Почему дорожает нефть и сколько будет стоить бензин в Украине

Почему дорожает нефть и сколько будет стоить бензин в Украине

Аналитика
Укринформ
Одни говорят: причина - восстановление докризисного спроса. Другие сетуют на чисто спекулятивные факторы. А в Украине - хватает проблем и без того

Уже неделю нефтяные котировки на мировых биржах продолжают бить рекорды. Правда, годовые, а не абсолютные. Апрельские фьючерсы на эталонную марку Brent (добывается в районе Северного моря) ежедневно дорожают на 0,5-2%. И в понедельник стоимость ресурса впервые с 24 января прошлого года преодолела "психологический" порог в $60 за баррель и "двинулась дальше". Постепенно приближаются к этому показателю и цены мартовских и апрельских фьючерсов легкой техасской нефти WTI. Они также - на годовом максимуме. Как итог - за прошедшую неделю нефть Brent подорожала на 7,8%, WTI - на 8,9%!

 С чем связан нынешний ценовой всплеск? Насколько длительным будет восходящий тренд? И главное: как это отразится на Украине?

Причины роста: пробуждение экономики, "вакцины животроворящие" или спекулятивные игры?

Среди главных причин нынешнего ценового всплеска аналитики называют восстановление спроса на нефть во всем мире - прежде всего, в Китае. Еженедельные объемы импорта "черного золота" в КНР достигли полугодовых максимумов. По данным агентства Bloomberg, на прошлой неделе в китайские порты направлялись 127 танкеров (максимальное количество за полгода). А это - более 250 миллионов баррелей нефти общей стоимостью $15 млрд (по текущим ценам). Последний раз Китай покупал такие объемы ресурса прошлой весной - перед падением цен на нефть WTI до отрицательных значений - для пополнения резервов.

К докризисному уровню возвращается и спрос на топливо в Индии. На экспортные поставки из США заметно влияет на повышение внутреннего спроса. А он, по прогнозам, может еще больше возрасти. Из-за ожидаемого вливания в экономику новой порции "зеленых" - для поддержки бизнеса. И на фоне позитивных новостей о вакцинации. Между тем для восстановления подточенных коронавирусом мощностей по добыче американской сланцевой нефти нужно время - ведь сейчас объемы добычи почти на 20% ниже по сравнению с началом прошлого года. Это что касается объективных факторов.

Хотя другие эксперты считают: значение их переоценено. Производственная активность и связанный с ней спрос на углеводороды (за исключением уже упомянутого Китая) возобновились не настолько, чтобы можно было говорить о длительной тенденции. Куда большее влияние на рынок имеет спекулятивный фактор.

Геннадій Рябцев
Геннадий Рябцев

По словам эксперта по вопросам энергетики Геннадия Рябцева, нынешняя ситуация на мировом нефтяном рынке не отражает реального соотношения спроса и предложения. "На сырьевых биржах фактически не работают поставщики и потребители. Сделками занимаются исключительно финансовые спекулянты. И, собственно говоря, от нефти в стоимости этих операций уже почти ничего не осталось: соотношение спроса и предложения - лишь около трети в структуре котировок. Остальные - отток и приток спекулятивного капитала, который определяется тем, на каком из деривативов в тот или иной момент выгоднее зарабатывать финансовым дельцам", - объясняет господин Рябцев.

Согласен с этим и директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. "На самом деле даже специалистам сложно понять, что сейчас происходит. Ведь потребление нефти в мире остается на довольно низком уровне, эпидемические риски сохраняются, - говорит эксперт в комментарии Укринформу - А энергоносители все же заметно дорожают. Объяснение, на мой взгляд, - в спекулятивных вещах. Товарные рынки - особенно, сырьевые - всегда были желанной гаванью для спекулятивного капитала. Мы видим, как растут в цене биткоины, акции "Теслы", чего также никто не может объяснить. Ясно одно: в мире сейчас много "свободных денег", владельцы которых ищут, где бы заработать".

Ценовые перспективы. Чего "ждать от нефти" миру ...

