Дефицит Госбюджета почти 82 млрд. Но избежать секвестра - шансы есть

Дефицит Госбюджета почти 82 млрд. Но избежать секвестра - шансы есть

Аналитика
Укринформ
По прогнозам экспертов, до конца года этот показатель вырастет минимум в полтора раза. Но нового "официального" урезания бюджетных расходов не будет

За три квартала 2020 года (январь – сентябрь) Государственный бюджет Украины свели с дефицитом в 81 миллиард 725 миллионов гривень. Такие данные обнародовала Государственная казначейская служба. То есть, за сентябрь отрицательное сальдо госказны выросло более чем вдвое. Потому что в январе-августе бюджетный дефицит составлял "всего-то" 40 миллиардов. Конечно, это не значит, что с сентября государство стало зарабатывать в разы меньше. С наполнением доходной части за счет собственных поступлений не все так плохо. Проблемы с плановыми займами - как внутренними, так и на международных финансовых рынках. А еще - к концу года растут расходы. Ведь в связи с посткоронавирусным восстановлением деловой активности - и традиционной сезонностью - начали (активизировали) финансирование программ, до которых раньше как говорится, «не доходили руки». Проанализируем ситуацию подробнее и пдумаем, благодаря которым резервам можно улучшить "бюджетную ситуацию".

Зарабатывали мало. Экономили как могли

Для начала - немного цифр от Госказначейства. Там подсчитали, что доходы госбюджета за 9 месяцев едва превысили 765 миллиардов гривень. В том числе, по общему фонду - 655,4 миллиарда при плане 665,4. "Минус" ровно 10 миллиардов. "Просадка" не так уж и велика. Чего не скажешь о выполнении плана госзаймов. А именно они, к сожалению, служат основным источником покрытия бюджетного дефицита. Так вот: за 9 месяцев займы составляли 412,7 млрд гривен при запланированных 646,93 млрд. В том числе, внешние - 186,17 млрд при плане 274 млрд гривень. Общий «минус» 234 миллиарда! С одной стороны, это вроде бы и неплохо: взаймы ведь берешь чужие, а отдавать придется свои - да еще и с процентами. Но - как тогда латать бюджетную дыру? Резко увеличить доходы? Вряд ли удастся. Самый простой остающийся вариант - включать денежный печатный станок. А чрезмерная эмиссия в итоге может нанести стране и украинцам еще больше вреда, чем расходы на обслуживание долга...

Другой вариант - сокращение расходов. Что тоже не всегда хорошо. Хотя к такому сокращению Украина, похоже, уже прибегает. Иначе дыра в бюджете была бы еще больше. В частности, в сообщении Госказначейства находим следующие данные: погашение задолженности за 9 месяцев 2020-го составило 330,6 млрд грн при запланированных 355 млрд грн, в том числе внешние - 134,7 млрд при плане 138,7 млрд грн. То есть, всего кредиторы нашей страны (в основном, внутренние) недополучили 25 миллиардов гривень. Что, конечно же, только усугубляет проблемы, с которыми Минфин сталкивается на рынках новых займов, поскольку снижает доверие со стороны потенциальных заимодателей.

Еще одно направление - экономия из-за прекращения (или приостановки) финансирования отдельных проектов и программ. Казалось бы, реализацию многих из них действительно можно отложить, экономя таким образом на соответствующих расходных статьях. Но это также не решает проблему, а только откладывает ее. Рано или поздно финансировать эти программы придется. (А кто даст гарантию, что финансовое положение государства в ближайшие годы значительно улучшится? Год назад экс-премьер Алексей Гончарук, кажется, что-то об этом говорил. И где теперь Гончарук? И где украинское "экономическое чудо"?..) Иначе рискуем оказаться в ситуации, когда на ликвидацию последствий "недохозяйствования" придется тратить в разы больше, чем для предотвращения возможных "траблов". Если ничего не делать, то гром рано или поздно ударит. Потому что речь идет, в основном, о "далеких" - хотя, как некоторым кажется "необязательных", - экологических и инфраструктурных проектах.

Судите сами. По состоянию на 15 октября в Госказначейство не поступили должным образом утвержденные бюджетные паспорта на финансирование 20 бюджетных программ. Всего где-то на 9 миллиардов гривень. Больше всего сэкономили на финансировании экологических проектов: шестью программами из упомянутых двадцати занимается Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов. Которое с июня находится в стадии формирования.

