Налоговый кодекс: почему бизнесу не нравятся вероятные изменения

Налоговый кодекс: почему бизнесу не нравятся вероятные изменения

Укринформ
Укринформ выяснял, что принципиально нового предлагает законопроект и в чем суть претензий со стороны предпринимателей

В начале июня в Верховной раде был зарегистрирован законопроект №5600 о внесении изменений в Налоговый кодекс. Цель - обеспечить сбалансированность бюджетных поступлений. Законопроектом предусмотрено немало поправок в части предотвращения «скруток» и теневого оборота сельскохозяйственной продукции, новые ставки экологического налога, освобождение от обложения НДФЛ граждан и предпринимателей, которые пользуются государственными программами поддержки «Доступные кредиты 5-7-9%» и «Доступная ипотека 7%» и тому подобное. По словам министра финансов Сергея Марченко, реализация этих изменений обеспечит прозрачные правила игры и справедливые налоги. В свою очередь, аграрии, птицеводы и производители электроэнергии из возобновляемых источников так не считают. Разбираемся - почему.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ИЗМЕНИТЬ

В пояснительной записке к документу отмечается, что с 2019 года ставки налогов не пересматривались, а ставки акцизного налога на алкогольные напитки не пересматривались еще с 2017 года. А так как текущая экономическая ситуация существенно изменилась и требует пересмотра подходов к взиманию отдельных налогов, законодатели и решили откорректировать Налоговый кодекс. Правда, их предложения натолкнулись на сопротивление со стороны предпринимателей, которые считают, что изменения значительно ухудшают работу целых отраслей.

Итак, ключевые изменения таковы.

В части ставок налогов:

● увеличить на 5% ставки акцизного налога на алкогольные напитки, экологического налога (кроме ставок за выбросы двуокиси углерода в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение малоопасных нетоксичных отходов горной промышленности) и рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

● увеличить на 14,5% ставку рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, за специальное использование воды и лесных ресурсов;

● изменить подходы к определению единицы измерения ставки акцизного налога на пиво (в соответствии с международными обязательствами Украины). Вместо действующей ставки акциза за 1 л пива предлагают применять ставку за 1 л 100-процентного спирта, исходя из средневзвешенной крепости пива за 2019-2020 годы, а также повысить саму ставку на 5%.

В части акцизного налога:

● отменить льготу по акцизному налогу для поставщиков электрической энергии (когенерационной или из возобновляемых источников);

● перенести на производителей и импортеров обязанность уплачивать 5-процентный акцизный налог с розничной продажи табачных изделий, который на сегодня уплачивают субъекты розничной торговли.

В части платы за землю:

● расширить базу налогообложения за счет обложения земельным налогом участков, право собственности на которые не оформлено, но они фактически используются;

● отменить мораторий на индексацию нормативной денежной оценки для всех земель, кроме сельскохозяйственных угодий, которая используется для расчета платы за землю (земель водного фонда внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ, земель населенных пунктов, других земель несельскохозяйственного назначения).

В части экологического налога:

● предлагается ставки экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты увеличить в 1,6 раза и предусмотреть их повышение в 8 раз в 2029 году (постепенно);

● повысить ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО₂) с 10 грн/т до 30 грн/т;

● повысить ставки экологического налога за отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 1,5 грн/т.

В части НДФЛ:

● освободить от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), единого налога и военного сбора граждан и предпринимателей, которые пользуются государственными программами поддержки «Доступные кредиты 5-7-9%» и «Доступная ипотека 7%».

● ввести налогообложение НДФЛ по ставке 18% доходов, полученных от продажи в течение отчетного налогового года третьего и последующих объектов недвижимости.

