“Инвестняни” уже на старте

“Инвестняни” уже на старте

Укринформ
Что известно о государственных механизмах стимулирования инвесторов и почему есть "недовольные"

Верховная Рада приняла два законопроекта в развитие резонансного Закона "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" - более известного, как "закон об инвестнянях". Новые законодательные акты №3761 и №3762 предусматривают изменения в Налоговый и Таможенный кодексы в части налогообложения субъектов хозяйствования, которые реализуют масштабные инвестиционные проекты, а также таможенного оформления оборудования, необходимого для их воплощения.

После подписания принятых документов президентом формирование законодательного поля для улучшения инвестиционного климата в Украине будет завершено (рамочный закон Владимир Зеленский подписал еще в феврале). За исключением нескольких "штрихов": до августа Министерство экономического развития должно утвердить нормативные акты для практической реализации законодательных инициатив. Поэтому, даже по самым осторожным прогнозам, первые крупные инвесторы смогут воспользоваться преимуществами работы в Украине уже в конце лета - начале осени. Сторонники же идеи рассчитывают, что произойдет это гораздо раньше. Зато критики поддержки "избранных" инвесторов с нововведениями, похоже, смирились. Хотя и продолжают настаивать: такой избирательный подход нерыночный. Ведь "правила игры" для всего бизнеса должны быть одинаковыми. По данным информированных источников, не слишком довольны такими новациями и наши международные партнеры - в частности, из МВФ. Хотя к подобным преференциям в свое время прибегали и в Сербии, Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, и во многих других странах ...

Что изменится в растаможке и налогообложении для крупных инвестпроектов

Законодатели конкретизировали налоговые и таможенные льготы, которые Украина будет предоставлять крупным инвесторам, планирующим вкладывать десятки миллионов в новые предприятия и производства. Цель, по словам авторов законопроектов, - стимулировать привлечение в отечественную экономику стратегических инвесторов, повысить инвестиционную привлекательность Украины, а также увеличить ее конкурентоспособность. Ведь до сих пор одной из преград для привлечения капиталовложений в реальную экономику остается высокий уровень инвестиционной привлекательности соседних стран - региональных конкурентов. Изменить ситуацию в нашу пользу, мол, и поможет внедрение в Украине системы государственной поддержки масштабных инвестиционных проектов. Организационную составляющую такой поддержки предусмотрели в уже упомянутом рамочном законе "об инвестнянях". Практические же механизмы фискальных преференций формируются путем изменений в Налоговый и Таможенный кодексы. Среди предложений:

  1. Освободить в период до 1 января 2035 года от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операции по ввозу инвестором на таможенную территорию Украины оборудования для реализации проектов со значительными инвестициями. Причем, речь идет о стимулах для импорта нового оборудования, а не доставшегося нам "с барского плеча" от других стран: по закону, указанное оборудование "должно быть новым и изготовлено не ранее, чем за три года до даты регистрации инвестиционного проекта".
  2. Освободить до 1 января 2035 года такое оборудование от обложения ввозной пошлиной. Перечень и объемы беспошлинного импорта будет определять правительство в каждом конкретном случае при подписании специальных инвестиционных договоров.
  3. Освободить от обложения налогом на прибыль доходы производственных структур инвестора со значительными инвестициями, который является стороной специального инвестдоговора. Но на эту льготу можно рассчитывать только после введения предусмотренного инвестиционным договором объекта в эксплуатацию. А безусловное выполнение инвестором обязательств по соглашению будет основным условием применения налоговых стимулов.
  4. Предоставить органам местного самоуправления право устанавливать льготные ставки платы за землю для крупных инвесторов или вообще освобождать отдельных инвесторов от уплаты земельного налога. То есть, заинтересованные в приходе на свои территории больших денег местные громады не будут наказаны за немотивированно низкие ставки налогов и сборов. Ведь действие соответствующих запретов, предусмотренных Налоговым кодексом на установление индивидуальных льготных ставок местных налогов и сборов, отныне на крупных инвесторов не будет распространяться. Конечно, если соответствующие инвестиционные договоры "благословит" правительство.

