Любовь Молдаван, доктор экономических наук, профессор
Земля может пропасть с баланса, но она не может покинуть Украину, владельца найти не трудно
27.10.2020 14:27

На днях в медиа прозвучала очень резонансная цифра. Действующий глава Госгеокадастра заявил, что государство лишилось 5 миллионов гектаров земли из-за вывода их в частную собственность с помощью схем с бесплатной приватизацией и других коррупционных сделок.

Мы решили обсудить озвученные цифры и вероятные пути власти в продолжении земельной реформы с главным научным сотрудником Института экономики и прогнозирования НАН Украины Любовью Молдаван.

- Любовь Васильевна, когда я прочитала о пропавших в неизвестном направлении пяти миллионах гектаров, то первое, что подумала – не ошиблись ли ученые, которые столько лет поддерживали мораторий на продажу земли? Ведь де-факто торговля землей пошла...

- Давайте все по порядку. Сначала о пропавшей земле, которая находилась в государственной собственности. 5 миллионов пропало? Звучит интересно.

Послушайте, земля - не какие-то там драгоценности или машины, это недвижимое имущество и оно не могло никуда деться. То, что земли нет на балансе, не означает, что она "покинула" страну. Если потеряно 5 миллионов гектаров земли на страну, то это по 200-250 тыс. гектаров на область. Движение таких массивов нельзя не видеть и не контролировать.

В интервью говорится о том, что указанная земля перешла к физическим лицам путем бесплатной приватизации двух гектаров земли в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса Украины, а также о том, что из-за отсутствия учета граждан, которые воспользовались правом бесплатной приватизации, одни люди получали по одному участку, а другие - по десять.

Давайте уточним: участок до 2 га предусмотрен для ведения личного селянского хозяйства. У нас есть Закон Украины "О личном селянском хозяйстве". Следовательно, двухгектарный участок может иметь только субъект, соответствующий статьям этого закона. У всех остальных субъектов, которые не соответствуют статусу личного селянского хозяйства, земля должна быть конфискована, а государственные служащие, нарушившие указанный закон, привлечены к ответственности.

Теперь об ученых, которые поддерживали мораторий на куплю-продажу сельскохозяйственных угодий. Я могу отвечать только за себя и моих коллег по нашему институту. Мы с самого начала паи угодий КСП (коллективных сельскохозяйственных предприятий, которые пришли на смену колхозам – ред.) отстаивали и предоставляли свои разработки относительно законодательного нормирования организации рынка сельскохозяйственных земель в Украине адекватно западноевропейским, североамериканским и другим цивилизованным странам. Наши видения решения данной проблемы известны по научной литературе и СМИ. Я лично работала на протяжении двадцати лет в пяти рабочих группах по данному вопросу. Однако все предложения блокировались представителями агропромышленной торговых корпораций, поскольку их не устраивали общепринятые в цивилизованных странах ограничения в пользовании землями сельскохозяйственного назначения. Законодательная власть свою неспособность легализовать куплю-продажу земли в интересах селянства, сельского хозяйства и продовольственной независимости Украины прикрывала мораторием.

Мы всегда выступали за отмену моратория, но после принятия закона, адекватного западноевропейским странам.

- Теперь у нас такой закон есть. Вы довольны?

- Отдаю должное теперешней Верховной Раде в том, что такой акт появился. Но и на этот раз наш законодатель не устоял против давления национальных и транснациональных компаний, и в Законе зафиксировано право на покупку сельскохозяйственных угодий юридическими лицами – ни в странах ЕС, ни в США, ни в Канаде и т.д. такой нормы нет. Право на покупку предоставляется только физическому лицу, которое работает в сельском хозяйстве, имеет соответствующую профессиональную подготовку и живет в селе. В нашем Законе любой гражданин Украины может купить 100 га угодий. Можете себе представить, у кого через определенное время окажутся значительные массивы угодий, кто на земельном аукционе заплатит больше. Понятно, что селяне в такой ситуации проигрывают.

Потом. Ограничение для физических лиц в 100 га для Украины ничем не обосновано. Мы предлагали 500 га, как в Германии. Можно было 300 га, как в Польше или Венгрии. А ограничение для юридических лиц в 100 000 га – это не поддается пониманию вообще. У каждого агрохолдинга до десятка дочерних компаний-юридических лиц. Закон обошел ограничение в аренде угодий, тогда как в странах, на которые мы ориентируемся, ограничения одинаковые – что на покупку, что на аренду.

Не хочу прогнозировать, но напрашивается логический вывод: если в закон, касающийся оборота земель сельскохозяйственного назначения, не будут внесены изменения с учетом опыта цивилизованных стран, – в отечественном землепользовании будет еще больший хаос, чем до снятия моратория. В том периоде манипулировали двумя гектарами, теперь последуют такие манипуляции со ста гектарами.

- То есть, в Украине не видеть цивилизованного рынка сельхозугодий и справедливого в интересах селянства землепользования?

- Нет, все возможно, но если на то есть политическая воля и сильная исполнительная власть. К слову, указом президента Кучмы (1994 г.) запрещалось вхождение холдингов в сельское хозяйство. Однако в Закон "О холдингах Украины", принятый позже, данная норма не была внесена. Хочу обратить ваше внимание на то, что мы не первые столкнулись с холдингизацией сельского хозяйства. Она началась в США в первой половине прошлого века. Промышленно-торгово-финансовый капитал проникал в сельское хозяйство таким же образом, как и в Украине.

