Даниил Гетманцев, председатель Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики
Объем теневой экономики - половина государственного бюджета
13.04.2021 15:51

Через комитет, который возглавляет Даниил Гетманцев, за время работы парламента девятого созыва прошел ряд громких, а порой резонансных законопроектов, которые впоследствии были приняты и стали законами.

Далеко не всегда эти предложения и решения находят поддержку и среди парламентариев, и среди общества. Например, протесты предпринимателей против введения регистраторов расчетных операций не стихают до сих пор. Немало дискуссий вызвал и закон относительно совершенствования администрирования налогов.

Сам Гетманцев настаивает, что другого пути, чтобы защитить потребителя и отделить крупный бизнес от малого, нет и успокаивает, что РРО вводят не для того, чтобы преследовать условных “продавцов на рынке”.

Одним из самых сложных принятых законов Гетманцев считает закон о легализации игорного бизнеса. По его словам, стоимость лицензии на ведение игорного бизнеса в Украине - одна из самых дорогих в мире. В то же время глава комитета отмечает, что налогооблажение в стране умеренное. Следовательно, стоимость лицензии хоть и высока, но это не помешает предпринимателям зарабатывать.

Даниил Гетманцев ставит амбициозные цели и задачи – уменьшение тенизации экономики, которую считает прямой угрозой нацбезопасности, завершение реформы таможни.

В интервью Укринформу председатель финансового комитета комментирует недавние санкции СНБО относительно контрабандистов, объясняет механизм реализации закона об амнистии капиталов и особенности работы Бюро экономической безопасности, а также рассказывает о вероятности введения налога на выведенный капитал, введение всеобщего декларирования и делится мнениями относительно того, какие еще решения необходимо принять для полноценного запуска рынка игорного бизнеса.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖНИ ДОЛЖНЫ ЗАВЕРШИТЬ ДО КОНЦА ГОДА

- Даниил, недавно Президент ввел в действие санкции СНБО в отношении десяти контрабандистов и 79 компаний. По вашему мнению, может ли быть эффективной борьба с контрабандой именно путем введения санкций, а не, скажем, путем открытия уголовных дел?

Масштабы теневой экономики являются угрозой национальной безопасности

- Сегодня вопрос контрабанды и теневой экономики по своим масштабам является прямой угрозой национальной безопасности, поэтому он был рассмотрен на уровне Совета национальной безопасности и обороны. Безусловно, принятые СНБО решения не являются инструментом для противодействия контрабанде. Мы должны быть честны перед собой – за полтора года борьбы с контрабандой нам, как власти, нечем гордиться.

Санкции СНБО станут отправной точкой в борьбе с контрабандистами

Но я убежден, что решение СНБО должно стать отправной точкой, с которой начнется отсчет борьбы с этим позорным явлением. Само по себе это решение не исправит ситуацию, но должно дать мощный сигнал правоохранительным органам, что дальше так быть не может и не будет. Будем откровенны, правоохранительные органы деградировали на протяжении последних десятилетий. Проблема очень сложная и решение ее требует неординарных решений и огромных усилий. В стране, в которой идет война, уклонение от налогообложения – это преступление особой общественной опасности.

- Реально ли в этом году наконец завершить реформу таможни? Станут ли толчком для этого недавние решения СНБО об усилении борьбы с контрабандой и контрабандистами? Или наоборот – процесс затянется, поскольку обновление кадров в этой сфере придется начинать сначала?

- Процесс реформирования таможни в нашей стране – как революция, которая имеет начало, но не имеет конца (смеется). Будем говорить откровенно, этот процесс затянулся. Я считаю, что решение СНБО будет только способствовать процессу реформирования. До конца этого года мы должны завершить реформу, иметь обновленную таможню.

- В своем видеообращении Владимир Зеленский также анонсировал законодательные изменения, следствием которых будет криминализация недостоверного таможенного декларирования. Известно ли вам, что будут предусматривать такие изменения, есть ли уже наработки соответствующего законопроекта?

- Да, мы вместе с коллегами недавно подали законопроект, который касается криминализации контрабанды подакцизных товаров. Как по мне, криминализация контрабанды других групп товаров – это неоднозначный вопрос, требующий дискуссии с учетом его технической стороны, но что касается введения уголовной ответственности за подакцизную контрабанду, то соответствующее решение будет принято в ближайшее время. Я надеюсь, что до конца этой сессии.

АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ НАПРАВЛЕНА НА ДЕТЕНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ

- На внеочередном пленарном заседании, которое состоялось 30 марта, Верховная Рада приняла в первом чтении три законопроекта о введении добровольного декларирования гражданами принадлежащих им активов и уплату единовременного сбора в бюджет. Речь идет о так называемой амнистии капитала. Расскажите об особенностях предложенной модели легализации имущества и средств, с которых не уплачивались налоги.

Наша магистральная цель – это детенизация

- Во-первых, амнистия капитала – это добровольно. Во-вторых, это не касается легальных активов, в том числе активов, получение которых было освобождено от уплаты налогов, например, получение наследства. Если активы получены легально, их не нужно легализовать еще раз. В-третьих, в амнистии запрещается участвовать чиновникам, которые были субъектами декларирования с 2005 года. В-четвертых, даже если человек не подает декларацию, считается, что у него есть амнистированный дом до 240 метров, квартира в 120 метров, земельный участок в рамках бесплатной приватизации и другие активы на сумму 400 000 гривень. Это касается даже тех людей, которые не участвуют в налоговой амнистии.

За образец мы брали амнистии, которые были успешными в Индонезии и Аргентине. Как по мне, сейчас уникальная возможность дать гражданам Украины выйти из теневой экономики и начать платить налоги, ведь это моральное право государства и сущность нашей финансовой политики. Наша магистральная цель – это детенизация. Правила изменились, мы должны работать “в белую” и должны дать возможность обществу поставить черту под своим темным финансовым прошлым. Налоговая амнистия именно на это и направлена.

- Когда возможно окончательное принятие законодательного пакета? Поступают ли уже поправки от депутатов? Каких положений они преимущественно касаются?

- Согласно регламенту, в течение двух недель после первого чтения депутаты имеют возможность вносить поправки, затем составляем таблицу и выносим на комитет. Амнистия по законопроекту должна заработать с 1 июля. Таким образом, необходимо принять законодательный пакет не позже мая, потому что еще нужно подготовить подзаконные акты.

- Какие изменения могут учесть в законопроектах ко второму чтению? Считаете ли возможным учет отдельных положений альтернативных депутатских законопроектов на эту тему, в частности, предложений относительно возможности реструктуризации налогового платежа?

- Я не сторонник такого. Какой смысл участвовать в амнистии, если человек не оплатит налоговый платеж вовремя, а отсрочит его на три года, ведь вся сумма не будет считаться амнистированной до того момента, пока человек полностью не уплатит налог. Условно, амнистируешь деньги в 2021 или 2022 году, а только в 2025 году оплатишь – и соответственно, только в 2025 году они будут амнистированы. Мы не можем сделать это раньше, потому что не знаем, оплатит ли человек. Амнистируем только после внесения последнего платежа. Я не говорю категорическое "нет" и я не против учета всего положительного, что есть в альтернативных законопроектах, но не думаю, что изменения должны быть существенными.

- А какие антикоррупционные предохранители вы учитываете при внедрении этой реформы? Полностью ли отсутствуют риски того, что новой процедурой финансовой “индульгенции” могут воспользоваться госчиновники – в частности, через декларации своих родственников?

- Во-первых, чиновникам запрещается напрямую пользоваться этой процедурой. Во-вторых, амнистия не распространяется ни на одну уголовную статью, кроме тех, которые касаются уклонения от налогообложения. Если чиновник воровал, брал и легализовал деньги незаконным путем, пусть с этим работают правоохранительные органы, мы точно не освобождаем его от ответственности.

- Если обобщить – каким вы видите “идеальный” результат этой реформы? Можно ли говорить о конкретных цифрах – например, снижение процента тенизации национальной экономики, прямые поступления в бюджет?

Если после амнистии капиталов нам удастся получить хотя бы 20 миллиардов легализованных активов, это будет огромная победа

- Ожидаю уменьшения тенизации экономики. У нас несколько целей. Первая касается морального аспекта - дать людям возможность "отбелить" свои доходы, заработанные с уклонением от налогообложения, это моральный аспект. Вторая - вернуть деньги в экономику. Граждане должны понять, что деньги, которые лежат “под матрасом”, – теряют стоимость ежедневно, а деньги, которые работают на человека в экономике, в частности, в форме депозитов, акций, облигаций, – ежедневно увеличивают прибыли. Ну, и третья – бесспорно, фискальная.

