4,8% падения ВВП: прогноз слишком пессимистичный или “радужный”?

4,8% падения ВВП: прогноз слишком пессимистичный или “радужный”?

Аналитика
Укринформ
Выясняем у экономистов, почему "посткризисные" прогнозы правительства и Нацбанка по многим ключевым показателям существенно отличаются

Кабинет министров утвердил подготовленный специалистами Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства "Прогноз экономического и социального развития Украины на 2021-2023 годы". Есть возможность сравнить некоторые его цифры с данными краткосрочного прогноза от НБУ – регулятор опубликовал ежеквартальный инфляционный отчет за июль.

Чуда не произошло. Никто из специалистов уже не говорит об экономическом росте, в который мы верили еще каких-то пять месяцев назад. А вот вероятное снижение ВВП в 2020 году в документах оценивают по-разному. В Минэкономразвития говорят, что удары коронавируса и экономического кризиса будут стоить стране 4,8% ВВП. В Нацбанке прогнозируют экономическое падение на 6%. Казалось бы, разница небольшая - чуть больше 1%. Но... В деньгах речь идет о "плюс-минусе" примерно в 50 миллиардов гривень. Не говоря уже о худших стартовые условиях для восстановления в 2021-м и в последующие годы ...

Кстати, соответствующие оценки от НБУ тоже более пессимистичны: прогноз экономического роста в следующем году - 4%. В Правительстве говорят о 4,6%. То есть, о фактическом возвращении в начале 2022-го к показателям 2019 года.

При этом оба прогноза - и "банковский", и правительственный, - пока можем отнести к оптимистичным. Некоторые международные финансовые институты, украинские и зарубежные эксперты прогнозируют все 7-11% нынешнего падения... При каких же условиях рассчитываем на именно обнадеживающие прогнозы? Поскольку о реализации пессимистических говорить не хочется...

2020-й. Как выбираться из экономического "пике"

Глава Кабмина Денис Шмыгаль расчетам правительственных аналитиков верит больше, чем всем более пессимистическим "пророчествам". "Несмотря на менее оптимистичные прогнозы различных организаций, мы более оптимистичны. Видим, что Украина движется по прогнозу, который разработало и предоставило Минэкономики", - отметил премьер на заседании правительства. По заключению чиновников, несмотря на продолжение "коронавирусных" ограничений, в некоторых важных областях уже началось посткризисное восстановление.

В том, что худший период для украинской экономики позади, убеждены и в НБУ. Как отмечается в инфляционном отчете, "смягчение карантина способствует оживлению деловой активности. Достаточно мягкая монетарная и фискальная политика поддержат экономический рост в последующие годы. Впрочем, темпы восстановления будут сдерживаться все еще подавленным потребительским и инвестиционным спросом, в частности ввиду высокого уровня неопределенности с распространением коронавируса". Восстановление же, по прогнозу Нацбанка, будет неравномерным по видам экономической деятельности: отрасли, наиболее пострадавшие от карантинных ограничений, в частности сфера услуг, торговля и транспорт частично восстановятся в III квартале. Однако из-за низкого спроса они еще долго не вернутся к докризисному уровню.

А восстановление в экспортных отраслях, в частности металлургии, ждем вместе с ростом мирового спроса - не раньше следующего года. Сельское хозяйство, ожидаемо, будет среди видов экономической деятельности, меньше всего пострадавших от карантинных ограничений. Однако в этом году ожидаются несколько меньшие объемы урожая - из-за погодных условий.

"Зато новые стимулы для развития получает IT-сектор, в частности в части проектов по организации удаленной работы. А также внутренний туризм", - прогнозируют в Нацбанке.