Земли были приобретены несельскохозяйственными компаниями для обеспечения сырьем по себестоимости, для производства экспортоориентированной продукции, для диверсификации основной деятельности. Один пример: нефтегазовая компания "Теннеко" подчинила себе в Калифорнии до 1 млн га угодий в 60-70-х годах прошлого века. Когда начали проявляться социально-экологические последствия этих процессов (монокультурное грунтоистощающее производство, обезземеливание фермеров, рост безработицы, монополизация аграрного рынка и диктат цен и т.д.), штаты один за другим стали принимать законы, направленные против проникновения большого коммерческого бизнеса в сельское хозяйство. После этого на федеральном уровне было запрещено фирмам с капиталом свыше 3 млн долларов и контролирующим предприятиям с доходом более 1 млн долларов принимать непосредственно участие в сельскохозяйственном производстве. Они были исключены из системы государственной поддержки сельского хозяйства. Введенные жесткие экологические требования относительно производства сельскохозяйственной продукции также не отвечали интересам крупного капитала. В результате агропромышленно-торговые компании начали сворачивать свою деятельность. В научной литературе этот процесс получил название "обратное движение из сельского хозяйства". В сельском хозяйстве утвердились индивидуальные и корпоративные фермы. Среди последних 90% - семейные корпорации. Крупнейшие из них обладают в среднем по 3500 акров или 830-850 га (в Украине группа предприятий пользуется в среднем 22 000 га). К этому стоит добавить, что решение об ограничении землепользования принималось правительствами штатов (в штате Вашингтон это ограничение составляет 360 га). Во всех сельскохозяйственных штатах действуют законы о недопущении иностранцев к сельскохозяйственным угодьям и т.д.

- В Украине американский опыт возможен?

- Думаю, что прямой запрет агрохолдингов вряд ли возможен. Новая власть их защищает. В то же время в интервью, о котором мы говорим, говорится о том, что власть намерена запустить рынок земель, "похожий на польскую модель". Мы тоже за польскую модель. Ее основные элементы: покупать и арендовать землю имеют право только физические лица, которые ведут фермерство; в одни руки – 300 га, а с наследством – до 500 га; правом землепользования среди иностранцев наделены только поляки-эмигранты и фермеры стран ЕС, если они переезжают на постоянное место жительства в пределах расположения купленного или арендованного участка земли; рынок сельхозземли контролируется Агентством сельскохозяйственной недвижимости и т.д.

Новая власть войдет в историю не принятием того закона, который есть сейчас, а доведением его до польской модели.

- А если не хватит, как вы говорите, политической воли?

- Тогда нам придется пройти путь латиноамериканских и других стран, значительная часть угодий которых колонизирована национальными латифундистами и трансконтинентальными компаниями, и где идут реформы с экспроприацией земель. В Бразилии только на первом этапе такой реформы было национализировано и продано фермерам 14 млн га угодий. Государство прокредитовало покупку этих земель на льготных долгосрочных условиях. Между вхождением несельскохозяйственного крупного бизнесового капитала в аграрный сектор и данной реформой – период почти в полвека. Считаю, что в Украине этого допустить нельзя.

- Глава Госгеокадастра сказал одну справедливую вещь. Мы в начале 1990-х запустили бесплатную приватизацию, и она также поспособствовала тому, что произошло дальше?

- Это правда. В начале 1990-х годов я проводила социологические исследования в 10 областях. Большинство людей считали, что лучше пай выкупить. Надежно, потому что купленное - это твое. Я выступала против бесплатной приватизации. Эта моя позиция документально засвидетельствована в монографии "Социальная направленность механизма хозяйствования в аграрном секторе", написанной в 1991 году, а также в других изданиях. Я отстаивала японский вариант приватизации. Земля должна быть продана, но за такую цену, чтобы ее могла купить даже вдова. Если бы в самом начале реальный производитель (а тогда это были лишь члены колхозов) выкупил бы пай, это бы повернуло по-другому историю наших земельных отношений. Но страна пошла по пути распаивания и людям выдали паи бесплатно. Это спасло селянство от обезземеливания, но правильнее было провести полноценную приватизацию с продажей.

И тогда же надо было принять закон о рынке земель, адекватный европейским. Мы бы избежали таким образом холдингизации сельского хозяйства и того бардака с землей, который придется долго разгребать.

- На днях президент подписал Указ о мерах относительно передачи земель сельскохозяйственного назначения из государственной в коммунальную собственность. Как идет передача громадам?

- Это шаг навстречу громадам, который определенным образом поддерживает местные бюджеты. Впрочем, существуют определенные опасности, связанные, прежде всего, с желанием местных руководителей заработать, что может привести к обратному эффекту. Если два с половиной миллиона гектаров передано громадам, то это 50-80 гектаров на село. Сельские громады не разбогатеют. Но земельные вопросы связаны не с поступлением в бюджет, а с тем, чтобы закрепить людей на селе, сохранить там расселение, дать работу на селе и обеспечить развитие сельского хозяйства. И если механизм доступа к сельскохозяйственным угодьям останется таким же, что и сейчас, то сама по себе передача угодий громадам ничего не изменит. Какая разница для селянина, кто выставляет на аукцион земельный участок – государство или орган местного самоуправления. Доступ к земле юридических лиц и любых богатых людей из городов – создает проблемы для сельских людей и личных селянских хозяйств расширить свои участки.

Поэтому еще раз - рынок сельхозземель должен развиваться по общепринятым принципам, которые действуют в цивилизованных, а не колониальных странах.

Лана Самохвалова, Киев

Фото Елены Худяковой

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-