Мстислав Баник, руководитель по развитию электронных услуг в Министерстве цифровой трансформации
Мы готовы сделать жизнь украинцев более комфортной
23.04.2021 20:54

19 апреля на портале и в приложении "Дія" уже во второй раз заработала услуга по подаче заявки на оформление финансовой помощи в размере 8 тысяч гривень для ФЛП и наемных работников, деятельность которых была приостановлена в результате введения «красной» зоны в регионе, где они работают.

Кто имеет право на получение финансовой помощи в 2021 году и как ее оформить, защищены ли личные данные пользователей портала и приложения, а также что изменится в жизни украинцев после 23 августа, когда вступит в силу закон, который приравнял е-паспорта к бумажным. Об этом и другом в интервью Укринформу рассказал руководитель по развитию электронных услуг в Министерстве цифровой трансформации Украины Мстислав Баник.

О МЕХАНИЗМАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ

- Итак, в Украине снова заработала услуга по подаче заявки на получение 8 тысяч грн помощи для предпринимателей и наемных работников, деятельность которых была приостановлена на время пребывания в «красной» карантинной зоне. Расскажите подробнее, кто именно может получить эту помощь и какова процедура оформления заявки?

- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что эта материальная помощь доступна как ФЛП, так и наемным работникам. Это важно, поскольку людям кажется, что она предназначена только для ФЛП, на самом деле получить ее могут и юридические лица, и наемные работники физических лиц-предпринимателей.

Требования для получения помощи следующие. Во-первых, основной КВЭД по состоянию на последний день предыдущего месяца должен соответствовать одному из определенных Министерством экономики Украины (полный перечень КВЭДов есть на сайте). Во-вторых, должен быть уплачен ЕСВ за 6 месяцев предыдущего года. В-третьих, ФЛП должен быть действующим.

Собственно, для наемных работников так же: КВЭД в организации, в которой они трудоустроены, должен быть таким, который имеет право на помощь, работодателем должен быть уплачен ЕСВ за все месяцы предыдущего квартала, средняя заработная плата работника не может превышать 30 тыс. грн в месяц, также сотрудник не должен работать по совместительству.

Мы проверяем все это и автоматически формируем соответствующее заявление для человека, чтобы он указал только IBAN-номер счета, на который будут начислены средства. У нас на сайте Министерства цифровой трансформации есть справка о том, как узнать IBAN-номер счета. Мы взяли инструкцию у каждого банка, чтобы люди смогли найти свой банк и получить информацию – как найти IBAN.

- То есть, человек регистрируется в "Дії" и ему для того, чтобы подать это заявление, необходимо лишь указать IBAN, а все остальное – автоматически подтягивается в форму, правильно?

- Мы проверяем, является ли он сейчас работником или ФЛП, который осуществляет деятельность. Потому что может быть такая ситуация, когда человек недавно уволился или закрыл ФЛП – и эта информация еще не обновилась в реестрах. Поэтому при подаче заявки необходимо указать эту информацию в соответствующей форме на портале или в приложении.

- Какой срок подачи заявок?

- Услуга будет действовать в течение года. Пока нет конечного срока принятия заявок. Те, кто подавался на помощь в предыдущий раз, в декабре 2020 года, могут снова подавать заявление, необходимо лишь соответствовать всем требованиям.

В этом случае привязка идет к «красным» зонам карантина. Также можно подаваться, если регион был в «красной зоне» не ранее, чем 30 дней до момента подачи. Жители тех областей, которые были в «красной» зоне до того, как мы запустили эту услугу, тоже имеют право сейчас подать заявки.

Размер материальной помощи из госбюджета составляет 8 тыс. грн, но мы передаем данные, которые формируем по заявителям, еще и в органы местного самоуправления. И они уже дополнительно к этой сумме могут своим решением оказывать помощь в том размере, который они определят уже на местах.

- Могут ли подать заявку ФЛП и наемные работники, деятельность которых приостановилась во время нынешнего локдауна, который длился с 8 по 24 января?

- Да, они тоже могут подавать заявку и получить помощь.

- Что делать человеку, если его заявка не принимается системой по каким-то причинам?

- Заявка обрабатывается автоматически на основе тех данных, которые есть в Пенсионном фонде Украины и отчетности, поданной в Государственную налоговую службу. Если заявка не проходит в системе, то или человек по какому-то критерию не имеет права на помощь, или же, например, он не подал вовремя какую-то отчетность или недоплатил единый социальный взнос, или же его работодатель не сделал этого.

