Китай опоясывает мир. И предоставляет Украине шанс

Китай опоясывает мир. И предоставляет Украине шанс

Укринформ
Инициатива «Один пояс, один путь» способна улучшить украинскую инфраструктуру

На днях в Пекине состоялся Второй Форум высокого уровня международного сотрудничества «Один пояс, один путь». Прошел с большой помпой, как все крупные мероприятия в Поднебесной, но для этого были основания – в мероприятии приняли участие представители 150 стран мира, в том числе 38 глав государств и правительств и более 90 международных организаций, генеральный секретарь ООН и президент МВФ, представители бизнеса и науки – всего более 6 тысяч очень влиятельных людей. В рамках мероприятия состоялось подписание соглашений о сотрудничестве на общую сумму 64 млрд долларов. Украинскую делегацию возглавлял первый вице-премьер-министр Украины – министр экономического развития и торговли Степан Кубив.

ПЛАНЫ КИТАЯ

Китайцы называют эту свою, вернее своего лидера, председателя КНР Си Цзиньпина, инициативу по-простому – «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative – BRI). Вполне логично, что ключевая речь Форума была произнесена собственно товарищем Си. В ней он перечислил преимущества, которые получит весь мир от этого гигантского проекта.

В частности, в Пекине убеждены, что сотрудничество в рамках BRI будет способствовать нахождению ответов на современные риски и вызовы, взаимной выгоде и обоюдному выигрышу, а следовательно – совместному развитию. То есть открывает новые горизонты для процветания всех, кто присоединится к такому win-win сотрудничеству. Развитие действительно обещает быть если не полностью общим, то очень взаимозависимым, поскольку предполагает довольно высокую степень интеграции инфраструктуры путем создания единого координационного механизма и технологических стандартов вдоль всего маршрута в том, что касается унификации и упрощения таможенных процедур, формирования общих нормативных правил международных перевозок, снижения нетарифных барьеров и тому подобное.

Идея является отражением принципа мультилатерализма и концепции открытости и бескорыстия. Она нацелена также, по идее авторов, на формирование нулевой терпимости к коррупции (очень идеалистический, откровенно говоря, аргумент, что подразумевает широкие возможности, которые всегда существовали в области крупных строительств).

Среди планов КНР совершенно конкретных – поддержать 5 тысяч специалистов из инновационного сектора в странах, которые присоединились к проекту, путем организации обменов, учебных программ и совместных исследований в ближайшие пять лет. В тот же период в Китай будут приглашены 10 тысяч представителей политических партий, аналитических центров и неправительственных организаций стран-участниц для обмена мнениями и идеями.

Китайское руководство обещает, что не станет решать собственные проблемы за чужой счет, в частности, путем обесценивания валютного курса юаня (это, кстати, оно подтверждало несколько раз, в том числе во время азиатского финансового кризиса). Настаивает, что не ищет доминирования над другими и не делает попыток нажиться на глобальном проекте (здесь можно поспорить, ведь Пекин точно не станет делать невыгодные для себя вещи). Что никоим образом не посягает на национальный суверенитет и безопасность других стран (а в этом многие упрекают Поднебесную, мол, китайцы просто «покупают» страны своими инвестициями). И вообще, «исторически китайцы уделяют особое внимание выполнению своих обещаний». Вот так.

КОРИДОР КИТАЙ–УКРАИНА–ЕС

На сегодня 127 стран и 29 международных организаций разделяют в целом китайское видение перспектив, которые проект может оказать глобальному развитию, вследствие чего подписали соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы. Пока, несмотря на многочисленные замечания, предостережения и опасения, никто свою подпись не отозвал.

Украина была одной из первых, кто присоединился к инициативе. В 2015 году был заключен протокол между Министерством экономического развития и торговли Украины и министерством коммерции КНР об укреплении сотрудничества по совместной реализации идеи построения экономического пояса Великого шелкового пути. В декабре 2017-го был подписан план действий Украина-КНР по реализации инициативы совместного строительства «Экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути ХХІ века».

Уже на полях нынешнего форума эти 2 министерства заключили Меморандум о взаимопонимании о начале подготовки двустороннего плана сотрудничества по совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути ХХІ века в самых разных отраслях – от сельского хозяйства до связи и информации. В своем выступлении на Форуме председатель украинской делегации Степан Кубив объявил, что Украина предложила китайской стороне портфель совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, альтернативной энергетики, строительства автомобильных дорог и мостов, развитию объектов железной дороги и аэропортов, высоких технологий, сотрудничества в аэрокосмической сфере, переработке агропродукции и тому подобное.

