“Минус” 50 миллиардов в бюджете. Что же будет до конца года?

“Минус” 50 миллиардов в бюджете. Что же будет до конца года?

Аналитика
Укринформ
Эксперты прогнозируют очередной пересмотр Государственного бюджета и советуют, как минимизировать финансовый "недобор"

В мае в общий фонд Государственного бюджета поступили 63,9 миллиарда гривень. Об этом со ссылкой на оперативные данные Государственной казначейской службы информирует Министерство финансов. При этом в ведомстве уверяют: майскую бюджетную роспись выполнили на 100%. Это позволило несколько снизить объем недопоступлений с начала года. С учетом невыполнения росписи доходов в январе-апреле (13,9%), по итогам пяти месяцев "недобор" средств в общий фонд сократился до 11,6%. Таким образом, в январе-мае Госбюджет выполнен с дефицитом в 47,8 миллиарда гривень. Как утверждают в Минфине - "в пределах запланированного на этот период показателя бюджета". Конечно же, речь идет о показателях, скорректированных в соответствии с внесенными в конце марта бюджетными изменениями.

Прогнозы дальнейшей ситуации с госфинансами отличаются - от умеренно-позитивных (для нынешних условий), согласно которым Украина к концу года не выйдет за установленные рамки бюджетного дефицита (298 миллиардов гривень) с падением отечественного ВВП на 5-7%. К крайне негативным - согласно которым, нас ждут безумная бюджетная "дыра", кризис неплатежей и экономическое падение на 11-12% или больше...

"Финансовый май" оптимизма не добавил

Результаты наполнения Государственной казны в мае на экспертные прогнозы существенно не повлияли. Ведь восстановление приторможенных из-за коронавируса экономических процессов в стране началось фактически лишь в конце месяца. Многие бизнесы еще не возобновили работу. Некоторые вообще закрылись. Дальше все будет зависеть от темпов восстановления деловой активности и от того, не придется ли государству прибегать к повторному "закручиванию карантинных гаек".

В то же время, анализируя данные Минфина, некоторые эксперты и коллеги-журналисты обращают внимание, что, несмотря на отчеты о 100-процентном выполнении бюджетных росписей, поступления в госказну в прошлом месяце были на 38% меньше, чем в мае 2019-го. Другие же экономисты "успокаивают": сокращение значительное, но не настолько - "всего" 17%. Ведь разница, прежде всего, связана с влиянием на финансовый результат прошлогоднего мая перевода в бюджет более 17 млрд гривен от деятельности НБУ. А в нынешнем мае таких отчислений не было - Нацбанк перечислил государству сразу всю предусмотренную законодательством часть своей прошлогодней прибыли в апреле. Именно благодаря этому "вкладу" апрельские поступления в бюджет составили хороший, как для розжига карантина, показатель - 104 миллиардов гривень.

С другой стороны - если бюджетная "дыра" будет расти, государство уже не сможет рассчитывать на средства Нацбанка как на "спасительную палочку". Более того, по неофициальной информации, в некоторых регионах налоговики - ради выполнения майской росписи - вернулись к "старой-нехорошей" практике взимания части налогов и сборов вперед. Соответственно, в ближайшие месяцы бюджет уже не сможет рассчитывать на эти платежи.

Также пока не ждем и существенного роста доходов в связи с активизацией экономических процессов после выхода из карантина. По крайней мере, в ближайшие два-три месяца. Ведь, среди прочего, действие части "карантинных" налоговых преференций продлили. К тому же, восстановление многих отраслей вряд ли будет стремительным. Некоторые из них, по прогнозам, смогут заработать безубыточно не раньше конца следующего года ...

Так что, похоже, для обеспечения более или менее приемлемой работы государственного "финансового механизма" альтернатив внешним и внутренним займам немного. Но и с этими показателями в первые месяцы года возникали проблемы. По данным Минфина, фактические займы в общий фонд бюджета в январе-мае составили примерно 161 миллиард гривень. Это - менее 70% запланированного!

В Правительстве рассчитывают, что после ожидаемого в ближайшие дни подписания нового Меморандума о сотрудничестве с МВФ, а также в связи с постепенным восстановлением мировой экономики после карантина, доступ Украины к международным финансовым рынкам расширится. А главная надежда, конечно же, непосредственно на получение в этом году двух кредитных траншей от Международного валютного фонда в $3,5 миллиарда, часть из которых переведут непосредственно в Госбюджет - для снижения его дефицита. Но еще несколько миллиардов "зеленых" придется дополнительно занимать на коммерческих условиях. И сделать это, по прогнозам опрошенных Укринформом экспертов, удастся лишь ближе к концу осени. При этом успех "миссии" во многом будет зависеть от бюджетной политики, проводимой в стране. Задача - удержать реальный дефицит госбюджета в "разумных" пределах, которые не отпугивали бы кредиторов. Сделать это - к гадалке не ходи - будет крайне сложно.

Бюджетный “недобор”: экспертные оценки и советы

Ілля Несходовський
Илья Несходовский

Поэтому и в Правительстве, и в НБУ, и в Счетной палате, и в экспертной среде уверены: даже несмотря на продолжение сотрудничества Украины с МВФ, значительные риски невыполнения Госбюджет никуда не денутся. Финансовый "минус" будет расти. Директор института социально-экономической трансформации Илья Несходовский в комментарии Укринформу выделил несколько основных причин, вызвавших и катализировавших такую ​​ситуацию:

1. Необдуманные действия, связанные с объявлением жеcткого "безвариантного" карантина. "Вместо этого Украина должна была сразу же прибегать к механизмам адаптивного карантина, переходить к которому мы начинаем только сейчас, после двух месяцев экономического "простоя". Если бы решение о тех или иных ограничениях принимали не «скопом», а для каждого региона - исходя из реальной эпидемиологической ситуации", - считает экономист. Такой подход положительно повлиял бы не только на состояние государственных финансов, но и на поступления в местные бюджеты. Ведь сейчас только прямые их потери специалисты оценивают в 10%.

