Стремительный рост цен на газ: обещанного летом посреди зимы не ждут?

Стремительный рост цен на газ: обещанного летом посреди зимы не ждут?

Аналитика
Укринформ
Предписания АМКУ и НКРЭКУ, штрафы, кадровые решения... Что поможет унять аппетиты поставщиков?

Основные игроки розничного газового рынка - ГК "Нафтогаз Украины" и облгазсбыты, подконтрольные Региональной газовой компании олигарха Дмитрия Фирташа, - дружно повысили январскую стоимость "голубого топлива" для населения. На 10-20%. Вслед за ними о подорожании ресурса сообщили и другие поставщики. Дешевое топливо теперь будет стоить от 6,99 до 7,5 гривень за кубометр. С НДС, но без стоимости доставки. Если же учесть, что НКРЭКУ с января повысила еще и тарифы на транспортировку газа (средний показатель вырос с 1,2 до 2 гривень за кубометр), практически всем бытовым потребителям в следующем месяце придется платить за ресурс гораздо больше, чем в пик сезона 2018- 2019 (8,55 гривень с "накрутками") ...

Про "две большие разницы": чего ждали и что получили

А еще летом, отчитываясь о рекордных закупках газа для нужд страны по рекордно низким ценам, в правительстве и должностные лица той же группы "Нафтогаз" заверяли: при любых раскладах украинцы будут платить за топливо даже меньше, чем предыдущей зимой. Но оказалось, что нас, очевидно, только успокаивали: отмена с 1 августа ВСО (возложения на "Нафтогаз" специальных обязательств по обеспечению населения ресурсом по льготной цене) не будет слишком болезненной. Цены, мол, немного вырастут, но быстро откатятся назад - благодаря конкуренции. "Немного" переросло в двукратный рост по сравнению с августовской стоимостью. А перспектива ценового "отката" в мае-июне, когда объемы потребления газа резко упадут, как-то не очень греет.... Ведь львиная доля расходов домохозяйств приходится именно на осенне-зимний период и на начало весны.

Есть ли шанс что-то изменить и откорректировать "рыночные" механизмы, действие которых направлено лишь в одну сторону - получение продавцами максимальных прибылей? И когда к решению этой проблемы пподключатся Антимонопольный комитет, НКРЭКУ и другие контролирующие органы? Ведь, несмотря на видимость конкуренции (на рынке работают более 50 поставщиков газа), первую скрипку, как и раньше, играют крупные компании-монополисты, которые, несмотря на публично-рекламную борьбу за потребителя, на самом деле - когда речь заходит о цене - действуют в унисон...

1. Что предлагают "газовики"

Государственная ГК "Нафтогаз Украины", которая, по надеждам, должна была сдерживать аппетиты олигархических "сбытов", сообщила о повышении в январе стоимости газа для бытовых клиентов на 14%. Цена ресурса в тарифе "Месячный" вырастет с 6,33 до 7,22 гривень за кубометр. А дальше - "посыпалось"...

В отличие от предыдущих месяцев, когда стоимость топлива для населения повышали не все поставщики, на этот раз они были единодушны. Правда, уровень повышения неодинаков: у кого-то - меньше 10%, у кого-то - все 20%. Например, к настоящей "шоковой терапии" прибегло руководство компании "Львовэнергосбыт" (владельцы Анатолий Фоменко (75%) и Алексей Безуглый (25%), которые, по данным “Наших денег”, представляют интересы Григория Суркиса и Геннадия Боголюбова). Поставщик предлагает бытовым потребителям газ по 10 гривень 80 копеек за кубометр (в декабре было 9 гривень). Стоимость же транспортировки топлива в регионе - одна из самых высоких по стране (с января НКРЭКУ установила для АО "Львовгаз" тариф в 2,14 гривни за кубометр). Итого, "куб" - почти 13 гривень. Поэтому "супервысокие" цены позапрошлой зимы, предотвратить возвращение которых нам так дружно обещали летом и в начале осени, покажутся "цветочками" ... Стоимость ресурса у прямых конкурентов из «Львов Газсбыта" - почти на гривню меньше - 9,89 за кубометр. Примерно столько же, как и во всех газсбытах, подконтрольных фирташевской РГК. Как там уверяют, все решения субъекты хозяйствования утверждают самостоятельно. Но почему все их решения - словно под копирку писаны.

Самую низкую же цену на январь установили компании "Газ АП", "Megawatt". "Агросинтез Трейдинг", "Энергетические ресурсы Украины", "Аскания Энерджи», ГК «Нафтогаз Украины» и «СКВ Теплострой". От 6,99 до 7,22 гривни за "куб". Относительно дешевый ресурс - до 8 гривень - предлагают потребителям компании "Донецкие энергетические услуги" YASNO, TAS Energy, "Кременчуггаз-трейдинг", "Галнафтогаз", "Газпостачсервис" и Житомирская областная газопоставляющая компания.

