Изменения на рынке топлива: автогаз подорожает на 3 гривни, а бензин - подешевеет?

Изменения на рынке топлива: автогаз подорожает на 3 гривни, а бензин - подешевеет?

Аналитика
Укринформ
В ВР обсуждают повышение акциза на топливо. Но расчетов никто почему-то не представил... Поэтому ищем баланс интересов государства, производителя и потребителя

Один из документов, который Верховная Рада может принять, готовясь ко второму чтению законопроекту о Госбюджете-2021, - проект закона №4098 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно сбалансированности ставок акцизного налога на горючее". Ведь, как утверждают авторы документа, их предложение позволит увеличить поступления в казну примерно на 5 миллиардов гривень. Неплохая как для нынешних времен бюджетная «прибавка»...

Пять предложений, от которых государство не может (или должно?) отказаться

Чтобы получить такой результат, размер акциза на основные виды горюче-смазочных материалов предлагают унифицировать, установив на уровне 139,5 евро за тонну (4658 гривень по нынешнему курсу). Тогда как сейчас акцизные платежи отличаются: 213,5 € - на бензин, 139,5 € - на дизтопливо, 52 € - на автогаз. Понятно, что почти трехкратное увеличение акциза на сжиженный газ, в отличие от госбюджета, негативно скажется на бюджетах многих украинских семей (по оценкам самих авторов проекта, розничные цены подскочат почти на 3 гривни за литр). Тем более, что стоимость горючего и без того растет - из-за девальвации гривни.

Поэтому (хочется верить - не только для защиты интересов олигархов и финансово-промышленных групп) в парламенте зарегистрировали - ни много ни мало - сразу четыре альтернативных законопроекта, которыми предлагается не такое значительное повышение акцизных платежей за сжиженный нефтяной газ. Одно из предложений - снизить ставку акциза на бензины до 139,5 евро, вообще "не трогая" автогаза. Другое - уменьшить акциз на бензин до 169,5, а на автогаз - повысить до 124,5 евро. Авторы еще одного документа конкретных цифр не приводят, предложив взамен ограничить разницу между ставками акциза на различные виды топлива. А есть и документ, которым предлагается действовать "с точностью до наоборот": повысить ставки акциза на бензин и дизтопливо до 272 евро, а на автогаз - только до 68...

По оценкам отраслевых экспертов, в итоге истину нужно искать где-то посередине: больше шансов на принятие имеют основной проект - №4098 или альтернативный, 4098-2, в соответствии с которым повышение акциза на автогаз не будет таким существенным, а снижение акцизов на бензин - не слишком радикальным.

Эксперты говорят: спешить в любом случае не стоит. Пока не будем иметь четких расчетов возможных воздействий тех или иных решений на отечественный рынок, на бюджет и на украинцев. Тем более, что специалисты Главного научно-экспертного управления ВР в заключении по законопроекту №4098 напоминают: "Предложение о вступлении в силу настоящего Закона со дня, следующего за днем ​​его опубликования, не согласуется с требованиями подпунктов 4.1.9 пункта 4.1. статьи 4 Налогового кодекса, которыми определен принцип стабильности налогового законодательства Украины... Изменения любых элементов налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, когда будут действовать новые правила и ставки". То есть, "привязывать" принятие изменений к бюджетному процессу-2021 не стоит. Если бы хотели, соответствующее решение должны были принять еще до 1 июня. Ведь проблема "акцизных перекосов" для страны не нова.

"Что чересчур, то не на пользу": чем "вреден" дешевый автогаз

По заключению экспертов, вопрос наведения порядка на рынке автогаза действительно давно назрел. За последние годы Украина превратилась в крупнейшего в мире потребителя сжиженного газа для нужд транспорта. И большинство объемов этого топлива мы импортируем из России. Зависимость от поставок автогаза из РФ - примерно 75%. А с учетом поставок из Беларуси - более 80%.

Зато внутренний рынок бензина, где превалируют продукция собственного производства и "альтернативный" российскому импорт, за последние 5 лет сократился вдвое - с 3,5-4 до менее чем двух миллионов тонн. Главная причина - именно массовый переход населения на использование в качестве топлива для автомобилей сжиженного газа. Он фактически вдвое дешевле. Что, несомненно, изрядно помогло украинцам в период экономического кризиса 2014-2015 годов. Ныне же плоды массовой установки ГБО пожинают отечественные предприятия, производящие бензин. На рынке - его профицит. А значит проблемы со сбытом бензинов и "сопутствующей" продукции нефтеперегонки.

