзализныци обеспечит конкурентоспособность и эффективный сервис
14.02.2019 10:00

За его плечами огромная школа и опыт глобальных финансовых учреждений. Последние 5 лет он возглавлял киевский офис ЕБРР. Поэтому его номинация и вхождение в состав наблюдательных советов крупнейших украинских государственных компаний стали признанием и органическим продолжением эффективной работы в этот особенно сложный для экономики Украины период.

Сегодня Шевки Аджунер, турецкий финансист и банкир, возглавляет наблюдательные советы «Укрзализныци» и «Укрэнерго».

Полгода работы в Укрзализныце позволяют говорить о первых впечатлениях и результатах. Наблюдательным советом и менеджментом уже разработана Стратегия Укрзализныци на 2019-2023 годы. На днях ее презентовали представителям правительства, рынка и экспертам. Стратегический документ прежде всего поощряет конкуренцию для Укрзализныци, что, по словам Шевки Аджунера, является условием прогресса и развития компании.

- Вы до недавнего времени были директором представительства ЕБРР в Украине, сотрудничали с Укрзализныцей. Как изменилось ваше видение развития компании после того, как возглавили наблюдательный совет УЗ?

- ЕБРР всегда предоставлял Укрзализныце ресурсы для улучшения качества подвижного состава и инфраструктуры. УЗ всегда была ключевым партнером для ЕБРР.

Стало быть, мои взгляды сильно не изменились. Теперь я по другую сторону, в Укрзализныце, и помогаю в реализации планов компании, чтобы она была конкурентоспособной, эффективной и обеспечивала сервис необходимого качества.

Еще во время работы в представительстве ЕБРР для меня было очевидно, что команда Укрзализныци под руководством Евгения Кравцова развивается очень динамично. И сегодня, когда я уже в УЗ, мы видим необходимость продолжения и углубления начатых реформ.

- В 2013 году, как только вы пришли в представительство ЕБРР в Украине, говорили, что очень сложно написать для Украины стратегический документ, когда в стране происходят тектонические изменения. В условиях сегодняшней Украины стало ли проще разработать стратегию для Укрзализныци?

- Сегодня совсем другая ситуация. Мы видим рост уверенности, интереса, аппетита инвесторов к Украине, видно их желание предоставлять долгосрочное финансирование для УЗ и других местных компаний. Инвесторы с нетерпением ожидают дальнейшее повышение прозрачности экономических процессов в стране, смелых решений и действий власти для дальнейшей реализации реформ.

- Подготовлена ли уже стратегия развития Укрзализныци?

- Это вопрос, который должен быть поддержан правительством и другими стейкхолдерами. На сегодня мы находимся на финальной стадии формирования стратегии для Укрзализныци.

Движущей силой нашей стратегии является ориентированность на клиентов, как в грузовых перевозках, так и в пассажирской сфере.

Среди первоочередных задач – реформирование системы принятия решений в компании. Когда ключевые процессы, такие как закупки, капитальные инвестиции, планирование содержания и ремонтов будуть проходить на уровне главного исполнительного офиса, а не на разных региональных уровнях, как было раньше, тогда они будут более организованными, финансово более эффективными и будут контролироваться должным образом.

Фундаментальной для УЗ является финансово-экономическая стабильность. Конкретная проблема в том, что в прошлом Укрзализныцю заставляли оказывать услуги по более низким ценам, а порой даже ниже себестоимости. И следствием этого стали нехватка финансовых ресурсов, плохое состояние наших активов, особенно в локомотивном секторе. Наша стратегия даст Укрзализныце возможность делать необходимые инвестиции, чтобы обеспечивать конкурентоспособность украинской экономики и работать для граждан Украины.

- Насколько члены наблюдательного совета Укрзализныци едины в видении этой стратегии, может, кто-то имеет особое мнение?

- Все мы хотим быть уверены, что имеем целостную стратегию, которая найдет поддержку акционера. Имеем документ, одобренный единогласно наблюдательным советом, и который вскоре будет представлен правительству.

Мы говорим о горизонте видения в 5 лет, однако основные задачи должны быть реализованы в течение года-двух. Поэтому это не статичный, а динамичный документ. Это план действий, который будет доказывать свою действенность на рынке.

