Дмитрий Шимкив, председатель совета директоров Darnitsa Group
Фарминдустрия способна удовлетворить потребности украинцев в лекарствах во время пандемии
28.04.2020 16:00

Эпидемия COVID-19 - неизвестного до этого штамма коронавируса - вызвала во всем мире панику: с прилавков аптек исчезли маски, антисептики, а также противовирусные препараты, жаропонижающие и антибиотики, специфические препараты от малярии и волчанки. То есть все, о чем писали медиа или говорили политики, ссылаясь на положительные результаты при лечении новой вирусной инфекции. Один из них - препарат на основе гидроксихлорохина - до сих пор Украина только импортировала. В то же время украинская фармацевтическая Darnitsa Group заявила, что готова производить препарат на основе гидроксихлорохина, но для этого нужна поддержка Минздрава. О том, какие именно действия требуются от чиновников для начала этого производства, хватает ли сырья для необходимых во время эпидемии препаратов, о новых разработках компании Укринформ расспросил председателя совета директоров Darnitsa Group Дмитрия Шимкива.

- Как компания работает во время карантина? Быстро приспособились к ограничениям?

- В “Дарнице” переход на карантинный режим прошел без стрессов, потому что мы системно инвестируем в диджитал. У нас гибридная ІТ-инфраструктура, активно используются облачные технологии, в частности, облачное решение для операционной работы сотрудников Microsoft Office 365, электронный документооборот на базе SAP / Open Text. Благодаря этим инструментам треть персонала эффективно работает дистанционно.

Все сотрудники застрахованы, могут использовать внутренний резерв медикаментов и обеспечены средствами индивидуальной защиты

Производство перешло на новый план, чтобы обеспечивать наиболее актуальные потребности в лекарственных средствах. Мы дополнительно позаботились о защите сотрудников - у всех медицинское страхование, могут использовать внутренний резерв медикаментов и, конечно, обеспечены средствами индивидуальной защиты.

- На какие лекарства сейчас наибольший спрос?

- Больше всего вырос спрос на жаропонижающие и обезболивающие средства. Это объясняется тем, что около 80% инфицированных COVІD-19 переносят болезнь в легкой форме, оставаясь при этом дома. Такие пациенты в первую очередь лечат основные симптомы COVID-19 – жар и кашель.

Большинство национальных протоколов стран-членов ЕС относительно лечения рекомендуют для борьбы с лихорадкой и болью применять парацетамол. Мы увеличили его производство – в течение марта-апреля в аптеки поступило 3,6 млн упаковок. При необходимости мы готовы обеспечить рынок этим жаропонижающим.

Мы увеличили производство парацетамола – в течение марта-апреля в аптеки поступило 3,6 млн упаковок

Также высокий спрос фиксируется на противовирусные средства. И хотя в мире до сих пор нет единого протокола лечения COVID-19, во многих странах проходят испытания против коронавируса уже известных средств, например, таких как умифеновир, который ВОЗ относит к потенциальным кандидатам в борьбе с COVID-19. Он входит в состав нашего противовирусного препарата “Имустат”. Именно поэтому он быстро исчез с аптечных полок. В ответ мы выпустили дополнительные 100 тыс. упаковок препарата и обеспечены необходимым сырьем для дальнейшего производства.

- “Дарница” заявила, что готова производить препарат на основе гидроксихлорохина, но для этого нужны активные действия Минздрава. Какие именно действия вы ожидаете от чиновников и с какими трудностями была связана закупка действующего вещества?

- Препараты, в состав которых входит действующее вещество гидроксихлорохин, применяются для лечения больных COVID-19 в США, Японии и европейских странах в рамках клинических исследований при условии получения обязательного согласия пациента. Он включен в национальный протокол лечения коронавирусной инфекции как препарат экспериментальной терапии. Мы понимали, что необходимо дать украинским врачам и пациентам дополнительный инструмент в борьбе с COVID-19, и действовали максимально быстро, чтобы это сделать.

“Дарница” уже зарегистрировала субстанцию гидроксихлорохин

“Дарница” уже зарегистрировала субстанцию гидроксихлорохин в короткий срок благодаря оперативным действиям Государственного экспертного центра Министерства охраны здоровья. Мы продолжаем процесс необходимых действий, чтобы начать производство готового лекарственного средства.

- Повлияли ли на поставки сырья пандемия, экономический кризис, колебания курса доллара? Есть возможности для импортозамещения?

- С началом пандемии процесс закупки сырья немного усложнился. Ряд государств ввели запрет на экспорт фармацевтических ингредиентов в связи с необходимостью борьбы с коронавирусом внутри страны. Из-за приостановки авиасообщения логистика занимает больше времени. Несмотря на это, мы обеспечены необходимым сырьем. В Украине есть мощная независимая фармацевтическая индустрия с производителями готовых лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), которая способна обеспечить выпуск нужных средств.

