Авиарынок Украины-2021: позволит ли правительственная инициатива дешево летать

Авиарынок Украины-2021: позволит ли правительственная инициатива дешево летать

Укринформ
Отмена НДС на внутренние авиаперевозки вряд ли существенно удешевит стоимость перелетов, потому что «дьявол», как всегда, кроется в деталях

В 2020 году украинский авиарынок понес серьезные убытки из-за фактически полного блокирования работы. Причина - коронавирус, который неожиданно ударил в самое «сердце» авиаперевозчиков - закрыл доступ в другие страны. В результате, по разным оценкам, отрасль понесла убытки на 10-15 миллиардов долларов. Часть украинских авиакомпаний до сих пор не оправилась от такого удара, почти прекратив работу. Хотя после некоторого ослабления карантина и открытия границ, авиационный рынок в этом году все же начал восстанавливаться. И правительство решило дополнительно помочь его возвращению к жизни - премьер Денис Шмыгаль дал поручение министерствам разработать законопроект, цель которого ввести нулевую ставку НДС на внутренние авиаперевозки. Ожидается, что такой шаг удешевит авиабилеты и оживит туризм внутри страны. В теории - наверное да. А как будет на практике? Ответ на этот вопрос Укринформ искал вместе с ведущими экспертами рынка.

Печальная статистика: были миллионы, и нет

По словам специалистов, в 2020 году объемы внутренних авиаперевозок снизились практически вдвое по сравнению с 2019-м «доковидным» годом. Но уже в этом году ситуация улучшается - украинцы снова начали пользоваться услугами авиакомпаний.

На рынке пассажирских и грузовых авиаперевозок Украины работают около трех десятков отечественных авиакомпаний, 19 из которых осуществляют пассажирские перевозки. 6 ведущих авиакомпаний, а именно: «Международные авиалинии Украины», «Азур Эйр Украина», «Роза ветров», «ЯнЭйр», «Браво» и «Атласджет Украина» выполняют 95% общих объемов пассажирских перевозок. Регулярные полеты между Украиной и странами мира осуществляют 10 отечественных авиакомпаний в 42 страны мира и 28 иностранных авиакомпаний - в 27 стран мира. Регулярные внутренние пассажирские перевозки между 9 городами Украины выполняют 5 отечественных авиакомпаний. В Украине сегодня функционируют и обслуживают коммерческие рейсы отечественных и иностранных авиакомпаний 19 аэропортов и аэродромов. В лучшие времена пассажиропотоки через аэропорты Украины составляли более 20 млн. пассажиров.

«В докризисном 2019 году украинские аэропорты на внутренних рейсах обслужили почти 1,2 миллиона пассажиров, что составило около 10% всего пассажиропотока в стране. Мы видим, что доля внутренних перевозок меньше чем в Польше или Турции. Особенно в Турции, где внутренний пассажиропоток составляет почти 30%.

Во время кризиса 2020 года падение внутреннего пассажиропотока в Украине было соразмерно с падением общего пассажиропотока аэропортов - на 65%. В целом внутренний пассажиропоток составил около 0,5 милионов пассажиров. Тенденции отрасли за первый квартал 2021 года показывают восстановление внутренних пассажиропотоков украинских аэропортов на уровне 223 тысяч пассажиров. А это более половины всего пассажиропотока предыдущего кризисного года», - приводит данные эксперт в авиационной отрасли Богдан Долинце.

Богдан Долінце
Богдан Долинце

Также, как отмечает эксперт, из-за коронакризиса в 2020 году Украина недополучила от авиарынка сотни миллионов гривень налогов. "Если говорить о суммах налогов, которые платят авиаперевозчики, то, по данным налоговой, в период с марта по сентябрь 2020 г. пассажирские авиаперевозчики платили почти 40 миллионов гривень ежемесячно налоговых платежей (в докризисный 2019 год этот показатель составил около 70 млн гривень ежемесячно). Поэтому можно говорить о максимальной сумме снижения поступления налогов 500-800 млн гривен в расчете на докризисный год, в случае отмены НДС", - говорит Богдан Долинце.

Хочется как лучше, а может статься как всегда

Как рассчитывают в правительстве, введение нулевой ставки НДС на внутренние рейсы для украинских авиаперевозчиков даст новый толчок в развитии внутреннего туризма. Что сегодня очень важно.

«Освобождение от налогообложения приведет к снижению затрат и удешевлению авиабилетов на внутренние рейсы. Украинцы со своей стороны получат более широкий доступ к быстрым и безопасным путешествиям внутри страны. Эти законодательные изменения необходимо внести как можно быстрее, чтобы уже этим летом увеличить туристический поток», - отметил Денис Шмыгаль.

Такое решение со стороны правительства президент авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Евгений Дыхне поддерживает и считает хорошим сигналом к ​​развитию авиационной отрасли в стране.