- Уже как председатель наблюдательного совета Укрзализныци вы неоднократно обсуждали с бизнесом идею автоматической индексации тарифа на индекс цен производителей. Какие шансы ввести сейчас такую модель тарифообразования в отрасли?

- Если бы я был политиком, для меня это было бы лучшим предложением. Это снимает политическое давление в системе. Для политиков всегда тяжело повышать цены. Но как только вы установите рациональную основу, такую как индексация тарифов, и привяжете ее к тому, как повышается себестоимость всех товаров в стране, тогда это полностью деполитизирует процесс.

Это также будет хорошо и для промышленности, когда каждый будет иметь в первую очередь справедливое соотношение цены на перевозки к стоимости производства. Если будет расти стоимость производства продукции, то также необходимо и резонно параллельное поднятие тарифов на перевозку до соответствующего уровня. Я считаю, что это вывод не только менеджмента Укрзализныци, но и более широкого индустриального сообщества, потому что это делает процесс ценообразования более предсказуемым.

Однако общая идея - тарифы нужно довести до такого уровня, чтобы они дали возможность УЗ генерировать доходы для инвестиций на уровне, который необходим для окупаемости заемных средств за время их жизненного цикла, если активы профинансированы.

- Ваше отношение к идее независимого регулятора наподобие того, который есть в энергетике и комунхозе?

- Наличие транспортного регулятора, если установлены правила игры, которые надлежащим образом создают одинаковые условия для всех, и управляются должным образом, это было бы хорошо. Опять таки, все будет проектироваться таким образом, чтобы уберечь УЗ и других игроков от политического вмешательства.

- Насколько в предложенной вами стратегии учтена та модель рынка железнодорожных перевозок, которая содержится в законопроекте о железнодорожном транспорте?

- Этот законопроект предусматривает создание конкурентного рынка железнодорожных услуг. Поэтому все наши инициативы заключаются в том, чтобы сделать систему УЗ более действенной и эффективной. И в этом плане наша стратегия поощряет конкурентность. Она делает компании эффективнее, сильнее и становится движущей силой роста. Конкурентности избежать нельзя - это не мудрое решение для компаний.

Однако для нашего сектора будет важна соответствующая нормативная регуляция и одинаковые условия для всех участников. В противном случае Укрзализныця станет уязвимой, поскольку будет вынуждена брать на себя ряд неприбыльных общественных обязательств.

Например, мы хотели бы видеть справедливую компенсацию за неприбыльные пассажирские перевозки, чтобы выполнять все обязательства перед гражданами Украины, улучшать качество и мобильность услуг для жителей, но не допустить негативных последствий, потерь в сфере грузовых перевозок. Что в конечном итоге может привести к прекращению субсидирования таких услуг. Поэтому мы просим о приемлемой структуре компенсации у центрального и местного руководства за предоставление услуг пассажирских перевозок, за выполнение обязательств по общественным услугам.

- Наблюдательный совет Укрзализныци в таком составе работает уже больше полугода. Вы достаточно проинформированы о процессах, происходящих в компании. Где вы видите резервы для улучшения работы УЗ?

- Кроме того, что я уже называл, а именно - изменение процесса принятия решений, улучшение эффективности и возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов для инвестиций, также важна борьба с коррупцией и хищениями. Поэтому мы всячески приветствуем работу в этом плане правоохранительных органов и побуждаем их работать тесно с нами для искоренения любых преступных проявлений в компании. Об этом я писал в письме к представителям власти. Мы также принимаем соответствующие меры. Но мы не правоохранительные органы с их ресурсами и полномочиями. Бороться с организованными правонарушениями против компании, которые составляют большую часть, - это не наша квалификация, не наши полномочия. Поэтому мы просим правоохранительные органы государства помочь нам в искоренении этих преступлений против компании, а соответственно, и против народа Украины.

И суммы денег, которые мы сохраним в случае успеха, могут быть невероятными. В том числе благодаря этому мы сможем на порядок увеличить объемы наших инвестиций.

- Вице-премьер Владимир Кистион говорил, что кроме стратегии УЗ актуален также вопрос формирования нового состава правления. На каком этапе сейчас этот вопрос?

