Ольга Онищук, заместитель министра юстиции Украины
Надеемся, отмена запрета на отчуждение земель активизирует аграрную отрасль, а не "регистрационное" рейдерство
02.12.2020 15:05

В период весеннего локдауна в Украине нотариальные конторы продолжали работать, хотя и с определенными ограничениями, поскольку, как отмечает заместитель министра юстиции Украины по вопросам государственной регистрации Ольга Онищук, «они относятся к так называемым объектам критической инфраструктуры».

Не прекращал свою деятельность и Офис противодействия рейдерству, правда, с определенными коррективами. В министерстве отмечали, что за время карантина фиксировали «несколько дерзких рейдерских атак в государственных реестрах», которым дали отпор.

Как планируют организовывать работу нотариата в дальнейшем, что будет с Коллегией по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации, при каких условиях Минюст может отменить регистрацию политической партии и что нужно знать владельцам земли – в интервью заместителя министра юстиции Укринформу.

ПЕРЕВЕСТИ РАБОТУ НОТАРИУСОВ В ОНЛАЙН-ФОРМАТ АПРИОРИ НЕВОЗМОЖНО

– На фоне рекомендаций Минздрава и тенденций в Украине, когда организации переходят на дистанционную работу, не планируется ли перевод определенных услуг нотариусов в режим онлайн?

- Специфика совершения большинства нотариальных действий предусматривает «живое» общение с гражданами.

Нотариус - это юрист, который не только удостоверяет права и факты с целью предоставления им юридической достоверности, работает с документами, архивами, реестрами, а в первую очередь оказывает юридическую и даже психологическую помощь людям, которые к нему обращаются. При этом он должен гарантировать конфиденциальность и безопасность сделки.

Нотариус должен проверить необходимые документы и удостовериться, что люди, которые пришли к нему, например, оформить куплю-продажу квартиры, имеют на это право и делают такое действие добровольно, без какого-либо принуждения.

Перевести работу нотариусов в онлайн-формат априори невозможно. Другое дело, что деятельность украинских нотариусов можно оптимизировать за счет современных и инновационных решений. Одно из таких - переход на Е-нотариат. Этот проект на данный момент внедряется и призван улучшить качество нотариальных действий путем уменьшения времени на их совершение и максимальной защиты нотариального документа от подделки.

Масштабная цифровизация нотариальной деятельности предусматривает уменьшение количества документов, которые лицо должно подавать для совершения нотариального действия, отказ от ведения бумажных книг учета деятельности нотариуса, автоматизацию ряда процессов в деятельности нотариусов, ведение нотариального архива в электронной форме и тому подобное.

Надеюсь, что первый этап "пилота" с электронным рабочим местом нотариуса нам удастся запустить уже до конца этого года.

- Будут ли дорожать услуги, которые предоставляют нотариусы?

- Плата за совершение нотариальных действий в государственных конторах формируется из ряда обязательных платежей, которые регулируются государством, в частности, из государственной пошлины, платы за специальный бланк нотариального документа и пользования едиными и государственными реестрами.

А частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают плату, размер которой определяется по договоренности между частным нотариусом и физическим или юридическим лицом.

По моему мнению, предпосылок для существенного увеличения платы за такие услуги нет. Более того, Минюст совместно с профессиональным нотариальным сообществом сейчас разрабатывает комплекс мероприятий, которые будут гарантировать доступность базовых нотариальных действий для социально незащищенных слоев населения. Ведь возможность обратиться к нотариусу должна быть у каждого гражданина, независимо от уровня его дохода и места жительства!

Также мы планируем существенно расширить полномочия нотариусов, скажем, предоставить им право регистрировать браки, разводы, обеспечивать доказательства и тому подобное.

- Учитывая новые вызовы в связи с пандемией коронавируса, не планируете расширять перечень услуг онлайн? Читатели, в частности, интересуются возможностью жениться онлайн, или развестись.

- Цифровизация административных услуг, не нужно их отождествлять с нотариальными действиями, потому что это разные вещи, — один из ключевых приоритетов государства на сегодня. Мы не просто диджитализируем услуги, мы переосмысливаем философию их предоставления – создаем понятные и удобные функции для граждан и бизнес-сообщества, воспользоваться которыми можно с помощью компьютера или другого гаджета.