Что касается конкретных цифр. Расчеты могут быть разные. Например, Аргентина вывела из тени 117 миллиардов долларов. Если пересчитать эту сумму на наше население и экономику, будет около 30 миллиардов долларов. Если нам удастся получить хотя бы 20 миллиардов легализованных активов, это будет огромная победа.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

- Президент Владимир Зеленский в марте подписал Закон “О Бюро экономической безопасности Украины”. Какова цель создания бюро, какова его структура и основные направления деятельности?

- Цель создания Бюро экономической безопасности – это создание действенного аналитически-силового органа, который единственный в государстве будет заниматься расследованиями преступлений в сфере публичных финансов. Сейчас в Украине этим занимаются подразделения Службы безопасности Украины, Национальной полиции, а также налоговая милиция. Они все ликвидируются. Подследственность за преступлениями в сфере публичных финансов закрепится только за Бюро экономической безопасности. Новый орган будет искоренять незаконную деятельность, а не заниматься преследованиями бизнеса, решением личных вопросов.

- Какова предельная численность работников бюро? При каких условиях можно будет устроиться в ведомство?

- Максимальное количество работников бюро – четыре тысячи. Стоит отметить, что на данный момент численность только налоговой милиции составляет 4,6 тысячи, а еще есть другие ответственные за расследование преступлений в экономической сфере органы. Речь идет о существенном сокращении расходов и количества людей. Я противник люстрации и ограничений права на профессию. Устроиться работать в ведомство можно будет путем отбора в открытом конкурсе, в котором смогут принять участие все желающие. Конкурс будет проводиться при участии общественности. В частности, будет проанализировано личное дело кандидата на должность. Если в нем не найдется никаких нарушений, он сможет присоединиться к работе бюро.

- Вы неоднократно отмечали, что создание Бюро экономической безопасности будет способствовать уменьшению давления на бизнес, поскольку новый орган будет работать с аналитическими данными. Вы считаете, что обработки аналитических данных достаточно для того, чтобы разоблачить экономические преступления?

- Бюро экономической безопасности одновременно является и силовым органом со всеми полномочиями для того, чтобы вести следствие, оперативно-поисковую деятельность и пресекать правонарушения. В то же время, я убежден, что его основная роль – аналитическая. Это не тот орган, который должен гонять бабушек с рынка. Бюро будет пресекать системные правонарушения организованных преступных группировок, которые наносят ущерб государственному бюджету. Основным методом его деятельности является аналитическая работа с массивами данных, расчеты между субъектами хозяйствования, которые свидетельствуют о правонарушениях.

- Полностью ли вы уверены в отсутствии коррупционной составляющей в деятельности вновь созданного органа? Как будет контролироваться прозрачность деятельности бюро?

- Это зависит от всех нас. Могу сказать точно, что на уровне выполнения закона можно исказить его сущность до противоположной. Например, общественный совет как инструмент, контролирующий деятельность НАБУ, ГБР. Они должны работать эффективнее. Закон О БЭБ - это шанс для всей страны получить честный орган, который добросовестно работает на людей. И мы не должны его потерять.

ОБЪЕМ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ - ПОЛОВИНА ВВП

- Можно ли назвать ориентировочный объем теневой экономики в Украине?

- Я считаю, что объем теневой экономики - это половина ВВП. Например, в 2020 году ВВП составил 4,2 триллиона. Разделите пополам - получите примерную сумму теневой экономики. Точно цифру никто не скажет, никакие исследования не могут быть достоверными, потому что “тень” невозможно посчитать. Вместе с тем сопоставление объема потребления на суммы фискализированных операций дает нам определенный ориентир (только ориентир). А что такое половина экономики в тени - это недопоступления половины налогов, это невозможность платить приличные зарплаты учителям, медикам, военным, пенсии выше прожиточного минимума пенсионерам. Это деньги, которые крадутся у каждого гражданина.

- Каким образом можно исправить ситуацию?

- На данный момент приняты все акты, которые необходимы для первого этапа детенизации. Это, в частности, новая редакция закона о финансовом мониторинге, о фискализации, о банковском сплите, о совместном транзите относительно таможни, антиофшорный закон и много других важных решений.

