Билоскурский Роман, генеральный директор АО "Первый Киевский машиностроительный завод"
Впервые за долгое время завод заработал в две смены
19.09.2019 16:07

От Киевского чугунолитейного до Первого Киевского машиностроительного (ПКМЗ): путь завода в почти полторы сотни лет, который большинство киевлян помнят как завод "Большевик". История этого некогда машиностроительного гиганта тянет на исторический роман. Во времена империи завод, основанный двумя чешскими бизнесменами, знал каждый сахарозаводчик, потому что все тогдашние «сахароварни» работали на сделанном им оборудовании. Завод даже получил золотую медаль на престижной ярмарке за свои паровые машины. После революции он перешел на выпуск броневиков, однако не отошел от своего мирного профиля поставщика мощностей для сахарных заводов.

Это машиностроительное предприятие словно отражает все историю как Российской империи, советской Украины (десятки наименований мирной и военной продукции, новейшая на то время лаборатория электросварки), так и нашей страны периода Независимости.

Сегодня в сознании обывателя «Большевик» - это каток и торговый центр. И многие даже не догадываются, что совсем рядом, за мощными стенами старого завода даже сейчас, во время русско-украинской войны, бурлит жизнь. Изготавливается уникальное оборудование, машины и линии. О том, как удалось сохранить завод и чем сегодня живет мощное столичное машиностроительное предприятие мы поговорили с его руководителем Романом Билоскурским.

- В Интернете много информации о вашем заводе примерно так до 90-х годов. Затем белое пятно, затем было слышно о создании каких-то юрлиц, переименовании, смене руководства, скандалах с отчуждением имущества, территорий... Что происходило с заводом в последнее время? И потерял ли Киев реноме машиностроительного города окончательно?

- Действительно, судьба завода в течение 137 лет его существования складывалась непросто – разные исторические эпохи, политические строи, поколения, технологии. Как известно, до Октябрьской революции 1917 года он принадлежал акционерному обществу «Гретер и Криванек», производил паровые машины и оборудование для сахарных и других предприятий. В 1903 году рабочие завода принимали участие во всеобщей забастовке рабочих юга Российской империи, в 1905-м организовывали боевые дружины, в октябре 1917-го воевали против Временного правительства, в январе 1918-го — с войсками Центральной рады. Название «Большевик» завод получил в 1922-м году. С тех пор это имя прочно закрепилось в сознании соотечественников.

По большому счету, наша цель - вернуть былую славу предприятия

Последние пять лет я имею честь возглавлять завод. Именно нашей команде сейчас «повезло» поднимать предприятие из глубокого кризиса, вызванного российской агрессией и потерей ключевого рынка. И в связи с декоммунизацией проводить ребрендинг предприятия - с «Большевика» на ПКМЗ, перезапуская при этом производство и обновляя экспортные контракты.

И сегодня нам уже есть о чем рассказать. Конечно, проблем еще много - экономических, социальных, и даже политических. Это только сначала завод располагался вроде как на окраинах Киева и был едва ли не единственным машиностроительным предприятием на всю южную часть бывшей империи. А сегодня он оказался чуть ли не в самом сердце украинской столицы. К тому же на пересечении двух центральных транспортных магистралей, где инфраструктурная нагрузка ежегодно растет в геометрической прогрессии. Городу нужны развязки, жилье, торговые и социокультурные объекты. Но ведь и производство, и промышленность ему тоже нужны.

"Большевик" - специфическое предприятие. Сегодня завод изготовляет уникальное крупногабаритное оборудование, машины и производственные линии для резиноперерабатывающей, угольной, химической, сельскохозяйственной и других отраслей. Таких предприятий всего несколько на все постсоветское пространство. Однако в 2014 году, когда я сюда пришел, завод был в крайне плачевном состоянии - крыши текли, оборудование ржавело, зарплата в среднем составляла мизерные 1500 грн., средний возраст рабочих составлял 65 лет. Никогда не мог подумать, что на 23-м году Независимости в центре Киева остаются такие заброшенные предприятия. Здесь постоянно менялось руководство, а завод не столько работал, сколько "обрастал" долгами и коррупционными скандалами.

- Вы до сих пор говорите "Большевик", хотя у завода сегодня другое название...