- Какие новые разработки в связи с коронавирусом вы рассматриваете? Например, новые формулы, дезинфицирующие средства?

- Начиная с 1997 года “Дарница” является крупнейшим поставщиком лекарств на внутренний рынок. Нашими препаратами лечится каждый седьмой украинец, а доля компании в реализации лекарственных средств в 2019 году составила 13,76%.

В условиях стремительного протекания пандемии поиск эффективных методов лечения в мире идет двумя путями. С одной стороны, основываясь на знаниях особенностей коронавируса, идет работа над созданием новых эффективных лекарств, с другой стороны, ищут среди известных препаратов, потому что решение необходимо уже сейчас. Поэтому в мире сейчас активно исследуют свойства существующих средств относительно их эффективности против COVID-19 и такие клинические испытания уже проводятся в США, Европе, Китае. Мы выбрали второй путь.

За последние 5 лет “Дарница” выпустила более 40 новых брендов, в разработку которых мы инвестировали 35,3 млн евро

В портфеле “Дарнице” есть “Имустат” с действующим веществом умифеновир. Умифеновир попал в поле зрения исследователей из-за своей способности влиять на проникновение вирусов в клетку и таким образом препятствовать развитию болезни. В этом механизме есть много общего с проникновением коронавируса. Поэтому аналог “Имустата” применялся китайскими врачами в рамках экспериментального лечения пациентов с COVID-19. На сегодня известно минимум о 5 клинических исследованиях умифеновира у пациентов с COVID-19. Будем ждать опубликованные данные по всем исследованиям, чтобы иметь полную картину эффективности препарата. Умифеновир привлек также внимание Американской медицинской ассоциации, которая в публикации “Фармакологические методы лечения коронавирусной болезни 2019 (COVID-19)” высказалась в пользу его перспективности.

- Есть ли у “Дарницы” своя разработка? В каких направлениях она осуществляется? Сколько времени и какие инвестиции необходимы, чтобы разработать препарат?

- За последние 5 лет “Дарница” выпустила более 40 новых брендов, в разработку которых мы инвестировали 35,3 млн евро. В 2020 году планируем зарегистрировать 11 новых наименований лекарственных средств в 27-ми дозировках и типах упаковок. Пять препаратов уже получили разрешение на реализацию. Мы расширили линейку назальных спреев, седативных средств и средств для регуляции физиологического ритма кишечника. В категории рецептурных лекарств “Дарница” представила сбалансированный кристалоидный раствор для коррекции нарушений электролитного баланса, препарат для лечения подагры и двойную комбинацию антигипертензивных лекарственных средств, которая является оптимальной для эффективного контроля артериального давления.

В 2019 году “Дарница” провела ребрендинг и представила новую стратегию. В частности, мы планируем стать лидером в комплексных генериках. Развивая продуктовое портфолио, компания придерживается выбранной стратегии - фокусироваться на лечении наиболее распространенных в Украине заболеваний. Разработку новых препаратов мы ведем в сотрудничестве с научно-медицинским сообществом и на сегодня наш портфель включает более 60 продуктов на разных этапах фармацевтической разработки, которые мы планируем зарегистрировать до 2023 года. Это результат как собственной разработки “Дарницы”, так и кооперации с международными компаниями. На исследования и разработку новых продуктов компания ежегодно направляет более 40% от общего объема инвестиций.

- Известно, что фармкомпании выступили с предложением к правительству создать штаб, который бы помогал сегодня фармрынку. В какой помощи нуждается фармрынок от государства?

- Благодаря технологиям фарма - одна из наиболее динамичных индустрий украинской экономики. Пятый год подряд она показывает double digit growth в денежном выражении, прошлый год не стал исключением - рынок лекарственных средств вырос на 15% в гривне.

Следует начать говорить о медико-фармацевтическом суверенитете Украины

Однако существует ряд факторов, которые сдерживают развитие рынка. Они относятся к зоне компетенции государственных органов. Прежде всего, это устранение законодательных норм, которые поддерживают неравные условия конкуренции для украинских и иностранных производителей и сдерживают доступ генериков в рынок. Речь идет, в частности, о возможности разработки и регистрации лекарственного средства до окончания действия патента (поправка Болар), так называемых «вечнозеленых» патентах, сокращении срока получения разрешения для проведения любого вида клинических исследований.

Производителям нужна не столько помощь, сколько конструктивный диалог и партнерство. Государство должно наконец осознать стратегическую роль фарминдустрии как неотъемлемой части национальной безопасности. Кризис, порожденный пандемией, может стать толчком к такому пониманию и эффективному сотрудничеству, тем более первые шаги мы уже видим. Возможно, следует начать говорить о медико-фармацевтическом суверенитете Украины.

Укринформ

Фото: Darnitsa Group

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-