Трансформация продовольственных систем – украинский контекст

Трансформация продовольственных систем – украинский контекст

Укринформ
Продовольственный потенциал Украины стоит того, чтобы стать ключевым в мировом масштабе. Но что нужно для этого сделать?

В ноябре 2021 года на Саммите ООН по продовольственным системам планируется обсудить вопросы трансформации продовольственных систем, а также возможное влияние этих трансформаций на экономики и, в частности, на аграрный сектор разных стран. Правительство Украины пока совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO UN), общественными организациями и бизнесом активно готовится представить свою концепцию трансформации существующих и создания новых продовольственных систем. Вопрос влияния этих процессов на аграрный сектор Украины обсудили в ходе панельной дискуссии "Продовольственные системы - украинский контекст" в ходе XXXIII Международной аграрной выставки Агро-2021. Модератором выступила Елена Ковалева, директор УНИ непрерывного образования НУБИП Украины, заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины в 2015-2019 гг.

Почему Украина не должна бояться вызовов

Как известно, продовольственная система - это совокупность факторов, определяющих продовольственный характер экономики той или иной страны - производство, логистика, хранение, переработка продуктов питания, маркетинг, торговля, традиции потребления, управления отходами и т.д. Все это постоянно между собой взаимодействует. «Наибольшее влияние на эти системы создает именно организация производства, соответственно, это критический фактор и основное «поле» для трансформаций», - считает заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий.

Он сообщил, что в Кабмине уже есть наработанная стратегия продовольственной безопасности до 2030 года, исполнителем которой выступает непосредственно Минагрополитики. «Важно, чтобы после принятия и реализации стратегии мы могли убедиться, насколько наш прогресс действенен. Поэтому у нас предусмотрены несколько ясных индикаторов. С точки зрения внутреннего обеспечения продовольствием, мы понимаем, что по большинству продуктов критериев мы соответствуем. Однако надо работать над улучшением покупательной способности населения, а это зависит напрямую от экономического роста", - подчеркнул заместитель Министра аграрной политики и продовольствия Украины.

По большому счету, продовольственная система каждой страны - это попытка выписать экономические, экологические и социальные и все другие элементы обеспечения людей продовольствием в более широком смысле - в контексте Целей устойчивого развития. Украина здесь не исключение. «Я думаю, что наше сельское хозяйство развито до такого уровня, что нам надо не бояться каких-то вызовов, а каждый новый вызов использовать, как шанс для большего развития, - говорит заместитель Министра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка. - Если посмотреть комплексно на наше сельское хозяйство, то можем убедиться, что ему не хватает потенциала для развития. Нам надо должным образом представить свой потенциал для мира», - отметил Качка.

Он подчеркнул, что Украина в сфере продовольственных систем, так же как и на зерновом рынке должна говорить о себе с точки зрения потенциала и самой выстраивать свое место в мировой продовольственной системе.

«В Целях устойчивого развития ООН меньшей мере пять целей касаются продовольствия, начиная от искоренения голода, ведь до сих пор в мире 850 млн людей голодают. И заканчивая вопросами изменения климата и влияния на него всей индустрии производства пищи из-за обращения производителей с почвами, водой, или потребителей - с отходами. Поэтому уже сейчас нужно думать, что будут есть и как будут питаться и жить следующие поколения», - подчеркнул замминистра.

Михайло Малков
Михаил Малков

Как уточнил координатор ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) по связям с правительством и донорами в Украине Михаил Малков, продовольственные системы - это цепочки добавленной стоимости в интересах всего, что касается производства и потребления пищи. Это и культура, связанная с потреблением, и поведение потребителей, основанное на национальных традициях, и инфраструктура и экологические вопросы по всей производственной цепочке. Отсюда четко формируются задачи, которые будут представлены на осеннем саммите ООН Президентом Украины.

В общей сложности 17 целей устойчивого развития должны быть учтены в сбалансированной продовольственной системе Украины, которой нужно сохранять и приумножать свой продовольственный потенциал, учитывая мировые тенденции. «Конечно, было бы хорошо, чтобы продовольственная система страны меньше влияла на климат и экологию, но вместе с тем, если в Украине будет исключительно «зеленое» сельское хозяйство, оно не будет достаточно продуктивным и страна перестанет быть гарантом продовольственной безопасности», - подчеркнул координатор ФАО.