Скажем, онлайн-услуги по регистрации бизнеса в Украине - одни из самых быстрых в мире. Кроме того, сегодня граждане имеют возможность, не посещая соответствующие отделы, подать документы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и получить консультации через сеть Интернет с использованием веб-портала «Обращение в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния».

Что касается идей онлайн-бракосочетания или развода, то их реализация, очевидно, содержит больше рисков, чем преимуществ. Брак - это очень важное событие в жизни каждого человека, это таинство, которое основывается на свободном согласии женщины и мужчины, а установить взаимность намерений на создание семьи можно только в присутствии будущей супружеской пары.

Думаю, никто бы не хотел оказаться на месте героя народной пословицы — «без меня меня женили».

НА СЕГОДНЯ НЕТ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ РЕГИСТРАЦИИ ПАРТИИ С ФОРМУЛИРОВКОЙ "АНТИУКРАИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

- В начале года в Министерстве юстиции обнародовали список 48 партий, в отношении которых поданы заявления в суд об аннулировании регистрации свидетельств в связи с несоблюдением требований законодательства. На какой стадии рассмотрение этих заявлений? Подавались ли новые?

- Всего за последний год Минюст направил в суд исковые заявления об аннулировании свидетельств 50 политическим партиям, которые не выдвигали своих кандидатов на выборах Президента Украины и выборах народных депутатов в течение 10 лет. По каждому такому исковому заявлению было открыто судебное производство.

На данный момент 10 административных исков Минюста были удовлетворены, в удовлетворении еще двух отказано, в связи с чем министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.

- А как часто происходит переименование партий и сколько на сегодня в Украине зарегистрировано политических партий?

- В Украине на сегодня зарегистрирована 361 политическая партия. Изменение наименования политической партии - достаточно востребованная, но не самая популярная опция. Законами Украины «О политических партиях в Украине» и «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» предусмотрен порядок внесения изменений в сведения о политических партиях, который не содержит запретов относительно изменения наименования и ограничений относительно количества и периодичности внесения таких корректировок.

Поэтому при необходимости политические силы вносят соответствующие изменения в свои наименования.

- В августе Общественный совет при Министерстве юстиции Украины рассмотрел обращение политических сил и общественных организаций о запрете деятельности в Украине партий «Оппозиционная платформа – За жизнь» и «Партии Шария» и рекомендовал Минюсту начать юридический процесс и запретить деятельность этих партий. Достаточно ли Министерству этого обращения для запуска юридического процесса? Какие должны быть основания для начала процесса относительно запрета определенной политической партии в Украине?

- В отличие от механизма выявления «фантомных» партий, факт отсутствия проявлений политической активности в течение десяти лет в деятельности которых мы можем установить самостоятельно и инициировать вопрос об аннулировании им регистрационного свидетельства перед судом, в случае указанного обращения от Общественного совета при Министерстве юстиции Украины ситуация сложнее.

Выявление и фиксирование нарушений требований статей 36, 37 Конституции Украины и статьи 5 Закона «О политических партиях в Украине» в деятельности политических партий должно осуществляться органами досудебного расследования.

Для сбора доказательной базы в подтверждение фактов таких нарушений у Минюста нет ни соответствующих следственных функций, ни законодательных инструментов, ни технической возможности - всего того, что есть в арсенале соответствующих правоохранительных органов.

Если от последних мы получим информацию о выявленных в деятельности указанных двух политических сил признаках нарушений, которые являются основаниями для их запрета, Министерство юстиции обратится в суд с соответствующим административным иском.

- На каких основаниях Министерство юстиции может отказать в регистрации политической партии в Украине, отменить ее? И есть ли среди этих оснований ведение партией антиукраинской деятельности?

- Общие предписания относительно отказа в государственной регистрации юридических лиц, ФОПов и общественных формирований, в том числе и политических партий, содержатся в статье 28 закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», тогда как основания для аннулирования свидетельства и запрета политических партий определены в ряде положений Закона Украины «О политических партиях в Украине».