Верховная Рада поддержала более 60 комитетских законопроектов, большинство из которых направлены на системное противодействие "тени". Теперь мы должны на уровне исполнительной власти реализовать все имеющиеся инструменты. Мы должны четко определить, что для противодействия "тени" необходимы системные действия исполнительной власти. У нас есть отрасли, которые наполовину или полностью находятся в тени, в частности, игорный бизнес, незаконная добыча янтаря, подакцизный алкоголь. Это длительный и очень тяжелый труд.

Мы сейчас работаем над искоренением теневого рынка подакцизных товаров: алкоголя, табака, топлива. Недавно представители Нефтегазовой ассоциации Украины подписали меморандум с Кабинетом министров, согласно которому Кабмин обязуются способствовать детенизации рынка торговли топливом.

29 лет страну доводили «до ручки». От этого зарабатывали дельцы, чиновники, зарабатывали все, кроме народа. Для того, чтобы переломить хребет этой «гидре», необходимо очень плотно и последовательно работать. Я рекомендую всем людям, которые работают "в тени", пресекать нарушения законодательства и начинать жизнь с чистого листа. Пока не поздно. Пусть прибыль будет меньше от такой деятельности, но точно не будет последствий и спать они смогут спокойно.

Если мы каждый год будем прибавлять к ВВП 2% за счет детенизации, это будет победа

- Как все названные решения будут способствовать детенизации?

- У нас нет каких-то фантастических планов - за год вывести пол-экономики из тени, это вообще невозможно. Если мы каждый год будем прибавлять к ВВП 2% за счет детенизации, – это будет победа.

- Известно, что вы являетесь сторонником всеобщего декларирования. Когда власть возьмется за рассмотрение этого вопроса? Какую модель при этом могут выбрать?

- Несмотря на то, что я являюсь сторонником всеобщего декларирования, мы не будем этот вопрос пока рассматривать. Мы провели достаточно глубокую дискуссию и решили, что все же необходимо внедрять декларирование не за счет каких-то штрафов и административных процедур, а за счет стимулирования.

Мы в комитете разработали соответствующий законопроект относительно реформирования налога на доходы физических лиц, направили в Министерство финансов. В нем мы предусмотрели возможность для тех людей, которые подают декларации, воспользоваться большим количеством налоговых вычетов. Например, отдых в Украине до какой-то суммы можно отразить в декларации, уменьшить свой налогооблагаемый доход. Или содержание человека в возрасте от 80-ти лет - также соответствующий вычет, можно уменьшить свой налогооблагаемый доход. Это стимулирует подачу деклараций, заставляет человека вести свой "платежный баланс" и в конце концов – меняет отношения между государством и гражданином.

- Даниил, почти год назад вы обнародовали для обсуждения законопроект “О мерах стимулирования экономики Украины и введении налога на выведенный капитал”. На каком этапе разработка этого проекта? Готовы ли вы уже сделать шаг, чтобы начать его продвижение?

- Я обнародовал свое видение. НнВК – это программное положение Президента, программное положение нашей партии. Я обнародовал свое видение, потому что я считаю, что проект должен быть реализован в усеченном виде – то есть только для бизнеса, объем операций которого за год - до 200 млн грн, по модели Польши. Я считаю, что будет правильно, и нам можно сделать такое в Украине даже относительно налога, который (давайте будем откровенны) не доказал своей эффективности ни в одной стране мира. Но это предложение не нашло поддержки среди сторонников идеи налога на выведенный капитал в Украине. Они считают, что его нужно применять для всех предприятий без исключения, и я вижу в этом откровенный лоббизм крупных корпораций, которые за счет такого подхода могут значительно сэкономить на уплате налога на прибыль предприятий. Я не понимаю, почему мы должны вводить такой механизм, например, для предприятий, которые занимаются добычей руды.

- В июне прошлого года “Европейская солидарность” зарегистрировала соответствующий законопроект №3665 о введении налога на выведенный капитал…

- Я здесь вижу определенное лукавство. “Евросолидарность” была у власти пять лет и могла принять любой законопроект, который они хотели принять, имея коалицию. А почему-то они не принимали тогда, а сейчас очень советуют этот законопроект принять нам. Такие политические игры не к лицу людям, которые уважают себя и своих избирателей. Переобувание на лету (как это произошло с фискализацией) – не вызывает уважения.