Олег Бондаренко
Олег Бондаренко

По расчетам председателя комитета ВР по вопросам экологической политики и природопользования Олега Бондаренко, для формирования ведомства нужно от 4 до 6 месяцев. Соответственно, финансирование упомянутых программ в этом году, похоже, и не начнут. Объясняя это вполне объективным "становлением профильного ведомства". Довольно удобно. Помним, как в декабре прошлого года правительство Гончарука решило сэкономить на расходах, задерживая оформление бюджетных паспортов. И объясняло это как раз бюрократическими процедурами и неторопливостью местных чиновников и министерских клерков...

Кто может денег не получить?

Итак, до создания природоохранного ведомства вряд ли начнется финансирование, например, таких расходных статей: «Реализация государственного инвестиционного проекта "Меры по обеспечению комплексной противопаводковой защиты от вредного воздействия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий в Львовской области"», «Реализация государственного инвестиционного проекта "Реконструкция гидротехнических сооружений защитных массивов днепровских водохранилищ"», «Обеспечение питьевым водоснабжением сельских населенных пунктов Казанковского, Новобугского районов и реконструкция водосбросного сооружения Софийского водохранилища Новобугского района Николаевской области». С точки зрения столичных чиновников проекты, может, и вправду не первоочередные. А если спросить об этом у жителей Львовской и Николаевской областей, а также приднепровских городков и сел?..

Еще за четыре проекта, финансирование которых даже не начиналось, отвечает Министерство энергетики. Среди них - "Реконструкция, капитальный ремонт и техническое переоснащение магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород". Три программы подотчетны Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства. В частности - поддержка государством финансового лизинга на селе.

Среди проектов, за подготовку бюджетных паспортов для финансирования которых отвечают другие ведомства, привлекают внимание: "Предоставление льготных ипотечных кредитов внутренне перемещенным лицам" (Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины), "Безопасность движения в городах Украины" (Мининфраструктуры), "Модернизация и обновление материально-технической базы многопрофильных больниц интенсивного лечения" (Министерство здравоохранения).

Хотя эксперты и не исключают: финансирование некоторым из этих программ до конца года все-таки откроют. Нечто подобное происходит из года в год: чиновники "долго запрягают" с планированием расходов, а к концу года деньги разлетаются как горячие пирожки - как только попадают на казначейские счета. Есть и объективные причины: в конце года завершаются работы, на которые планировались ассигнования, подписываются документы, проводятся оплаты. Соответственно, к концу года, как правило, увеличиваются и объемы государственных заимствований. Вот только в этом году, судя по всему, сделать это будет непросто...

100 миллиардов где-то займем. Еще на больше 100 придется сокращать расходы

Заступниця директора Центру економічної стратегії
Мария Репко

"Октябрь-декабрь - период, когда распорядители средств будут делатьть крупные переброски с программ, которые не успели освоить, на программы, которые можно будет закрыть актами выполненных работ. Это - большая проблема, потому что привлечь такие значительные суммы для покрытия дефицита на внутреннем рынке почти нереально", – констатирует замдиректора Центра экономических стратегий Мария Репко.

На фоне затишья в отношениях Украины с МВФ и другими кредиторами правительству все сложнее привлекать ресурсы. Нерезиденты, массово покупавшие украинские облигации в 2019 году, постепенно снижают объемы своих инвестиций - их доля с начала года упала с 14% до 9,8%. Кроме того, падает спрос на облигации Министерства финансов. "Спрос определяется ценой. По ставкам, которые предлагает Минфин, спроса нет. Это не значит, что его нет вообще, ведь ликвидность банков очень велика. Если бы у Минфина была насущная необходимость привлечь несколько миллиардов, он бы это сделал, повысив ставки", - считает аналитик Concorde Capital Александр Паращий.

Олександр Паращій
Александр Паращий

Поэтому эксперты и прогнозируют постепенный рост до конца года процентов, под которые Минфин может привлекать средства для финансирования бюджета и сокращение сроков обращения украинских ценных бумаг. Что будет усложнять задачи по обслуживанию госдолга в 2021-м и в последующие годы.