- Вы знаете, что председатель правления, Евгений Кравцов, уже утвержден. Он полностью соответствует нашим требованиям, но этот процесс должен продолжаться и с другими представителями команды путем прозрачной, объективной оценки сильных и слабых сторон каждого менеджера и обеспечить компетентную, достойную, целостную команду лидеров компании, которая сможет и будет стремиться к реализации наших стратегических планов.

Слово «команда» здесь имеет решающее значение. В этом контексте команда менеджеров должна полностью сотрудничать друг с другом и иметь единое стратегическое видение развития УЗ. Иначе проиграем, чего мы не можем допустить.

Сегодня идет процесс определения и идентификации и согласования профиля: человеческих, профессиональных компетенций, которые необходимы для каждой ключевой должности, функции.

- Уже есть видение персонального состава правления, шорт-лист, лонг-лист?

- Мы еще не на том этапе. Персонализация – это уже второй этап. Сейчас мы определяем и финализируем требования, квалификации каждой должности. Затем на основе этого будем оценивать каждого, соответствуют ли они этим требованиям или что-то нужно улучшить. Как я уже говорил, очень важно, чтобы команда была целостной, чтобы работала вместе. Команда должна иметь единое видение целей и задач под председательством председателя правления.

Они, конечно, должны быть профессионалами высокого уровня, но если они не разделяют общего видения, то им нет места в такой команде.

- Итак, есть ли план действий по корпоративному управлению, когда будет сформировано новое правление?

- У нас запланировано заседание наблюдательного совета на конец февраля. Тогда мы завершим и согласуем эти квалификационные критерии, и надеюсь, что очень скоро перейдем к следующему этапу оценки соответствия критериям. Мы постараемся ускорить этот процесс, но дедлайн – конец первого полугодия. До окончания первого полугодия 2019 года все определится.

- Как проходит работа наблюдательного совета УЗ, ведь это был первый опыт, когда наблюдательный совет государственной компании сформирован по новой процедуре? Находят ли общий язык так называемые независимые члены и представители от правительства?

- Мы работаем очень сплоченно и слаженно. Я уже отмечал, что каждый вносит свой вклад в соответствии с компетенций, имеет свое видение, но в конструктивных дискуссиях находим общее решение. Мы в состоянии это делать, потому что выстраиваем безусловное доверие друг к другу.

На этом этапе преобразований очень важно построение политики государственной собственности, которая определяет основные параметры долговременного функционирования УЗ, которого ждет от нас государство. У нас есть представители правительства, следовательно мы имеем постоянное мнение государства, которое принимается во внимание во время наших обсуждений.

Государство со своей стороны развивает доверие к компании и ее органам управления, поскольку ее видение признается и учитывается при принятии решений. Однако главное - найти консенсус разных мнений и взглядов, лучшее решение того или иного вопроса.

Мы всегда принимали решения единогласно, у нас не было серьезных недоразумений, и мы не хотели бы этого в будущем.

Я положительно впечатлен квалификацией коллег, у нас чудесный сплав энергии, динамичности, мудрости, молодости и опыта. Мы с господином Ослудом лидеры по возрасту, но Константин Марьевич и Иван Юрик значительно «омолаживают» средний возраст нашего наблюдательного совета.

- Вы также являетесь председателем наблюдательного совета Укрэнерго. Где вы проводите больше времени?

- Я провожу больше времени в УЗ, потому что я работаю здесь дольше. Наблюдательный совет Укрэнерго был сформирован позже. Оба совета и их роли для меня одинаково важны, потому что обе компании очень важны для экономики Украины. Я считаю себя просто счастливцем, ведь много над чем работать в обоих советах и компаниях.

В энергетической сфере мы движемся к новой рыночной структуре. Как вам известно, главную трансформацию в энергетическом секторе мы видим в росте роли «зеленой» энергетики в энергетической системе Украины. Нам надо интегрироваться в Европейскую энергетическую сеть, завершить анбандлинг для получения сертификата независимого оператора системы в соответствии с обязательствами Украины перед Европой и ее энергетическим сообществом. Это большие вызовы, и я горжусь, что у меня есть возможность работать над их решением.

Итак, хочу сказать, что украинская инфраструктура, и что касается перевозок, и энергомощностей, находится в руках достойных лидеров, и наблюдательные советы сделают все возможное для предоставления профессиональных консультаций, управления и надзора обеих компаний.

Михаил Андрощенко

Фото пресс-службы Укрзализныци

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-