- Как помните, в 2015 году был принят Закон о декоммунизации и все, что касалось коммунистических названий должно было быть изменено. В частности, и название "Большевик". Поэтому, на выполнение требований закона мы, во-первых, сняли всю советскую символику с помещений и фасадов. Причем громада нам активно "помогала" постоянными жалобами в администрацию Соломенского района, мол, "а вот там серп и молот еще оставили". Люди же не понимали, что эта работа требовала от нас довольно серьезных средств, которых тогда у завода не всегда хватало - ведь за то, чтобы нанять кран и работников, тоже надо было платить.

Все начинаем сначала: налаживаем новые контакты на рынках, обновляем ассортимент, постепенно омолаживаем коллектив

Во-вторых, пришлось проводить непростой ребрендинг. Поскольку в последние 70 лет и на международном, и на внутреннем рынках все знали этот завод под названием "Большевик". Хотя в сознании соотечественников в последнее время он больше ассоциировался с одноименным торгово-развлекательным центром, который успешно "прижился" в одном из бывших помещений завода. Когда же мы решили переименовать предприятие в Первый Киевский машиностроительный завод (ПКМЗ), вернувшись к его историческим корням, то нас не сразу узнавали на рынке. Например, когда в этом году в Ганновере на ключевой промышленной выставке Европы мы выставили стенд с образцами, люди подходили и удивлялись: "А, это тот "Большевик"? Он еще работает?". Интересовались современными разработками и опять приятно удивлялись, что наша продукция по-прежнему конкурентоспособна. Таким образом, со многими мировыми компаниями мы начали восстанавливать тесное сотрудничество. По большому счету, наша цель - вернуть былую славу предприятия.

- Очень амбициозная цель. У Вас есть план, как ее достичь?

- Мы понимаем, что вернуться к прежним объемам, когда здесь работало 10 тысяч человек и производственные линии были загружены заказами со всего Советского Союза и стран всего социалистического лагеря, уже не удастся. Но это и не нужно. Предприятие должно перестроиться под требования времени и потребности современных потребителей промышленной продукции. Поэтому, по сути, все начинаем сначала: налаживаем новые контакты на рынках, обновляем ассортимент, постепенно омолаживаем коллектив. Опираясь, конечно, на богатейший опыт наших мастеров - бывших "большевиков".

Наш завод, как известно, один из соучредителей Национального технического университета "КПИ" (в конце XIX века акционеры завода вложили немалые средства в строительство главного корпуса - Ред.). Поэтому основные технические кадры мы всегда получали оттуда. Но сейчас приходится обращаться также к другим вузам с просьбой подготовить и направить к нам на платную практику соответствующих специалистов. Уже есть первые "плоды" тесного сотрудничества с отечественными вузами - в этом году к нам пришли 27 молодых специалистов, среди них 8 инженеров.

На сегодня у нас 11 видов новой номенклатуры, которую ранее завод не выпускал вообще

Вообще, проблема молодых технических кадров - огромная. Молодых людей не так просто заинтересовать работой на отечественном промышленном предприятии - это и вопрос зарплаты, и жилья, и карьерных перспектив. Если из 10 практикантов, которые приходят к нам, остаются 3 - это, считаю, достаточно хороший показатель. Но им будет гарантирован профессиональный и карьерный рост, а также сохранение рабочего места во время военного призыва.

- Как вы сами охарактеризуете нынешний профиль своего предприятия? Какие основные виды продукции выпускаете? Кто наш потребитель?

- Приступая к работе, мы с командой в первую очередь проанализировали номенклатуру. В последние годы наш завод славился оборудованием для резиновой и резиноперерабатывающей области, энергодобычи (ТЭЦ) и химической промышленности. Так исторически сложилось, что производство было в основном экспорториентировано на Россию. Поэтому после 2014 года пришлось полностью деверсифицировать рынки сбыта.

Мы начали искать другие ниши, в частности и в сфере импортозамещения. Так, добавили в свой ассортимент шахтовое оборудование – домкраты, гидродомкраты, другое узкоспециализированное оборудование, то есть те вещи, которые отечественные добывающие предприятия когда-то покупали за рубежом. Всего на сегодня имеем 11 видов новой номенклатуры, которую ранее завод не выпускал вообще. Это помимо тех основных видов продукции, которые до сих пор имеют спрос на рынке - различные вулканизаторы и валы, резиносмесители, вальцы.

- А какие новые рынки вы открыли?

