Антикоронавирусный план: обещает много. Нужны деньги

Антикоронавирусный план: обещает много. Нужны деньги

Аналитика
Укринформ
Что предусматривает новый “антикоронавирусный” закон и сработает ли он без принятия изменений в бюджет, которые парламент “успешно” провалил

Верховная Рада на первом из трех внеочередных заседаний в понедельник приняла законопроект № 3275 о дополнительных социальных и экономических гарантиях в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19). Документ касается как непосредственно мер по противостоянию уханьской болезни (в частности, упрощения производства и закупки медицинского оборудования, медсредств и препаратов), так и поддержки бизнеса и населения в условиях карантина и экономического кризиса.

Одна из задач – снизить риск увольнений работников или их “бессрочного” нахождения в отпусках за собственный счет. Для этого Кабинету министров поручили срочно подготовить кредитную программу для поддержки зарплатных фондов предприятий. Отменены также все ограничительные “планки” для сумм полученных тем или иным малым или средним бизнесом кредитов (к примеру, ссуду по госпрограмме “5-7-9” можно будет получить не один раз). Добавлен и ряд законодательных норм, которые должны упростить организацию бизнесом дистанционной работы и установления гибких графиков для работников.

Конечно же, подобные решения можно только приветствовать. Хотя они и не “идеальны”, но однозначно помогут стране противостоять неотложным вызовам. Правда, “горькой пилюлей” стало то, что в Верховной Раде пока не нашлось голосов за законопроект об изменениях в Госбюджет. А без этого реализация ряда положений нового “антикоронавирусного” закона “под вопросом”.

Предотвращение безработицы, контроль цен и другие “суперзадачи”

Согласно принятому закону, Кабинет министров должен безотлагательно усилить контроль за ценовой ситуацией на потребительском рынке и поддержать медиков и производителей медицинских средств и препаратов. В частности:

  • в пределах полномочий обеспечить контроль за ценами на лекарственные средства, товары медицинского назначения и социально-значимые товары;
  • в течение недели со дня вступления документа в силу утвердить дополнительные финансовые стимулы для медицинских и других работников, принимающих непосредственное участие в работах по ликвидации заболевания COVID-19;
  • принять меры для недопущения сокращения размеров пенсий и других социальных выплат;
  • создать систему экстренной помощи населению по единому бесплатному телефонному номеру – для своевременного получения гражданами квалифицированной поддержки.

Другие утвержденные законопроектом меры условно можно разделить на несколько категорий.

И. Противодействие коронавирусу и стимулирование медиков

Ряд предусмотренных документом шагов непосредственно касается борьбы с COVID-19. Эти меры, в частности, должны улучшить обеспечение украинских больниц и медиков. Среди них:

  1. Освобождение от НДС оборота профильных лекарств и медсредств для борьбы с коронавирусом – для бесперебойной поставки необходимых медикаментов и оборудования. Таким образом, эти товары должны подешеветь на 20%. Причем, действие льготы будет распространяться и на медсредства, оборудование и препараты, которые ввозятся в Украину из-за границы.
  2. Временно отменить обязательную регистрацию производителей антисептиков продукции в Минздраве – для скорейшего налаживания производства таких средств всеми желающими. Также установлен нулевой акциз на такую спиртосодержащую продукцию. Это и стимулирует производителей, сделает их продукцию более дешевой.
  3. Учитывая потенциальную нагрузку в борьбе с коронавирусом, правительство должно установить дополнительные доплаты медицинским и другим работникам, которые противостоят коронавирусу. Дополнительные суммы могут достигать 300% размера установленных законодательством доплат для этих категорий работников.

В то же время этот вопрос требует тщательного изучения. Чтобы обеспечить справедливость выплат всем, кто находится на первой линии борьбы с коронавирусом. Прежде всего, медикам. Ведь после старта в Украине первого этапа медицинской реформы уровень оплаты труда медработников в разных регионах и даже в разных заведениях одного города или района при одинаковой нагрузке может отличаться в разы. Кто-то получает по 8 тысяч гривень (5 тысяч оклад + 3 тысячи надбавок за стаж, квалификацию, подписанные декларации с гражданами, за вредные условия труда и т.п.), а некоторые – семейные врачи – по 18-20 тысяч. Если всех “стричь под одну гребенку”, просто автоматически умножив доплаты, которые им начисляют, на 3, рискуем получить “на выходе” изрядный дисбаланс. Одни будут получать дополнительно по 7-9 тысяч (12-14 тысяч в целом), другие – по 30 и более. Хотя и те, и другие будут работать и рисковать собственным здоровьем одинаково.

