Возвращение дорожного сбора в Украине: к чему готовиться автомобилистам

Возвращение дорожного сбора в Украине: к чему готовиться автомобилистам

Укринформ
Расслабляться не стоит. Правительство хочет уменьшить количество старых авто и заставить отечественных автовладельцев "по-новому" платить налоги?

По инициативе Министерства инфраструктуры в Украине планируют вернуть взимание государственной пошлины с автовладельцев. Его размер хотят привязать к интенсивности выхлопов, чтобы таким образом уменьшить количество традиционных автомобилей и пересадить украинцев на электрокары, которые считаются экологически чистыми.

Укринформ решил разобраться в ситуации и спросить у экспертов, что именно предусматривает введение нового дорожного сбора, ведь с автовладельцев уже взимают налоги в автоматическом режиме (через акциз на топливо). Станет ли больше электрокаров на украинских дорогах, и как это может повлиять на страну и на дорожную инфраструктуру в целом?

Идея есть - документов нет?

Не так давно Министерство инфраструктуры подготовило новый проект закона, который предусматривает введение периодических проверок транспортных средств и создание системы периодической подготовки водителей. А это - один из этапов подготовки к введению дорожного сбора, как уверяют специалисты, потому что появится контрольная точка проверки его уплаты.

«Возвращение транспортного сбора в виде отдельного налога - логичный шаг государства, потому что вместе с ним вернется и техосмотр. То есть появится контрольная точка проверки его уплаты», - считает глава компании Auto-Consulting Олег Омельницкий.

Вторым фактором, повлиявшим на то, чтобы в Министерстве задумались над возвращением государственной пошлины, может быть пандемия коронавируса. Ведь именно она ударила по кошелькам украинских водителей и «заставила» их меньше пользоваться автомобилями. Соответственно, это снизило спрос на топливо, которое за счет акциза служит источником пополнения дорожного фонда. И понадобилось искать новые источники его наполнения.

«Правительству, возможно, не хватает средств для наполнения дорожного фонда. Мобильность в коронавирусных условиях сильно упала и горючего, соответственно, потребляется меньше. А это, вероятно, создает проблемы», - предполагает эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов и уверяет, что без ознакомления с проектом закона сложно оценить реальные причинить возникновения такой инициативы.

В то же время идея, как считают эксперты, весьма спорна. Потому что в результате введения нового сбора может появиться немало серьезных проблем. Например, ситуация, когда водителей фактически дважды заставят платить налоги: первый раз, когда они заправляются нефтепродуктами, в цену которых заложен сбор, второй - за уровень выхлопов. Но это - лишь нюансы, которые в конечном варианте документа могут быть урегулированы.

Правда, по мнению Омельницкого, водителям уже сейчас следует рассматривать не лучшие сценарии, ведь "новый-старый" налог, в случае восстановления, может ежегодно увеличиваться. Что повлечет серьезные проблемы для водителей: «Что касается ставок. Пока ничего не ясно, но автовладельцы должны понимать, что с каждым годом размер дорожного сбора будет расти. Делать это депутаты смогут и в виде отдельных законов, и в рамках утверждения очередного бюджета. Поэтому появление такого отдельного налога - большой риск для автовладельцев».

Все новое - давно забытое старое

Также глава компании Auto-Consulting считает, что введение такого налога может негативно сказаться на владельцах старых машин, ведь сбор, вероятно, будет зависеть от количества выбросов и устанавливаться для каждого автомобиля отдельно.

Олег Омельницький
Олег Омельницкий

«Владельцам старых машин и растаможенных «евроблях» ничего хорошего этот налог не принесет. Ведь, судя по заявлениям, налог будет дифференцированным, в зависимости от норм выбросов. Депутаты могут установить даже сверхвысокие налоги на старые машины, чтобы уменьшить их количество. К сожалению, автомобильное сообщество Украины разобщено. Интересы автомобилистов никто не защищает. И этим пытаются воспользоваться», – говорит эксперт.

Примечательно, що по состоянию на начало 2021 года средний возраст легковых автомобилей в Украине - 22,7 года. С таким показателем наш автопарк - старейший в Европе. Для сравнения: средний возраст для легковых автомобилей по ЕС составляет 10,8 лет.

Но, несмотря на «престарелые» машины, украинцы не планируют с ними прощаться. По словам Омельницкого, если власть подойдет к этому вопросу глупо, это может привести к новой волне протестов, подобной событиям 2009 года, когда вступил в силу закон, в несколько раз увеличивавший ставки сбора с владельцев автомобилей.

«Мы это уже видели в 2009 году, когда депутат инициировал закон, в разы увеличивающий налоги на "Волги" и другие старые машины. И тогда Верховная Рада приняла его без обсуждения. Затем были очень громкие протесты под лозунгами: «Нет грабительскому транспортному сбору». К большому сожалению, Украину могут ждать новые протесты, потому что соблазн у депутатов урегулировать рынок за счет этого налога будет всегда. И это очень опасно», - считает Омельницкий.