2. Ошибки, допущенные при бюджетном планировании, завышенные показатели, на которых сформирован Госбюджет-2020. "Я говорю, прежде всего, про завышенный прогноз курса доллара - 27 гривень, тогда как в начале года этот показатель не превышал 25 гривень за американский «зеленый». Но особенно удивляет прогноз инфляции - 11%, хотя реальный показатель вряд ли превысит 6% в годовом измерении. Ну разве что начнут бесконтрольно печатать гривню... Были неправильно рассчитаны и показатели ожидаемой безработицы, средней заработной платы и так далее ", - констатирует Несходовский. Подобное, по его словам, происходило и в предыдущие годы. Но в 2020-м - в частности, из-за взаимного усиления ряда негативных факторов - эта проблема заметно обострилась. А внесенные в конце марта изменения в бюджеты ее лишь усугубили.

3. Объективные факторы, которые не могли предвидеть при подготовке проекта Госбюджета-2020. Это, к примеру, теплая зима. "В сентябре никто не мог предположить, что она будет настолько мягкой. Как результат - потребление энергоносителей существенно снизилось. Соответственно, сократились и закупки газа. Тем более, что осенью страна накопила рекордные объемы топлива в ПХГ. План поступлений от растаможивания энергоресурса полностью провален", - объясняет экономист. Также он напоминает о неблагоприятной для наших производителей ситуацим в мировой металлургии и прошлогоднем стремительном укреплении гривни, которое привело к снижению уровня конкурентоспособности украинской продукции на внутреннем и на внешних рынках. Карантин только усилил эти тенденции. Остановились области с высоким уровнем занятости населения - сферы услуг, общественного питания, туризм и транспорт. В Украине значительно уменьшилось потребление электроэнергии. Что, в свою очередь, приводило к остановкам угольных предприятий, ТЭС и ограничений в атомной энергетике. И таких "цепочек" много.

Борис Кушнірук
Борис Кушнирук

Проблемы с корректностью показателей госбюджета отмечает и председатель Экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук. "Прежде всего, даже после мартовского пересмотра бюджета существенно завышенными остаются параметры его доходной части. То есть, выполнить ее невозможно - как бы ни старались наши налоговики и таможенники. И ожидаемое посткоронавирусное восстановление экономики, к сожалению, не поможет. По итогам первого полугодия бюджет придется снова пересматривать. Речь идет как о более реальных оценках ожидаемых поступлений, так и о сокращении расходов", - спрогнозировал экономист в комментарии Укринформу.

Согласен с этим и Илья Несходовский. Более того, необоснованные бюджетные расходы стоит "резать" как можно скорее. В качестве примера экономист приводит ситуацию с чрезмерным, по нынешним временам, финансированием МВД и других силовых структур, не связанных с противостоянием агрессору. Расходы на них стоило сокращать сразу же, как только ситуация в стране стала ухудшаться. А освобожденный ресурс направлять на стимулирование внутреннего потребительского спроса и бизнес-инициативы.

"Задача - максимально быстро запустить экономику. Для этого надо безотлагательно ввести единые для всех условия, которые бы стимулировали деловую активность, - советует Несходовский, - поэтому - кто бы что ни говорил - не надо бояться максимально занимать финансовый ресурс. Конечно, не для того, чтобы проедать его и выбрасывать на ветер в рамках популистских акций и прожектов... Деньги надо вкладывать в экономику - в частности, через кредитование бизнеса и поддержку людей, потерявших работу и доходы".

А Борис Кушнирук предлагает такие меры "финансового спасения":

1. Смена направлений стимулирования экономики. "Средства, прежде всего, надо направлять на тепломодернизацию инженерных сетей и жилого фонда по всей стране. Обеспечить это можно благодаря максимально дешевому кредитованию. Таким образом, в Украине будет формироваться платежеспособный спрос. Потому что строительство дорог - хотя это и, безусловно, важный инфраструктурный и "цивилизационный" шаг - не обеспечивает поступлений в Госбюджет. В частности, от НДС. Ведь государство фактически само его финансирует. А если "вливать" кредитный ресурс в частный сектор - причем, как в индивидуальные хозяйства, так и в бизнес, - сформированый там НДС будет дополнительно наполнять госказну", - поясняет Кушнирук.

2. Существенное снижение давления на бизнес в части, не слишком влияющей на наполнение бюджета. Например, нужно радикально снизить ставку ЕСВ для малого и части среднего бизнеса, с сохранением особых льготных условий в этом году. "Это тоже будет стимулировать платежеспособный спрос со стороны бизнеса и населения. Что, в свою очередь, "разогревать" экономику ", - советует экономист.

3. Отмена импортных пошлин при поставках сырья для стимулирования глубокой переработки в Украине. Также нужны льготы по уплате НДС для сырья и комплектующих. Это - предпосылки формирования высокой добавленной стоимости. "Конечно, такие шаги на определенное время - например, на квартал - могут наоборот уменьшить поступления в бюджет. Зато потом эти потери вернутся сторицей - ведь будут стимулировать деловую активность по всей стране ", - считает Борис Кушнирук.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-