Сергей Цивкач, исполнительный директор UkraineInvest
Надеемся увидеть 10 крупных инвестиционных соглашений до конца года
21.04.2021 17:22

С принятием Закона "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" работы у специалистов Офиса по привлечению и поддержке инвестиций (UkraineInvest) прибавилось: Правительство уполномочило UkraineInvest сопровождать инвесторов в предусмотренных Законом процедурах. Офис будет предоставлять организационно-консультативные услуги, что позволит определить вид и объемы государственной поддержки, на которую может рассчитывать инвестор. Скажем, налоговые льготы, освобождение от ввозной пошлины, строительство объектов смежной инфраструктуры или предоставление земельного участка.

Подробнее о задачах Офиса, а также о перспективах формирования благоприятного инвестиционного климата в Украине в целом – в разговоре с исполнительным директором UkraineInvest Сергеем Цивкачем.

О "НАСТОЯЩЕМ ЛИЦЕ" ИНВЕСТИЦИОННЫХ "НЯНЬ" И СТИМУЛАХ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

- Сергей, два месяца назад правительство уполномочило UkraineInvest на осуществление сопровождения инвесторов со значительными инвестициями. Уже есть чем похвастаться? Что считаете главным при выполнении инициированного президентом Украины закона?

- Понимание института инвестнянь у каждого свое. Большинство думает: новый закон - это закон о каком-то человеке, который будет выполнять специальные функции. На самом же деле, акт вовсе не об этом. Он - о государственных стимулах для инвесторов, об инвестиционной привлекательности. То есть, конкурировании между странами за инвестиции. Очень важная вещь, присущая многим развитым экономикам мира. В Украине же за всю историю независимости таких стимулов не было. Так называемые "мягкие инвестиционные стимулы" - это не средства, предоставляемые инвесторам или им возмещаемые. Это – преференции в виде отмены налогов (налога на прибыль, НДС, налога на землю), платы за аренду земли, развитие смежной инфраструктуры. И такая государственная поддержка предоставляется в объеме до 30% от суммы инвестиций. Таким образом, вкладывая деньги в объект, у инвестора есть возможность изрядно сэкономить. Закон предусматривает, что инвестор должен выполнить взятые по проекту обязательства в течение 5 лет. Срок же выполнения обязательств, взятых государством, - до 15 лет. Почему это важно? Потому что речь идет о двусторонних обязательствах. С одной стороны, это упомянутые уже стимулы для инвестора. С другой, фиксация условий сотрудничества. Во время пандемии в мире заметна тенденция, когда инвесторы даже не всегда заинтересованы в более высокой прибыли "на коротком шаге". Сейчас их больше интересует фиксация условий, предсказуемость и прогнозируемость в работе с тем или иным государством. Именно это Украина и предлагает.

- Очевидно, именно такой прогнозируемости от Украины больше всего и ждут?

По оценкам Минэкономики, объемы прямых иностранных инвестиций в Украину составят от $3 до $5 миллиардов

- Да, это обязательное условие не только для Украины, но и для всего мира. В 2020 году, по оценкам международных организаций, рынок иностранных инвестиций сократился почти на 49%. То есть, вопросы прогнозируемости актуальны для всех стран. Для кого-то в большей степени, для кого-то - в меньшей. Однако нам не стоит обращать внимание на тех, у кого плохо. Главное – смотреть на тех, у кого хорошо, и анализировать, как нам этого достичь. В прошлом году внесено много регуляторных изменений, которые и будут обеспечивать развитие отечественного рынка инвестиций. Надеемся, что с 2021-го начнется прогресс, который приведет к реальному экономическому росту.

По оценкам Министерства экономики, объемы прямых иностранных инвестиций в Украину составят от 3 до 5 миллиардов долларов. Такие показатели можно обеспечить именно при условии прогнозируемости работы и обеспечения дальнейшего развития реформ в Украине и дальнейшей эффективной работы с инвесторами.

- Относительно того, что Украина должна "смотреть, у кого хорошо"... Чей опыт, по вашему мнению, стоит брать за образец? Или речь идет о своем, особом пути, исходя из того, что у нас есть и что можем предложить инвесторам?