Отсюда - и невозможность четко прогнозировать дальнейшее развитие событий. "Можно сказать только одно: экономических оснований для подорожания сырьевых товаров пока нет, - убежден Геннадий Рябцев. - Спрос на нефть на уровне IV квартала 2019 года - примерно 90-95 миллионов баррелей в сутки. Это действительно свидетельствует об определенном его восстановлении. Но докоронавирусные показатели - более чем 100 миллионов баррелей - не достигнуты. Между тем, несмотря на взятые ведущими производителями (прежде всего, Саудовской Аравией) обязательства ограничить добычу, предложение нефти в мире растет. И эти объемы давно выше уровня спроса".

При таких обстоятельствах большинство экспертов считают длительный подъем стоимости "черного золота" выше $60 за баррель маловероятным. Ведь именно этот уровень при нынешних обстоятельствах считается сбалансированным. Если цена постоянно будет расти, производители станут увеличивать добычу, коллективно (в рамках Организации стран-экспортеров нефти и сотркдничества с другими партнерами по ОПЕК+) или индивидуально пересматривая взятые обязательства по временному ограничению добычи. Тогда как темпы роста спроса вряд ли будут такими же стремительными. Соответственно, превышение предложения над необходимостью приведет к избытку ресурса и новому ценовому "откату". А это ни производителям, ни спекулянтам, которые уложились в фьючерсы с поставкой через 2-3 месяца, не нужно.

Определенным образом сыграть на повышение стоимости черного золота может прогнозируемое развитие мировой нефтехимии. По расчетам ResearchAndMarkets, в этом году нефтехимический сектор вырастет с прошлогодних $365 млрд до $429 млрд. То есть, почти на 18 "весомых" процентов. А к 2025 году мировой рынок нефтехимии вырастет до $478 млрд. Что гарантирует высокий спрос на сырье.

Сергій Куюн
Сергей Куюн

Но учитывая уже упомянутую проблему поисков выгодных "гаваней" для спекулятивного капитала, и этот фактор даже в среднесрочной, не говоря уже о ближайшей перспективе, вряд ли будет определяющим, - убеждены отраслевые эксперты. "О мировых трендах никто точно сказать не может, ведь это - вещь непредсказуемая. Что доказано годами «практики». К примеру, спрогнозировать прошлогодние события даже за считанные дни до введения по всему миру коронавирусных ограничений никто не смог", - напоминает Сергей Куюн.

Дело в том, что мировой нефтяной рынок крайне чувствителен к различным политическим и экономическим воздействиям, которые иногда могут действовать мгновенно, а иногда - с определенным временным лагом. Учитывая это, ценовые тренды на мировых сырьевых биржах могут меняться по несколько раз в год. Иногда даже в течение месяца колеблясь на 7-8% - как вот сейчас. Дорогой - более $112 за баррель - нефть была в июле 2014 года, на фоне очередного ливийского кризиса. Дешевой - менее $20 с опусканием по некоторым контрактам до отрицательных значений - в апреле прошлого года.

При этом эксперты не считают каким-то чудом то, что к концу того же 2014-го стоимость "черного золота" опустилась с рекордных значений до $73, а в 2015-м - до $44 за баррель. Далее - рекордное (в то время) падение до $37, в начале 2016 года и подорожание до $56 в январе 2017 года. С дальнейшим ростом до $75 в ноябре 2018-го и резким падением в декабре до $61 (фактически до нынешних показателей). В конце концов, довольно показателен прошлый год. Пока мир не слишком озабочен коронавирусом - достаточно стабильные ценовые показатели: $65-66 за баррель. Потом - упомянутое падение в апреле и постепенное восстановление: до $ 6 в сентябре, "откат" в $41 в октябре и даже до $37 в начале ноября, когда мир снова усиливал коронавирусные ограничения. Однако, с середины ноября прошлого года нефть активно дорожает, в декабре преодолев отметку в $ 50 и вот теперь - в $60 за баррель ...

...И что будет с ценами на топливо в Украине

По прогнозам опрошенных Укринформом экспертов, некоторое повышение стоимости топлива на украинских АЗС вероятно. Но резких скачков, по мнению специалистов, не будет: наш рынок достаточно диверсифицирован. Поэтому возможные ценовые скачки быстро будут сглаживать.

