Амнистия капиталов, или Почем жизнь с чистого листа

Амнистия капиталов, или Почем жизнь с чистого листа

Укринформ
При каких условиях сработает инициированная президентом Зеленским "налоговая амнистия", проект которой ВР поддержала в первом чтении

На этой неделе Верховная Рада приняла за основу три законопроекта о введении добровольного декларирования гражданами принадлежащих им активов и уплату единовременного сбора в бюджет. Предусмотренную реформу еще называют "налоговой амнистией" или "нулевой декларацией". Цель - хотя бы частичная детенизация экономики, объемы которой, по разным оценкам, в Украине составляют от 30 до 50%.

Для государства это - возможность роста реального ВВП, получения дополнительных налоговых поступлений в будущем, а также "мгновенный" экономический эффект от уплаты разового сбора. Для гражданам, которые по тем или иным причинам не уплатили налогов - последний шанс легализовать доходы, избежав наказания. Как говорится, получить возможность спать спокойно и начать жизнь и бизнес с чистого листа. Ведь предложенные законопроектами ставки налогообложения (от 2,5 до 9%) намного ниже, чем те, которые следовало бы уплатить при нормальных условиях - 18% налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора. При этом участники налоговой амнистии "автоматически" избегут наказания за уклонение от уплаты налогов, а их декларации никто и никогда не сможет использовать в качестве доказательств в судах. Итак, разберемся подробнее.

Какой вариант "налоговой амнистии" выбирает Украина

Главный документ "амнистионного пакета" – № 5153 - определяет условия и основные механизмы проведения амнистии капиталов. Детали после окончательного принятия законодательства будут дорабатывать Кабинет Министров, Нацбанк и другие причастные ведомства.

1. Сроки и порядок амнистии капиталов

Проектом предлагается провести в период с 1 июля 2021-го по 1 июля 2022 года одноразовое (специальное) добровольное декларирование активов физических лиц. Для этого физлица - резиденты Украины, в том числе самозанятые граждане, имеют право подать соответствующую декларацию, указав в ней активы, с которых не были уплачены налоги. При этом декларация должна содержать только название и стоимость активов. Указывать источники их происхождения не требуется.

Чтобы легализовать любую наличность, а также банковские металлы, их придется положить на специальный банковский счет. Что касается других активов - например, недвижимости или ювелирных изделий, - необходимо будет предоставить документы, подтверждающие их стоимость, или же определить ее в декларации самостоятельно.

Потом у декларанта будет 10 дней, чтобы с подсчитанных в декларации средств уплатить надлежащий налог.

2. Ставки налогообложения

Взятым за основу "амнистионным" законопроектом предусмотрены следующие ставки сбора с добровольного декларирования:

  • 5% - для недвижимости в Украине и для валютных ценностей, размещенных на счетах в украинских банках;
  • 9% - для валютных ценностей и других активов, размещенных за рубежом
  • 2,5% - для гособлигаций Украины со сроком обращения более года, приобретенных декларантом в период с 1 января 2021-го по 20 июня 2022 года.

По заключению экспертов, третий вариант особенно интересен для потенциальных участников налоговой амнистии. Ведь он позволяет не только выгодно "узаконить" капиталы, но и заработать на этом. Судите сами: задекларировав таким образом, к примеру, миллион необложенных ранее гривень, человек сразу заплатит государству 25 тысяч гривень. А через год (средняя доходность годовых ОВГЗ - 11%) получит чистую прибыль в сумме 110 тысяч! Ведь доход, полученный от инвестиций в государственные ценные бумаги, по закону, не облагается налогом. Государству также выгоднее привлекать такой внутренний ресурс, чем искать возможности заимствований на внешних рынках.

3. Особенности "(не) индульгенции" для чиновников

Также аналитики обращают внимание на то, что законопроектом предусмотрены предохранители от легализации доходов, незаконно полученных чиновниками. Ведь, согласно документу, подать одноразовую (специальную) декларацию не смогут люди, "которые за любой год, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством". Однако это не касается тех, кто подавался, но не был назначен или избран на должность. Проще говоря, ограничения касаются всех, кто, начиная с 2005 года хотя бы день работал на госслужбе. Другое дело, что такие граждане уже получили "индульгенцию", подав "нулевые декларации" при зачислении на госдолжности...

Из предлагаемых документом новаций - возможность подачи «амнистионной» декларации обезличенно (без идентификации декларанта) через его специально уполномоченного представителя - нотариуса. Но такой возможностью не смогут воспользоваться близкие чиновников.

