Денис Костржевский, председатель совета директоров Международного аэропорта «Киев» имени И.Сикорского
Чтобы украинцы чаще пользовались самолетами, власти должны позаботиться об увеличении их доходов
31.05.2021 18:27

В 2020 году авиарынок Украины понес серьезные убытки из-за фактически полного блокирования работы. Главной причиной стала пандемия коронавируса, которая нанесла мощный удар по авиаперевозчикам – закрыла доступ в другие страны. В результате, по разным оценкам, отрасль потеряла 10-15 миллиардов долларов. А часть украинских авиакомпаний до сих пор не оправилась от такого.

Впрочем, на данный момент ситуация урегулируется. В частности, о том, как пережил коронакризисный год Международный аэропорт «Киев» (который пострадал еще и из-за недавнего запрета на полеты из Украины в Беларусь), что ждет отрасль в этом году, какие планы на будущее и порадует ли украинцев в ближайшее время авиарынок рассказал председатель совета директоров предприятия Денис Костржевский.

- Из-за пандемии коронавируса, которая довольно сильно ударила по авиарынку, в июле прошлого года руководство аэропорта «Киев» заявляло о том, что вынуждено сократить сотрудников, чтобы предприятие не обанкротилось. Какова ситуация на сегодня, активизировались ли перевозки?

- Еще с марта 2020 года мы наблюдали значительное падение объемов перевозок, сократилось количество рейсов, соответственно, уменьшилось количество пассажиров и катастрофически упали доходы как компании «Мастер-Авиа», которая управляет аэропортом, так и самого аэропорта как коммунального предприятия. По нашим оценкам, аэропорт «Киев» потерял 76% пассажиропотока и до 90% доходов. Поскольку перевозки и доходы упали, а расходы не изменились, поскольку аэропорт должен функционировать 24 часа в сутки, семь дней в неделю, то было принято решение о сокращении персонала. Фактически весь год ситуация не менялась, было, так сказать, «голодно и холодно». Потому что за энергоносители необходимо было платить в полном объеме, в частности освещать аэропорт, снег чистить, убирать взлетную полосу и помещения, заправлять технику, а устойчивых доходов у нас не было.

С начала 2021 года и с ослаблением карантинных ограничений начали появляться рейсы и увеличиваться количество пассажиров. На сегодня мы наблюдаем за динамикой пассажиропотока рост примерно на 40-50% по сравнению с предыдущим месяцем. Если же измерять в абсолютных цифрах, то лучшим годом для нас был 2019 год. Тогда предприятие обслужило 1,35 млн пассажиров (фактически это 2,7 млн на прилет и вылет). В этом году мы ожидаем где-то 800 тысяч пассажиров на вылет, соответственно, 1,6 млн в целом.

Сейчас мы вывели всех работников предприятия уже на полный рабочий день и рабочую неделю, то есть, нет ограничений ни в рабочем времени, ни по заработной плате. Однако сегодня еще трудно делать прогнозы, потому что ситуация довольно нестабильная и меняется с каждым днем. Например, запрет на полеты из Украины в Беларусь, которые осуществляла компания Белавиа, приведет к снижению нашего пассажиропотока и, соответственно, доходов аэропорта примерно на 10%.

- Понятно, что во время пандемии у аэропорта были определенные финансовые трудности. Но за счет чего вы пережили эту зиму, возможно, были запасы?

- Конечно, мы деньги не печатали и клад не нашли, когда строили терминал. У нас были определенные запасы, а также некоторые авиакомпании задолжали нам. Ко всему мы включили режим очень жесткой экономии, а именно: запретили любые закупки, кроме критически необходимых товаров и услуг, сократили персонал, ввели режим жесткого сбережения энергоносителей, отопления, электроэнергии и газа. К тому же наши банки-кредиторы пошли нам навстречу и уменьшили процентную ставку по кредитам (которую мы вынуждены платить ежемесячно), предоставив так называемый период кредитных «каникул». Это стало большим подспорьем во время пандемии, потому что каждый месяц аэропорт выплачивает около 3-4 млн грн процентных платежей. И такая комбинация антикризисных мер позволила пережить этот тяжелый период.

ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДВУХ АЭРОПОРТОВ В СТОЛИЦЕ НУЖНО СОЗДАТЬ РАВНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ УСЛОВИЯ

- Обращались ли вы к властям за помощью?