Тогда принцип взимания сбора пропорционально рабочему объему двигателя, который как раз и вводил закон, водители назвали несправедливым и дискриминационным. Потому этот параметр не связан напрямую ни со стоимостью автомобиля, ни с его возрастом.

Например, за ГАЗ-24 «Волга» или УАЗ, оснащенный двигателем 2.4 литра, владелец обязан был заплатить 1800 грн в год, хотя сбор составлял лишь 240 грн. Еще больше пострадали владельцы внедорожников и автомобилей производства США (где традиционны большие двигатели) - за машину с объемом двигателя 3,5 литра сбор увеличился с 875 до 4200 гривень в год.

Позже, в 2011 году, обязательный техосмотр для легковых машин и фиксированный дорожный сбор в Украине отменили. Зато его включили в стоимость топлива, что позволило учитывать реальную ситуацию с эксплуатацией автомобилей - кто больше ездит, тот больше платит.

Один-два - и готово: сколько вы платите за дороги, покупая горючее

В 2019 году специалисты Офиса эффективного регулирования BRDO создали онлайн-сервис, с помощью которого можно отслеживать, сколько денег и в каком регионе потратили на содержание дорог и меры по повышению безопасности. Также сервис помогает рассчитывать акцизный, так называемый дорожный сбор, который взимается с каждого водителя, заправляющего машину бензином, дизельным топливом или газом.

По словам Алексея Гончарука, который в то время был председателем BRDO, такой сервис чрезвычайно важен, ведь, по сути, каждый автовладелец будет знать, куда и как были потрачены государственные средства, поступившие в виде акцизного сбора в Дорожный фонд.

Олексій Гончарук
Алексей Гончарук

«Дорожный фонд является однозначным позитивом как целевой источник финансирования дорожной сферы. И по факту, бесплатные дороги в Украине - это миф, все наши дороги платные. Например, проехав из Киева в Одессу, вы платите около 200 грн в Дорожный фонд, направляя средства на надлежащее качество дорог», – сообщил тогда Гончарук.

В частности, каждый автомобилист с одного литра приобретенного топлива платит 0,21 евро акцизного сбора. 0,16 евро из них направляются в Дорожный фонд. Далее средства распределяются так: 35% идут на местные дороги, 60% - на трассы государственного и международного значения, еще 5% - на финансирование мер безопасности дорожного движения.

Возьмем, к примеру, среднестатистический легковой автомобиль с расходом топлива 10 л на 100 км. Для поездки из Ровно в Киев (ориентировочно 325 км) водителю необходимо приобрести 33 литра горючего. Если говорить про А-95, то обойдется он автовладельцу в 944 гривни (речь о средней цене топлива по стране по состоянию на 19.04 - 28.60 грн/л). В результате в Дорожный фонд поступят 165 гривень, 90 из которых будут направлены на дороги государственного значения, 58 - на местные, остальные - на безопасность движения.

Понятно, что владельцы транспорта с большим уровнем потребления топлива более активно наполняют Дорожный фонд. Зато к пешеходам, велосипедистам и владельцам электрокаров этот акциз не имеет никакого отношения.

Расцвет эпохи электрокаров?

Как отмечается в исследовании AUTO-Consulting, по состоянию на начало 2021 года в Украине насчитывалось 23,7 тыс. электромобилей. Правда, большая часть их б/у, то есть были ввезены на территорию старны уже с большим пробегом. И только 11% электрокаров, которые поставлялись в Украину, были новыми.

Но есть тенденция к росту числа таких машин в Украине. По словам Омельницкого, такие электрокары выгодны, а также «освобождены» от дорожного сбора, так как не требуют горючего.

«На сегодняшний день электромобилей больше чем 25 тысяч. И их количество продложит постоянно расти. Но эта категория автовладельцев действительно никак не участвует в финансировании дорожной инфраструктуры», - говорит он.

При этом Дмитрий Беспалов уверяет, что уклонение владельцев электрокаров от уплаты налога - это серьезная проблема для Государственного агентства автомобильных дорог. Потому что фактически они не «инвестируют» в развитие украинской инфраструктуры.

Дмитро Беспалов
Дмитрий Беспалов

«Рост числа электромобилей в перспективе 15-20 лет - это уже понятная проблема для Укравтодора, для наполнения Дорожного фонда. Поскольку сейчас электромобилей очень мало, конкретных идей, что делать в будущем, пока нет. Однако решение должно быть найдено - налог на мощность или пробег электромобилей, акциз на быстрые зарядки или просто платные дороги», – заключает Беспалов.

Пока в Министерства инфраструктуры не обнародовали никаких официальных документов о том, когда в Украине могут вернуть дорожный сбор. Но скорее всего, как предполагают эксперты, это может произойти вместе с возвращением обязательного прохождения техосмотра автомобилей в 2022 году.

Валентин Марчук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-