Как, для кого и для чего будут работать в Украине "инвестиционные няни"

"Порог вхождения" в программу поддержки значительных капиталовложений - это обязательство вложить в отдельный инвестпроект по меньшей мере € 20 миллионов (в эквиваленте).

Ольга Магалецька
Ольга Магалецкая

“Документ с самого начала разрабатывали для инвесторов и с учетом их пожеланий. Сначала рассматривались инвестиции от $100 млн. Но затем были COVID, локдаун, и стало понятно, что это - космическая сумма, – вспоминает глава Офиса Национального инвестиционного совета при Президенте Украины Ольга Магалецкая. - Также мы анализировали проекты, которые воплощались в стране за последние 10 лет - прежде всего, в перерабатывающей отрасли, машиностроении... И выяснили, что средний ожидаемый уровень финансирования составил примерно $28 млн. Поэтому нужно было снижать планку. И мы подали президенту законопроект уже с €30 млн. А потом экономический комитет Верховной Рады и депутаты согласовали €20 млн. И я с этим согласна".

Кроме финансовой состоятельности, инвесторы и предложенные ими проекты должны отвечать еще и другим утвержденным законом "об инвестнянях" критериям. Общий объем господдержки (с учетом стоимости льгот, предусмотренных на государственном уровне, и преференций, предоставленных местными властями), не может превышать 30% суммы инвестиций в проект. То есть, 70% нужных денег должен найти инвестор. А срок реализации проекта не должен превышать 5 лет. К тому же законодатель ограничил сферы, на которые будет распространяться действие программы. Это - здравоохранение, обращение с отходами, добыча с целью переработки и/или обогащения полезных ископаемых (кроме каменного и бурого угля, сырой нефти и природного газа), транспорт, складское хозяйство, почтовая и курьерская деятельность, логистика, образование, искусство, культура, спорт, туризм и рекреация. Проект должен предусматривать строительство, модернизацию, техническое и/или технологическое переоснащение объектов инвестирования, приобретение необходимого для этого оборудования. Еще одно обязательное условие - создание инвестором не менее 80 рабочих мест с зарплатой не менее чем на 15% выше средней заработной платы за соответствующий вид деятельности в регионе, где реализуется проект, за предыдущий календарный год.

Предохранители от злоупотреблений и требования к обещаниям

Задача государства - упрощение бюрократических процедур и облегчения общения инвестора и его представителей с властными структурами и разрешительными органами. Помогать в этом будут специально назначенные советники ("инвестняни"), уполномоченные Правительственным офисом UkraineInvest. Плюс уже упомянутые налоговые льготы, таможенные облегчения, а также обеспечение за госсчет объектами смежной инфраструктуры. Речь идет о строительстве новых или предоставление в пользование (как правило, после реконструкции) существующих автодорог, линий связи, сетей тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, других инженерных коммуникаций. С одной стороны, государство гарантирует выполнение взятых при подписании каждого инвестпроекта обязательства. С другой - хочет такой же ответственности от инвесторов. Среди предусмотренных ограничений - перспектива потери таможенных и налоговых льгот при попытке перепродать завезенное в рамках реализации проекта оборудование. Если оно будет отчуждено раньше, чем через пять лет после зачисления на баланс или в случае досрочного прекращения действия специального инвестиционного договора, средства, не полученные государством в качестве ввозной пошлины, придется вернуть. К тому же, если оборудование будут ввозить из Российской Федерации или с временно оккупированных территорий Украины, льготы не будут действовать вообще - растаможка будет проводиться на общих основаниях. То же касается и обложения импорта налогом на добавленную стоимость. Инвестор также будет терять право на любые льготы при досрочном прекращении специального инвестиционного договора в связи с неисполнением обязательств по объему инвестиций и срокам реализации проекта (кроме случаев невыполнения обязательств государством или наступления форс-мажорных обстоятельств).