- Да. Мы обращались к властям с просьбой оказать помощь международному аэропорту «Киев» и компании «Мастер-Авиа» для того, чтобы уменьшить влияние падения объемов производства и уменьшить убытки. К сожалению, кроме болтовни ничем это не закончилось. Ни одной копейки ни из государственного бюджета, ни из городского коммунальное предприятие не получило. Не было даже попытки уменьшить налоговое давление на аэропорт со стороны государства. Все это время мы были вынуждены платить в полном объеме, например, плату за землю, которая составляет более 2,5 млн в месяц, и другие услуги, которые необходимы для функционирования аэропорта.

- На какую именно помощь вы рассчитывали? Что конкретно правительство, по вашему мнению, должно было сделать, чтобы облегчить жизнь аэропорту?

- Мы ожидали два уровня поддержки со стороны государства. Первый уровень - это местные власти и столичный бюджет, куда мы платим налог на землю. Если бы нас временно освободили от него или хотя бы уменьшили размер налога, то для аэропорта это стало бы весомой поддержкой. Второй – это могла быть прямая дотация, как это делали в подавляющем большинстве европейских стран. Кроме того, мы просили вмешаться в ту сферу, которая регулируется именно государством, — в ценообразование. Поскольку все аэропортовые сборы «подвластны» Министерству инфраструктуры. И они могли их временно пересмотреть или модифицировать, чтобы уменьшить коронавирусное давление на авиационный рынок.

Также мы просили обратить внимание на конкурентную среду на рынке. Все знают, что в киевском авиационном узле находится два аэропорта – "Киев" и "Борисполь". И между ними, как бы этого ни хотелось, существует конкуренция. Когда рынок нормально развивался в предыдущие годы, то эта конкуренция была действительно важной и нужной, потому что вела лишь к улучшению уровня сервиса и к снижению цен в частности. Но когда рынок переживает не лучшие свои времена – мало пассажиров, перевозчиков и авиакомпаний, то в результате эта конкуренция перестает быть «здоровой». И это при том, что государство только ухудшает ситуацию, например, устанавливает цены на аэропортовое обслуживание для крупного предприятия значительно ниже, чем у нас. Поэтому нам очень трудно конкурировать, потому что люди, конечно, идут туда, где дешевле.

Мы неоднократно говорили: со стратегической точки зрения иметь в столице два аэропорта – вещь необходимая. Один будет функционировать на левом берегу, другой - на правом. Но для их нормального функционирования нужно создать равные конкурентные условия и следить, чтобы ни один из этих аэропортов не нарушал их.

Мы много просили на государственном уровне, неоднократно обращались и к президенту, и в Министерство инфраструктуры с единственной просьбой – сделать цены равными, не нужно нам ни дороже, ни дешевле, а просто установить их на одном уровне. Тем более, когда у нас есть специально уполномоченный государственный орган - Антимонопольный комитет, который должен за этим следить. Мы туда также неоднократно обращались, но ситуация всегда была курьезной. Потому что нас всегда спрашивали, действительно ли мы хотим, чтобы АМКУ «наказал» государственное авиационное предприятие из-за того, что оно конкурирует с частным. Я всегда говорил: да, потому что хочу, чтобы все были в равных условиях.

- Вернемся все-таки к конкурентам. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы создать здоровые конкурентные условия?

- С одной стороны, мы понимаем, что условия никогда не смогут быть равными, поскольку с технической точки зрения все аэропорты разные. Это и технологические возможности самого аэропорта, и расположение, и локация. Один из наших плюсов по сравнению с Борисполем - это то, что мы находимся на правом берегу, и пассажирам на пути в аэропорт не нужно преодолевать мосты с их вечными пробками, и, соответственно, закладывать больше времени на поездку.

С другой стороны, в ценообразовании в авиаотрасли есть несколько подходов. Один из них - европейский, который, кстати, может быть реализован в Украине. Он предполагает, что крупные аэропорты, например, которые имеют 5 миллионов пассажиров в год, регулируются государством. Это помогает избежать конкуренции. А предприятия, которые обслуживают меньше людей, свободны в своем ценообразовании. Подозреваю, что, скорее всего, Украина пойдет европейским путем и в конце концов ценообразование будет регламентироваться или контролироваться для крупных предприятий. Такой вариант был бы логичным, потому что в государстве только один аэропорт, который обслуживает более 5 миллионов пассажиров. А остальные работали бы в свободных рыночно-экономических условиях. Это первый подход.

