Станут ли украинские недра действительно народными?

Станут ли украинские недра действительно народными?

Укринформ
Руководство государства инициирует широкомасштабный аудит сферы недропользования. Кого это может касаться

Недавно президент Володимир Зеленский подписал указ по решению СНБО о введении санкций против 19 компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых. Одновременно анонсировал масштабный аудит лицензий на пользование недрами. Государственная служба геологии и недр во исполнение этого же решения Совета национальной безопасности и обороны уже аннулировала спецразрешения на пользование недрами названным юридическим лицам.

Украина - государство с уникальной минерально-сырьевой базой. На нашей территории выявлено более 20 тыс. месторождений, где сосредоточено 117 видов минерального сырья, из которых примерно половина имеют промышленное значение. Однако этот потенциал до сих пор используется неэффективно. Проблем несколько - среди главных - нечеткое и иногда противоречивое законодательство. А отсюда - полный хаос и злоупотребления в вопросах природопользования.

Как введенные санкции повлияют на экономику Украины и действительно ли недра станут народными и будут работать на благо государства? Эти и другие вопросы Укринформ адресовал экспертам.

Недра - как элемент государственной безопасности

19 марта 2021 года под председательством главы государства Владимира Зеленского состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором рассматривалось состояние дел в сфере недропользования. В результате было принято решение: применить санкции против 19 компаний, которые пользуются украинским недрами и в отношении которых имеются сомнения в их принадлежности, в частности, и стране-агрессору (перечень – ТУТ).

«По Конституции, недра принадлежат украинскому народу. К большому сожалению, в большинстве случаев при первом даже приблизительном аудите, выяснилось, что украинского народа там не очень много. Преимущественно это "народ", живущий либо на Виргинских островах, либо в других основных государствах, к Украине имеющих не совсем прямое отношение », - рассказал секретарь СНБО Алексей Данилов после заседания. Поэтому Совет по нацбезопасности инициировал проведение аудита всех без исключения разрешений на пользование недрами, которые выдавались в Украине почти с начала ее независимости.

Ксенія Оринчак
Ксения Орынчак

По словам исполнительного директора Национальной Ассоциации добывающей промышленности Украины Ксении Орынчак, вопрос об урегулировании добычи полезных ископаемых в стране поднимался не один год, но только сейчас появилась политическая воля, чтобы начать реальную борьбу за ее недра.

«Власть постоянно менялась, а недра всегда оставались ценным активом, которые можно было делить между «своими» и получать быструю прибыль. Эта тема на самом деле обсуждается давно, но до сих пор не было политической воли, чтобы серьезно взяться за сферу недропользования и провести масштабный аудит. Здесь можно похвалить СНБО за их смелость», - говорит она.

В то же время заместитель директора Института развития инноваций (INTENS) Артем Петренко утверждает, что решение СНБО не было спонтанным, ведь еще в сентябре прошлого года была принята Стратегия национальной безопасности Украины, где в пунктах 25 и 28 речь шла о «медленном развитии рыночных отношений в ключевых сферах, в том числе в пользовании землей и недрами...". и что данное решение является результатом кропотливой работы.

«К сожалению, за десятки лет государственная власть в Украине, несмотря на публичную риторику, фактически срослась коррупционными связями с людьми, которые в свою очередь связаны со спецслужбами РФ. Поэтому, из публичной информации можем сделать выводы, что наши спецслужбы наконец получили задачу системно проверять бизнес, который может быть связан с государством-агрессором (хотя подобную системную работу нужно было начинать еще в 2014 году). Очевидно, это касается и сферы недропользования, которая все годы независимости нашей страны была одной из самых коррумпированных», - считает эксперт.

К "копателям" полезных ископаемых придут ревизоры

В подписанном документе Совет национальной безопасности и обороны Украины рекомендует премьер-министру Денису Шмыгалю поручить Госгеонедрам обеспечить проведение в 2021 году внеплановых проверок деятельности субъектов хозяйствования, вне аукциона получивших специальные разрешения на пользование недрами с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки.

Также планируется провести аудит нефтегазовых недр, в том числе тех, где не начата добыча в течение двух и десяти лет после получения разрешений на добычу или после утверждения балансовых запасов углеводородов при наличии спецразрешения, в том числе опытно-промышленной разработки, с последующей добычей.