Минюст имеет право обратиться в суд с представлением об аннулировании регистрационного свидетельства в трех случаях. Первое - когда политическая партия в течение шести месяцев со дня регистрации не обеспечила создание и регистрацию в порядке, установленном законом, своих областных организаций в большинстве областей Украины, городах Киеве, Севастополе и в Автономной Республике Крым. Второе - когда были выявлены в течение трех лет со дня регистрации политической партии недостоверные сведения в предоставленных на регистрацию документах, и третье - невыдвижение политической партией своих кандидатов на выборах Президента Украины и выборах народных депутатов Украины в течение десяти лет.

Также политическая партия может быть запрещена по административному иску Минюста в судебном порядке в случае нарушения требований относительно создания и деятельности политических партий, установленных Конституцией Украины и другими законами государства.

В частности, речь идет о статье 37 Конституции, в которой определено, что создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются.

Похожие ограничения содержатся и в статье 5 Закона «О политических партиях в Украине», в которой отдельно конкретизируется, что создание и деятельность политических партий запрещается, если их программные цели или действия направлены на пропаганду коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и их символики.

Для аннулирования регистрационного свидетельства или запрета политической партии основания с формулировкой «антиукраинская деятельность» на сегодня нет.

- Не планируете ли усовершенствовать украинское законодательство, чтобы определить четкие критерии относительно термина «антиукраинская деятельность», чтобы можно было оперировать им в судебных спорах?

- В этом вопросе, по-моему, нет особой терминологической проблемы. Ведь существующих законодательных ограничений относительно создания и деятельности политических партий, прописанных как в профильном законе, так и в Конституции, вполне достаточно.

Кроме того, большинство предписаний той же статьи 37 Конституции Украины могут подпадать под понятие «антиукраинская деятельность».

На мой взгляд, предусмотреть в законодательстве норму, посвященную всем возможным проявлениям антиукраинской деятельности для политических партий, которая бы не стала абстрактной или казуистической новеллой, довольно сложно. И стоит ли вообще это делать, ведь и сегодня в арсенале судебной власти, правоохранительной системы и Министерства юстиции достаточно соответствующих законодательных инструментов.

БОЛЬШИНСТВО ОБРАЩЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЕТ ОФИС ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЙДЕРСТВУ, КАСАЮТСЯ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

- В одном из интервью вы сказали, что ваша цель — ликвидировать так называемую Антирейдерскую коллегию, потому что она станет ненужной. Насколько близки сегодня к этой цели?

- Больше года назад, когда наша команда пришла работать в Министерство юстиции, мы действительно говорили о нашем главном стремлении - максимально приблизить сферу государственной регистрации к идеалу, чтобы в деятельности Коллегии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации не было необходимости.

Мы откровенно заявляли о том, что не держимся за должности, не отстаиваем сохранение функций административного обжалования регистрационных действий, ведь понимаем, что по своей правовой природе этот механизм временный.

За этот год в антирейдерском направлении нам многое удалось сделать. Мы ликвидировали главную предпосылку рейдерства в реестрах — прекратили деятельность так называемых аккредитованных субъектов, коммунальных предприятий, которые допускали наибольшее количество регистрационных нарушений.

Мы полностью перезагрузили процедуру административного обжалования регистрационных действий: не только изменили название — Коллегия вместо Комиссии, обновили ее персональный состав, но и усовершенствовали порядок и подходы к административному обжалованию регистрационных действий, искоренив формальный принцип рассмотрения жалоб, когда, скажем, за ненадлежащее заверение копий документов субъекты обращения были лишены возможности защитить свои имущественные права и интересы в Министерстве юстиции.

В то же время мы усилили безопасность данных реестров и усовершенствовали их работу, а также совместно с народными депутатами Украины разработали новые инструменты для противодействия «регистрационному» рейдерству: соответствующая законодательная инициатива сейчас находится на рассмотрении парламента.

Можем ли мы говорить, что сфера государственной регистрации стала идеальной? Очевидно, нет, ведь нам еще есть над чем работать, что совершенствовать и к чему стремиться!