- Украина должна изучать весь мировой опыт и оценивать все примеры. Знаю, что разработчики законопроекта "об инвестнянях" изучали опыт стран Евросоюза и других государств. Но при этом у нас должен быть свой путь, адаптированный к украинским реалиям. Это связано и с экономической ситуацией, и с особенностями инвестиционного рынка, и с "нюансами" развития регионов. Последнее, кстати, очень важно. Поскольку основная составляющая инвестиционной привлекательности формируется на местах. Если даже учитывать, что до 90% компаний, через которые к нам заходит капитал, регистрируются в Киеве, львиная доля инвестиций реализуются именно в регионах страны. Поэтому сейчас наша команда активно изучает возможности различных областей и громад. Только за последний месяц я посетил шесть городов. Таким образом ищем места для вложения потенциальных инвестиций.

Что же касается поиска инвесторов, то в марте я посетил Германию, где мы подписали соглашение с экономическим агентством Северной Вестфалии (аналог нашего производственного центра Восточной Украины – ред.). И уже начинается техническое сотрудничество с немецкими бизнесменами для возможного размещения их предприятий в Украине. Важно при этом предложить им как можно более выгодные условия. Потому что после упомянутого прошлогоднего инвестиционного падения уровень конкуренции за деньги в мире бешеный. Поэтому нам нельзя останавливаться, нужно идти вперед. За последние два года в стране произошло много изменений: от земельной реформы до принятия законов о водном транспорте, о концессии. Теперь - законодательство об инвестиционных стимулах, создание правительством госпредприятия "Национальный инвестиционный фонд"... Это системные структурные изменения, которые, убежден, приведут к результату.

- А как потенциальные инвесторы восприняли принятие нового законодательства? Вероятно, об этом уже можно судить по телефонному и онлайн-общению с ними, по личным встречам?

Получили запросы на реализацию 12 новых инвестиционных проектов на $970 миллионов

- Это заметно повлияло на контакты с нашим офисом. За последние три месяца мы получили запросы на реализацию 12 новых инвестиционных проектов на общую сумму – если не ошибаюсь – 970 миллионов долларов. Это и аграрный сектор, и переработка, и другие отрасли промышленности. Все инвесторы заинтересованы в господдержке в соответствии с новым законом.

Однако на данный момент для его применения в полном объеме не хватает необходимых подзаконных актов. Сейчас над ними работаем. Речь идет о регуляции многих параметров: критерии допустимости инвестиционного проекта, алгоритм оценки на наличие реальных инвестиций, процедуры взаимодействия с органом, который сопровождает инвесторов, и органом, который будет оценивать проект и тому подобное. Речь и о том, как вносить информацию в соответствующий реестр, какими будут требования к технико-экономическому обоснованию каждого проекта и так далее.

- И процесс формирования нормативной базы может затянуться?

- Есть четкие сроки начала работы закона. 10 февраля президент Украины подписал его, 12 февраля документ обнародован. На следующий день он вступил в силу. Дальше у правительства есть до шести месяцев для наработки системы подзаконных актов. Думаю, к середине лета эту работу выполним. К тому времени сформируем пул инвесторов, которые будут готовы воспользоваться предоставленными Украиной возможностями. Они смогут сразу же подать заявку на реализацию проекта. У уполномоченного органа - Министерства экономики - будет два месяца, чтобы оценить допустимость предоставления государственной поддержки конкретным инвестпроектам. Выводы об этом направят в Кабинет министров, который в течение месяца должен согласовать идею и заключить инвестиционный договор.

О ТОМ, ЧТО МЕШАЕТ ИНВЕСТОРАМ "ЛЕТЕТЬ" В УКРАИНУ, И ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БОРЬБЕ

- А какие проблемы мешают более активному приходу к нам инвесторов? Все те же суды, коррупция и монополии?.. Что препятствует формированию идеального инвестклимата в Украине?

Если из 100 инвесторов 2 сталкиваются с проблемами, они идут "жаловаться" публично. 98, которые работают эффективно, этого не делают

- Что для инвестора важно? Повторюсь: предсказуемость. А еще - рекомендации других инвесторов. Мы с коллегами называем это "инвестиционным сарафанным радио". Знаете, оно порой гораздо важнее, чем даже подготовленные представителями государства презентации. Потому что бизнесмен бизнесмену может быстрее доверять, глядя на его успех. А что происходит в Украине и вокруг нее? К сожалению, засилье негативной информации. Причем высказывающиеся оценки не всегда справедливы.