Есть много сторонников идеи НнВК, есть много видов деятельности, бизнеса, которые против этого. Интересно, но когда мы предложили ввести НнВК для специального режима налогообложения ІТ-компаний «Дія Сіті», рынок попросил нас оставить НнВК только в виде опции. Люди посчитали, что он им будет не выгоден. Это то, о чем я говорил раньше. При этом есть очевидные аргументы, которые говорят категорически против введения налога на выведенный капитал. Я всегда поднимал вопрос: зачем вводить налог, ради чего? У нас есть пример Эстонии, его нам подают как успешный. Я публиковал графики прироста ВВП в Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Польше с 1998 года по сегодня. В Эстонии в 2000-м году был введен налог на выведенный капитал, и там очень ярко видно, что эти графики практически тождественны. То есть, введение этого налога на выведенный капитал абсолютно никак не способствует увеличению ВВП. Вопрос - зачем вводить? Говорят об увеличении инвестиций. Это тоже не так. Посмотрите статистику.

Анализ аргументов сторонников НнВК говорит о том, что НнВК для них скорее вопрос веры, чем логики. Именно поэтому они настолько агрессивны и с ними так трудно дискутировать.

Поэтому НнВК – это программное положение, а обещания нужно выполнять. Я предложил свою модель, я буду ее отстаивать. Если коллеги считают, что она неприемлема, пусть сторонники отстаивают свои модели, одновременно предлагая компенсаторы бюджетных потерь от этого эксперимента, а решения принимает в зале большинство.

- То есть вы будете все же настаивать на том, чтобы законопроект вышел на голосование в зал?

- Мы будем его, безусловно, рассматривать, но в усеченном виде, я думаю. Я не исключаю, что это произойдет в этом году.

НЕ СТОИТ ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, КОТОРАЯ РАССТАВИЛА ФЛАГИ НА МАЙДАНЕ, С АРМИЕЙ ФЛП

- Государство, в частности, Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, занимается поддержкой бизнесменов в период карантина. Например, недавно был принят законопроект о государственной помощи застрахованным лицам в размере 8 тыс. грн, кроме этого, осуществляется ряд других программ помощи, но ФЛП все равно выражают свое недовольство, выходят на митинги. Как вы относитесь к их реакции, какие риски в сопротивлении предпринимателей вы видите?

- Я категорически против – путать людей, которые организовывают эти митинги, и армию украинских ФЛП. Мы с вами каким-то странным образом отождествили абсолютно политическую организацию, которая расставила свои флаги на Майдане, с представителями ФЛП. Это представители самих себя, конкретных людей, которые зарегистрировали на свое имя соответствующую торговую марку, которая обозначена на флагах. Это люди, которые занимаются бизнес-политической деятельностью. Они хотят на теме ФЛП и защиты их прав попасть в большую политику, выйти на новый уровень «бизнеса», это им не удается, но они не теряют надежду. Но это абсолютно политический проект их лидеров. Поэтому они абсолютно деструктивны. Мы с ними “подружились” на теме фискализации. Поэтому я это знаю наверняка.

Можно обсуждать по фискализации все - как вводить РРО, какие отчеты отменять, какие уменьшать, какие увеличивать. Но я не понимаю, какие могут быть переговоры вокруг позиции “не вводите РРО”. Я категорически "за" введение РРО еще вчера, еще десять лет назад. Как в Польше, Болгарии, Чехии и др. – ввели РРО, “переболели”, тоже кто-то выходил на улицу, сейчас все продается через РРО "по-белому", никакой контрабанды, каждый потребитель имеет право на защиту, на чек. Чек действительно является инструментом защиты потребителя. Даже Танзания ввела РРО, хотя ВВП на душу населения у них в три раза меньше нашего, это юридически бедная страна мира.

Более того, мы вводим это не для того, чтобы поймать какого-то продавца на рынке, который торгует чем-то и где-то уклоняется от налогообложения. На самом деле, для фискальных целей этот продавец не интересен. Мы больше потратим на то, чтобы привлечь его к ответственности, чем бюджет заработает на штрафах, которые он заплатит. Мы хотим отделить крупный бизнес, который условно на Крещатике продает электронику через ФЛП, от малого бизнеса. Без РРО отграничить их друг от друга невозможно. Поэтому мы убеждены в том, что это должно заработать с 1 января 2022 года, и призываем всех предпринимателей как можно быстрее, возможно, даже в этом году, оформить РРО, бесплатные электронные РРО, которые можно оформить, скачав соответствующую программу с сайта налоговой, и начать вести учет своей деятельности с использованием РРО, так, как это происходит во всем цивилизованном мире.