План передбачає доплату медикам
План предусматривает доплату медикам

II. Преференции и “дополнительная ответственность” для бизнеса

Для этого документом, в частности, предусмотрено:

  1. продлить до 30 июня мораторий на проведение неналоговых проверок бизнеса;
  2. освободить до 31 мая бизнес от штрафов и пени по уплате Единого социального взноса. Параллельно внедрить мораторий на проверки уплаты и отчетности по ЕСВ;
  3. продлить до 31 мая сроки обжалования начислений ЕСВ и других налогов;
  4. освободить арендаторов, которые из-за карантина не могут пользоваться недвижимостью или другим одолженным имуществом для хозяйственной деятельности, от арендной платы;
  5. увеличить лимиты для предпринимателей (в частности, ФЛП), работающих на упрощенной системе налогообложения:
  • для 1-й группы (“самозанятые” ФЛП, не привлекающие наемных работников) лимит годового дохода повысили с 300 тысяч до 1 миллиона гривень;
  • для 2-й группы (ФЛП, на которых работают не более 10 наемных работников) – с 1,5 до 5 миллионов;
  • для 3-й группы (юридические лица – небольшие субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы) – с 5 до 7 миллионов.

Напомним, увеличить лимиты предлагалось принятым еще в январе законопроектом №1210 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по совершенствованию администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве”. Однако президент не подписал этого документа – из-за негативной реакции бизнес-среды на некоторые другие его положения. Теперь важные для поддержки предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, решения, очевидно, разблокируют.

Еще одно решение касается льгот при налогообложении сумм благотворительных взносов, направленных на борьбу с коронавирусом. Такие взносы освобождаются от уплаты налога на прибыль, а частные лица могут включать эти суммы в налоговую скидку по уплате НДФЛ (налога на доходы физических лиц).

III. Зарплата и цены – это святое. Их уменьшать/увеличивать запрещено

Среди “организационных” упрощений – в частности, такое: “на время угрозы распространения эпидемии, пандемии и (или) на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера условие о дистанционной (надомной) работы и гибкий режим рабочего времени может устанавливаться в приказе (распоряжении) собственника или уполномоченного им органа без обязательного заключения в письменной форме трудового договора о дистанционной (надомной) работе”. При этом, если работник и работодатель письменно не договорились об ином, удаленная (надомная) работа предусматривает оплату труда в полном объеме и в сроки, определенные действующим трудовым договором. И это – ответственность работодателя.

Кстати, бизнес должен учитывать, что новый закон не только устанавливает для него определенные облегчения и преференции, но и усиливает наказание за умышленные нарушения и попытки “воспользоваться моментом” для того, чтобы заработать на общественном горе. В частности, согласно закону, субъектам хозяйствования грозят административно-хозяйственные санкции за:

  1. нарушение требований к формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен. Речь идет об изъятии необоснованно полученной выручки и о штрафе в 100% от размера такого дохода;
  2. взимание платы за товары, которые согласно законодательству предоставляются бесплатно. Предусмотрен штраф в 100% стоимости проданных товаров;
  3. предоставление уполномоченным органам недостоверных сведений. За это – штраф в 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (17 тысяч гривень);
  4. невыполнение предписаний уполномоченных органов или создание препятствий для выполнения возложенных на них функций. Штраф в 2000 необлагаемых минимумов (34 тысячи гривень).

IV. Не все новости бывают приятными. Для крупного бизнеса...

Еще одной неприятным для бизнеса, – в частности, большого – новшеством, вероятно, станет возобновление с 1 апреля платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности). При этом введенная ранее льгота по уплате этих налогов по нулевой ставке в марте сохраняется. Изменения – это реакция на угрозы для наполнения местных бюджетов, для которых отмена земельных сборов и арендных платежей за использование коммунальных объектов может стать смертельным ударом. Тем более, на фоне предложенных изменений в Госбюджет, которыми существенно уменьшат размер некоторых субвенций для громад и территорий.