Несколько недель назад правительство поддержало разработанный Минюстом законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с упорядочением деятельности в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений и в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований». Этой законодательной инициативой среди прочего предлагается с 1 января 2022 года лишить Минюст полномочий относительно принятия решений об отмене регистрационных действий в сфере государственной регистрации.

Итак, горизонт реализации идеи о прекращении деятельности Коллегии уже определен. Другое дело, что, ликвидируя процедуру административного обжалования регистрационных действий, мы должны позаботиться об обеспечении эффективной и оперативной защиты имущественных прав. Ведь в условиях значительной нагрузки и кадрового дефицита судебной системе Украины будет трудно обеспечить быстрое рассмотрение таких регистрационных дел.

Поэтому еще есть время поразмышлять над тем, как обеспечить плавный, органический переход на исключительно судебный порядок обжалования решений, действий или бездействия государственных регистраторов.

- Какая на данный момент загруженность в работе Офиса противодействия рейдерству? Что чаще всего становится предметом жалоб?

- В течение 9 месяцев текущего года мы получили 3133 жалобы: 2515 в отношении недвижимости и 618 - в отношении бизнеса. То есть, почти в 80% случаев речь шла об обжаловании регистрационных действий, проведенных в отношении недвижимого имущества, и только каждый пятый регистрационный кейс касался государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

Всего за три квартала этого года коллегия рассмотрела 2127 жалоб: 1682 - в отношении недвижимости, 445 - в отношении бизнеса. В 898 случаях жалобы удовлетворены, а в 1229 кейсах - отказано в удовлетворении по существу.

При этом не было ни одного случая, когда бы жалоба не допускалась к рассмотрению из формальных соображений.

Учитывая динамику поступления жалоб и их рассмотрения, можно смело утверждать, что количество случаев явного рейдерства в государственных и единых реестрах существенно уменьшилось благодаря ликвидации главных лазеек, которые существовали ранее.

- В связи с земельной реформой, какой процент жалоб касается земельных вопросов? На какие пробелы в законодательстве стоит обратить внимание законодательному органу, чтобы их устранить?

- В основном массиве обращений, которые поступают на рассмотрение Офиса противодействия рейдерству Минюста, речь идет об обжаловании регистрационных действий или решений государственных регистраторов, проведенных в отношении недвижимого имущества, в том числе и земельных участков. Этому есть вполне логичное объяснение: Украина большая по площади страна и на ее территории находится очень много объектов недвижимого имущества, среди которых и земельные участки.

Я уже подчеркивала, что основные лазейки для "регистрационного" рейдерства, в частности, и законодательные, нам удалось ликвидировать. Сейчас главная проблема в сфере государственной регистрации недвижимости — это подделка документов. Решить ее нам удастся, когда все сведения о вещных правах будут оцифрованы — перенесены из бумажной формы в электронную. Это позволит полностью исключить фактор человеческого влияния.

– Сколько уголовных производств открыто в связи с решениями «антирейдерской» коллегии?

- Этот вопрос стоит адресовать соответствующим правоохранительным органам. Следует понимать, что даже в случае отмены регистрационного действия или решения государственного регистратора по результатам рассмотрения жалобы в Офисе противодействия рейдерству, не всегда есть основания говорить о наличии в действиях соответствующих субъектов признаков уголовного правонарушения.

В подавляющем большинстве рассмотренных нами кейсов речь идет о нарушении профильного законодательства или порядка проведения государственной регистрации, которые нельзя трактовать как уголовные правонарушения.

В то же время у нас есть законодательный инструментарий для реагирования: если по результатам рассмотрения жалобы было выявлено принятие государственными регистраторами решений с нарушением законодательства, что приводит к нарушению прав и законных интересов физических и/или юридических лиц, Минюст должен принять меры относительно немедленного уведомления об этом соответствующих правоохранительных органов.

Этот механизм мы уже неоднократно применяли, ведь в вопросе противодействия рейдерству, когда речь идет о дерзких попытках захвата имущества или бизнеса, координация действий и слаженное сотрудничество министерств юстиции и внутренних дел очень важна.