"Как известно, цены на нефтепродукты, природный газ и большинство инфраструктурных товаров в Украине" привязаны "к внешним спекулятивным котировкам. Поэтому если стоимость сырья сохранится на уровне 60+ хотя бы до конца недели, это повлияет на цену нефтепродуктов на границе, что, в свою очередь, повлечет за собой удорожание топлива на АЗС. Однако, на внутренние цены больше влияет курс национальной валюты. И именно на него нужно прежде всего обращать внимание. Поскольку каждая "лишняя" гривня в курсе - это около 70-80 копеек в стоимости литра горючего. Поэтому девальвация гривни быстрее и существеннее скажется на ценовой ситуации, чем колебания на мировых нефтяных рынках", - говорит Геннадий Рябцев.

И здесь тоже стоит вспомнить недавнюю историю. Когда в марте прошлого года нефть упала в цене практически вдвое - до $33 за баррель, средняя стоимость бензина в Украине составляла примерно 26,5 гривен за литр. Тогда как за полтора-два месяца до того нефть стоила более $66, а бензин - в среднем 27,2 гривни... Это - один из самых ярких примеров. В целом же, по выводам экспертов, амплитуда ценовых колебаний на отечественном топливном рынке гораздо уже, чем на рынках сырой нефти. Особенно, когда речь идет о нисходящем тренде: когда "черное золото" стремительно дешевеет, стоимость бензина и дизтоплива у нас снижается крайне медленно. Зато случаи, когда "под соусом" повышения нефтяных котировок трейдеры и операторы пытались искусственно возмутить внутренние цены на топливо, случались. Но касалось это, в основном, времен, когда отечественный рынок топлива не был столь диверсифицированным, как сейчас.

Но. Есть еще одна проблема, которая, с одной стороны, вроде бы играет на снижение стоимости топлива для украинских потребителей. Однако, на самом деле угрожает им и всей стране куда большими проблемами. "Одно из объяснений, почему украинский розничный рынок топлива часто с опозданием реагирует на тенденции мирового нефтяного рынка, - значительный процент теневого производства и продажи фальсифицированного топлива, производимого на незаконных мини-НПЗ, - отмечает Сергей Куюн. - Видим, как значительны объемы импорта компонентов, используемых для повышения октанового числа бензинов. То есть, речь идет о настоящем "ренессансе" нелегального рынка. Среди причин - почти год действия моратория на проверки бизнеса, который ввели на период карантина. Что почувствовал не только честный бизнес. Но и тот, который не гнушается ничем, чтобы заработать. Ситуация, считаю, трагична: как для бюджета и экономики государства, так и для потребителя. Кажется, хорошо, что горючее дешевое. Но в действительности - это тот случай, когда скупой платит дважды, потому что стоимость ремонта техники значительно превысит экономический эффект от использования дешевого, но некачественного топлива. Поэтому, на мой взгляд, государство должно срочно отменить мораторий - по крайней мере, в части торговли подакцизными товарами”.

Кстати, Нефтогазовая Ассоциация Украины (НАУ) обратилась к правительству и президенту с просьбой навести порядок на нефтегазовом рынке. По данным "Консалтинговой группы А-95", нелегальные мини-НПЗ ежегодно выпускают до 300 тысяч тонн готовой продукции. Как следствие - ежегодные потери госбюджета превышают 3,7 миллиарда гривень (1,91 млрд. Акцизного налога и 1,82 грн. - НДС). И это - без учета последствий других платежей: земельных и зарплатных налогов, военного сбора, налога на прибыль и т.д.

Еще одна проблема - продажа горючего автозаправочными станциями без регистрации через РРО или с выдачей фальсифицированных чеков. В результате на АЗС аккумулируется неучтенная наличность, которую используют для закупки контрафактного горючего. Таким образом, по оценкам экспертов, доля теневого рынка бензина, дизтоплива и автогаза в целом достигает 17-23%. Ежегодные бюджетные потери из-за допущенных там нарушений специалисты оценивают в 11-14,6 миллиарда гривень.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-