«Будет публичная информация о каждом разрешение, где оно находится физически, на какой территории. Все бенефициары, владельцы этих разрешений - будет предоставлена ​​информация для граждан Украины. Если обнаружатся нарушения при исполнении лицензионных условий этих разрешений, такие разрешения будут законно возвращаться народу Украины», – добавил секретарь СНБО Алексей Данилов.

Пока одни лицензии работают, другие - «спят»

Одна из главных функций аудита - поиск «спящих» лицензий, то есть не используемых. По разным оценкам, их около трети от общего количества.

Володимир Головатенко
Владимир Головатенко

«Мы должны понимать, сколько лицензий выдано всего и сколько из них сегодня «спящие», то есть не используются. Владельцы так называемых «спящих лицензий» когда-то получили право на пользование недрами вне аукционов, а теперь держат их "про запас", не добывая полезные ископаемые. Соответственно, не платят рентную плату. Как следствие, бюджет недополучает, добыча собственного сырья не растет, рынок недропользования не развивается», - считает старший советник по вопросам политики проекту ЕС «Новый кодекс Украины о недрах» Владимир Головатенко.

Как уверяют эксперты, есть сотни случаев, когда чиновники, используя служебное положение, получали лицензии на добычу тех или иных природных ископаемых, но откладывали лицензии на «черный» день.

«Доступ к лицензиям получали карманные компании кардинально дешевле, чем лицензии самом деле стоили. обычно, использовали только самые прибыльные месторождения - шахты, скважины и карьеры, получая максимальную прибыль и минимально инвестируя в развитие. Кроме того, в СМИ не раз появлялись подозрения, что часть лицензий скупались в интересах иностранных игроков с целью заморозить добычу и ослабить Украину как конкурента на международном рынке. Прежде всего речь шла о России. Поэтому все это требует серьезной проверки со стороны государства», - считает заместитель директора INTENS Артем Петренко.

Пользуемся недрами правильно

С 2019 года почти все разрешения на пользование недрами в Украине продаются на электронных аукционах. Это позволило наполнять государственный бюджет, а также обеспечить всем субъектам хозяйствования равный доступ к недрам», - говорит Владимир Головатенко.

По результатам первого месяца работы в 2021 году Госгеонедра удалось провести прозрачные аукционы по продаже 11 специальных разрешений и привлечь в госбюджет более 73 млн грн прямых поступлений. В то же время, как отмечается, это только начало, потому что в учреждении планируют получить до конца этого года не менее 750 млн грн от продажи специальных разрешений.

Правда, некоторые опасаются, что введенные санкции могут напугать потенциальных инвесторов. Эксперты отмечают, что Украина очень привлекательна с точки зрения добычи сырья, но из-за незначительных инвестиций именно в сферу недропользования, ее потенциал используется не полностью. Только по оценкам Кабмина, украинскому добывающему сектору нужны около 7 млрд. долларов США до 2030 года для проведения геологоразведочных работ для наращивания минерально-сырьевой базы.

«Украина очень богата полезными ископаемыми. Но несмотря на все эти сокровища в последние годы страна постоянно падала в мировом рейтинге добывающих стран. В частности, из 12 тысяч разведанных месторождений сегодня разрабатывается меньше трети. В последние десятилетия в разведку новых месторождений вкладывалось очень мало средств. И это при том, что украинская школа геологии очень сильна, а наши специалисты работают в более чем 150 странах мира», - уверяет Петренко.

Хотя если властям удастся провести качественный аудит, а не просто ввести санкции ради санкций, то это значительно улучшит инвестиционный климат.

«Если почистить всю эту сферу и действительно оставить только компании, которые реально работают, а убрать те, которые только перепродают корпоративные права, то соответственно и инвестиционная привлекательность страны возрастет», - добавляет директор Национальной Ассоциации добывающей промышленности Украины Ксения Орынчак.

Вадим Пєлих
Вадим Пелых

Совершенно с ней согласен и президент Украинской Ассоциации добытчиков песка (АДП) Вадим Пелых, который добавляет, что готовность играть по единым правилам будет способствовать реальному инвестированию в разработку недр.

Новый кодекс о недрах - решение проблемы?

Для защиты отечественных недр еще в прошлом году Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины совместно со специалистами проекта ЕС начало работу над новой редакцией Кодекса о недрах.

Кодекс, как считают авторы, станет унифицированным документом, заложит основу для рационального использования природных ресурсов, обеспечит прозрачность и равный доступ всех субъектов хозяйствования к пользованию недрами, а также будет стимулировать снижение стоимости энергоносителей для граждан путем наращивания собственной добычи энергетического сырья.