Второй подход предполагает установление для аэропортов, которые находятся на расстоянии менее 30 километров друг от друга, равной ставки аэропортовых и аэронавигационных сборов. То есть, и у аэропорта «Киев», и у его конкурентов должна быть одинаковая цена. Тогда будет равная конкуренция. В противном случае это неизбежно приведет к тому, что аэропорт «Киев» будет все чаще сталкиваться с серьезными финансовыми трудностями, ведь компании будут выбирать больший аэропорт с более дешевыми ставками. Государство должно вмешаться в эту ситуацию и отдать предпочтение справедливости, а не конъюнктурным вещам. Как прописано в Конституции и в законах Украины, именно государственный орган должен следить за обеспечением качественной конкуренции и обеспечивать равные условия для всех форм собственности. А он наоборот устанавливает для государственных предприятий меньшие цены, чем для частных. Это нонсенс. Необходимо думать, что с этим делать.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ДЛЯ АВИАОТРАСЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО УНИФИЦИРОВАТЬ

- Премьер-министр Денис Шмыгаль дал соответствующим органам задание - разработать законопроект о введении нулевой ставки НДС на внутренние авиаперевозки. По вашему мнению, насколько это положительный шаг к развитию авиарынка в Украине?

- Дать задание и сделать - это две разные вещи. О нулевой ставке НДС на топливо и внутренние перевозки идут разговоры около 20 лет. Это правильное решение, и это стоило сделать уже давно. Потому что сегодня существуют неравные условия для зарубежных и украинских авиаперевозчиков. Например, когда ты летишь из Киева в Одессу, обязательно должен платить НДС, а если из столицы в Варшаву, например, - то нет. Налог на добавленную стоимость для авиаотрасли действительно нужно унифицировать. По моему мнению, это удешевит авиаперевозки, возможно, не для пассажира, а для авиакомпании. Если делать такой шаг, то необходимо, соответственно, давать поручение - не снять НДС, а удешевить билеты на внутренние перевозки путем снятия НДС. Вот тогда оно заработает.

- То есть, есть вероятность, что билеты могут не подешеветь?

- Могут еще и подорожать. Потому что доля топлива в цене билета составляет 60%. В этих процентах и есть тот НДС, который хочет снять правительство. То есть, с помощью простой математики все можно подсчитать. 20% от 60% - это около 12% от стоимости билета. Например, авиабилет Киев-Одесса стоит сегодня 500 гривень, вычесть из этой суммы 12%, и останется - около 450 гривень. 50 гривень - это 2 доллара. Очень существенное удешевление? Нет.

Следовательно, нужно бороться не за то, чтобы уменьшить цену билета на 50 гривень, а за то, чтобы доходы рядовых украинцев позволяли им не обращать внимание на эти деньги. Вот это действительно та цель, которую должно ставить перед собой правительство. Поэтому вышеупомянутое решение хоть и правильное, но не думаю, что оно существенно повлияет на рынок авиаперевозок. Люди не летают не потому, что у них нет лишних 50 гривень, а потому, что билет стоит неподъемные для них 500 гривень.

- Как вообще стимулировать украинцев чаще пользоваться самолетами?

- По большому счету, единственный ответ на этот вопрос звучит так: увеличить доходы украинцев. Если власти приложат к этому максимум усилий, то украинцы будут пользоваться самолетами. В противном случае - они и на поездах перестанут скоро ездить. Дело лишь в уровне доходов.

В 2022 ГОДУ СОСТОИТСЯ ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕКОНСТРУКЦИИ, КОТОРЫЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУЛЕЖНЫХ ДОРОЖЕК

- Несмотря на пандемию коронавируса, вы все же планировали реконструкцию аэропорта, чтобы повысить его категорию. Какова ситуация с этим на данный момент?

- Это вопрос комплексный. На днях компания "Wizz Air", которая занимает около 60-70% рынка аэропорта «Киев», сделала заявление, что запускает несколько рейсов из аэропорта конкурента. Будут летать на Эмираты. Когда их спросили, почему они выбрали другое предприятие, ведь давно летают из «Киева», то ответ был прост - "Wizz Air" планово меняет парк своих воздушных судов. В частности, будут переходить на Airbus A321 - это тот тип воздушных судов, которые летают из нашего аэропорта с определенными ограничениями. То есть, не полностью загруженными, потому что при полной загрузке для взлета им нужна более длинная взлетная полоса. И это касается подавляющего большинства авиакомпаний. Они переходят на более современные самолеты, которые тяжелее, и, соответственно, не могут летать из аэропорта «Киев».