Євгеній Дихне
Евгений Дыхне

«Наконец в вопросе отмены НДС на внутренних рейсах власти решили перейти от слов к делу. Ведь долгие годы представители различных правительств Украины и руководств профильного министерства лишь бурно обсуждали необходимость решительных шагов в данном направлении. Судя по всему, нынешнему главе Министерства инфраструктуры удастся реализовать эту задачу. Хотя, конечно, в процессе принятия Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс всем нам, игрокам авиарынка, придется очень внимательно изучать формулировки и подзаконные акты, ведь от них зависит реальная эффективность от введения нулевой ставки. Как говорится, «дьявол кроется в деталях», - отметил президент МАУ в комментарии Укринформу.

По его мнению, от таких законодательных изменения выигрывают все - начиная от представителей авиарынка, заканчивая пассажирами, для которых авиационный транспорт станет доступным.

«Данная инициатива положительно отразится не только на украинских авиаперевозчиках, но и на всех контрагентах, задействованных в обслуживании авиарейсов в пределах Украины. Речь об аэропортах, аэронавигации, о хендлинг-компаниях, организациях, обеспечивающих кейтеринг на внутренних рейсах и т.д. Ведь НДС в конечной стоимости авиабилета по цепочке контрактов сохраняется для каждого из них, влияя на стоимость соответствующих услуг «бизнес для бизнеса». В результате, все бремя налоговых обязательств испытывали на себе все участники рынка, не только конечный потребитель - пассажир», - считает Дыхне.

Но есть и отрицательные стороны такой инициативы, как уверяют эксперты. Снижение ставки может служить «приглашением» на рынок недобросовестных игроков, которые через различные пробелы в законодательстве могут совершать различные манипуляции.

«Из негативных последствий, конечно, такие меры, которые могут привлечь компании, занимающиеся уклонением от уплаты налогов, незаконным возмещением НДС из бюджета, и тому подобным. Но это уже зависит от того, каким будет механизм применения таких ставок и, конечно, какой контроль будет за субъектами, осуществляющими деятельность на рынке авиаперевозок», - говорит Богдан Долинце.

О ценах: некая иллюзия

Как известно, налог на добавленную стоимость составляет 20% суммы тарифа перелета и аэропортовых сборов. И если предложенные изменения будут приняты, стоимость внутренних перелетов, по идее, тоже должна снизиться на 20%. Но радоваться не стоит. Как считает президент МАУ, пока неизвестно, к каким именно услугам и сопутствующим товарам будет применяться нулевая ставка, а поэтому сказать, насколько упадет стоимость авиабилета точно нельзя.

«Соответственно, для снижения цены на тарифную часть стоимости билета, необходимо иметь уверенность, что НДС по ставке ноль будет применяться ко всем товарам и услугам, влияющим на формирование этой самой тарифной части. А значит, и рассматривать любое снижение стоимости билетов на внутренние рейсы можно только при понимании, что нулевая ставка будет применена к товарам и услугам, которые сопровождают выполнение рейсов (топливо, хендлинг, кейтеринг и т.д.). Соответственно, в процессе обсуждений законодательных изменений необходимо тщательно изучать, не окажется ли в проекте закона или в подзаконных нормативно-правовых актах, направленных на реализацию Закона, моментов, которые приведут к противоположному эффекту», - отмечает он.

В то время Долинце предполагает, что снижение цен на внутренние авиаперелеты может доходить до 18%, но это при условии, если вся цепочка обеспечения себестоимости билета подпадет под отмену налога на добавленную стоимость.

«Такой шаг позволит снизить налоговую нагрузку, которая начисляется за внутренние перелеты, ведь за билеты, предусматривающие перелет за границу, НДС не взимается. Это, конечно, касается начисления с продажи билетов, ведь авиакомпании получают много услуг у поставщиков (компаний по наземному обслуживанию, техническому обслуживанию, заправки авиационным топливом, аэропортовые и аэронавигационные сборы и т.д.), которые работают на территории Украины и, скорее всего, продолжат облагаться НДС. Поэтому прямой эффект от его отмены на внутренних рейсах можно ожидать разный - от нескольких процентов до 15-18%, если практически вся цепочка обеспечения себестоимости билета подпадет под отмену НДС», - считает эксперт.