Тарас Козак
Тарас Козак

"Национальный банк, как правило, более точно определяет тенденции социально-экономического развития. В чем мы не раз убеждались. При анализе его специалисты используют больше статистической и аналитической информации. И, по-моему, они глубже знают законах экономики, - считает президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак, - однако в целом прогнозы, как известно, - дело неблагодарное. О чем и свидетельствует такой "разнобой" в прогнозировании - от 3,6% падения, по расчетам Всемирного банка, до 8,2% (прогноз МВФ) и даже до 10-11% - по мнению некоторых экспертов. По прогнозам нашей компании, в этом году падение достигнет 7%. Это ближе всего именно к расчетам НБУ. На практике же результат будет зависеть от того, насколько жестким будет карантин в конце года. В правительстве, судя по всему, рассчитывают, что ограничения будут незначительными. По нашему же мнению, карантин будет длительным (как раз начинается очередное обострение пандемии). Поэтому экономика вряд ли быстро восстановится", - прогнозирует экономист.

Советует ориентироваться на более пессимистический сценарий и директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский. "Проблема в том, что специалисты Минэкономразвития делают выводы, опираясь на показатели июня. Когда действительно сложилось (обманчиво) впечатление, что экономическая ситуация в стране начала улучшаться. Но такое улучшение мы видим, прежде всего, из-за ограничений выезда украинцев за границу. Как результат - все деньги тратятся в Украине, что и искажает статистику. Поэтому делать долгосрочный прогноз исключительно по итогам летних месяцев нельзя. Похоже, в сентябре увидим совсем другую картину: Восстановление экономического падения, сокращение доходов населения. Соответственно - снижение спроса. То есть, падение ВВП ускорится. Кроме того, видим неутешительные прогнозы по снижению экономических показателей в других странах. Следовательно, спрос на отдельные виды украинской продукции - в частности металлургическую - очевидно, снизится. Только с началом делового сезона мы поймем, какова на самом деле глубина падения украинской экономики", - считает господин Несходовский. И напоминает, что именно на сентябрь-ноябрь, как правило, приходились наибольшие для украинской экономики "провалы" в трудные и нестабильные периоды - во время кризисов 1998, 2008-го и 2014-го годов...

К тому же, Украина не имеет ресурса для адекватной поддержки экономических процессов. Многие страны вливают в национальные экономики десятки и сотни миллиардов долларов. Однако прогнозы глубины их падения только ухудшаются. "Что уж говорить об Украине, где поддержка реального сектора минимальна. Государство инвестирует разве что в строительную и дорожную отрасли. Но цепочка их влияния на другие сферы, на мой взгляд, ограничена. Поэтому и результат освоения более 100 миллиардов гривень будет незначительным", - говорит Илья Несходовский.

А Тарас Козак наоборот считает, что именно благодаря мультипликационному эффекту от капиталовложений в "Большое строительство" нам наконец удалось остановить падение промышленности, начавшееся задолго до "коронакризиса". "Проект влияет и на ряд смежных отраслей - по производству строительных материалов, техники и оборудования, реализации лизинговых программ. И если жесткого карантина до конца года не будет, промышленное падение в 2020 году по сравнению с 2019-м, считаю, не будет значительным", - говорит экономист. В то же время он привлекает внимание к пока "никаким" результатам другой госпрограммы - кредитование под "5-7-9%". Сейчас на поддержку отечественного бизнеса выдали 3 миллиарда гривень (чуть больше $100 млн). Что для такой страны, как наша, - мизерный показатель.

2021-2023. Как не "профукать" начало восстановления

По словам Дениса Шмыгаля, рост экономики в последующие годы планируется благодаря комплексу факторов. Среди них: развитие промышленности, увеличение доли переработки в аграрном секторе, программы поддержки малого и среднего бизнеса, улучшение бизнес-климата, а также приватизация.

Если удачно воспользоваться этими факторами, то, по прогнозам Минэкономразвития, в 2021 году национальный ВВП вырастет на 4,6%, в 2022-м - на 4,3, в 2023-м - на 4,7%. При этом инфляция к концу следующего года ускорится до 7,3%. Потом начнет сокращаться: до 6,2% - к концу 2022-го и до 6% - в 2023-м. В НБУ же в этом вопросе наоборот - более оптимистичны. По расчетам регулятора, к концу нынешнего года инфляционный показатель составит 4,7%. В дальнейшем же будет близким к среднесрочной цели Нацбанка - 5% +/- 1 процентный пункт.