ВЛАДЕЛЬЦАМ ЗЕМЛИ СТОИТ ПОЗАБОТИТЬСЯ О НАДЛЕЖАЩЕМ ОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕЧЕСТНЫХ "ДЕЛЬЦОВ"

– Первый заместитель министра юстиции Евгений Горовец в интервью Укринформу рассказал, что перед открытием рынка земли в Украине необходимо было выполнить «домашнюю работу», в частности, навести порядок в реестрах. Закон О рынке земли принят, а выполнена ли эта задача?

- Кибербезопасность - действительно краеугольный камень сферы государственной регистрации. Минюст реализовал ряд мероприятий по усилению безопасности данных реестров, в частности в начале лета принято решение об обязательном подключении государственных регистраторов к средству дополнительной идентификации пользователя при выполнении регистрационных действий в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (ГРП). Такой шаг полностью исключил любые несанкционированные вмешательства в работу этого реестра.

Недавно аналогичный механизм дополнительной идентификации появился и в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР).

К слову, еще в августе 2020 года Минюст совместно со специалистами ГП «Национальные информационные системы» начал долгожданное обновление этого реестра. В ЕГР предусмотрен ряд новых опций и антирейдерских предохранителей.

Если говорить об отмене в Украине с 1 июля 2021 года запрета на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в частной собственности, то мы надеемся, что это станет мощным импульсом для развития украинской аграрной отрасли и привлечения инвестиций, но отнюдь не активизации «регистрационного» рейдерства.

Еще есть над чем работать. Скажем, необходимо обеспечить полный перенос из Государственного реестра земель в Государственный земельный кадастр (ГЗК) сведений о земельных участках, которые находятся в частной собственности или в пользовании физических и юридических лиц.

Для упрощения процедур оформления сделок по земельным участкам нужно предоставить нотариусам возможность самостоятельного формировать выписку из ГЗК. Также - ввести обязательное нотариальное удостоверение договоров аренды земельного участка в качестве дополнительной гарантии законности договора и действенного предохранителя от мошеннических действий.

- Кто отслеживает изменения в Государственном реестре земель, которые могут свидетельствовать о незаконной перерегистрации земельных участков?

- Государственный реестр земель — это составная часть Государственного земельного кадастра, ведение и администрирование которого обеспечиваются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, а не Министерством юстиции.

Однако, по сути, ваш вопрос как раз по адресу, ведь именно Минюст может отменить незаконное регистрационное действие в отношении земельного участка, которое было проведено в ГРП, по результатам рассмотрения соответствующей жалобы, поданной лицом, которое считает, что его права были нарушены соответствующим действием или решением государственного регистратора.

Министерство юстиции уполномочено осуществлять контроль в сфере государственной регистрации прав, в том числе путем мониторинга регистрационных действий в ГРП, с целью выявления нарушений порядка государственной регистрации прав.

По результатам такого мониторинга Минюст может провести проверку госрегистратора, и в случае выявления факта принятия им решения с нарушением законов, что влечет нарушение прав и законных интересов физических или юридических лиц, принять меры. Например, временно заблокировать или аннулировать доступ регистратора к ГРП, и немедленно уведомить об этом соответствующие правоохранительные органы, а также заинтересованных лиц.

- Что посоветуете гражданам, чтобы защитить свою землю от нечестных «дельцов»?

- Советую всем владельцам земли побеспокоиться о надлежащем оформлении документов, удостоверяющих право собственности, присвоение кадастрового номера участку и внесение соответствующих сведений в ГРП. Если вещное право зафиксировано только на бумажных носителях, например, на руках есть государственный акт на землю старого образца и корректные сведения о земельных владениях до сих пор не отражены в ГЗК, стоит сначала позаботиться о присвоении участку кадастрового номера, а затем — об официализации статуса собственника земли в ГРП.

Хочу сразу успокоить читателей: так называемые государственные акты на землю старого образца являются действительными, то есть государство их признает! Однако сегодня главным условием для проведения любых юридических операций с землей является присвоение ей кадастрового номера, а залогом защиты имущества от мошеннических сделок — оцифровка соответствующих сведений: внесение их в ГРП. Это, так сказать, базовые правила имущественной гигиены, которых обязательно необходимо придерживаться.

Юлия Гайдина. Киев

Фото предоставлены пресс-службой

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-