- Ну, если это идет от инвесторов, которые получили негативный опыт в Украине, это можно понять...

- Возможно. Но, к сожалению, имеем такую статистику: если из 100 инвесторов два сталкиваются с проблемами, они идут "жаловаться" публично. В то время как 98, которые работают эффективно, этого не делают. Потому что бизнес, как говорится, любит тишину. Поэтому, если все складывается хорошо, бизнесмены не слишком активны в информационном поле. К ним нужно обращаться и просить продемонстрировать обществу свою историю успеха. И с этим тоже должны работать.

Существует много таких историй, о которых широкой публике не всегда известно. Например, я недавно вернулся из Тернополя, где, в частности, знакомился с опытом компании, которая за 3-5 лет планирует оснастить светильниками из Украины всю Вену. Был в Запорожье, где работает компания, подразделение крупнейшего в мире производителя промышленных кранов. Через несколько лет они планируют стать и мировым лидером по изготовлению портовых кранов.

Эти производства успешно работают. И нам нужно популяризировать истории их успеха, поддерживать бизнес, помогать ему развиваться в Украине. И, конечно же, обезопасить всех инвесторов – и украинских, и иностранных – от проявлений, не дай Бог, коррупции, произвола на местах и других позорных случаев…

- Вы и это можете гарантировать?

- Могу гарантировать, что мы и дальше с этими пороками будем последовательно бороться. Это эволюционный процесс. Должны постоянно усиливать эффективность работы государственных институтов, координацию между ними. Необходимые основы для чего в Украине уже заложены. Сформировали антикоррупционную систему, работает Антикоррупционный суд, создается Бюро экономической безопасности, продолжается системное институциональное развитие центральных органов исполнительной власти. Достаточно ли этого для того, чтобы чувствовать себя на уровне с ведущими странами? Считаю, что нет. Но, безусловно, страна идет в правильном направлении.

О КОНКУРЕНЦИИ ЗА ИНВЕСТОРА И БОРЬБЕ С КАРТЕЛЯМИ

- В идеале хотелось бы видеть даже конкуренцию между инвесторами – иностранными, отечественными, в какой-то привлекательной отрасли, например перерабатывающей...

Вместе с Госгеонадра подготовили презентацию 24 участков и месторождений, право на освоение которых выставят на аукцион

- Я много лет занимался вопросами конкуренции. И по одной из первых специальностей – юрист в сфере экономической конкуренции. Поэтому остаюсь большим сторонником соответствующих процессов. Поскольку добросовестная конкуренция ведет к экономическому росту, к инновациям, к развитию рынков и к благосостоянию наших граждан. Например, эффективно сейчас работает в этом направлении Государственная служба геологии и недр Украины. Вместе с ними подготовили презентацию 24 участков и месторождений, права на освоение которых будут выставлять на аукцион. И это - о конкуренции. Информация об условиях аукционов прозрачная и открытая. Ты можешь заплатить больше – государство получит больше средств. А если ты переживаешь за полученный в острой конкурентной борьбе участок, стараешься как можно быстрее и эффективнее развивать на нем свой проект...

Если же говорить о конкуренции в части получения государственной поддержки, должны учитывать, среди прочего, и такое: инвесторы не могут обратиться за госпомощью в одном и том же инвестпроекте. Каждый приходит с отдельными программами и предложениями. И тут конкуренция другая. Предоставление государственной поддержки будет зависеть от качества предложенного инвестором проекта.

UkraineInvest всесторонне будет поддерживать инвесторов, объяснять, как быстрее и эффективнее проходить этот процесс. Будем помогать им, будем действовать как медиаторы между властями – центральной и местной, – и инвесторами в процессе переговоров о возможной государственной поддержке. И если инвестор эффективный, если он выиграет конкуренцию в качестве подготовки проекта и подачи документации, думаю, он и будет работать потом эффективно.