- Уже второй год имеем контракты со Шри-Ланкой. Эта страна активно развивается в промышленном направлении и нуждается в обновлении своей резиноперерабатывающей отрасли, для которой в свое время ПКМЗ (тогдашний "Большевик") изготавливал агрегаты. Отмечу, что пока наш завод по объективным причинам отсутствовал на рынке, его быстро заняли индийские и китайские фирмы - причем они часто просто копировали нашу технику. Поэтому, возвращаясь на рынок, пришлось серьезно конкурировать с "последователями". И ланкийцы, услышав наше имя и упоминания о "Большевике", с большим удовольствием восстанавливали сотрудничество. Тем более мы смогли предложить им качественные и недорогие современные разработки. Причем, одно из наших конкурентных преимуществ - гарантия на оборудование не 1 год, как у китайцев, а 3 и послегарантийное обслуживание до 5 лет.

Также мы ведем разговор с немецкими коллегами - на выставке в Ганновере их заинтересовали наши предложения. Состоялся также предметный разговор с представителями компании Мишлен (Michelin, французский производитель шин, один из лидеров в своей отрасли - Авт). Сейчас мы с ними обсуждаем варианты сотрудничества. А еще мы планируем выйти на рынок Канады (с этой страной в 2016 году Украина подписала Соглашение о свободной торговле) - ведем там работу относительно заключения контракта по изготовлению линии по переработке резины. Это одна из наших новых разработок, которая позволяет отработанные автомобильные шины перерабатывать фактически на резиновый порошок ("крошку"), которую затем можно использовать в любом месте, в том числе и в производстве асфальтовых смесей для покрытия дорог. Вообще, канадский, да и весь северо-американский рынок, очень перспективен для нас.

- Вы производите что-то для нужд армии? Видите это направление перспективным?

- Мы уже не работаем с оборонкой много лет и считаем, что конкурировать с предприятия Укроборонпрома сейчас нет смысла. Да и вообще, государственные заказы - сфера довольно специфическая, ведь не всегда прогнозируемая.

В свое время у "Большевика" был заказ от Киевской городской администрации на изготовление эскалаторных лент для метрополитена и уникального проходческого щита для строительства участка от Демиевки до Теремков (ныне Оболонско-Теремковская линия - Ред.). На изготовление щита, а он был специально разработан для сыпучих грунтов, которые залегают в данной местности, заводом были потрачены большие трудовые и финансовые ресурсы. Но руководство города вдруг отказалось от заказа и теперь изделие стоит у нас в цеху своеобразным "памятником". На то время оборудование было довольно прогрессивное, а сейчас оно никому не нужно, потому что технологии ушли далеко вперед и в мире есть гораздо более эффективные и более дешевые проходческие установки такого типа. В принципе, щит рабочий. Его можно было восстановить, заменив электрокабели и патрубки, но пока это нецелесообразно. Поэтому он стоит и, возможно, ждет своего покупателя. В государственных заказах, к сожалению, иногда не очень хорошая дисциплина с расчетами, а завод себе не может позволить отвлекать оборотные средства.

100% акций завода принадлежат Фонду госимущества, поэтому любое отчуждение части целостного имущественного комплекса - только с его разрешения

- Кстати, о финансах. Какое на сегодня в экономическое положение предприятия?

- Скажем так, экономическое положение более-менее стабильное, но еще далеко от идеального. Мы работаем в основном на авансовой оплате и аккредитивах от заказчиков. Обычно начинаем выполнение контракта при условии 10-15% аванса. Это нас полностью устраивает. Моя команда проанализировала ресурсную и производственную базу предприятия, мы посчитали наши затраты, в первую очередь энергозатраты. Соответственно, оптимизировали их и вышли на приемлемую себестоимость.

При этом пришлось заменить около 30 тыс. кв. м кровли, кроме того, еще 1800 м внутренних сетей и коммуникаций (канализация, водопровод, водостоки электросети и другое), ведь часть городских коммуникаций проходит через нашу территорию. Также сдали в аренду помещения, которые не используются. Все вместе это позволило улучшить финансовое состояние предприятия в целом. Мы модернизировали и перезапустили более 800 единиц оборудования, в том числе 4 единицы оборудования, которое стояло больше 25 лет! Это уникальные машины, которые могут обрабатывать детали весом до 5 тонн. Теперь это наша производственная гордость и конкурентное преимущество.