1. О макроэкономических показателях

Павло Кухта
Павел Кухта

Экс-исполняющий обязанности министра экономики, руководитель по политическим вопросам в Киевской школе экономики Павел Кухта считает тревожным сигналом то, что в Правительстве и НБУ по-разному оценивают показатели номинального ВВП. Особенно, в 2021 году. "Разница составляет 200 миллиардов гривен. Прогноз Нацбанка - 4,3 триллиона, Правительства - 4,5 триллиона. Мы должны понимать, что бюджетирование во многом привязано именно к показателю номинального ВВП. Потому что он влияет на различные базы для наполнения госказны. Это означает, что правительство при формировании проекта Госбюджета-2021 закладывает большую базу для формирования доходов на следующий год. При этом и инфляционные прогнозы отличаются. Отсюда - вероятно, и такая разница в оценках будущего ВВП. На практике это означает, что в стране вновь возможные "трения" между правительством и НБУ относительно инфляции и монетарной политики". По словам господина Кухты, это очень опасно. И из-за прямого влияния на экономическую ситуацию, и как негативный сигнал для общества, бизнеса и международных партнеров.

С одной стороны: выполнение целей Нацбанка (инфляция 5 +/- 1%), что важно для всего развития страны. С другой: краткосрочная цель - путем "стимулирования" инфляции увеличить бюджетные доходы. "Что в итоге будет мешать построению стабильной экономики, формированию благоприятной макроэкономической среды в Украине", - делает вывод Павел Кухта.

2. О курсе, торговом балансе и инвестициях

Что касается курсовых параметров, то Минэкономразвития построило макропрогноз с учетом среднегодового курса 29,1 гривни за доллар. Между тем в самом прогнозе находим довольно неприятные сигналы, говорящие о возможном усилении давления на национальную валюту из-за негативных изменений в соотношении экспорта-импорта и роста дефицита внешней торговли. Судите сами: как подсчитали правительственные аналитики, экспорт в 2021 году вырастет лишь на 2,9%, в 2022-м - на 6,4%. Тогда как возможное наращивание объемов импорта - 10,6% и 10% соответственно. Дефицит торгового баланса в следующем году составит $10,4 миллиарда, в 2022-м - $13,6 миллиарда.

Анализируя по просьбе Укринформа эту часть правительственного макропрогноза, Павел Кухта успокаивает: бояться не стоит. Ведь "механическое" сравнения стоимости экспорта и импорта в современном мире ничего не значит, "прямое" восприятие этих показателей - устаревшее. "Мы должны понимать, что баланс торговли (на самом деле - текущего счета, с учетом балансов выплаты дивидендов, текущих финопераций, денежных переводов и т.д.) фактически отражает соотношение притока / выхода капитала. Которое отнюдь не тождественно доле инвестиций в ВВП - показателю, на самом деле критически важному для экономического развития. Так вот. Наша самая большая проблема - перманентная недоинвестированность. То есть, в страну не вкладываются адекватные для такой экономики средства", - констатирует Кухта. При этом он предостерегает от попыток искусственного наращивания "инвестиционной доли" - скажем, путем государственных вложений эмиссионных (напечатанных и не подкрепленных товарной массой) денег. "Если половину разворуют, а половину вложат непонятно как - это не инвестиции. Речь о реальных деньгах и реальных вложениях в проекты, которые зарабатывают, формируют добавленную стоимость, создают рабочие места. Показатель таких вложений у нас, как правило, держится ниже 20%. А для реального роста надо обеспечить его повышение примерно до 25% ВВП", - объясняет руководитель по политическим вопросам в Киевской школе экономики.