Главное: предусмотренная Уголовным кодексом и антикоррупционным законодательством ответственность чиновников по фактам коррупции, взяточничества, злоупотребления служебным положением и т.д., будет сохраняться.

4. Кто может не беспокоиться о "нулевой декларации"

Замечания важно для тех украинцев, которые боятся, что когда-нибудь их станут преследовать за построенное, приобретенное в "доцифровую эпоху" или полученное по наследству и ненадлежащим образом оформленное имущество (например, недвижимость, не внесена в электронные реєстры).

Авторы законопроекта предусмотрели, что после 1 июля 2022 государство не будет проверять неуплату налогов с доходов, на которые было приобретено следующие активы:

1. Недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, которое на дату декларирования принадлежало физическому лицу на праве собственности (в том числе общей совместной или общей долевой собственности). это:

  • объекты жилой недвижимости (квартира общей площадью, не превышающей 120 кв.м, или документально подтвержденные имущественные права на такую ​​недостроенную квартиру);
  • жилой дом общей площадью, не превышающей 240 кв.м при условии наличия у такого физического лица права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения;
  • объекты нежилой недвижимости общей площадью, не превышающей 60 кв.м;
  • земельные участки, размер которых не превышает нормы бесплатной передачи, определенной статьей 121 Земельного кодекса Украины (от 1 сотки до 2 гектаров в зависимости от целевого назначения).

2. Одно транспортное средство личного некоммерческого использования (кроме автомобиля, предназначенного для перевозки 10 человек и более, автомобиля с рабочим объемом двигателя не менее 3000 куб. см и/или среднерыночной стоимостью более 375 размеров минимальной заработной платы на 1 января 2021 года - 2,25 млн грн, мотоцикла с рабочим объемом цилиндров двигателя более 800 куб. см, самолета, вертолета, яхты, катера).

3. Другие активы (например валюта, драгоценные металлы, антиквариат), суммарная стоимость которых не превышает 400 тысяч грн по состоянию на конец 2022 года.

5. Альтернативные предложения

Кроме поданного президентом, в парламенте зарегистрирован и ряд альтернативных депутатских законопроектов. Но, поскольку голосование за проект №5153 было результативным, их на пленарном заседании ВР не рассматривали. Хотя и не исключено, что предложения, которые там содержатся, могут быть представлены как поправки и учтены при подготовке документа ко второму чтению. Поэтому нелишне напомнить об их особенностях.

Проект №5153-1 предлагает более низкие ставки налогообложения задекларированных активов: 3% - для денег и имущества, хранящихся в Украине, 5% - для зарубежных активов и 2,5% - для средств, вложенных в ОВГЗ.

Авторы законопроекта №5153-2 предлагают установить единую ставку для активов, хранящихся в украинских и зарубежных банках - 5%. И те же 2,5% - для денег, на которые декларант купит ОВГЗ. Еще одна особенность этого документа - предложение считать средства в национальной и иностранной валюте, которые на 1 января 2021 года не превышают один миллион гривень (в эквиваленте), "такими, с которых полностью уплачены налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством".

Проект закона №5153-3 предусматривает отсрочку старта налоговой амнистии на год - до полноценного запуска Бюро экономической безопасности, - а также возможность рассрочки платежа.

Последнее предложение, кажется, довольно удобным. Особенно, когда речь идет о легализации активов не слишком богатых украинцев. К примеру, в случае легализации недвижимости, которая строилась десятилетиями. Владельцам которой сейчас сложно найти сразу 50 тысяч гривен для уплаты налога, если их дом, скажем, оценят в миллион гривень. То же касается и имущества, полученного по наследству.

Что предусматривают "сопутствующие" законопроекты

Вместе с "рамочным" депутаты также поддержали за основу два связанных законопроекта. Проектом №5155 предлагается внести изменения в статью 16 Закона Украины "О валюте и валютные операциях".

Согласно им, украинцев, которые подадут добровольную декларацию, освободят от ответственности за нарушение валютного законодательства.

Как отмечается в Пояснительной записке к другому законопроекту – №5156, его цель - "создание предпосылок для дальнейшей имплементации в Украине Плана противодействия размыванию базы и выведению прибыли из-под налогообложения, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития". Согласно предлагаемым изменениям, подача одноразовой добровольной декларации и уплата согласованной суммы сбора считаться основанием для освобождения декларанта от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов (статья 212 Уголовного кодекса Украины) или за уклонение от уплаты ЕСВ на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (статья 212-1 УК).