Именно поэтому было принято решение провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы, новые рулежные дорожки, пандусы и более качественное освещение. Это решение было принято не нами, а Киевской городской государственной администрацией. Потому что аэропорт в Жулянах - это собственность коммунальной громады. И все решения относительно него принимает именно столичная власть. Она уже поняла, что либо мы вместе проведем реконструкцию, либо аэропорта не будет. И в результате мы получили «добро».

- Сколько может стоить такая реконструкция?

- Пока еще нет точной информации. Сначала нужно все спроектировать, а затем просчитать. Ориентировочная стоимость проектных работ еще не определена. Все зависит от тендера, который, кстати, в очередной раз не состоялся. Заявленная стоимость работ по проектированию составила 15 млн грн. Но мы не получили ни одного предложения. Сейчас проводим консультации с проектными организациями, почему никто не изъявил желания принять участие в тендере. Будем разбираться, возможно, цена не соответствует рыночным реалиям. Затем опубликуем новое объявление. Что касается стоимости самой реконструкции, то она также окончательно неизвестна. Мы ожидаем сумму от 2,5 до 5 миллиардов гривень.

- За какое время вы планируете полностью обновить аэропорт?

- Мы ожидаем, что проект продлится до конца этого года. И уже в 2022 году состоится первый этап реконструкции, который предусматривает восстановление рулежных дорожек. В это время предприятие еще будет работать, но в 2023 году, когда планируется основной комплекс работ на полосе, аэропорт остановится на 8-9 месяцев. Надеюсь, что за это время нам удастся демонтировать имеющуюся взлетно-посадочную полосу и сделать новую, удлинив ее на 460 метров. Однако для начала реконструкции нужно оформить землю в собственность коммунального предприятия.

- А какова на сегодня ситуация в отношениях с окружающими застройщиками?

- С ними никаких проблем нет. Окружающие застройщики для нас - это наша 30-километровая зона, которая подпадает под зону ограничений. И все застройщики, которые хотят что-то строить на прилегающих территориях, соответственно, получают от аэропорта согласование о том, что их здания, которые они планируют построить, и в период строительства и после окончания не будут ограничивать полеты самолетов. Это все контролируется нашими специалистами. Безопасность людей, которые пользуются аэропортом, превыше всего.

У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА - ПОСТРОИТЬ В АЭРОПОРТУ "КИЕВ" НОВУЮ ДИСПЕТЧЕРСКУЮ БАШНЮ

- В одном из последних интервью вы говорили, что у аэропорта имеется большая кредитная задолженность, поскольку 10 лет назад были взяты кредиты на строительство терминала А. О каких суммах идет речь?

- На пике нашей задолженности, когда мы строились активно и самолеты еще не летали, задолженность достигала $88 млн. За период деятельности предприятия значительную часть этих средств плюс проценты нам удалось погасить. На сегодня задолженность составляет $25 млн. Но из-за того, что процентная ставка по этому кредиту у нас очень либеральная, потому что банк пошел навстречу, ситуация не столь критична. И, если все будет в порядке, то в ближайшие 3-5 лет предприятие сможет эту задолженность полностью выплатить согласно условиям договора.

- Какие у вас ближайшие планы, кроме реконструкции взлетной полосы?

- У нас в планах увеличить пассажиропоток, доходы и, соответственно, налоги в местный и государственный бюджеты. Для этого в ближайшие 3 года нам нужно построить в аэропорту «Киев» современный безопасный аэропорт, который будет принимать все типы воздушных судов и обеспечит безопасность полетов на самом высоком европейском уровне.

И еще скажу вам кое-что по секрету. Это еще не вошло, к сожалению, в задачу проектирования, но касается реконструкции. У меня есть мечта построить в аэропорту «Киев» новую диспетчерскую башню, которая бы стала не только архитектурным украшением столицы, как, например башня нового Стамбульского аэропорта, но и символом Украины в целом. А почему бы и нет? Мечта амбициозная, но вполне реальная, я считаю.

Валентин Марчук. Киев

Фото Евгения Котенко

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-