Сергій Куюн
Сергей Куюн

"Во времена СССР у нас было 6 нефтеперерабатывающих заводов (плюс Шебелинский газоперерабатывающий). Теперь работает только один НПЗ - Кременчужский. Объемы переработки на Шебелинском предприятии незначительны. Поэтому мы и говорим, что в Украине действуют полтора НПЗ... Дальше уже некуда. Надо любой ценой сохранить их и обеспечить работой", - считает эксперт рынка нефтепродуктов Сергей Куюн.

И первоочередная задача - ликвидировать нынешние дисбалансы на топливном рынке. Украине требуется много дизтоплива, значительную часть которого мы вынуждены импортировать. Даже если отечественные производители, как обещают, увеличат производство ДП втрое, параллельно они продолжат производить бензин и получать мазут. Таковы технологические свойства нефткперегонки. А со спросом на эти виды продукции - большие проблемы.

Значительно более высокие, чем при продаже автогаза, "накрутки" - в том числе, и из-за уплаты акциза - только усугубляют дисбаланс. В Украине около 2,5 миллиона автомобилей с бензиновыми двигателями и 2,1 миллиона - с газобаллонным оборудованием. И поскольку расход газа на 100 километров на 15% больше, объемы потребления этих видов топлива в стране почти одинаковы.

При этом бюджетные поступления от продажи автогаза сравнительно незначительны. Ведь налог на сжиженный газ в четыре раза ниже, чем на бензин. "В результате замещения потребления бензинов (ставка акциза € 213,5 за 1000 л) сжиженным газом (ставка акциза € 52 за 1000 л) ежегодные потери бюджета по акцизному налогу превышают 5 миллиардов гривен", - говорится в Пояснительной записке к законопроекту №4098. По подсчетам экспертов Консалтинговой группы "А-95", в розничной цене топлива налоги составляют: для бензина 40% стоимости, для дизтоплива - 33%, для автогаза же - только 16%.

"Государство рассчитывает, что в ближайшие годы за счет Дорожного фонда удастся восстанавливать тысячи километров дорог. А если все перейдут на сжиженный газ, за ​​счет чего будет наполняться Фонд? - поддерживает такие выводы Сергей Куюн. - Считаю, надо повышать налог на автогаз, каким бы непопулярным ни был этот шаг. При этом никто не говорит, что от такого горючего надо отказываться - нужно найти баланс. Есть разные предложения по размеру налога. Объективно он должен быть таким, чтобы стоимость сжиженного газа составляла по крайней мере 60% цены бензина. Это - характерная для всего мира пропорция. Газ продолжит быть выгодным. И при этом новые установки газового оборудования прекратятся. Что, по крайней мере, сохранит нынешний уровень спроса на бензин".

Авторы основного "акцизного" законопроекта рассчитывают: "В перспективе корректировки акцизов приведут к росту потребления бензинов до 3 миллионов тонн (70% украинского производства) и снижению потребления газа до 1 миллиона тонн (а это - снижение зависимости от российского импорта с 75% до 50%)”.

Поссорит ли автогаз Игоря Валерьевича с Виктором Владимировичем?

Но к принятию законодательных изменений надо подходить взвешенно. Руководствуясь, прежде всего, интересами государства и массового потребителя, а не олигархических групп, которые, хотя и разложили "финансовые яйца" по разным корзинам - как правило, имея долю и в бензиновом производстве, и в экспорте дизтоплива и автогаза, и в заправочном бизнесе - все же рассчитывают на максимальные барыши именно в ведущем для себя (часто - монополизированном) сегменте. Поэтому и напрягает такая неуклорнность отдельных финансово-промышленных групп и политиков, лоббирующих их интересы, в продвижении соответствующих идей. Судите сами: только в июне Межведомственная комиссия по международной торговле обнародовала решение о нецелесообразности антисубсидиционного расследования импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов - дизтоплива и сжиженного газа - из России. Инициаторами которого были структуры, подконтрольные Игорю Коломойскому (по оценкам отраслевых экспертов, положительный вердикт позволил бы группе "Приват" ежемесячно "сверхурочно" зарабатывать по 250-260 миллионов гривень). А уже в сентябре в парламенте зарегистрировали упомянутый законопроект №4098, среди авторов которого немало нардепов, которых связывают с этим олигархом - в частности, Александр Дубинский и Максим Бужанский. Как говорится: решили действовать "не пошлиной, так акцизом"...

На первый взгляд цель вроде бы благородная - усиление энергетической независимости Украины, создание некомфортных условий на нашем рынке для энергетической продукции происхождением из государства-агрессора, предотвращение манипуляций со стороны импортеров. В то же время, по оценкам ряда экспертов, на доходах российских компаний, которые активно дотируются из федерального бюджета, такое решение фактически не сказалось бы. Зато могло ударить по импорту качественного и недотированного своими государствами литовского и белорусского горючего. И негативно повлиять на ценовую ситуацию на украинском рынке. Потому что мы прекрасно понимаем: в отличие от рынков газа и электроэнергии, где Украина может спокойно обходиться без путинской "энергетической иглы", в сегменте нефтепродуктов такой независимости мы не достигли. И в ближайшее время достичь, похоже, не сможем. Задача - постепенно уменьшать долю российского топлива в энергобалансе, продолжая довольно успешные в последние годы усилия, направленные на диверсификацию рынка горюче-смазочных материалов.

