Кирилл Хомяков, председатель Укринфрапроекта
Задача – до конца 2023-го снизить смертность на дорогах на 30%
07.12.2020 11:33

Параллельно с масштабным строительством автодорог в этом году в Украине воплотили ряд важных "смежных" проектов - по развитию инфраструктуры для обеспечения безопасности дорожного движения. Речь, в частности, о введении с 1 июня системы автоматической видеофиксации нарушений скоростного режима, развитии пунктов габаритно-весового контроля, обустройстве современных развязок, обновлении парков спецтехники для правоохранителей и спасателей. Всем этим, как и реализацией государственной политики в области развития, строительства, реконструкции и модернизации авиационного, морского и речного транспорта, занимается центральный орган исполнительной власти - Государственное агентство инфраструктурных проектов Украины. "2021-й станет для Укринфрапроекта особым: впервые за много лет в стране начнут строить новый аэродром (на Закарпатье), стартует масштабная модернизация аэропорта в Днепре, продолжится обновление" воздушных ворот Одессы "и еще как минимум трех аэропортов", – похвалился в беседе с корреспондентом Укринформа глава ведомства Кирилл Хомяков.

1. О ЗАДАЧАХ, СФЕРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И "МИССИИ" АГЕНТСТВА

Кирилл Алексеевич, а все ли, что задумывалось, удалось воплотить в 2020 году, который всем нам преподнес столько неприятных «сюрпризов»?

На днях исполняется год моего пребывания в должности. И этот год, считаю, несмотря на колоссальные трудности, был удачным для воплощения важных для страны инфраструктурных проектов: все поставленные задачи Агентство выполнило. Прежде всего, воплощены 100% мероприятий в рамках трехлетней Госпрограммы по повышению уровня безопасности дорожного движения. Тогда как уровень ее выполнения в 2018 году - 0%, в 2019-м - 30%. Уже подготовили проект новой Программы - на 2021-2023 годы, который должен утвердить Кабинет Министров. После чего - готовы сразу "в бой"...

Также Укринфрапроект выступает государственным заказчиком, получателем и распорядителем бюджетных средств в рамках Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года. Заказчиком строительства и реконструкции инфраструктурных объектов выступает подчиненное Агентству государственное предприятие, которое нанимает генеральных проектировщиков, подрядчиков, оплачивает их услуги, вводит объекты в эксплуатацию. При этом несет ответственность за реализацию проектов, эффективное и целевое использование бюджетных средств. Напомню, что любые государственные закупки осуществляются через систему Рrozorro.

2. ОБ "АВИАЦИОННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ" УКРАИНА

Вы упомянули о средствах, выделяемых государством на программу по развитию авиационной инфраструктуры. После многолетнего безденежья, начиная с 2017 года, когда Правительство приняло решение о финансировании реконструкции аэродрома в Одессе, появилась надежда, что необходимое для развития отрасли ресурс находить и в дальнейшем...

К сожалению, с далекого 2012-го за государственные средства в Украине не построено ни одного аэропорта. И частично модернизировали за эти годы только два объекта - в Одессе (на деньги, привлеченные под государственные гарантии в рамках подготовки к Евро-2012) и в Запорожье - на коммунальные средства. Но уже в этом году за счет привлеченного под госгарантии ресурса закончили строительство новой взлетно-посадочной полосы в рамках проекта реконструкции и строительства аэродромного комплекса Международного аэропорта "Одесса". Это первая очередь строительства. Завершение работ второй очереди (в частности, и установка метеорологического оборудования) запланировано на 2021 год. Также завершили разработку проекта по строительству аэродрома Международного аэропорта "Днепропетровск" (официальное название. - Ред.). Это будет самый инфраструктурный проект в Украине после запорожского моста.

Планы подтверждены финресурсом: 0,5 млрд – на работы в Одесском аэропорту, 1,4 млрд – на "воздушные ворота" Днепра, 1 млрд – на развитие региональных аэропортов

А еще – в рамках Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года начали выбирать место для нового аэропорта на Закарпатье.

Главное, что все планы подтверждены финансовым ресурсом: на средства, привлеченные под государственные гарантии в рамках подготовки к Евро-2012 (500 миллионов гривень), продолжим работы в Одесском аэропорту, проектом Госбюджета-2021 1,4 миллиарда гривень предусмотрены на "воздушные ворота" Днепра, 1 миллиард - на развитие региональных аэропортов. Это позволит включить в программу еще три аэропорта.

Эксклюзив для Укринформа: проанализировав ситуацию, в этот перечень мы предложили внести реконструкцию аэродрома аэропорта Херсон, начало реконструкции аэродромов в аэропортах Винница и Ровно. Правда, это - лишь предварительная предложение, которое, надеюсь, Правительство поддержит.

