Крестьянам будет трудно продавать овощи даже после открытия рынков – эксперт

Крестьянам будет трудно продавать овощи даже после открытия рынков – эксперт

Укринформ
Даже после открытия продовольственных рынков много сельских домохозяйств не смогут реализовать овощную продукцию, поскольку не получат доступ к торговым местам.

Об этом в эксклюзивном комментарии Укринформу сообщил директор Института аграрной экономики (ИАЭ) Юрий Лупенко.

«Хозяйства населения производят около 85% овощной продукции в Украине, а поэтому их потери могут стать существенными для рынка овощей. Даже в случае открытия временно закрытых рынков - ограничительные меры будут сдерживать доступ части хозяйств к торговым местам», - сказал Лупенко.

По его словам, практика предыдущих лет показывает, что в первом квартале сельские домохозяйства продавали не более 1,5%, а во втором - еще 15% овощной продукции, проданной за год.

«Но, поскольку открытие рынков уже фактически происходит, то вряд ли вся эта продукция пропадет, тем более, что часть из нее - капуста, столовая свекла, морковь - может определенное время сохраняться», - отметил Лупенко.

По расчетам ученых Института аграрной экономики, объемы овощей, проданных сельскими домохозяйствами в I квартале 2020 года, могли составлять около 1700 тонн. Сколько ранних овощей пропало в сельских домохозяйствах, еще нужно оценить.

С учетом нынешней динамики, карантинные меры существенно не повлияют на объемы производства отечественных овощей, поскольку они пришлись на период реализации ранних овощей этого года и переходящих остатков прошлого. По прогнозу ИАЭ, который был сделан в феврале 2020 года и не учитывал потери от карантина, урожай овощей составит 9,3 млн тонн.

По словам Лупенко, крупные и средние сельхозпредприятия, даже малые фермерские хозяйства, в большей степени интегрированы в систему организованного сбыта. Большинство из них имеют заключенные договоры на поставку выращенной продукции, а поэтому их потери будут состоять преимущественно из расходов на обеспечение карантинных мероприятий и от снижения спроса на продукцию. Эти хозяйства сохранят платежеспособность, в том числе и по кредитам. Тогда как сельские домохозяйства, ориентированные на агропродовольственные рынки, уже понесли значительные убытки в виде затрат на выращивание продукции, которую они не смогли продать в результате ограничительных мер.

«Нынешняя ситуация подняла вопрос об углублении интеграции сельских домохозяйств в организованную систему сбыта агропродукции. Эта интеграция вполне возможна путем ускорения развития заготовительно-сбытовой и перерабатывающей сельскохозяйственной обслуживающей кооперации. Создание достаточного количества таких кооперативов, как показывает мировая практика, позволяет увеличить доходы крестьян за счет гарантированного сбыта по оптимальным ценам и избежать или по крайней мере существенно уменьшить объемы непредвиденных потерь, в том числе - от стихийного бедствия», - подытожил руководитель Института аграрной экономики.

Читайте также: Поддержка фермеров государством: есть варианты. Но есть и нюансы

Как сообщалось, правительство с 12 марта ввело в Украине карантин с целью противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19. В частности, были закрыты учреждения торговли, кроме продуктовых магазинов, аптек, автозаправок и банков. Приостановлена ​​работа метрополитенов в Киеве, Харькове и Днипре, движение наземного транспорта в городах, прекращено междугородное и межобластное автомобильное, железнодорожное и авиасообщение.

Кабинет министров 4 мая продлил действие карантина до 22 мая, но с 11 мая ограничения будут ослаблены.

Премьер-министр Денис Шмыгаль предположил, что после 22 мая карантин в Украине продолжат, но планируется дальнейшее его ослабление.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-