Тем более, что одним из наибольших выгодополучателей от импорта российского автогаза, вероятно, является кум Путина Виктор Медведчук. Который, также как утверждают журналисты, связан партнерскими отношениями с упомянутым уже Игорем Коломойским - наиболее заинтересованным в акцизных изменениях лицом. Неужели теперь между ними пробежит черная (нефтяная) кошка?

Аналитики считают, что при нынешних обстоятельствах вряд ли олигархи перенесут решение конфликта интересов в публичную плоскость. Сосредоточатся вместо этого на формировании нужного каждому "общественного мнения" через подконтрольные медиа и доводы "карманных" экспертов. И в подковерной борьбе в Верховной Раде, пытаясь при голосовании склонить чашу весов в свою пользу - через влияние на отдельные парламентские фракции и группы. А если учесть, что среди авторов крайней мере двух из альтернативных законопроектив есть и народные избранники, которых считают "защитниками энергетических интересов" еще одного олигарха - Рината Ахметова, то стоит быть настороже. Чтобы в результате операции "акцизные пертурбации", "на коне" не оказались все стейкхолдеры. Кроме государства и потребителей...

Геннадій Рябцев
Геннадий Рябцев

"Поддерживаю любые экономически обоснованные решения по оптимизации акцизов. Впрочем, пока ни один из предложенных народными избранниками законопроектов не содержит таких обоснований, - констатирует в комментарии Укринформу эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. - Конечно, изменения акцизов предусматривают рост поступлений в госбюджет и, наверное, какие-то другие "побочные" эффекты и косвенные влияния . И почти во всех законопроектах говорится об ожидаемом увеличении бюджетных поступлений. Вроде бы все хорошо. Но. Никаких расчетов, которые бы это подтверждали, нет. То есть, математического моделирования последствий изменений никто не делал, никакие факторы внешней среды не учтены". Только "приятные" цифры "с потолка" в пояснительных записках. При этом, по словам эксперта, упрощенно воспринимать ситуацию: мол, если на 2 гривни увеличить акциз, то на те же две гривни вырастут бюджетные доходы, - большая ошибка.

Такие же оценки содержатся и в заключении Главного научно-экспертного управления парламента: "В сопроводительных к проекту (4098, но то же касается и проектов-альтернатив. - Ред.) документах отсутствуют экономические расчеты предлагаемых размеров ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ. Отметим, что при обосновании законодательного предложения без внимания остались связанные с увеличением цены на сжиженный газ вопросы возможных изменений параметров соответствующих рынков, в том числе, каналов поставки (в сопроводительных документах, кстати, тезис о том, что "Украина может быть обеспечена бензином собственного производства на 100%" никак не обосновывается), включая их "теневую" составляющую. В этой связи обращаем внимание на необходимость соблюдения требований ч. 3 ст. 91 Регламента Верховной Рады Украины и ч. 1 ст. 27 Бюджетного кодекса Украины о приложении к законопроекту надлежащего финансово-экономического обоснования (включая соответствующие расчеты)".

По словам Геннадия Рябцева, довольно странно, что люди, которые (по слухам) представляют такие мощные структуры, не подкрепляют свои предложения никакими конкретными расчетами и обоснованиями. "Если вы, например, представляете интересы участников рынка, то, наверное же, за вашей спиной стоят аналитические структуры, способные смоделировать развитие ситуации, выяснить, по какому сценарию она будет развиваться, в каком направлении. Никто таких расчетов, как мне известно, не делал. И еще хуже, что никто таких расчетов даже не заказывал", - говорит эксперт.

Если законопроекты касаются только экономической составляющей, то и оценивать их следует исключительно с экономической стороны. Политическую же составляющую, по словам господина Рябцева, надо учитывать в других документах - в частности, в Стратегии энергетической безопасности, которую по поручению Совета нацбезопасности и обороны должен подготовить Кабинет министров. "И в этой Стратегии должно быть учтено, что на всех энергетических рынках доля энергоносителей, поставляемых из одной страны по одному маршруту, не должна превышать 30%. Сейчас на рынках дизтоплива и сжиженного нефтяного газа эта норма нарушена. Поэтому и нужно искать пути изменения такого соотношения. Каким образом это можно сделать - как раз и есть главная (с точки зрения защиты национальных интересов) задача профессионального моделирования", - заключает эксперт.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-