При этом единственный аэропорт, который в следующем году начнут строить "с нуля" - аэродром в Закарпатье. Уже определились конкретно, где будут строить этот комплекс?

Новый аэропорт нужен региону "как воздух". Ведь аэропорт "Ужгород" полноценно не функционирует - используется только для нужд малой авиации. Кроме устаревшей полосы и изношенного оборудования, имеем там две глобальные проблемы. Глиссада (траектория полета воздушного судна, на котором оно снижается перед посадкой. - Ред.) проходит над территорией соседнего государства, Словакии. Также невозможно увеличить длину взлетно-посадочной полосы, поскольку территория аэропорта ограничена плотной частной застройкой. Шансов выкупить эту собственность государство фактически не имеет: владельцы хотят минимум по миллиону долларов компенсации за каждый снесенный объект. Поэтому Ужгородский аэропорт, к сожалению, не имеет никаких перспектив.

Таким образом, жители Закарпатья лишены возможности хоть куда-нибудь удобно летать. Желающим "светят" 4,5 часа автомобилем во Львов или 12 часов поездом в столицу. Альтернатива - пересекать границу и лететь из Словакии или других соседних стран.

А регион ведь имеет большой потенциал развития эко-, гастро-, горнолыжного туризма ... Надеяться на развитие этих направлений без строительства нового аэропорта невозможно: как показывает мировая практика, наличие аэропорта увеличивает потенциал развития региона в 2-2,5 раза. Поэтому и верим, что после появления нового аэропорта область расцветет, привлекая многие инвесторы и в туристическую отрасль, и в агросектор, что сделает этот край привлекательным и комфортным для туристов и местных жителей.

Сейчас выбираем место, у которого не будет таких ограничений, как у аэропорта "Ужгород". Это тоже непросто. Ведь речь идет о горной местности, где сложно создать безопасные условия для взлета и посадки воздушных судов. Сформирована рабочая группа из представителей областной администрации, Минифраструктуры нашего Агентства, Украэроруха, Госавиаслужбы - всех экспертных организаций, работающих в этой сфере. Изучили 4 потенциально перспективных места. Из них в так сказать "шорт-лист" попали два. Это - Мукачево, где расположен старый недействующий военный аэродром. И поселок Среднее - между Ужгородом и Мукачево. Теперь анализируем весь комплекс - больше 20-ти факторов, которые могут повлиять на строительство и эксплуатацию объекта. Речь идет и о дорожной инфраструктуре и близости железной дороги и о пролегании магистральных газопроводов, о геологии и геодезии... Уже заказали съемку высотных препятствий, после чего экспертные организации предложат возможные варианты расположения взлетно-посадочной полосы. И до конца года определим, где же быть новому закарпатскому аэропорту.

Уже в 2023 году Закарпатье “полетит”

Так понимаю, о перспективах первых полетов говорить рано?..

Почему же? У нас четкий тайм-лайн. Уже в конце года, определившись с конкретным местом для аэропорта, объявим тендер на предпроектные работы (это займет около 2-х месяцев). Дальше - тендер на проектные работы (6 месяцев вместе с экспертизой). Потом - объявим тендер на генеральный подряд на строительство аэродрома. Параллельно частный инвестор будет строить терминал. Таким образом, планируем: если не будет долгих обжалований в Антимонопольном комитете (к сожалению, при закупке товаров, работ и услуг для строительства аэродромов - обычная практика, когда едва ли не все тендеры оспариваются), до 1 сентября 2021-го сможем заключить договор с генподрядчиком и начать строительство. Срок выполнения строительных работ на объектах такого уровня сложности - до 30 месяцев. Поэтому, надеемся, уже в 2023 году Закарпатье "полетит".

Аэропорт в Днепре, как Вы отметили, - один из крупнейших инфраструктурных проектов в Украине. Специалисты говорят: объект "еще тот". Что думаете о его особенностях?

Считаю, что это также и самый сложный в Украине проект с точки зрения различных интересов, которые сконцентрированы вокруг него. Тут и одиозная компания “Днепроавиа”, владеющая объектами на действующем аэродроме, и частный партнер - DCH Александра Ярославского (строит новый терминальный комплекс. - Ред.), и много частных и государственных владельцев земли, на которой планируется вести строительство - "Южмашавиа", многочисленные частные предприятия, физические лица, построившие там ангары, ОГА... Очень сложный объект - даже для проектирования. Но. Исходим из того, что региону очень нужен современный аэропорт, несмотря на то, что есть новый терминал и реконструирована взлетно-посадочная полоса в Запорожье.