- А смогут ли недобросовестные предприниматели помешать эффективно работать инвесторам...

Нельзя терять баланс между обеспечением свободы предпринимательства и расследованием злоупотреблений

- А вот здесь и впрямь вопрос. У нас до сих пор не работает эффективная система контроля за картельными злоупотреблениями. Картель - это сговор между двумя или несколькими предпринимателями о распределении рынка или установлении цены на определенный товар. К сожалению, это очень распространенная практика в Украине. И это, по оценкам всех международных организаций, – наиболее серьезное нарушение правил добросовестной конкуренции. Оно приводит к завышению цен, к невозможности войти на рынок. Если иностранный предприниматель хочет продавать в Украине какую-то продукцию, а другие два или три бизнесмена договорятся ограничить ему доступ к магазинам, к рынку сырья, логистике, как он сможет работать? Здесь мы рассчитываем на активную работу Антимонопольного комитета. Это как раз тот орган, который и должен предотвращать такие сговоры в Украине.

Пока что картельные сговоры эффективно расследуются только в части публичных закупок, потому что там есть фактаж. Однако необходима активизация усилий органов контроля и по другим направлениям. Нужны расследования картельных сговоров, которые происходят с участием недобросовестных предпринимателей. Это очень глубокая аналитическая и оперативная работа. Здесь нужно иметь и законодательную, и практическую поддержку. Правоохранительная система должна поддержать АМКУ при проведении рейдов и проверок. И при этом должны помнить об избежании давления на бизнес. Нельзя терять баланс между обеспечением свободы предпринимательства и расследованием злоупотреблений. Здесь как раз есть мировой опыт лидеров в расследовании картельных сговоров. В Европе это Австрия. В украинском парламенте уже зарегистрирован законопроект о защите экономической конкуренции. Надеемся, что депутаты вскоре его рассмотрят.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ И РЕАКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАРТНЕРОВ НА УКРАИНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ

- А вот вопрос, вокруг которого ломают копья и политики, и некоторые эксперты: есть ли принципиальная разница, какие деньги в рамках инвестпроектов со значительными инвестициями придут в Украину? Это действительно иностранный капитал, или средства, которые раньше различными способами выводились из нашей страны за рубеж?

- Новый закон дает возможность получения государственной поддержки как местными, так и иностранными инвесторами. То есть, откуда зайдут деньги, не имеет значения. За исключением страны-агрессора и офшоров. То есть, рассчитывать на государственную поддержку не могут компании, основанные в офшорных юрисдикциях, с неизвестными владельцами. Это четко регламентировано законом и будет контролироваться. Однако саму процедуру оценки допустимости инвестпроектов еще должно дополнительно прописать правительство. Для тех же инвесторов, которые не подпадают под действие ограничений, условия ведения бизнеса должны быть одинаковыми. И для иностранцев, и для украинцев. И для крупных компаний, и для малого и среднего бизнеса.

- А как международные партнеры Украины, в частности МВФ, воспринимают наше продвижение в попытке привлечь инвесторов благодаря вот таким, как вы говорите, "мягким стимулам"? Ведь глобально там против любых преференций на рынках любой страны...

- Глобально – да. Но ведь мы понимаем, что каким-то образом конкуренцию за инвестора нужно выигрывать. Поэтому задача - искать такие цивилизованные механизмы. При этом же ни о каких ограничениях речь не идет. Как и о вливании в бизнес из государственной казны. Тем более, не будем забывать, что МВФ - это организация, которая предоставляет финансовую поддержку государству для того, чтобы оно развивалось. Если экономика будет развиваться, будет и ресурс для возврата денег кредиторам.

Каждый вложенный доллар должен обеспечить минимум 2-3, а то и 4-5 долларов для экономического развития

Так вот: если инвестиции будут идти в Украину, будут пополнять ее бюджет, будут стимулировать ее экономику, не вижу причин, почему МВФ должен был бы это отрицать. Конечно же, для того, чтобы быть убедительными, нам необходимо четко просчитать баланс между возможными расходами (или временными потерями) бюджета и их отдачей. Каждый доллар, который заходит в страну, не должен ложиться дополнительной нагрузкой на бюджет, а возвращаться – заработной платой, налогами, инновациями, развитием рынков сбыта, экспортными поступлениями...