- Поскольку ситуация с распространением COVID-19, к сожалению, остается стабильно плохой, очевидно, что ограничения на работу малого бизнеса продолжат действовать. Возможно, у вас есть запланированные законопроекты, которые предусматривали бы дополнительную помощь малому и среднему бизнесу?

- Мы приняли законопроект о помощи предпринимателям и наемным работникам в размере 8 тысяч грн. У нас продолжает действовать освобождение от ЕСВ первой группы плательщиков налогов, это действительно малый бизнес, который нужно поддержать. Мы их поддерживаем, освобождая от уплаты единого социального взноса и компенсируя единый социальный взнос за счет государства – фактически они не теряют право на пенсию. Затем мы сделали рассрочку налоговых долгов еще с декабря, сделали прощение налоговых долгов на достаточно большую сумму. Все, у кого была задолженность до 3080 грн – мы просто списали эти долги, и это не только для бизнеса, но и для всех граждан. Мы повысили лимиты для ФЛП еще в прошлом году, ФЛП с детьми до десяти лет получают помощь. Списали ЕСВ для "спящих" ФЛП. Перенесли обязательное применение РРО для некоторых групп налогоплательщиков до конца 2021 года. Освободили предпринимателей от уплаты арендной платы за арендованные помещения, когда они не могли осуществлять деятельность из-за карантинных ограничений. Ввели мораторий на проверки малого бизнеса до окончания карантина. Местным органам власти предоставили право утверждать решения относительно уменьшения ставок платы за землю и налога на недвижимое имущество по более быстрой процедуре. Продолжает работать государственная кредитная программа 5-7-9%.

Мы считаем, что помощь, безусловно, оказывается. В то же время мы должны с вами понимать, что страна с бюджетом, где в таком объеме происходит уклонение от налогообложения, которая, к сожалению, является самой бедной страной Европы, с теневой экономикой, не может себе позволить выплаты, как во Франции, например, или как в Польше. Мы не можем 28 лет воровать у бюджета и на бюджете, а потом удивляться, почему помощь такая маленькая! Мы должны провести детенизацию, мы должны вывести нашу экономику из тени, и тогда действительно и государство будет помогать больше, и пенсионеры будут получать большие пенсии, и врачи, и учителя.

ОТСУТСТВИЕ ЗАКОНА О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА - ПОМЕХА ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЙ СРЕДСТВ ОТ ПРОДАЖИ ЛИЦЕНЗИЙ В БЮДЖЕТ

- Верховная Рада приняла еще не все законопроекты, которые необходимы для полноценного запуска рынка игорного бизнеса. В частности, к вопросу налогообложения еще не дошли, а законопроект относительно устранения коллизии в законе в части формирования комиссии – провалили. Когда парламент планирует вернуться к этим вопросам?

- Мы не можем к законопроекту об устранении коллизии вернуться на этой сессии, только на следующей, потому что, если Верховная Рада отклоняет закон, то он может быть рассмотрен снова не ранее следующей сессии. Мне не понятно решение коллег, которые не поддержали его, это абсолютно технический законопроект.

Законопроект о налогообложении рекомендован комитетом в зал. Он предусматривает единую ставку налога для всех, независимо от вида игорного бизнеса. Нет такого, как было раньше – у кого лоббист сильнее, тот выторговывает себе более низкую ставку. Ставка едина для всех, условия едины для всех – пожалуйста, идите работайте и платите государству деньги. Кроме этого, стоит отметить, что мы говорим не только о налоге на прибыль, мы говорим о дополнительном налоге именно с игорного бизнеса – 10% сверх налога на прибыль. И налогообложении выигрышей также.

- Вопрос относительно коллизии в законе о формирования комиссии. Законопроект, который должен был это исправить, Рада провалила. В нем предлагалось формирование комиссии именно на базе Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, однако правительство уже сформировало комиссию по регулированию азартных игр и лотерей, которая уже выдает лицензии. Собственно, вы планируете все-таки остаться на этой модели - когда комиссию формирует правительство?