- Прокомментируйте, пожалуйста, строительство Шулявского моста, где спорным остается снос бывшего 5-го цеха вашего предприятия. Укринформ недавно писал, что проектировщики не согласовали это решение с Фондом госимущества, который является владельцем 100% ПКМЗ.

- Не могу давать правовую оценку решениям проектировщиков и администрации города. Планы разработчиков мы узнали уже тогда, когда проект был утвержден и начались подготовительные работы по строительству. С нами напрямую никто не консультировался, и никаких документов, где бы мы давали разрешение на реконструкцию, с нами не согласовывали. И поэтому наша позиция четкая - все должно происходить согласно действующему законодательству. Поскольку 100% акций завода принадлежат Фонду госимущества, то любое отчуждение части целостного имущественного комплекса - продажа, передача или другое, происходит только с его разрешения. Пока от Фонда мы не получали никаких указаний и официальных документов, которые бы свидетельствовали, что государство имеет какие-то другие планы на наше здание, которое обозначено как бывший литейный цех №5.

Очень приятно, что появляется перспективная молодежь, которую интересуют не только финансы, но и профессиональное становление

Не буду лукавить, цех сейчас сдается в аренду и завод имеет несколько миллионов гривен дополнительного ежемесячного дохода, из которых имеет возможность платить налоги, зарплату и т.д. В свое время цех находился в аварийном состоянии. Производство в нем было давно остановлено как энергозатратное, и с годами здание цеха пришло в полное запустение. Но еще задолго до планов реконструкции Шулявского путепровода появились потенциальные арендаторы, которые согласились сделать в нем ремонт за свой счет при условии льготной аренды. Если же Фонд решит сегодня отдать цех, который приносит нам определенный доход, на нужды города - ну, так и будет.

- Какая проблема на сегодня наиболее болезненная для предприятия?

- Одна из основных - долги прошлых периодов. Когда я пришел на завод, по состоянию на 2015 год они составляли около 220 млн грн. только в госбюджет (налоги, соцвзносы, зарплата), в том числе штрафы и пеня. Плюс предприятие задолжало 20 млн грн за энергоносители, чуть больше 1 млн. грн водоканалу, 2 млн грн Госрезерву, и около 28 млн грн поставщикам. Это означало постоянно заблокированные счета и очень непростые переговоры. На сегодня задолженность удалось  уменьшить до 170 млн грн. Но каждый раз возникают новые осложнения. Например, решение КГГА о повышении налога на землю. В 2014 году мы платили 450 тыс. грн в месяц, а с 2016 года - уже 3,8 млн. грн. Нетрудно подсчитать, что одновременно аренда выросла почти в 10 раз. То есть, с одной стороны мы постоянно повышаем производственные показатели, чтобы побороть задолженность, а с другой долги продолжают накапливаться из-за подобных решений. Хотя в случае со строительством Шулявского моста и дорожной развязки мы могли бы предложить городу взаимовыгодный план – передачу 5-го цеха в обмен на льготы по налогу на землю. Это бы улучшило финансовое состояние предприятия, позволило ему развиваться и город в накладе бы не остался, имея удобную инфраструктуру.

Текущей задолженности по зарплатам, налогам в бюджет, энергоносителях пока нет. Но отечественная налоговая система сейчас такая, что фискалы засчитывают текущие суммы ЕСВ в периоды прошлых лет. Вот и получается, что с одной стороны мы гасим долги, а с другой они остаются и налоговая еще и пытается нас за это наказывать. Мы против такого подхода и будем его обжаловать в суде. В целом, у нас уже закрыты долги по ЕСВ по состоянию на июнь 2017 года, но все равно еще остается значительная сумма и нам постоянно надо изыскивать резервы для выплат.

Например, в этом году в Жашкове Черкасской области мы возобновили работу дочернего предприятия. Отремонтировали цеха, поставили новую технологическую линию по производству роликов к траснпортерным лентам (используется преимущественно в шахтодобывающей отрасли и пищевой). Мощность линии - 10 тыс. штук в месяц. Если мы выйдем на этот объем, то получим большой плюс в доходах, ведь спрос на такую продукцию сегодня большой. Рассчитываем, что именно благодаря этому ПКМЗ удастся нарастить доходы и быстрее избавиться от долгов прошлых периодов.