Президент Инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак в комментарии Укринформу напоминает о четырех основных источниках внешних и внутренних займов, которые можно использовать для покрытия дефицита государственного бюджета:

  1. Поддержка со стороны международных финансовых институтов, организаций и стран-партнеров. "Конечно, это кредиты, а не подарки. Но это дешевые кредиты, которые мы можем получать по ставкам до 2% годовых в иностранной валюте, - говорит эксперт, - Однако, так кажется, что в этом году это источник "пересох". Шансы получить хотя бы один транш займа от Международного валютного Фонда минимальны. А на МВФ смотрят и другие - в частности, Всемирный банк и Евросоюз. Денег они, видимо, тоже не дадут. Или займут минимальные суммы». Таким образом, по прогнозам господина Козака, из этих источников Украина до конца года получит максимум $1 млрд. Что несоизмеримо с дефицитом, который надо покрыть.
  2. Размещение Украине ценных бумаг - евробондов - на международных финансовых рынках. "Ситуация относительно благоприятная. Рейтинги Украины, конечно же, низкие, но шанс привлечь финансовый ресурс где-то под 8% годовых есть. Раньше, когда МВФ посылал на рынок позитивные сигналы, занимать в евро можно было дешевле. Сейчас сигналы, скорее, отрицательные. Поэтому ставка будет выше", - прогнозирует Тарас Козак, оценивая объемы возможных заимствований в $2 млрд.
  3. Настоящий (не созданный искусственно путем целевого рефинансирования банковской системы) внутренний спрос на ОВГЗ. Президент инвестгруппы "Универ" констатирует: "К сожалению, он снижается. Минфин вынужден повышать ставки, чтобы заинтересовать инвесторов. Но это не всегда помогает. Одна из причин - перманентная девальвация гривни, которую инспирирует Национальный банк. Хотя никаких фундаментальных причин для обесценивания нацвалюты нет, НБУ сам толкает доллар вверх. При таких условиях занимать в гривнях внутри страны очень сложно. Хотя банковская система очень ликвидная и деньги там есть, банки ищут другие варианты заработка".
  4. Привлечение средств от Национального банка (в основном, из-за денежной эмиссии). "Глубина этого источника - бесконечна. НБУ может "влить" хоть миллиард, хоть 100 миллиардов, хоть триллион гривень. Но это крайне опасно. Потому что с большой вероятностью приведет к катастрофическим для страны последствиям. Из последних примеров - 2015 год. Когда в конце 2014-го этим источником активно пользовались - потому что были активные боевые действия, потому что надо было платить России за газ... Напечатали несколько сотен миллиардов. И в 2015-м получили огромную девальвацию, бешеную инфляцию и другие проблемы. Если повторим, будем иметь то же самое", - предостерегает господин Козак.

В целом, по его подсчетам, благодаря первым трем источникам Украина сможет до конца года одолжить до 100 миллиардов гривень (в эквиваленте). Если же речь пойдет о "четвертом, замаскированном под третий" (то есть, об умеренной и контролируемой эмиссию), эта сумма увеличится еще на несколько десятков миллиардов. "Думаю, так сейчас и происходит. Нацбанк рефинансирует - в основном, государственные банки, - которые отдают полученные средства Минфину, покупая ОВГЗ. Но больше 100 миллиардов гривень из запланированного после секвестра в апреле 300-миллиардного дефицита, думаю, погасить не удастся. А если не соберем всех запланированных доходов (хотя ситуация с этим более-менее стабильна), недобор будет еще больше", - говорит экономист.

Тарас Козак
Тарас Козак

При этом он не считает ситуацию с недобором 100-120 миллиардов гривень заемных средств критической. Ведь некоторые расходы даже после секвестрации, по его мнению, остаются раздутыми. К тому же, в Украине всегда в конце года главные распорядители бюджетных средств не успевают сделать все необходимые запросы. Соответственно, финансирование отдельных статей почти безболезненно переносится на последующие годы.

"Главное, что задержек с выплатой зарплат и пенсий не будет. Экономить будут на инвестиционных проектах, часть из которых и так свернули из-за коронавируса. То есть секвестра - как официального действия (решением Верховной Рады) - в 2020-м, видимо, удастся избежать", - успокаивает Тарас Козак.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2020 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-