При этом вводится уголовная ответственность за незаконное разглашение, передачу или предоставление доступа к информации, содержащейся в одноразовой (специальной) добровольной декларации. Изменениями в Уголовный процессуальный кодекс Украины предусмотрены гарантии недопустимости использования документов, полученных в ходе «нулевого» декларирования, в качестве доказательств виновности подозреваемого в налоговых злоупотреблениях.

Вокруг чего "копья ломать": реакция на поддержку законодательного пакета

Эксперты и политики по-разному комментируют шаги, сделанные Украиной в направлении амнистии капиталов. Противники приводят в качестве аргумента провал многочисленных попыток введения "нулевой декларации" в других странах. К примеру, в России, где в 2018-м удалось вывести "на свет" в разы меньше средств, чем ежегодно выводится дельцами за пределы страны. Сторонники же реформы вспоминают, в частности, об опыте Индонезии, где после принятия соответствующего законодательства в 2016 году граждане легализовали $366 млрд. Это, на минуточку, – 40% национального ВВП.

Данило Гетманцев
Даниил Гетманцев

Ожидания руководителей нашего государства скромнее. Скажем, при самом оптимистичном сценарии, который обнародовал председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, можно говорить о выводе из «тени» $20 млрд, что принесет в бюджет $1 млрд. А вот премьер-министр Денис Шмыгаль говорит: "Хотелось бы, чтобы это были хотя бы миллиарды в гривнях"...

Одновременно не следует забывать, что положение об отказе Украины от проведения каких-либо налоговых амнистий есть в Меморандуме о сотрудничестве Киева с МВФ. Там считают, что таким образом легко легализуются коррупционные капиталы. И если власть попытается принять решение в обход Фонда, рискуем потерять поддержку этого института - прежде всего, кредитную. Если же хотим продолжения сотрудничества с МВФ, то должны убеждать его специалистов в жизненной необходимости для Украины этого шага и в том, что он не создаст дополнительных проблем. А для этого нужно, прежде всего, продумать эффективные предохранители от легализации средств, полученных коррупционным образом. Поскольку пока соответствующие инициативы Киева в МВФ воспринимают настороженно. Свидетельством этому - заявления главы представительства Фонда в Украине Йосты Люнгмана, сделанные в интервью агентству "Интерфакс-Украина" в канун рассмотрения упомянутых законопроектов в парламенте.

Йоста Люнгман
Йоста Люнгман

"Хотя льготные налоговые ставки для определенных групп налогоплательщиков, очевидно, будут восприниматься с радостью теми, кто будет платить меньше налогов, это не обязательно означает, что речь идет о надлежащей политике. Мы скептически относимся к налоговых амнистиям в целом", - сказал Люнгман. По его словам, такие амнистии "часто вредят взысканию налогов в долгосрочной перспективе, поскольку демотивируют граждан платить налоги и сборы, формируя надежду на еще одну амнистию в будущем".

Соглашаются с этим и украинские эксперты: очень важно, чтобы предложенный государством шаг был разовым и "уникальным". Потому что, как показывает тот же мировой опыт, в странах, где об амнистии капиталов объявляли не раз, этот шаг фактически никогда не был эффективным: люди ждут, что получат шанс легализоваться на более выгодных условиях. К примеру, для Индии и Италии подобные решения стали чуть ли не "обычными". Но наши соотечественники, имеющие "мелкие грешки", должны осознавать: чтобы гарантировать их спокойный сон, государство дает уникальную возможность, которой в ближайшем будущем уже не будет.

При этом бизнес и граждане должны доверять не только власти, но и органам и должностным лицам, которые будут отвечать за практические шаги - в частности, за изучение и обобщение поданных при заполнении "нулевых" деклараций сведений. Потому что, как свидетельствует мировой опыт, конфиденциальность в этом вопросе очень важна. В свое время попытка такой реформы в России провалилась именно из-за недоверия к тем, кто обрабатывал информацию, и через риски ее утечки. Нам нужны предохранители от произвола со стороны налоговиков - в частности, путем гарантий объективного судебного разбирательства. Необходимым условием правильной амнистии и начала всеобщего декларирования является упорядочение налоговых правил игры: снижение ставок налогов и упрощение их администрирования, более быстрая дерегуляция и существенное сокращение возможностей и "соблазнов" для органов контроля "кошмарить" бизнес и "пить кровь" из рядовых граждан, говорят эксперты.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-