Еще меня, как руководителя, беспокоит кадровая проблема. Очень приятно, что появляется перспективная молодежь, которую интересуют не только финансы, но и профессиональное становление - технологи, конструкторы, инженеры. Конечно, если бы у нас была возможность решать жилищную проблему молодых сотрудников, то с кадрами было бы гораздо проще. Но мы пробуем другие варианты мотивации, предоставляя различные возможности для профессионального и карьерного развития. У нас есть люди, патриоты предприятия, которые готовы делиться ценным опытом и техническим знанием (по 30-50 лет на заводе). Мы даже ввели специальную мотивационную программу для наставников - доплачиваем им за работу с молодыми специалистами.

Большое внимание уделяем социальной работе, и уже можем себе позволить подкрепить ее материально

Для усиления проектных подразделений недавно купили конструкторскую программу "Компас", которая позволяет оптимизировать работу с технической документацией, чертежами и 3-D моделями. Постепенно ведем обновление компьютерного парка, который позволяет активизировать работу всех без исключения служб. Это позволило уменьшить срок прохождения заказа с 1 месяца до 5 дней. Всего за 5 лет сотрудники ПКМЗ обработали 1466 заказов и технической документации, из них около 800-900 были сделаны нами по заказу других производителей. В 2014 году, когда я сюда пришел, заказов было 2-3 в месяц, теперь имеем уже 25-35 ежемесячно.

- Какая у вас на заводе текучесть кадров? Чувствуете влияние трудовой миграции? Как боретесь с ее последствиями?

- Мы как никто ее чувствуем! Наши работники - высококвалифицированные специалисты, всегда в цене. Не каждый разбирается в чертеже или может стать за станок. За таких людей большая конкуренция среди промышленных производителей. К сожалению, для нашего предприятия зарплата для инженера в несколько десятков тысяч гривен пока большая роскошь. Средняя зарплата на предприятии сегодня составляет около 10 тыс. грн. Но самые ценные специалисты у нас получают 15-20 тыс. грн. И мы им платим, потому что вариантов нет. Правда, и нагрузка у них немалая. Сейчас впервые за долгое время завод начал работать в две смены - столько заказов. Это радует, но и добавляет хлопот, правда, приятных.

Мы большое внимание уделяем социальной работе, и уже можем себе позволить подкрепить ее материально. Например, в тесном взаимодействии с нашей профсоюзной организацией помогаем деньгами и подарками своим пенсионерам. В нашем Совете ветеранов насчитывается 170 человек, о которых мы всячески заботимся, выплачивая ежемесячно материальную помощь и предоставляя различные услуги за счет предприятия. Как руководитель, периодически прихожу на заседание профсоюзной организации или заводского Совета ветеранов и имею возможность напрямую пообщаться с людьми, обсудить насущные проблемы и пути их решения.

Кроме того, по инициативе активных сотрудников проводим на предприятии уже третий шахматный турнир. Количество участников с каждым разом растет, люди интересуются интеллектуальными баталиями. Единственное, на что жалуются участники, – представителей женского пола в соперниках нет (Смеется..). Но женщин в нашем коллективе немало. Например, одна из них управляет термическим участком и в подчинении у нее много работников-мужчин.

А на днях будем праздновать 40-летие заводского народного хора. Сегодня в его составе более двух десятков участников. Считаю, что заводские традиции, которые складывались не одно десятилетие, надо всячески поддерживать.

- Есть ли для Вас политические риски на должности директора государственного предприятия?

- Не буду хвастаться, но напомню, что до 2015 года на предприятии сменилось семь директоров. Я уже работаю неизменно 5 лет и мне удалось реализовать немало задумок из своей программы, с которой я пришел на эту должность. Моя цель - налаживание производства и выполнение финплана. Когда я возглавил ПКМЗ, предприятие имело 22 млн грн оборота, а сегодня - 80 млн. грн. Хотя это еще не 106 млн грн, которые указаны в финплане на 2019 год, поэтому есть куда двигаться. Не исключаю, что планы относительно моей персоны во главе этого государственного завода могут в любой момент измениться. Но я этого не боюсь и людям в глаза могу смотреть смело.

Также, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к работникам и ветеранам машиностроительной отрасли со словами благодарности и уважения! Без преувеличения, благодаря преданным делу людям выполняются самые сложные производственные задачи, находятся новаторские конструкторские решения, воплощаются в производственную жизнь новые идеи! Здоровья вам и вашим семьям, благосостояния и согласия в семейном кругу, новых свершений в нашем общем производственном деле!

Записала Оксана Полищук, Киев

Фото: Владимир Тарасов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-