Безусловно, этот аэродром будет иметь стратегическое значение. Попытки построить его были и раньше. Когда его рассматривали как потенциальный аэропорт для приема гостей Евро-2012, но в итоге решили не строить. Затем были планы развития аэропорта под Евробаскет-2015. Тоже не пошло дальше разговоров. И только сейчас, после прихода к власти новой команды, наконец, от слов переходим к делу: разработали концепцию, подписали меморандум с частным инвестором, провели тендер на проектирование. А проектировать аэропорт очень сложно, учитывая уже упомянутые правовые нюансы и особенности места его расположения (близость Днепра, частые туманы...). Но успели сделать это за полгода, вместе с экспертизой. Сейчас завершаем процесс оценки воздействия проекта на окружающую среду. Продолжается квалификационный этап тендера по выбору генподрядчика. Для этого подготовили полностью прозрачную документацию, без "ловушек", оговорок и прописанных "под кого-то" условий. Поэтому откликнулись многие участники. 10 компаний (5 украинских, 5 иностранных, среди претендентов - 3 консорциумы). Ожидаем, что будет хорошая конкуренция и в итоге - хорошая цена по результатам торгов. А их рассчитываем завершить до конца этого года. Если - опять же - не будет длительных обжалований.

К концу 2023-го Днепр сможет принимать пассажирские самолеты-флагманы - Boeing 777 и Airbus A380

И работы, судя по всему, здесь продлятся дольше, чем на Закарпатьи...

Чтобы не терять время, мы уже заканчиваем подготовительные работы. Ведь над выполнением проекту будем работать так, чтобы не закрывать существующую полосу при строительстве новой. Для этого перенесли необходимые коммуникации. Частный инвестор начал строить терминал. То есть, все, что можно было сделать до определения победителя тендера, мы выделили в отдельный проект, который начали воплощать еще с 15 сентября - с тем, чтобы до конца года подготовительные работы были завершены.

В целом же аэродром такого уровня сложности, где предусмотрены взлетно-посадочная полоса длиной 3200 метров, новейшее аэронавигационное, метеооборудование, системы посадки и т.д., рассчитываем построить за 36 месяцев. К концу 2023-го Днепр сможет принимать пассажирские самолеты-флагманы - Boeing 777 и Airbus A380.

3. О ТОМ, КАК НА ТРЕТЬ СНИЗИТЬ СМЕРТНОСТЬ НА ДОРОГАХ

Кирилл Алексеевич, предлагаю, как говорится, "спуститься с небес на землю"... К выполнению действующей и утверждениб новой программы безопасности дорожного движения. Ведь прекрасно понимаем, что построенные дороги - уложенный асфальт и разметка - еще не гарантируют беспроблемного проезда и безопасности пешеходов...

У нас один из самых высоких показателей в Европе: ежегодно 9 погибших на 100 тыс. населения, ежедневно - 445 ДТП, в которых гибнут 9 человек и 70 травмируются

Ситуация на украинских дорогах критическая. У нас один из самых высоких показателей в Европе по числу погибших и травмированных на дорогах (ежегодно 9 погибших на 100 тыс. населения, ежедневно - 445 ДТП, в которых гибнут 9 человек и 70 травмируются). Задача - кардинально изменить статистику. К сожалению, действующая программа в первые два года реализации выполнялась, как я уже сказал, неэффективно. И только в этом году мы справились с задачами полностью. Но результат не может быть ретроспективным... То, что не доработано, придется наверстывать уже в рамках новой программы.

А что конкретно уже сделали?

В 2020-м выполнен ряд важных проектов. В частности, с 1 июня заработала система автофиксации нарушений правил дорожного движения. Сейчас продолжаем развивать соответствующую сеть, до конца года установим еще 220 камер, которые будут фиксировать не только превышение скорости, но и другие нарушения (проезд через двойную сплошную, на красный свет, движение по полосе общественного транспорта и т.д.). Также расширим возможности передвижных комплексов автофиксации. Речь идет об автоматических измерителях скорости TruCAM нового поколения и так называемых "фантомных" (без опознавательных знаков) спецавтомобилях, экипажи которых будут выявлять нарушителей в движении. Поскольку сейчас ни один полицейский автомобиль в Украине не имеет системы, позволяющей, не останавливаясь, фиксировать скорость других машин. Вот и получается, что наши водители "боятся" только камер автофиксации, о месте установки которых часто знают или узнают с помощью навигаторов. Приближаясь к камере, притормаживают, а затем еще больше разгоняются, чтобы наверстать потерянное время. Комплексная работа системы с использованием возможностей передвижных точек контроля, считаю, будет дисциплинировать потенциальных нарушителей.