При этом никого особо не волнует, чтобы внятно объяснить потребителям причины столь резкого повышения. Кроме как "очередной" фразой о "европейской ценовой конъюнктуре". И часто эти аргументы противоречат тем, которые звучали в "победных" отчетах чиновников летом, когда Украина закачивала в газохранилища дешевый ресурс, который, мол, "позволит держать цену зимой".

Да что говорить об олигархах, когда даже «народный» "Нафтогаз" "стыдливо" подает сообщение о значительном повышении стоимости кубометра "голубого топлива" под заголовком: "В январе цены на газ от ГК" Нафтогаз Украины "традиционно одни из самых низких на рынке"... А о том, что они - на 89 копеек выше, чем в декабре, - словно между прочим упоминается где-то в середине публикации...

2. Чем аргументируют повышение и можно ли изменить "козырную" формулу?

Поставщики объясняют январский рост внутренних цен на "голубое топливо" подорожанием газа на европейских хабах. "Изменения цен на газ в январе обусловлены, в первую очередь, сезонным фактором и увеличением оптовой цены на голубое топливо», - это, собственно, и все объяснения от ГК "Нафтогаз" (остальные поставщики обоснованием своих решений вообще не морочились).

В Европе, несмотря на довольно мягкую зиму, сейчас действительно сложилась неблагоприятная для потребителя ценовая ситуация. По состоянию на 22 декабря (этот показатель кладется в основу расчета стоимости топлива на следующий месяц) цена природного газа с поставкой на сутки вперед достигла 220 долларов за тысячу кубометров. Это - самый высокий показатель с 5 февраля 2019 года. И примерно на 40% дороже, чем месяц назад.

По данным аналитиков Украинской энергетической биржи, с конца ноября цены на европейском рынке росли несколькими волнами. В начале декабря - из-за забастовки во Франции против реформирования атомной энергетики. Затем сказался беспрецедентный (с сентября 2018 года) скачок спотовых цен на сжиженный газ на азиатском рынке...

Причем противоположные факторы - рост объемов поставок ресурса из Норвегии, сокращение потребления из-за карантина и традиционное снижение спроса перед рождественскими праздниками - ожидаемого эффекта не принесли. О более или менее ощутимом положительном их влиянии на ценовую ситуацию сможем говорить в лучшем случае при определении поставщиками цены на февраль...

При формировании внутренних цен на газ учитывают еще и ситуацию на украинской энергетической бирже, запасы топлива в ПХГ и объемы текущей добычи внутри страны, валютный курс и многие другие факторы. И, казалось бы, в последнее время не произошло никаких форс-мажоров, которые могли бы повлиять на определяющий для рынка баланс спроса и предложения: объемы отбора ресурса из ПХГ умеренные, 20-градусные морозы не ударили, себестоимость собственной газодобычи не изменилась, гривня относительно стабильна. О том, что рекордные запасы газа в украинских ПХГ станут предохранителем от стремительного подорожания газа зимой, несколько месяцев назад говорили чуть ли не ежедневно. В том числе и руководители группы "Нафтогаз"...

Но "фактор европейских цен" все это перевесил. Потому что так выгодно продавцам. И как бы мы с вами ни распинались, доказывая, что это - несправедливо, ведь газ летом покупали в том числе и на наши, как налогоплательщиков, деньги, любые возмущения разбиваются о "нормативные рифы". Потому что, оказывается, даже если поставщик приобрел газ по низким ценам, определяя его стоимость в тот или иной период, он учитывает текущие ценовые параметры на европейском рынке. И это - "законно". Можно ли переписать эту формулу или хотя бы изменить приоритетность ее составляющих? Похоже, власть за это берется.

Путь №1. Умеренный. Но долгий

Глава правительства Денис Шмыгаль поручил временному исполняющему обязанности руководителя Минэнерго Юрию Витренко совместно с АМКУ проверить обоснованность цен на газ. "Необходимо провести аудит формирования тарифов и снижение тех составляющих, которые несправедливы и неоправданны с точки зрения рынка и рыночных условий. У вас есть все рычаги, чтобы урегулировать эти вопросы", - подчеркнул премьер. Прежде всего, он просит обратить внимание на тарифы транспортировки газа и так называемые температурные коэффициенты.

В то же время эксперты напоминают, что, например, вопросом газовых коэффициентов АМКУ занимается почти два года. Но из-за длительности антимонопольных процедур, "нетихое" сопротивление со стороны олигархических облгазов и газсбытов, а также неспешность украинского судопроизводства, об окончательной точке в этом вопросе речь не идет.

Комплексная же проверка формирования тарифов может затянуться на годы. Тем более, что закон ограничивает право АМКУ вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов, которые не являются естественными монополистами. А, хотя облгазсбыты и контролируют до 70% бытовых потребителей, рынок розничной продажи газа монополией не считается. «... на оптовом и розничном рынках должен действовать принцип свободного ценообразования (часть вторая статьи 12 Закона)", - говорится в разъяснениях о формировании цены на газ, опубликованных на сайте НКРЭКУ.