Это касается, прежде всего, двустороннего сотрудничества. Что же касается собственно Пути, который соединяет Азию с Европой, то здесь Украина готова предложить выгодные транспортные маршруты по своей территории для сообщения Китая со странами ЕС. Специалисты двух стран уже провели консультации относительно взаимного участия в строительстве Транскаспийского международного транспортного маршрута (Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия (Поти) – Украина (Черноморск). Напомним, что уже осуществлены тестовые рейсы поезда из китайского Даляня (на берегу Желтого моря) в Словакию и Венгрию. Этот маршрут в обход России может быть значительно усовершенствован. Наша выгода в этом очевидна – поступления от транзита. Но не только: поезда, следующие в направлении из Европы в Китай, везут в КНР украинскую продукцию, что значительно быстрее, чем по морю.

Кроме того, Украина готова наладить кооперацию между предприятиями Украины и КНР с последующей реализацией продукции на рынках ЕС. Мы также готовы развивать сотрудничество по модернизации украинской промышленности и создавать совместные производственные мощности. «Фактически, речь идет о создании основ для развития торгового и промышленного коридора Китай–Украина–ЕС», – отметил Кубив.

УКРАИНСКИЙ ИНТЕРЕС

BRI – проект прежде всего инфраструктурный. Для многих стран (к ним относится и Украина) именно инфраструктура является фактором, который не просто оставляет желать лучшего, а откровенно тормозит развитие.

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» - крупнейший инфраструктурный проект современности, он охватывает, без преувеличения, весь мир, включая даже Арктику и Южную Америку, отметил в разговоре с корреспондентом Укринформа заслуженный экономист Украины, директор Дипломатической академии имени Геннадия Удовенко при МИД Украины Сергей Корсунский. Он напомнил, что Украинское государство остро нуждается в инвестициях в инфраструктуру – прежде всего, в автомобильные дороги, железные дороги, порты. «Если мы не хотим остаться в стороне от глобальных процессов развития, создания новой системы международной торговли, современных транспортных коридоров, следует активно, но взвешенно и сознательно заявить о наших намерениях принять активное участие в развитии торговых путей из Китая в Европу», – говорит дипломат. Указывает он и на то, что Китай может сыграть важную роль и в контексте восстановления разрушенной инфраструктуры на Донбассе.

То, что Украина официально вошла в перечень стран, через территории которых проходит сухопутная часть обновленного Шелкового пути, дает возможность получать инвестиции на льготных условиях для реализации крупных проектов на своей территории.

И процесс уже, как говорится, пошел. Буквально за несколько дней до форума, в апреле, Китайская корпорация страхования экспортных кредитов Sinosure и «Нафтогаз Украины» подписали меморандум о предоставлении НАК страховой квоты на 1 млрд долларов, что даст возможность привлечь финансирование из КНР в пределах этой суммы (ранее, в 2018 году, благодаря страховому покрытию Sinosure для «Укргаздобычи» было приобретено 13 буровых станков стоимостью 140 млн долларов с отсрочкой платежа на 5 лет). А через две недели та же Sinosure заключила рамочное соглашение с «Укрэксимбанком» на предоставление страховой поддержки проектам, в отношении которых поданы заявки через «Укрэксимбанк» и заключены контракты с китайскими предприятиями в Украине на сумму 500 млн долларов.

С Sinosure, представителями министерств транспорта и коммерции КНР, «Эксимбанка» Китая и китайских инвестиционных компаний в Пекине на полях форума встречался заместитель министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань. Китайские инвестиции, в которых Украина особенно заинтересована, позволят модернизировать нашу инфраструктуру, реализовать новые проекты и объединить страны «Нового шелкового пути», убежден он.

Во время встреч конкретно были обсуждены перспективные инфраструктурные проекты, пути привлечения китайских инвестиций, в частности, для проекта строительства моста в Кременчуге.

Среди проектов, которые уже реализуются или планируются к реализации, можно вспомнить также строительство автомобильной дороги М-22 Полтава–Александрия при участии China Road and Bridge Corporation, линии киевского метрополитена на жилой массив Вигуровщина-Троещина при участии корпораций China Railway International Group и China Pacific Construction Group, достройку Подольского моста и строительство Большой окружной (Кольцевой) дороги (все в Киеве). Китайским партнерам был предложен пилотный проект «Энергетический мост Украина – ЕС», в ходе реализации которого возможно осуществить достройку 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. ПАО «Южмаш» ведет переговоры с компанией SANY относительно сотрудничества в области ветроэнергетики, по результатам которых создана рабочая группа по реализации многосторонней и интегрированной модели сотрудничества в Украине. А в январе этого года ввели в эксплуатацию солнечную электростанцию мощностью 246 МВт в Никопольском районе Днепропетровской области, построенную компанией «Солар-Фарм-1» при участии China Machinery Engineering Company.