- А что с отраслевыми балансами и дисбалансами? Нет ли рисков чрезмерного внимания к аграрной тематике – агропроизводству, агропереработке? Собственно, первые возможные инвестпроекты, о которых вы говорили, по большей части ориентированы именно на это.

- Здесь я вообще не вижу никаких проблем. Я же говорил о балансе, когда каждый доллар должен обеспечить минимум 2-3, а то и 4-5 долларов для экономического развития. И если больше инвестиций зайдет в аграрную сферу, благодаря мультипликационному эффекту импульс для развития получит вся отечественная экономика. Ведь перерабатывающая отрасль также обеспечивает 20, 30, 40 и даже 50% добавленной стоимости.

Что же касается других отраслей экономики, то полностью с вами согласен: нужно будет уделять больше внимания, чтобы и их не обходили инвесторы. Именно над такими проектами мы и работаем. Речь, в частности, о концепции промышленной локации. Что очень важно во время пандемии. Около 20% контрактов европейских стран со странами Азии не были выполнены вовремя, не были выполнены в полном объеме или же в ЕС была поставлена продукция ненадлежащего качества. При этом рынки ЕС и Великобритании ежегодно закупают в Азии продукции с добавленной стоимостью (без сырья) примерно на $1 трлн. А ведь это рынки, расположенные рядом с нами. Продукция из стран Азии в Евросоюз и Великобританию поставляется в течение 25-47 дней. На это ежегодно тратят более $70 млрд, и еще такая же примерно сумма блокируется на счетах компаний для обеспечения предоплаты. Мы же можем поставлять такую продукцию за 1-2 дня. Конечно, пока остаются определенные проблемы с сертификацией украинских товаров в Европе. Но над этим активно работаем.

Экспортные возможности очень важны и напрямую влияют на объемы инвестиций. Поскольку инвестор нуждается в как можно большем рынке сбыта. Так вот, этот триллион долларов, выгодное расположение, закон об инвестиционных стимулах, децентрализация, концепция "второй Азии в европейских странах" – инвестиционные козыри в наших руках.

- А какой у вас инструментарий для того, чтобы доносить информацию обо всех этих преимуществах до потенциальных инвесторов?

- UkraineInvest наработал аналитику: где, кто и сколько закупает продукции, какие товары и по каким маршрутам поставляются. Рассказываем местным властям, какую продукцию можно поставлять и в каких объемах. И регионы сейчас готовят предложения о площадках, на которых можно разместить предприятия для производства таких товаров. То есть, например, приезжаем в Днипро, – они говорят: есть такая-то сырьевая база, такие-то платформы для расположения производственных объектов. Кстати, в городе реализовывают очень интересный проект, называется "Инновационный форпост". Это 50 га почти в центре Днипра, индустриальный парк. Там снесли 150 старых, непригодных для использования производственных помещений, разровняли территорию. Рядом есть коммуникации. И днипровцы уже готовы привлекать инвесторов. Когда инвестор видит такое движение местных властей, муниципалитета - -верит, что те действительно это хотят сделать. Когда же инвестор приезжает в какой-то регион, где ему показывают красиво нарисованный индустриальный парк на презентации, а реально на отведенном для него месте – леса, бездорожье и несколько километров до ближайших коммуникаций, – это совсем другой результат. То есть, это о конкуренции между регионами. Они уже конкурируют, и эта конкуренция, убежден, будет только усиливаться.

О ТОМ, ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ИНВЕСТИЦИИ ПРИДУТ НА МЕСТА, И ОБ ИНВЕСТРЕЙТИНГЕ РЕГИОНОВ

- Вы уже не раз подчеркивали важность привлечения к реализации перспективных инвестиционных проектов местных властей. Да и примеры, которые перед этим приводили, не столичные, а из регионов...