Павло Кухта
Павел Кухта

"Кроме задекларированной цели - улучшения инвестиционного климата и привлечения в экономику капитальных вложений, - концептуально закон решает две задачи. Одна из которых - легализация и нормирование деятельности системы, занятой сопровождением крупных инвестиций. Представители UkraineInvest де-факто и есть те "няни", - отмечает в комментарии Укринформу бывший и.о. министра экономического развития Украины Павел Кухта. - Просто термин, на мой взгляд, выбрали не самый лучший. Во-вторых, речь идет о законодательном урегулировании возможностей для Кабмина на договорной основе предоставлять крупным инвесторам специальные условия хозяйствования в Украине".

Почему инвестиционным "раем для избранных" довольны не все

Мнения независимых экспертов и представителей бизнеса об эффективности обновленного инвестиционного законодательства неоднозначны. Кто-то считает, что упомянутые законы действительно привлекут в Украину "большие деньги". Ведь перспективы затяжного общения с нашей бюрократической машиной - один из факторов, который, наряду с незащищенностью прав собственности и несовершенством судебной системы, больше всего отпугивает иностранных инвесторов от капиталовложений в украинскую экономику. Теперь же им будет помогать "специально обученный" уполномоченный государством представитель. И само государство, которое через упомянутые механизмы поддержки и преференций будет обеспечивать до 30% финансирования проекту, не заинтересовано "вставлять палки в колеса" инвесторам. Общий интерес - как можно быстрее начать полноценную производственную деятельность в рамках каждой из программ. Поэтому, по прогнозам обозревателей, "пробные" 3-5 проектов в случае успеха станут сигналом для массового прихода иностранных инвесторов в Украине. И тогда количество таких программ быстро вырастет - до десятков или даже сотен... Хотя другие специалисты обращают внимание на то, что каким бы положительным ни был этот шаг, он рассчитан не столько на иностранцев, как на крупный и выше среднего доморощенный бизнес. А значит - потенциально может формировать неравные условия хозяйствования в отдельных отраслях и секторах. Довольно спорной называет тему предоставления льгот отдельным бизнесам Павел Кухта. "С экономической точки зрения это - не очень хорошо. Но поскольку такие решения помогают решать проблему привлечения инвестиций и, к тому же это довольно распространенная в мире практика, лучше иметь в распоряжении такой механизм, чем не иметь вообще никакого. Есть ли возможности злоупотреблений? Потенциально - да. Ведь если правительство будет ненадлежащим образом контролировать этот процесс, господдержкой может воспользоваться не реальный инвестор, а "заинтересованная" группа, которая просто попытается уклониться от уплаты налогов. Но поскольку речь идет о больших суммах, это, безусловно, будут скандальные истории, скрыть которые, как шило в мешке, не удастся. И за это должна наступать политическая ответственность", - заключает специалист.

Сергій Цівкач
Сергей Цивкач

“По данным опросов о том, на какие факторы инвесторы чаще всего обращают внимание, "заходя" в ту или иную экономику, более прогнозируемая работа с государством и более прогнозируемые действия государства часто важнее, чем финансовые или другие стимулы", - соглашается исполнительный директор UkraineInvest Сергей Цивкач. И добавляет: "Новый закон дает сразу два преимущества - и стимулирование, и подписание "надежного" соглашения с государством. Что означает предсказуемость сотрудничества инвестора с Украиной. При этом закон не дает преимущества ни одной из категорий инвесторов. Условия равны для всех". То есть, по мнению исполнительного директора, упреки в "ориентации" документа прежде всего на крупный отечественный бизнес безосновательны. Другое дело, что все соглашаются: для инвесторов главное - все же, не советы, как обойти бюрократические препоны, а полное отсутствие таких препон. Не наличие "менторов" и "нянь", а отсутствие "злой мачехи", роль которой, к сожалению, часто берут на себя отечественные чиновники и представители регуляторных структур и контролирующих органов. Не краткосрочные (или даже среднесрочные) финансовые преференции, а "пожизненная" защита вложенных инвестиций и прав собственности. И отдельная тема, конечно же - украинские суды... Только тогда, когда Украина будет иметь длительную историю партнерских отношений со многими инвесторами со всего мира, когда государство подтвердит, что способно выполнять все обязательства и обещания, можно ожидать настоящий инвестиционный бум. По некоторым оценкам, это произойдет не раньше, чем через 3-4 года.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-