- Там было три законопроекта. Один предлагал формировать комиссию на базе комитета, второй – на базе Кабинета министров и третий – тоже Кабинета министров. Я убежден, что это неконституционно, если комитет Верховной Рады будет создавать комиссию, не нужно подменять исполнительную власть.

Комиссия, которая создана, она была создана в соответствии с "антиковидным" законом, который давал возможность Кабинету министров назначать чиновников категории А вне конкурса именно на период карантина. Когда карантин закончится, эту комиссию необходимо будет менять и проводить открытый конкурс, и тогда вопрос этой поправки будет очень актуальным. Я думаю, что мы в сентябре зарегистрируем этот законопроект и быстро его проведем.

- В бюджете на этот год заложено 7,5 млрд грн доходов от продажи лицензий на ведение игорного бизнеса. Учитывая то, что до сих пор не приняли все необходимые законодательные акты для запуска рынка, могут ли реализоваться эти ожидания?

- Это помеха, я с вами абсолютно согласен. Отсутствие налогового закона - помеха для того, чтобы выдавали лицензии, это правда. Они работать могут, но для определенных видов деятельности условия налогообложения, предусмотренные на данный момент, не выгодны. Например, залы игровых автоматов, согласно нашему закону, могут организовываться в отелях 3, 4, 5 звезд. Но при этом мы в законе их обязали, что выигрышный фонд у них может быть не менее 90%, то есть они 90% должны отдавать игрокам. А в Налоговом кодексе определяется на сегодня, что ставка налогообложения с них - 10% с оборота. Таким образом, они физически не могут работать. Или они должны, получая лицензию, понимать, что они будут работать в тени, мы людей ставим в какое-то совершенно абсурдное положение.

- В связи с этим у меня вопрос, возможны ли еще изменения в условиях, порядке ведения игорного бизнеса?

- У нас действительно высокие платы на лицензии, едва ли не самые высокие в мире. Мы очень долго принимали этот основной закон о легализации игорного бизнеса, проводили консультации с разными игроками на рынке, которые работали до запрета, во время запрета. Те налоговые ставки, которые мы ввели, в определенной степени компромиссные. Мы действительно хотели собрать как можно больше, но при этом дать возможность бизнесу также зарабатывать. И именно поэтому те условия налогообложения, которые мы предложили – единая ставка для всех – они для нас должны восприниматься в контексте лицензирования также. Лицензия дорогостоящая, но с другой стороны – у нас повышенное, но справедливое налогообложение.

- Во время принятия налоговых законопроектов относительно игорного бизнеса было очень много дискуссий…

- Я слежу за этой сферой с 1997 года. Так было всегда. Всегда игорный бизнес притягивал лоббистов. Однако сейчас, бесспорно, страсти накалены. Все пытаются протолкнуть свой интерес в ущерб интересам других игроков рынка. У нас даже есть такой интересный депутат, который сначала отстаивал одну ставку налогообложения для всех видов игорного бизнеса, подал соответствующий законопроект, поддержал его на комитете, а потом примерно через год, почему-то (смеется), изменил свое мнение на противоположное, – разные ставки для всех, которое начал отстаивать с таким же вдохновением.

- Последний вопрос будет касаться государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. На заседании комитета 31 марта было единогласно принято решение рекомендовать Верховной Раде принять за основу законопроект №5104, который предусматривает введение государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части страхования сельскохозяйственной продукции. Спрогнозируйте результаты реализации законопроекта для заинтересованных лиц, то есть для сельскохозяйственных товаропроизводителей и страховых компаний.

- Речь идет об эффективном инструменте, которым мы стимулируем развитие сельского хозяйства. Инструменте страхования рисков. Он на сегодня работает не в полном объеме, поэтому нам предложило правительство, и это было согласовано с аграриями, чтобы этот инструмент заработал на полную, и в том числе государство смогло бы выделять какие-то средства на то, чтобы малым фермерам давать такую поддержку.

- А какую выгоду от принятия законопроекта получит государство?

- Рабочие места, бизнес будет работать. Это и есть задача государства - стимулировать. Если вы говорите о каком-то дополнительном налогообложении - нет, в этом случае государство его не получит.

Валерия Мацеха, Ангелина Страшкулич. Киев

Фото: Владимир Тарасов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-