Децентрализация, среди прочего, побуждает местные власти к большей финансовой ответственности за свой регион

- Одним из преимуществ, которое появилось с принятием нового закона, считаю возможность подписания трехсторонних соглашений: инвестор - государство -  местные власти. Поскольку и власти на местах могут участвовать в этом процессе, предоставляя важную поддержку. В основном представители громад отмечают: мы готовы говорить о предоставлении земельных участков, об освобождении от налога на землю, ограничении других местных налогов и сборов – для того, чтобы дополнительно заинтересовать инвесторов. Дело в том, что децентрализация, среди прочего, побуждает местные власти к большей финансовой ответственности за свой регион. А где брать деньги?.. И тут все вспоминают об инвестициях.

- Потому что способность громад именно от этого в дальнейшем и будет зависеть...

- Конечно. При этом говорим как об иностранном инвесторе, так и о местном. Считаю, что мы не должны их разделять. Это люди, у которых есть возможность вкладывать деньги и которые знают, как управлять тем или иным бизнесом. И неважно, из Бразилии они или из Америки, или из соседней области.

- В конце прошлого года вы говорили о работе над формированием Инвестиционного рейтинга украинских регионов. Уже можете похвастаться результатами? Или даже назвать лидеров этого "ранжирования"?

- Сделаем это буквально через несколько месяцев. Мы уже разработали концепцию-методологию оценивания, на основе которой будет формироваться рейтинг. Перечень вопросов разработали с партнерами из Института будущего. Будем анализировать более сотни показателей. Уже в апреле распространим анкеты среди всех территориальных громад страны. И в течение месяца получим ответы. Затем у нас будет еще месяц для обработки полученных сведений.

- Верификация какая-то будет или на слово поверите?

- Безусловно, мы должны верифицировать все ответы. Речь идет о показателях, которые можно проверить даже с помощью открытых источников. Но, еще раз повторяю, – это будет добровольная акция. Если кто-то не захочет заполнять анкету, никто не будет принуждать к этому и не будет наказывать за отказ. Хоть и надеюсь, что наша инициатива будет настолько популярной, что все захотят заполнить анкеты и принять участие в формировании рейтинга.

- И что это принесет регионам в итоге?

- Инвестор будет видеть своего рода инвестиционную карту комфортного функционирования в Украине. Будет знать, на какие преимущества может рассчитывать, приняв решение о работе в том или ином регионе, в той или иной громаде. А инвестор, вы знаете, – человек прагматичный. Его не будет удовлетворять только место громады в рейтинге. Он будет полностью изучать все показатели, выбирая, какие конкретно параметры его больше всего интересуют. Условно говорим о "мягких” и "твердых" показателях. Мягкие - это, например, отношение в регионе или громаде к инвестору. Твердые - наличие дорог, аэропортов, сырьевой базы и тому подобное.

О РЕКЛАМИРОВАНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТРАНЫ ЗА РУБЕЖОМ И О СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО СТЕЙКХОЛДЕРАМИ В УКРАИНЕ

- А как промоция возможностей и Украины в целом, и ее регионов и отдельных громад, о которых мы говорили, происходит за рубежом? Знаем, что хотите и представительства UkraineInvest создать, и с диаспорой теснее сотрудничать.

- На первом этапе планируем обеспечивать представительство офиса за рубежом, привлекая неравнодушных к Украине людей, которые работают в других странах. Вместе с МИД подготовили пилотный проект в странах Персидского залива. Его действие планируем распространить на 42 страны – в основном те, в которых мы видим потенциальных инвесторов. Информацию обо всех инвестиционных предложениях, изменениях регуляторной политики, о каждой конкретной инвестиционной идее государственного уровня, для реализации которой необходимо привлечь партнеров, будем передавать в МИД, в посольства и представительства. А те будут знакомить с ними местных чиновников и бизнес.

С диаспорой плодотворно сотрудничаем. Каждую неделю организовываем видеоконференции. Вскоре внесем изменения к Положению об UkraineInvest для того, чтобы иметь возможность назначать инвестиционных советников. Речь идет об официальном статусе для представителей украинской диаспоры, которые хотят помогать родине. Хотя работать они будут бесплатно. До конца года надеемся привлечь до 70-ти таких представителей.

- А какая из диаспор активнее всего в инвестиционной поддержке Украины?

- Северная Америка традиционно очень активна - Соединенные Штаты и Канада. Активны и украинцы, которые проживают в странах ЕС. Убежден: мы сможем найти сотни активных украинцев, которые будут помогать нам и в Азии, и в арабском мире, и в Австралии, и в других уголках планеты.