И инструментарий влияния АМКУ ограничен, в основном предписаниями и штрафами, наложение которых газовики годами оспаривают в судах.

Больше полномочий у НКРЭКУ. По закону, он должен следить за соблюдением правил, в частности, времени обнародования ценовых предложений. И строгое наказание за такие нарушения - тот же штраф. Максимальный размер которого - 850 тысяч гривень. Для газсбытов это - как дробина слону. Ведь при ценах - это месячная стоимость ресурса для примерно 200 домохозяйств, использующих газ для отопления. Отсюда вывод: регуляторные и контролирующие органы должны действовать на опережение, а не годами "разруливать" последствия поспешных, непродуманных или откровенно принятых в интересах отдельных игроков решений.

Олександр Сергієнко
Александр Сергиенко

"К сожалению, пока на любые злоупотребления оперативно не будет реагировать АМКУ, а НКРЭКУ в своих решениях не будет учитывать социальной составляющей, ситуация не изменится", - предупреждает директор Института города Александр Сергиенко.

Путь №2. Радикальный. Но "точечный"

Тем временем группа народных избранников - в частности, депутат от "Слуги народа" Александр Качура - требует отменить повышение газовых тарифов ГК "Нафтогаз" и уволить председателя правления НАК Андрея Коболева. Такая просьба содержится в обращении парламентариев на имя премьер-министра Дениса Шмыгаля и председателя наблюдательного совета "Нафтогаза" Клэр Споттисвуд. "В экспертной среде преобладает единый взгляд - предпосылок для дальнейшего стремительного роста цен нет. А потому подорожание газа носит исключительно искусственный характер, - отмечает Качура. - Такая тарифная политика НАК "Нафтогаз" (регулярное повышение стоимости газа для бытовых потребителей) формирует кабальные тарифы, повышает социальную напряженность среди населения, способствует дополнительной финансовой нагрузке и как результат - (приводит к) неспособности граждан рассчитываться за полученные услуги".

Но и таким образом, по мнению экспертов, кардинально ситуацию не изменить. Во-первых, попытка "подвинуть" Коболева может обернуться противостоянием с Наблюдательным советом группы "Нафтогаз" и даже привести к недоразумениям с международными партнерами Украины. Как это было тогда, когда "прогнать" главу НАК хотел экс-премьер Владимир Гройсман. Во-вторых, даже если кадровые решения в отношении "Нафтогаза" и удастся продавить, государство не имеет никакого влияния на кадровую политику частных компаний. А попытка давления на владельцев может спровоцировать обратную реакцию - ценовую вакханалию.

Путь №3. Возможно, оптимальный. Хотя (с точки зрения потребителя) "небезгрешный"

Известный экономист Борис Кушнирук предлагает два шага, которые, по его мнению, помогут навести порядок и снизить уровень социальной напряженности:

"Во-первых, установить для поставщиков тепла и газа для населения лицензионные требования закупать топливо во втором квартале, когда оно дешево. И только исходя из цен второго квартала, формировать тарифы для населения с июля по июнь следующего года. Во-вторых, ввести абонплату за тепло, газ и другие виды коммунальных услуг. Равномерное распределение расходов домохозяйств на оплату тепла и газа на 12 месяцев существенно снизит нагрузку, сократит расходы госбюджета на жилищно-коммунальные субсидии минимум на 20 миллиардов гривень".

Но такой подход поддерживают не все. Если с тезисом о "привязке" стоимости топлива к закупочной, а не текущей цене, действительно можно согласиться, то в технологической, финансовой, организационной способности за 2-3 месяца закупить весь необходимый стране ресурс - есть сомнения. К тому же, действуя таким образом, можно и прогадать. Если Украина на коротком шаге подтолкнет спрос, закупая значительные объемы газа, продавцы могут прибегнуть к спекулятивному повышению цен. Плюс стоимость длительного хранения, на котором кто-то - и к гадалке не ходи - попытается еще и дополнительно заработать ...

Есть вопросы и к идее абонплаты. "Я не согласен с тезисом о целесообразности уплаты в течение календарного года, потому что за тепло мы платим по счетчику за период в один месяц. В зависимости от температуры на дворе, количество потребленного тепла может существенно колебаться, поэтому трудно спрогнозировать среднее количество тепла в расчете на 12 месяцев. Что приведет к манипулированию и сделает невозможным контроль над начисленными цифрами к уплате", - пишет автор одного из комментариев на Фейсбук-странице господина Кушнирука.

То есть, тарифы не будут снижаться, доходы домохозяйств не увеличатся. Просто их сезонные затраты перераспределят на весь год. Согласитесь, как для потребителя - не очень привлекательные перспективы. Тем более, что с 1 мая следующего года отменят ВСО для "Нафтогаза" по обеспечению топливом по льготной цене предприятий теплокоммунэнерго. Поэтому и их тарифы ждет полный раздрай. Проконтролировать же поведение участников рынка предоставления услуг по теплу будет гораздо сложнее, чем в случае с газоснабжением.

Не расслабляемся, господа...

Александр Радийчук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-