Продовольственный опыт других стран - кто и куда движется

Понятно, что Украина должна воспользоваться международным опытом, если мы интегрируемся в европейское пространство, и понимать особенности внедрения продовольственных систем в других странах. К примеру, в Европейском Союзе ключевой политикой стал Европейский зеленый курс (Green Deal), который влияет на трансформацию жизни всех стран-членов ЕС в сторону большей экологизации, улучшения социальных условий и сохранения темпов экономического роста. В рамках этой политики в Европе запланировано частичное увеличение финансирования развития сельских территорий, развитие малого фермерства, локализация цепей прибавочной стоимости, уменьшение логистики между производством, переработкой и потребителем.

Совсем другая ситуация в США. «С приходом новой президентской администрации в США были приняты два ключевых решения - о восстановлении членства в Парижском соглашении, а также о создании новой климатической стратегии министерства сельского хозяйства США (USDA). На разработку новой аграрной стратегии USDA было выделено 150 дней и ожидается, что результат этой работы будет представлен буквально в ближайшие дни. «Кстати, в ноябре 2020 года USDA представил большой отчет о влиянии механизмов европейского «зеленого курса» на экономику разных стран в случае его введения в сельском хозяйстве. Так вот, Украина, по мнению аналитиков USDA, больше всего пострадает из всех стран в случае имплементации Green Deal в сфере сельского хозяйства», - предупредил эксперт ФАО.

Также он обратил внимание, что еще один важный стратегический партнер Украины - Китайская Народная Республика, благодаря спросу которой значительно вырос украинский зерновой экспорт, в феврале 2021 г. принял решение о трансформации собственных продовольственных систем. Один из тезисов этого документа состоит в том, что Китай победил бедность и теперь планирует «направление колоссальной суммы в фонд развития сельских территорий». Вместе с тем, к концу пятилетки, которая заканчивается в 2026 году, КНР планирует создать собственную систему производства зерновых в каждой провинции, в первую очередь пшеницы. И в связи с этим, полностью прекратить экспорт зерна из-за рубежа. По словам эксперта, Украина уже сейчас должна планировать свой экспорт и свою продовольственную систему с учетом таких амбициозных планов КНР.

«Происходит локализация цепей поставок и, к сожалению, глобальная система, которая была раньше выстроена, нарушается. Я не могу не отметить роль Украины, которая несмотря на пандемию и локдаун, одна из немногих стран полностью выполнила свои обязательства по международным поставкам зерновых», - акцентировал Михаил Малков.

Украина же начинает готовить собственную программу трансформации продовольственных систем, поэтому пока точные цифры, необходимые для реализации этих планов, никто не может назвать. Хотя по Второму Национально определенному вкладу, по Парижскому соглашению, после всех согласований, сумма инвестиций в агросферу была сокращена с 6 млрд евро до 2,3 млрд евро. Впрочем, есть немалая разница в структуре выбросов СО2 аграрным сектором Украины и Европейского Союза. Так, если в ЕС более 70% выбросов идет от животноводства, то в Украине не более 20% - это животноводство и 68% выбросов СО2 от аграрного сектора - растениеводства. Поэтому у нас в этой сфере различные стартовые позиции, и нужны разные технологии, поэтому в Украине некоторые европейские ограничения не оправданы

Экономика или экология - что главное?

Дмитро Заруба
Дмитрий Заруба

Как рассказал первый заместитель председателя Государственной экологической инспекции Украины Дмитрий Заруба, 47% украинцев считают, что экономика должна превалировать над экологией. А вот 53% считают наоборот, что экология должна доминировать над экономикой. Например, 78% граждан Швеции считают, что экология должна быть на первом месте, а экономика на втором.

Он отметил, что реализация европейских требований может повлиять на экспортеров, ведь без соответствующего подтверждения о снижении парниковых выбросов, будут определенные экономические сложности при реализации своей продукции за рубежом.

«Нам нужно беречь свою природу, чтобы наши промышленные предприятия не загрязняли окружающую среду Украины, а все же помогали и чтобы наша продукция была чище иностранной. Надо готовиться к тому, что все равно придется выполнять европейские требования в нашем законодательном поле, и эти требования будут достаточно жесткими», - подытожил заместитель председателя Госэкоинспекции.

Заместитель директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Николай Пугачев предлагает правительству Украины обратить внимание на три приоритетных цели трансформации продовольственных систем. Прежде всего, это приоритетное направление здорового питания доступного для всех категорий. Также, поддержка введения систем безопасного питания.