- Расскажите о сотрудничестве с другими государственными институтами. Например, два месяца назад был подписан Меморандум о сотрудничестве между офисом UkraineInvest и Фондом госимущества Украины...

- В прошлом году мы вместе с ФГИУ отработали в режиме промоции малых объектов приватизации. Потому что большая приватизация в Украине, как известно, была поставлена на паузу из-за действия моратория. Теперь его отменяют. Поэтому мы переходим на новый этап сотрудничества с Фондом относительно предприватизационной промоции крупных объектов.

Но есть еще и такая вещь, как регуляторная политика. Мы сейчас стараемся поддержать партнеров в плане принятия комплексного законопроекта, который бы окончательно разблокировал процессы разгосударствления в стране. Если в 2020 году Украина привлекла от приватизации 3 млрд гривень, то план 2021-го – 12 млрд грн. При условии же принятия законопроекта, который вносит изменения к 29-ти актам законодательства Украины, можно получить более 100 млрд гривень поступлений от приватизации. Это комплекс изменений, который даст возможность быстрее выводить объекты в приватизацию, забирать их у недобросовестных операторов.

- Итак, по логике, вы будете той структурой, которая будет помогать искать инвесторов для большой приватизации?

- Да. Если партнеры готовят объект, мы его потом рекламируем. Помогаем продать за более высокую цену.

- Опять же, инструмент государственной поддержки для тех, кто будет вкладываться в эти объекты, будет доступным?

- Думаю, что это возможно. Ведь закон об инвестиционных стимулах предусматривает предоставление государственной поддержки в случаях модернизации объектов. Если компания приватизирует завод и у нее есть конкретный инвестиционный проект по его модернизации, она может подать заявку на государственную поддержку. И мы будем предоставлять им организационно-консультативную помощь.

- А как будете координировать работу с вновь созданным Национальным фондом инвестиций? Объясните читателям, кто здесь и за что отвечает.

- Национальный фонд инвестиций – это новая программа. Государственное предприятие только что создано. О его функционале пока говорить рано. Но, понимая концепцию фондов и концепцию UkraineInvest, могу заверить: ни о каком дублировании функций речь не идет. UkraineInvest – это типичное агентство по продвижению рынка инвестиций, привлечению инвестиционного ресурса, а суверенный инвестфонд – структура, которая создает совместные фонды с другими инвесторами, или инвестирует в определенные проекты. То есть, если их задача – входить в конкретные инвестиционные проекты, наша функция – формировать положительный имидж страны, привлекать инвесторов к работе с ней, рекламировать Украину в качестве мощной европейской производственной площадки. Наша задача – работать над развитием регуляторной политики, давать сигналы Верховной Раде, партнерам, коллегам в правительстве и всем другим заинтересованным сторонам о том, где и что необходимо улучшить, чтобы сделать инвестиционный климат в стране более привлекательным. Инвестиционный фонд заниматься этим не будет. Его задача – эффективное вложение накопленных и привлеченных средств.

- Напоследок обобщим планы офиса UkraineInvest на 2021 год. Как говорится: задача-минимум и цель-идеал...

Хочется видеть 10 подписанных до конца года контрактов

- Ключевым показателем для меня будет наработка системы подзаконных актов так, чтобы инвесторы оценили ее как эффективную и чтобы до конца года удалось заключить первые инвестсоглашения. По меньшей мере, хочется видеть 10 подписанных контрактов.

Второе - это промышленная релокация. Для нас это вызов. Мы понимаем, что до конца года не сможем начать строительство конкретных предприятий. Это нереально. Но после первых 10 заключенных соглашений, убежден, "инвестиционное сарафанное радио" обеспечит нам 100, 200 обращений со всего мира. Инвесторы очень быстро слышат подобную информацию и обращают на нее внимание. И, конечно же, большим позитивом будет начало работы Национального инвестиционного фонда (хотя это от нас и не зависит). Но хочется видеть систему развития рынка инвестиций в Украине более стабильной, скоординированной и эффективной.

Оксана Полищук, Владислав Обух, Киев

Фото: Евгений Котенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-