Предположительно, еще одной причиной решения о возврате налогообложения может быть политика большого бизнеса, который, получив преференции, не спешил отменять или снижать арендную плату для мелких и средних предпринимателей, которые пользуются (а в период карантина не могут пользоваться) площадями ТРЦ, бизнес-центров, складов и других подобных объектов.

У період карантину дрібний бізнес не може користуватися) площами ТРЦ, бізнес-центрів тощо
В период карантина мелкий бизнес не может пользоваться площадями ТРЦ, бизнес-центров и т. п.

Уплатить начисленные в апреле налоги и арендную плату надо до 30 июня. Вместе с тем органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать для бизнеса льготные условия уплаты земельного налога. Также закон предусматривает освобождение от уплаты за аренду предпринимателей, которые из-за карантина не могут пользоваться недвижимым имуществом. Однако владельцы арендуемых площадей могут “распределять“ на них расходы на содержание объектов – стоимость коммунальных услуг, уплату налога на имущество и тому подобное.

V. Поддержка для граждан

Правительству, в частности, поручено:

  1. Обеспечить автоматическое продление социальных выплат на период карантина. Соответственно, людям не придется посещать специализированные органы или проходить комиссию для продления сроков таких выплат.
  2. Временно освободить от штрафов и пени взятые до 2017 года потребительские кредиты, а также запретить банкам повышать процентные ставки по всем кредитным договорам.
  3. Добавить карантин в перечень оснований для получения пособия по частичной безработице. По закону, на такие выплаты могут претендовать “застрахованные лица, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором началось сокращение предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени, работали не менее шести календарных месяцев, уплачивали страховые взносы и у которых сокращение продолжительности рабочего времени составляет 50 и более процентов”. Однако, получать такую помощь люди могут не больше, чем 180 дней в течение календарного года.

Также напомним, что накануне правительство временно, на период действия карантина, упростило процедуру получения пособия по безработице. По словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, “отныне регистрация безработных будет осуществляться с первого дня после подачи соответствующего заявления в Центр занятости. Выплаты в таком случае так же назначаются с первого дня регистрации". Тогда, как “в нормальных условиях” действует такая норма: “выплаты по безработице назначаются с 8-го дня после регистрации в службе занятости”.

Как повлияет на воплощение закона “провал” в парламенте бюджетных изменений

Очевидно, до принятия правительством конкретных решений в развитие законопроекта №3275 особых проблем с финансированием предусмотренных им мероприятий не будет. Но этого ресурса хватит ненадолго. Без ответа на неурегулированный парламентариями в понедельник вопрос: “Каким будет Государственный бюджет Украины после секвестрования?”. Ведь именно законопроект о внесении изменений в бюджет предусматривает создание Фонда борьбы с болезнью COVID-19 и ее последствиями (97,1 миллиарда гривень). К нему “привязана” значительная часть выплат, предусмотренных законопроєктом №3275. Речь идет, в частности, о:

  • доплатах к зарплатам медикам;
  • закупке медикаментов и оборудования, необходимых для борьбы с вирусом;
  • социальных выплатах отдельным категориям населения, в том числе пенсионерам;
  • пособиях по временной нетрудоспособности.

Также временно, на период действия карантинных мер, именно из этого Фонда должны выплачивать украинцам:

  • пособие по беременности и родам;
  • ежемесячные страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний и членам их семей;
  • расходы на лечение пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний;
  • помощь по безработице;
  • помощь на погребение.

Также средства Фонда должны пополнять уставной капитал государственного ипотечного учреждения, поддерживать графики обслуживания и погашения госдолга, оказывать финансовую поддержку государственным и коммунальным предприятиям. Хотя последний вопрос правительство обещает урегулировать с помощью отдельного законопроекта, который готовят к рассмотрению в парламенте.

Что же касается бюджетных изменений, то, будем надеяться, что народные избранники не будут тянуть с подготовкой документа к повторному первому чтению (решение о сокращенной процедуре парламентом принято). Закон, напомним, отводит для внесения предложений и замечаний к повторному первому чтению 10 дней. Сокращение этого срока вдвое означает, что документ снова могут вынести на голосование на внеочередном заседании, созванном уже следующей субботы, воскресенья или понедельника.

Поэтому фактически сразу после подписания законопроекта №3275 президентом и его обнародования в официальной прессе – а никаких проволочек с этим, наверное, не будет, – все его важные для страны и граждан положения, будем надеяться, получат не только теоретическое основание, но и финансовую поддержку.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-