«Нам надо сформировать разумную для Украины зеленое соглашение, дружественное к окружающей среде производство. Чтобы участие Украины в реализации европейской инициативы о климатических вызовах была эффективным и обеспеченным ресурсами», - заявил Пугачев.

Каким может быть украинский зеленый курс

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев

Руководитель комитета Европейского зеленого курса UBTA Дмитрий Васильев подчеркивает, что на сельское хозяйство сильно влияют климатически-политические решения. «Мы много слышали о так называемом углеродном карбоновом тарифе, который европейцы скоро введут повсеместно в рамках Европейского зеленого курса. Поэтому, получив первый опыт в этой сфере, сейчас очень подробно его изучаем. И фактически это то, что будет предложено Европарламентом в будущем как протекционный механизм», - заявил Васильев.

Он рассказал, что другим опытом, связанным с экологической политикой, стал второй Национально определенный вклад Украины в рамках Парижского климатического соглашения... Экспертное сообщество сначала достаточно критически отнеслось к модели, которая была заложена в этом документе. Но после всех обсуждений с аграрными ассоциациями было предложено Минэкологии отказаться от обязательств снизить на 14% выбросы в атмосферу СО2 (для чего бы понадобилось EUR 6 млрд инвестиций до 2030 года) и согласиться на другой подход - 1% снижения выбросов СО2 и 2, 3 млрд евро для инвестиций с тем, чтобы можно было дальше проводить различные политики развития.

«Работая над документами об украинском Green Deal, мы поняли, что нужно говорить не только о цифрах, а в целом об адаптации всего зеленого курса для Украины. Мы начали с аграрного сектора, поскольку в нашу ассоциацию входят достаточно мощные агрокомпании. К примеру, компания МХП заявила, что она до 2030 года хочет достичь углеродной нейтральности», - отметил руководитель комитета Европейского зеленого курса UBTA.

Он отметил, что трансформация продовольственных систем в Украине должна идти украинским «зеленым» курсом. Опираясь на усиление потенциала в области энергоэффективности и устойчивого управления ресурсами; гармонизацию национальных рамок ассоциации с ЕС; развитие агрометеорологических служб; устойчивое управление химическими веществами и их применения в пищевых цепях; устойчивое управление водными ресурсами и на инструменты для зеленой трансформации, доступные для всех видов бизнеса.

Отечественный бизнес готов всех накормить

Мария Дидух
Мария Дидух

Директор Общественного союза «Всеукраинский аграрный форум» Мария Дидух уверяет, что несмотря на то, что консолидированная позиция в украинском аграрном секторе - достаточно сложный вопрос, украинский производитель готов работать как для того, чтобы обеспечить внутреннюю продовольственную безопасность, то есть накормить каждого украинца, так и чтобы кормить мир.

«У нас есть готовность адаптироваться и трансформироваться к новым вкусам и новым трендам в Украине и мире. И важно, что украинский производитель готов развиваться, внедрять новейшие современные технологии, использовать новейшие средства защиты растений и семян. Мы готовы увеличивать производство продукции с добавленной стоимостью», - сказала Дидух.

Однако, по ее словам, аграриям для выполнения этих задач нужны прогнозируемые условия работы в Украине, «не менять в очень короткое время налоговые условия или другие условия, которые выбивают из колеи».

А также доступ к финансированию. «Нам нужны дешевые кредитные ресурсы, прогнозируемая финансовая поддержка, чтобы развивать цепи добавленной стоимости. Особенно остро этот вопрос стоит для малых производителей. А еще - защита прав собственности. Если мы будем уверены что наши права и собственность защищены, мы будем развивать производство», - подытожила руководитель объединения аграриев.

Президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс» Наталья Притульская призвала помнить, что основная цель трансформации продовольственных систем - обеспечить запросы потребителя. «Мы должны понимать, что именно потребитель выступает, по сути, конечным инвестором экономики Украины - самым мощным и влиятельным, от поведения, настроений и благосостояния которого и зависит экономическое будущее страны», - подытожила Притульская.

В дальнейшем в рамках Диалога состоятся обсуждения, посвященные каждому из упомянутых направлений, с целью сформировать детальные предложения по трансформации продовольственных систем в Украине.

Ольга Киргизова, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-