Одной из ключевых считает эту проблему и директор инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак. В комментарии Укринформу он просит чиновников и граждан не оценивать ситуацию, исходя лишь из формальных показателей. "По итогам 2020 года Украина, пожалуй, несколько улучшит позиции в мировом Индексе деловой активности Doing Business. Но сказать, что бизнес и инвестклимат в стране улучшились по-настоящему, а не в относительных цифрах, к сожалению, нельзя. Потому что никуда не делись "менты и прокурорские", которые давят на предпринимателей, не исчезли рейдеры, коррумпированные суды, выносящие неправосудные решения. Изменений здесь практически нет. То, что стало легче регистрировать бизнес или исчезли некоторые бюрократические преграды при общении предпринимателя с государством, - только полумеры. На степень давления правоохранительной и судебной систем на бизнес и инвестиции это не повлияло. Пока не увидим в этой сфере тектонических сдвигов, пока не будет принят ряд законов (в частности о едином органе контроля за экономикой и финансами), пока законодательство можно будет не выполнять или по-разному трактовать, а также без полноценной судебной реформы и реальной работы рынка земли нам можно только мечтать об экономическом росте в более чем 3%", - убежден Тарас Козак.

3. О социальных показателях и расходах

Сергій Марченко
Сергей Марченко

"(Правительственный) прогноз учитывает двухэтапное повышение минимальной заработной платы в 2021 году до 6500 гривень, изменения в законодательстве, которые произошли в последнее время, в том числе - введение оборота земли сельхозназначения, - а также реализацию программ стимулирования экономики. Предусмотрен рост реальных заработных плат на 12,1% благодаря повышению производительности труда, при сохранении относительной ценовой и курсовой стабильности", - отмечает министр финансов Сергей Марченко. Именно на основе обновленного макропрогноза, по его словам, и будут верстать проект Госбюджета-2021.

Что касается доходов украинцев, то, по прогнозу Минэкономразвития, в последующие годы повышение минимальной зарплаты не будет таким стремительным, как в конце 2020-го - в 2021-м. В 2022 году "минималка" вырастет до 6700 гривень, в 2023-м - до 7176. А номинальная среднемесячная зарплата составит в следующем году 13 600 гривень, в 2022-м - 15400. Уровень безработицы - 9,2% трудоспособного населения в следующем году и 8,5% - за год...

Директор Інституту соціально-економічної трансформації Ілля Несходовський
Илья Несходовский

Экономист Илья Несходовский и эту часть прогноза считает неоправданно оптимистичной. Поскольку она, очевидно, не учитывает возможного продолжения падения потребительского спроса и (по крайней мере) в I квартале 2021 года. "Это приведет к очередному сокращению производства. Что наоборот ведет к росту безработицы и снижению заработных плат. А дальше - по кругу. Именно такой сценарий, по-моему, вероятен, поскольку нет видения того, какие отрасли могут массово создавать дополнительные рабочие места".

По словам господина Несходовского, сейчас, к сожалению, есть и основания говорить о рисках ручного управления расходами. Когда некоторые расходные статьи вообще в полной мере не будут финансировать. Велик риск попыток сэкономить именно на социальных расходах - путем дополнительных бюрократических преград, жестких условий доступа к соцпомощи и всего такого...

"Ожидаемые показатели, очевидно, будут хуже, чем прогнозируется. Ведь полноценное экономическое восстановление возможно только после всеобщей вакцинации. А это произойдет не раньше весны-лета 2021 года. То есть, начало 2021-го тоже будет сопровождаться карантинными ограничениями. Поэтому, считаю, в 2021-м мы вряд ли приблизимся к показателям 2019 года. Это увидим и на примерах большинства стран (за исключением разве что Китая). То есть, 2020-2021-й - это "выброшенные" годы для экономического роста", - заключает президент инвестгруппы "Универ" Тарас Козак.

В то же время все опрошенные Укринформом экономисты соглашаются: их мнение может измениться, а прогнозы - несколько улучшиться, если чиновники четко назовут отрасли и программы, которые должны стать драйверами для развития отечественной экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Возможно, такие ответы услышим уже через месяц-полтора - в процессе подготовки проекта Бюджета-2021.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-