Но эксперты больше склоняются к мнению, что снижение стоимости билетов может и не произойти. Одна из причин - убыточность авиакомпаний, которые зарабатывают деньги только на рейсах за границу. Внутренние перелеты в любом случае убыточны, а поэтому ими заниматься не выгодно, говорит директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

Олександр Ланецький, директор консалтингової компанії Friendly Avia Support
Александр Ланецкий

«Все внутренние перевозки авиационным транспортом убыточны. Так сложилось исторически, что в Украине было только два маршрута, которые приносили прибыль. Речь идет о Киев-Донецк (круглый год), Киев-Симферополь (только лето), иногда Киев-Днепропетровск. Все остальные направления почти всегда были неприбыльными для авиаперевозчиков. Они зарабатывали только на том, что продавали билеты за границу с пересадками в столице. Например, вы покупаете билет из Львова в Париж с пересадкой в ​​Киеве. Внутренний перелет для авиакомпании априори убыточный, но рейс из столицы во Францию ​​покрывает этот убіток, и получается, что перевозчики «отбивают» потерянные деньги и выходят в плюс. Благодаря этому, в частности, авиакомпании и функционируют на рынке. Поэтому думать о снижении стоимости полета благодаря снижению НДС на внутренние авиаперевозки не стоит - это может оказаться иллюзией», - отмечает эксперт.

Пандемия пандемией, а отпуск по графику

Главная причина отмены налога на внутренние перелеты, которую назвал Шмыгаль, это содействие оживлению туризма в Украине. Но возможно ли это во время пандемии коронавируса, когда во многих регионах государстве действуют карантинные ограничения, а некоторые области объявлены «красными»? Вопрос спорный. Хотя по словам Евгения Дыхне, решение логичное, ведь самолеты - отличная альтернатива наземному транспорту - они, как минимум, позволяют быстрее добраться необходимого места.

В то же время серьезный недостаток авиаперевозок, из-за которого инициатива восстановления туризма во время коронавируса может потерпеть крах - стоимость билета. Ведь даже если допустить, что она снизится на 20%, стоимость перелета все равно будет «кусаться», говорит основатель туристической компании «Орион тур» Юрий Дереш.

Юрій Дереш
Юрий Дереш

«Если стоимость билетов снизится на 20%, то это все равно не настолько улучшит ситуацию, как хотелось бы. Например, билет стоит 1000 гривень, в результате он подешевеет всего на 200 гривень. Для многих украинцев это немалые деньги, и если появляется выбор: ехать быстрее и дороже или дольше и дешевле, то в большинстве случаев люди выбирают последний вариант», - комментирует Укринформу Юрий Дереш.

Из-за этого большинство внутренних перевозок и убыточны, потому что попросту некому летать по Украине. По словам Ланецкого, чтобы внутренние авиаперевозки были прибыльным, сегодня билеты, например, из Киева в Одессу должны стоить около $100 в одну сторону. «А это не конкурентоспособная цена, у нас очень ограниченное число пассажиров, которые готовы тратить такие деньги. На самом деле некому лететь. Снижение стоимости на несколько процентов не решает проблему. Чтобы люди массово летали по Украине нужно продавать билеты не более чем по $20. А это финансово невыгодно», - отмечает эксперт.

Конкуренция не в воздухе, а на земле

Главным конкурентом для представителей украинского авиарынка выступает «Укрзализныця». Только во время зимних праздников, а точнее, с 18 декабря 2020-го по 10 января 2021 года, поездами воспользовались более 1,3 миллиона пассажиров. Что в два с лишним раза больше числа украинцев на внутренних перелетах прошлого года.

«Авиаперелеты серьезно проигрывают в цене поездам, билеты на которые у нас пока дешевы. Даже поездка скоростным Intercity получается в три раза дешевле, чем перелет самолетом. Для большинства людей стоимость поездки в большем приоритете, чем время, затраченное на поездку. Возьмем к примеру сообщение «Львов-Киев». Поездом ехать 6 часов, а самолетом всего час. Но люди готовы ехать дольше, лишь бы сэкономить. К тому же поезд приезжает практически в центр города, а аэропорт находится за городом, что вызывает определенный логистический дискомфорт. И таких нюансов много», - рассказывает Дереш.

Но и здесь радоваться украинцам не стоит, потому что скоро цена на железнодорожные билеты может возрасти. Причиной тому - падение объемов грузовых перевозок, которые за последние два года уменьшились в разы. Именно с дохода от перевозки грузов «Укрзализныця» перекрывала убытки от перевозки пассажиров.

«Укрзализныця находится в очень плачевном финансовом состоянии. И в этом году станет вопрос о серьезном повышении цен. Или же значительно возрастет стоимость перевозки пассажиров, или же произойдет сокращение поездов, возможно, даже в разы, точно сказать нельзя. Ведь сегодня каждый пассажир - это убыток. Раньше это компенсировалось за счет перевозок больших объемов угля, металла, зерновых культур и т.д.», - отмечает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support.

Впрочем, как отмечают эксперты, еще не все потеряно. Есть возможность развивать качественный авиационный рынок, ведь его видение определено общей Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030 года, принятой Кабмином в 2018 году. И применение нулевой ставки НДС для внутренних авиаперевозок - это лишь один из многочисленных пунктов, касающихся отрасли.

Валентин Марчук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-