Это совместная услуга Минцифры, Пенсионного фонда Украины, Налоговой, Министерства социальной политики и Минэкономики. Данные верифицируют наши партнеры, мы отвечаем только за техническую часть, мы даже не проверяем это заявление. Мы собираем данные и передаем их дальше. Даже если заявитель обратится к нам с какой-то проблемой, мы все равно будем ее переадресовывать в тот орган, который может ее решить, например, в Пенсионный фонд.

- В прошлом декабре в первые дни, когда заработала услуга по оформлению «карантинной» помощи, у заявителей возникали технические проблемы с доступом и подачей заявки. Что сделало Минцифры для избежания этих проблем в будущем?

- Услуга запустилась вчера (19 апреля - ред.), а сегодня (20 апреля - ред.) мы ее уже окончательно презентовали. Мы увеличили пропускную способность и я хочу обратить внимание, что никаких проблем с доступом у нас не возникало, все в порядке.

О ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

- Во время регистрации в "Дії" нужно вводить свои личные данные. Как Минцифры защищает эти данные в приложении и на портале?

- Мы позаботились о безопасности мобильного приложения и веб-портала, прошли различные тестирования. Например, в декабре уязвимости в "Дії" пытались найти специалисты по кибербезопасности со всего мира. Американская компания устроила специальный хакатон для поиска уязвимостей в "Дії" – и им это не удалось.

Важно то, что в "Дії" мы не храним в "облаке" те данные, которые люди видят в своих смартфонах. Они есть только в государственных реестрах – там, где данные всегда защищены.

В приложении у нас есть защита паролем, Face ID и Touch ID. Если злоумышленник украл телефон, то после третьей попытки зайти в приложение – система просто разлогинит человека из приложения и злоумышленник точно не сможет им воспользоваться.

При оформлении заявки на получение "карантинных" 8 тысяч мы запрашиваем только IBAN-номер счета - это единственная информация, которая нам нужна. Все, что нужно государству - это имя и фамилия, которые у нас есть, и IBAN. Могут попасться злоумышленники, которые будут запрашивать номер банковской карты или cvv-код, для зачисления средств эта информация не нужна. Поэтому призываю всех быть внимательными.

- То есть, вы уверяете, что условный злоумышленник не сможет взломать "Дію" и извлечь оттуда какие-то личные данные пользователя?

- Это невозможно в принципе, потому что у нас нет данных, которые бы хранились на серверах. Мы лишь показываем данные из реестров. "Дія" - абсолютно безопасное приложение.

- Просто едва ли не ежедневно появляется информация в СМИ или распространяется социальными сетями об уязвимости "Дії"…

- Разрабатывая цифровые услуги, мы боремся с коррупцией. И это способствует росту недовольства людей, которые зарабатывают на коррупции. Вот они и пытаются заказывать какие-то информационные кампании против нас.

- Сейчас у пользователей смартфонов на операционной системе IOS есть проблемы с оформлением помощи через "Дію". Когда она будет решена?

- В первые дни запуска услуги мы ждали согласования от AppleStore, после чего пользователи могли воспользоваться услугой в обновленной версии "Дії". В целом у нас за первый день действия услуги через портал и смартфоны на Android подали заявки 116 тысяч человек, поэтому, если кто-то хотел быстрее податься, то мог сделать через портал.

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ "ДОКУМЕНТАРНЫХ" ВОЗМОЖНОСТЯХ

- Есть ли в планах Минцифры добавить услуги в "Дії" по оформлению социальных выплат или других видов финансовой помощи?

- У нас есть весь функционал, необходимый для этого. Как только будет соответствующее решение правительства, парламента или президента Украины, мы будем готовы реализовать любые сервисы, которые помогут сделать жизнь украинцев более комфортной.

- Приложение и портал "Дія" существуют уже больше года, каким образом появление этого инструмента повлияло на Украину и граждан?

- Я могу привести такой пример: более 40% всех ФЛП, которые были открыты в течение прошлого года, были открыты именно через "Дію". То есть, мы видим рост спроса на цифровые услуги среди населения, что подтверждает в целом правильность того, что мы делаем.

- 15 апреля Президент подписал закон, который приравнивает е-паспорта к бумажным, и в соответствии с которым уже с 23 августа в Украине можно будет использовать цифровой паспорт почти в любых ситуациях. Как это будет работать?