«Сегодня регулирование сферы недропользования осуществляется с помощью разветвленной системы нормативных актов, которые часто не согласованы между собой. Ненужные, устаревшие и обременительные процедуры и документы разрешительного характера должны быть отменены. Разработка нового Кодекса о недрах предусмотрена Указом Президента № 874/2019. Кодекс призван имплементировать Директиву ЕС № 94/22 и другое законодательство Европейского Союза во исполнение Соглашения об Ассоциации. Его цель - урегулировать все виды экономической деятельности по недрам, включая добычу полезных ископаемых, в частности нефти, газа, урана и рынка подземных вод», - рассказывает Головатенко.

Проект Кодекса о недрах, в частности, предусматривает создание электронного кабинета недропользователя, Интерактивной карты полезных ископаемых, каталог сведений по геоинформации и многое другое.

По словам специалиста, принятие нового Кодекса о недрах поможет не только уменьшить административные расходы недропользователей, но и значительно пополнит государственный бюджет.

«В целом благодаря принятию нового Кодекса о недрах для одного крупного и среднего недропользователя прогнозируется снижение административных расходов ориентировочно на 50 млн грн, а для малого недропользователя - ориентировочно на 2-3 млн грн в год. Благодаря отсутствию простоев в добыче дополнительные налоговые поступления в госбюджет только за нефтегазовые участки составят более 2 млрд грн ежегодно», - отметил старший советник по вопросам политики проекта ЕС «Новый кодекс Украины о недрах».

Не Кодексом единым - что еще предлагает власть?

Как известно, кроме работы над новым Кодексом, над законодательными изменениями по урегулированию добычи полезных ископаемых также работает команда правительства, депутатов и экспертов. Промежуточными результатами этой работы уже стал пакет законопроектов (4187, 4251 и 4252).

В частности, в начале марта, Комитет ВР по вопросам экологической политики и природопользования уже утвердил доработанную редакцию одного из этих законопроектов, а точнее закон №4187, предусматривающий поддержку и развитие отечественных отраслей недропользования.

«Документ является синтезом лучших положений альтернативного законопроекта №4187-1 и учитывает замечания, представленные бизнес-сообществом. Он содержит ряд инициатив, направленных на упрощение процедуры предоставления недр в пользование и увеличение потенциала отрасли», - говорится на сайте Европейской Бизнес Ассоциации.

По словам соавторов предлагаемых изменений, задачи реформы очень просты. Чтобы лицензии можно было получить кардинально скорее по максимально упрощенным процедурам, нужно существенно сократить количество государственных органов, которые влияют на процесс, тем самым уменьшая возможности для коррупции. Ведь в последние годы до 65% заявок возвращалось с отказом - яркое подтверждение ограниченности доступа инвесторов к недрам, считает заместитель директора Института развития инноваций Артем Петренко.

Артем Петренко
Артем Петренко

«Новые правила должны быть прогрессивными, простыми, привлекательными и предсказуемыми. Речь идет об объективном расчете стоимости специальных разрешений, автоматическом расчете цены геологической информации и оценке запасов полезных ископаемых по международным стандартам. Также, чтобы отрасль начала стремительно развиваться, следует создать дополнительные стимулы. В первую очередь - доступ ко всей геологической информации должен быть открытым и бесплатным для любого инвестора. Это принципиально важно. Данные о выставленных на аукционы участках недр должны отображаться на интерактивной карте», - говорит Петренко.

Также, по словам специалиста, в правительстве предполагают, что спецразрешения должны выдаваться на срок до 20 лет, а инвестор получит возможность оплатить их поэтапно (40-70% платежа - в первый год, остальные - в течение 2-7 лет в зависимости от стоимости). Размер платы за пользование недрами должен зависеть от площади участка и типа полезных ископаемых.

«До последнего времени усилия инвесторов для доступа к недрам могли растянуться на два года, а формальная процедура минимально длилась 6 месяцев. В результате реформы процедура должна сократиться до 2 месяцев. Сегодня восемь органов выдают согласование в этой сфере. После реформы должен остаться только один. До сих пор необходимо было четыре разрешительных документа - должен остаться один. А важный вопрос землеотвода для разведки и добычи предлагается нормировать отдельным законопроектом, который должен согласовываться с новыми правилами введения прозрачного рынка земли», - добавляет замдиректора Института развития инноваций.

Валентин Марчук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-