Почему каждый украинец зависит от Getting electricity?

Почему каждый украинец зависит от Getting electricity?

Блоги
Укринформ
Как решить проблему подключения к электросетям за полгода

Одним из главных бенчмарков инвестиционной привлекательности любой страны мира считается рейтинг Всемирного банка по легкости ведения бизнеса - World Bank Doing Business report.  Рейтинг рассчитывается экспертами банка и место страны определяется соотношением ряда параметров.  Одним из факторов, который влияет на место конкретной страны в рейтинге легкости ведения бизнеса, согласно методологии Doing Business, показатель легкости присоединения к электросетям, (Getting electricity).

К примеру.  В рейтинге Doing Business 2016 Украина оказалась на 83 месте, а по параметру, который нас интересует больше всего (легкостью подключения к электросетям) - на 137-м месте из 188-ми.

Немного улучшить ситуацию с присоединением к электросетям позволило введение новой модели рынка электрической энергии в Украине и соответствующих нормативно-правовых актов.  Именно это позволило Украине в рейтинге Doing Business 2020 по параметру подключения к электросетям занять уже 128-е место.

Однако этого недостаточно.  Очень низкое, аж сто двадцать восьмой место Украины по параметру Getting electricity, тянет Украину вниз в общем рейтинге легкости ведения бизнеса.  Практически в Украине, как участнике данного критически важного для инвестиционной привлекательности государства рейтинга, есть только одно слабое место, по которому наша страна находится на 146-м месте.

По нашему мнению, для достижения существенного прогресса в улучшении позиции Украины в рейтинге Doing Business, параметр легкости присоединения к электросетям играет очень важную роль.  Необходимо целенаправленно объединить усилия общественных организаций, НКРЕКП, бизнеса и Офиса Президента и в короткий период (до 6 месяцев) сделать 10 решительных шагов, которые коренным образом изменят ситуацию.

Автоматизация этапов процесса присоединения к электрическим сетям: разработать программное обеспечение для операторов систем распределения (ОСР) и систем снабжения (ОСП), которое позволит максимально автоматизировать этапы процесса присоединения, максимально исключить влияние человеческого фактора на продолжительность реализации этапов присоединения, и будет способствовать эффективной координации действий между  всеми участниками этого процесса.

Создание максимально прозрачных условий для присоединения к электрическим сетям: внедрить «Личные кабинеты заказчика присоединения», в которых бы отображалось актуальное состояние реализации процесса присоединения, с максимальной детализацией этапов этого процесса.

Интенсификация развития новых линий электропередач и разгрузочных подстанций: согласно Концепции развития электрических сетей, сети 0,4 кВ должны быть не более 400 метров, для чего необходимо активизировать строительство разгрузочных подстанций и сетей высших классов напряжения.

Внедрение с 1.01.2021 стимулирующего тарифообразования (RAB тарифы) на основе единой базы активов и средневзвешенной стоимости капитала (WACC).  Введение стимулирующего тарифообразования (RAB-тарифы), как мотивирующего для ОСР фактора приведет к существенному увеличению инвестиций.  Главное - подход с единой базой активов, энергокомпании, в качестве ресурса для инвестиций получат доход, рассчитанный на основе средневзвешенной стоимости капитала (WACC).  Предложенная Регулятором модель введения стимулирующего тарифообразования (RAB- тарифы) с разделением базы активов на старые и новые не позволит существенно модернизировать изношенные электросети Украины, не позволит ОСР инвестировать значительные средства в ремонт и замену электросетей.

Предоставление разрешения на присоединение к коммерческим электросетям.  Необходимо на уровне изменений в Кодексе систем распределения, позволить присоединение электроустановок заказчиков к электрическим сетям субъектов хозяйствования без уменьшения договорной мощности существующих потребителей путем внесения соответствующих изменений в Кодекс системы распределения, аналогично с присоединениями к сетям смежных ОСР согласно п.4.1.29. Кодекса системы распределения.  Это, по нашему мнению, уменьшит расходы заказчика на присоединение к электрическим сетям и срок, необходимый для предоставления услуги по присоединению.

Изменения в земельное законодательство - упрощение требований к составлению землеустроительной документации, отмена государственной землеустроительной экспертизы, уменьшение согласований, которые дублируются.

Уменьшение срока разработки проектно-сметной документации.  Предоставить заказчику возможность самостоятельно выбирать, кто будет осуществлять разработку ПСД (Заказчик или ОСР) не только на линейную часть присоединения, но и на часть ОСР (работы выполняемые в сетях ОСР за счет платы за мощность).  Это даст возможность уменьшить срок предоставления услуги по присоединению, поскольку заказчик имеет возможность выбирать проектные организации без прохождения тендерных процедур.

Повышение качества присоединения к электросетям.  Стоит прописать в Кодексе системы распределения право ОСР за средства, полученные, как плату за присоединение от подстанционной составляющей, выполнять замену своих сетей, в случае необходимости увеличения их пропускной способности для присоединения данной электроустановки, что позволит улучшить качество электрической энергии и для уже существующих потребителей  без дополнительных затрат заказчика присоединения.

Урегулирование спорных вопросов мощностей электроустановок, должны быть присоединены к сетям - прописать в Законе Украины «О рынке электрической энергии» максимальную величину мощности, которую можно присоединить к сетям напряжения 0,4 кВ;  10кВ;  35 (110 и более) кВ.

Урегулирование разногласий законодательных и подзаконных актов по техническим условиям подключения к электросетям и их сроков, для этого в Закон «О рынке электрической энергии» необходимо внести требования к договору присоединения в части срока действия договора о присоединении неотъемлемым приложением к которому являются технические условия.

Отмечу, что вышеприведенные предложения мы уже направили в Офис президента, Кабинет Министров, Министерство энергетики, НКРЭКП, парламентский комитет по энергетике и коммунальным услугам.  Теперь слово за органами власти.

Олег Козачук, вице-президент и основатель Ассоциации по энергоэффективности и энергосбережению, член правления Ассоциации «Умные электросети Украины», и.о.  генерального директора АО «Хмельницкоблэнерго»

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-