КИТАЙСКИЕ АМБИЦИИ

Концепция экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути ХХІ века, которая охватывает не только Азию и Европу, но и Ближний Восток, Африку и даже Латинскую Америку, на сегодня является главным направлением реализации внешнеполитической и внешнеэкономической политики КНР.

В развитие стран вдоль Нового Шелкового пути Китай планирует до 2020 года инвестировать почти 900 млрд долларов. Речь идет о более чем 1700 различных проектах в сфере логистики, валютно-финансовой, сочетании производственных мощностей Китая с внешним спросом соответствующих стран, обновлении модели индустриального сотрудничества.

Многие критики упрекают Пекин в том, что КНР таким образом осуществляет «ползучую экспансию» и берет более слабые государства в «долговой плен». А кроме того, «прибирает к рукам» энергетические ресурсы. Правда, финансируя проекты за рубежом, Китай предоставляет так называемые связанные кредиты, то есть ставит преимущественно условия использования финансирования своими компаниями. Впрочем, другие государства не всегда могут самостоятельно реализовывать такие проекты. Главное, что в стране, где такие проекты реализуются, создаются рабочие места, растет производство соответствующих материалов. Ну и не стоит забывать, что появляются новые дороги, мосты, порты и другие объекты, которые будут работать на экономику и будут улучшать жизнь людей. Да, долги (кредиты) надо отдавать, но вряд ли кто-то ждет, что другая страна будет что-то кому-то строить исходя исключительно из альтруистических соображений. В конце концов, берем же мы (и другие) кредиты у международных финансовых организаций и других стран. Почему тогда не у Китая? Или априори считаем, что «китайцы хитрее и коварнее всех»?

Действительно, прежде всего этот глобальный проект призван не только укрепить позиции КНР в мире, но и обеспечить устойчивое развитие самого Китая, который стремится построить «среднезажиточное общество». Поскольку фактически все крупные проекты в КНР уже завершены, компании тем временем вышли на большие объемы, им нужна дополнительная работа. Поэтому инвестирование денег из Китая возможно благодаря этой инициативе. Если этого не будет, китайская экономика начнет тормозить, а от этого, без преувеличения, будет плохо всем.

Немало стран все же опасаются такого «глобального наступления» Поднебесной. Но далеко не в последнюю очередь – из-за политических соображений. А нередко это объясняется и откровенной завистью и нежеланием признавать тот факт, что именно Китай, а не «сложившиеся игроки», начинает определять некоторые пункты повестки дня экономического развития, что Пекин сегодня является едва ли не основным проводником идеи глобализации и мультилатерализма.

«Опасения, которые высказываются в США и ЕС по поводу «возвышения» Китая, имеют под собой в основном признаки недобросовестной конкуренции, когда через правительственные решения отдельные страны и группы стран пытаются ограничить присутствие китайских компаний и инвестиций на рынке», – считает Сергей Корсунский. Эксперт напоминает, что в прошлом со стороны Китая действительно были случаи злоупотребления в вопросах интеллектуальной собственности, и непрозрачные тендеры, и ограничения относительно выхода западных компаний на рынок КНР, но Пекин решительно отказался от подобной практики.

Корсунский видит только одну опасность, которая может возникнуть в сотрудничестве с КНР – это «экспорт» идеологии (коммунистической), от которой мы так больно отрываемся уже больше 28 лет. Но пока нет никаких оснований считать (да и это выходит за рамки традиционного китайского видения мира), что подобные намерения, даже скрытые, существуют. Что-что, а свою идеологию Китай навязывать кому-то не пытается.

«Мы не можем больше делать вид, что КНР является каким-то рядовым партнером, которого можно игнорировать (а уровень контактов на высших уровнях власти граничит именно с игнорированием). Необходимо глубокое изучение возможностей сотрудничества с КНР, сознательное формирование стратегии и активное сотрудничество на взаимовыгодной основе», – говорит Корсунский. Он надеется на «трансформацию» на китайском направлении внешней политики Украины.

Ольга Танасийчук, Берлин–Пекин

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-