До конца года у полицейских будут 72 новые системы TruCAM, которые можно оперативно разворачивать в местах концентрации ДТП на аварийно-опасных участках. А за последующие 2 года в рамках программы оборудуем каждый патрульный автомобиль прибором, который будет фиксировать нарушения скоростного режима в трех направлениях - "попутном" с полицейским автомобилем, по встречным полосам и позади патрульной машины. Отдельно оборудуем "фантомные" автомобили, которые будут патрулировать без полицейских знаков и сигналов. Четыре первых таких "фантома" передадим правоохранителям до конца декабря, в рамках пилотного проекта. А к концу 2021 года в Украине появится ще 135 таких машин.

По оценкам Всемирного банка, из-за разрушения дорог перегруженными фурами Украина ежегодно теряет до 3-4% своего ВВП

А еще в этом году в рамках программы передали более сотни автомобилей для отечественных спасателей. И эти автомобили, и оборудование, которое там установлено, одни из лучших в Европе. Благодаря чему уже снизили среднее время прибытия спасателей на место ДТП с 35 до 13 минут.

Также воплощаем проект обустройства автоматических габаритно-весовых комплексов "Взвешивание в движении". До конца года установим 20 таких комплексов. Еще 25 оборудует Укравтодор. Поскольку понимаем, что перегруженные автомобили не только разрушают дороги, но и часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. У них и тормозной путь длиннее, и дистанцию ​​им (и с ними) держать сложнее. По оценкам Всемирного банка, из-за разрушения дорог перегруженными фурами Украина ежегодно теряет до 3-4% своего ВВП.

Отдельная тема - обустройство современной инфраструктуры для обеспечения безопасности водителей, велосипедистов и пешеходов...

Примерно половина задач в рамках "дорожной" программы касается реагирования на последствия нарушений и аварий (надзор, контроль и спасение), остальные 50% - предотвращение. Прежде всего, речь идет о развитии безопасной инфраструктуры, помогающей предотвращать дорожно-транспортных происшествий. К концу года сдадим в эксплуатацию 20 кольцевых развязок различного типа. В пяти местах концентрации ДТП расширили дороги и строим развязки. Установлено 955 объектов автономного освещения (с солнечными батареями) и почти 400 демпферных систем (амортизационных устройств, которые минимизируют последствия ДТП и спасают жизни людей при наезде автомобиля на отбойник. – Ред.).

Задача - до конца 2023-го снизить смертность на дорогах на 30%

Таким же образом планируем двигаться и дальше. Вместе с европейскими партнерами подготовили новую Стратегию по повышению уровня безопасности дорожного движения в Украине. И подали на рассмотрение Правительства новую Государственную программу, которая будет действовать следующие три года. Задача - до конца 2023-го снизить смертность на украинских дорогах на 30%.

4. О ВЕРЕ В ПАРЛАМЕНТАРИЕВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ НА 2021-Й

В завершение - о перспективах финансирования проектов, которыми занимается Агентство, в 2021 году. В частности, нет ли рисков того, что при подготовке проекта бюджета ко второму чтению и к принятию в целом часть инфраструктурных программ может попасть «под нож»? Не пожертвуют ли ими ради удовлетворения депутатских "хотелок"?

Надеюсь, результаты нашей работы говорят сами за себя. И народные избранники, как и все соотечественники, которые ездят по украинским дорогам, это видят. То же касается и взглядов на развитие авиационной инфраструктуры, без чего ни одна современная страна не может быть успешной. Поэтому убежден: даже несмотря на сложную экономическую и эпидемиологическую ситуацию, грядущий год будет для нас плодотворным. Ведь это впервые, когда предусмотрен отдельный бюджет на региональные аэропорты, что даст толчок развитию регионов. К сожалению, средства не такие большие, как мы надеялись. В первом варианте законопроекта говорилось 3 миллиардах гривень, но ко второму чтению финансирование уменьшили до 1 миллиарда. Но есть отдельное "авиационное" финансирование на Днепр и Одессу... Еще 2,5 миллиарда предусмотрены на программы повышения уровня безопасности дорожного движения. Поэтому работы у нас будет много.

Одной из важнейших задач в следующем году будет так называемое "оценивание стоимости человеческой жизни"

К тому же, программа по повышению уровня безопасности дорожного движения - это не только приобретение товаров и услуг, но и важные законодательные инициативы. Например, разработка государственных стандартов и методик. Одной из важнейших задач в следующем году будет так называемое "оценивание стоимости человеческой жизни". Что наконец позволит полностью урегулировать рынок страховых услуг в Украине и выплачивать людям положенные компенсации за подорванное здоровье или за гибель родных в ДТП. К примеру, если в Европе такие компенсации достигают миллиона евро, то у нас пока - в среднем 26 тысяч гривень. Поэтому и хотим разработать наконец методологию оценки экономических потерь в случае смерти или травмы на дороге. Это законодательный пробел, кстати, не могут урегулировать еще с 2007 года. В 2021 году, верю, ситуация изменится...

Беседовал Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-