- В Украине цифровые паспорта уже существуют и все ими пользуются. И пока президент не подписал закон, процесс регулировался постановлением Кабмина. А теперь у нас есть соответствующий закон. Сейчас уже более 150 компаний используют именно цифровые паспорта. А с 23 августа государственным органам будет запрещено требовать у людей пластиковый паспорт или бумажный, если у него есть цифровой документ. То есть, до августа у государственных организаций есть время провести все необходимые настройки для приема е-паспортов.

- Планирует ли Минцифры проводить кампанию для чиновников и работников государственных органов и обучать их, как принимать эти паспорта и проверять их?

- У нас есть отдел внедрения, который этим активно как раз и занимается. Мы прямо коммуницируем с государственными органами и с компаниями – всеми, кто имеет право работать с документами человека, относительно обслуживания граждан с электронными паспортами.

- Кто и как будет проверять выполнение этого закона после 23 августа?

- Самые главные проверяющие - это люди, которые пользуются приложением, а их уже миллионы. У нас очень большая аудитория, и нам не нужны какие-то дополнительные проверки, чтобы узнать, кто как работает.

- Куда можно будет пожаловаться, если в каком-то учреждении откажутся обслуживать с электронным паспортом?

- Всегда можно обратиться в службу поддержки "Дії" и сообщить об отказе обслуживать вас с е-паспортом. Мы готовы реагировать на это.

- Как можно проверить электронные документы в "Дії"?

- Проверить паспорт можно с помощью приложения "Дія", или же компании могут подсоединить свои сканеры и проверять с помощью них. То есть, например, условной Укрпочте не нужно, чтобы у сотрудников на смартфоне стояла "Дія" и они лично смартфоном проверяли. Это можно сделать сканером в почтовом отделении. Нужно просканировать QR-код или штрих-код – и у них в компьютере все появится.

- Планируется ли обеспечение регионов сканерами и смартфонами?

- Мы идем другим путем. Для того, чтобы проверить документы, есть возможность просканировать штрих-код или QR-код или ввести цифры, которые у каждого документа в приложении есть на обратной стороне. То есть, если у них нет даже чем сканировать, они смогут просто ввести на своем компьютере эти цифры.

Минцифры готовится внедрять статический QR-код, когда компания может зарегистрироваться, сгенерировать код запроса на документ и распечатать его и вывесить у себя на доске объявлений. Например, если в отеле нет оборудования для сканирования "Дії", то можно возле стойки регистрации повесить этот код запроса, а человек, который хочет заселиться, может его просканировать, получить запрос и дать на него согласие. Таким образом отель получит копию паспорта, необходимую для регистрации.

- На данный момент для украинцев в "Дії" доступны: электронный заграничный паспорт, электронный паспорт гражданина (ID-карта), водительские права и другие документы. Планируется ли перевод в "цифру" бумажных паспортов-книжечек?

- Паспортов-книжечек нет в цифровом виде, поскольку их данные находятся в картотеках, и бумажки там не очень качественные. Минцифры советует всем постепенно переходить на ID-карты. Это гораздо комфортнее и это уже мировая практика – иметь паспорт в такой форме.

- У Минцифры есть предварительные договоренности с другими странами о взаимном признании электронных документов? Проводились ли переговоры относительно этого?

- Мир постепенно идет к внедрению электронных документов. Мы уверены, что это произойдет, и уже сейчас некоторые страны начинают готовить проекты цифровых паспортов у себя в странах.

Минцифры ввело электронный загранпаспорт, потому что он дает такие же возможности, как и обычный паспорт на территории Украины. То есть с ним можно открывать счета в банках, снимать жилье и тому подобное. Поскольку биометрических загранпаспортов выдано 18 миллионов, а ID-карточек – 6 миллионов, то, конечно, Минцифры не может остаться в стороне, и мы предусмотрели возможность пользоваться цифровым паспортом на уровне с обычным в пределах Украины.

- Форум Diia Summit анонсировали еще в апреле, но он так и не состоялся. Новая дата уже назначена?

- Даты сейчас нет, мы ждем новостей, поскольку Киев находится сейчас в «красной» карантинной зоне. Как только будет возможность провести Diia Summit, мы сразу его анонсируем и проведем.

Анастасия Кравченко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-