ЭКОНАЛОГИ ВОЗРАСТУТ - ВО ИМЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И БЮДЖЕТА

Как известно, уплаченный экологический налог (обязательный платеж, уплачиваемый с фактических объемов различных выбросов, сбросов, размещения отходов в окружающей среде) – это основной источник финансирования программ по охране окружающей среды. Экологическая ситуация в Украине, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И поэтому, чтобы исправить ситуацию и стимулировать предприятия инвестировать в экологические мероприятия, в правительстве приняли решение повысить некоторые ставки экологического налога. Так, ставки за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты увеличиваются в 1,6 раза. В дальнейшем эти ставки постепенно, к 2029 году, вырастут в 8 раз. Ожидается, что это добавит поступлений в государственный и местный бюджеты около 100 млн грн в год.

Ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО₂) с 10 грн/т увеличиваются до 30 грн/т. Дополнительный ресурс поступлений – 2,1 млрд грн. Ставки экологического налога за отходы для предприятий горной промышленности повышаются с 0,49 грн до 1,5 грн/т. Дополнительный ресурс поступлений – 300 млн грн.

В Европейской бизнес-ассоциации считают, что трехкратное повышение ставок эконалога за выбросы СО₂ выглядит не как забота об экологии, а лишь как средство наполнения госбюджета, ведь вопрос целевого использования этих поступлений, по их утверждению, до сих пор не решен. В ЕБА обращают внимание, что хотя по результатам 2020 года украинская промышленность и упала на 5,2%, компании продолжали инвестировать в мероприятия по охране окружающей среды и совокупно вложили в защиту окружающей среды 41,3 млрд гривень. При этом представители добывающей промышленности и металлургии даже увеличили свой вклад на 27% и планируют дальнейшее расширение финансирования экологического направления в связи с новыми международными климатическими и экологическими вызовами.

"ЗЕЛЕНЫЕ" ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПИВА И АГРАРИИ ИЗМЕНЕНИЯМ НЕ РАДЫ

Неудивительно, что предложенные изменения вызвали напряжение среди части предпринимателей, ведь для некоторых это, по сути, "закручивание гаек" или вообще изменение условий хозяйствования.

Так, "зеленые" энергетики подсчитали: если льгота по акцизному налогу для поставщиков электрической энергии из возобновляемых источников будет отменена, это приведет к введению акциза на "зеленую" электроэнергию на уровне 3,2%. И, соответственно, станет препятствием для выполнения закрепленных договоренностей между Кабмином и участниками рынка. Здесь стоит вспомнить, что год назад Правительство подписало меморандум с производителями «зеленой» электроэнергии, которым предусматривается, что производители ВИЭ принимают условия добровольной реструктуризации «зеленых» тарифов, что предполагает их уменьшение. По предварительным расчетам Европейской бизнес-ассоциации, введение акциза приведет к дополнительным расходам производителей из ВИЭ в размере 1,63 млрд грн ежегодно. Введение акциза также фактически снижает размер «зеленого» тарифа на дополнительные 3,2%, в то время как Меморандумом закреплены предельные уровни снижения «зеленых» тарифов. Таким образом, акциз на электроэнергию из ВИЭ может привести к приостановке уже начатых инвестиционных проектов и воспрепятствует достижению стратегической цели государства, в частности, достижению 25% доли электроэнергии из ВИЭ в энергобалансе Украины.

Более того, на днях Северная экологическая финансовая корпорация (Nordic Environment Finance Corporation – NEFCO) отказалась финансировать новые проекты в сфере возобновляемой энергетики (ВИЭ) в Украине. В частности, представители NEFCO обеспокоены тем, что власти не содействуют производителям «зеленой» энергетики, а наоборот – принимает решения, которые ухудшают ситуацию на рынке.

Производителям пива ожидаемо не понравился новый подход к определению ставки акциза на пиво. На данный момент пиво облагается акцизным налогом в размере 2,78 грн за литр напитка любой крепости, а в законопроекте налог предлагают рассчитывать по крепости напитка, а не по литражу. В отраслевой компании "Укрпиво" заявили, что революция в акцизном налогообложении пива может привести к кризису отрасли и потерям для бюджета, поэтому в компании предлагают сохранить ставку акциза на пиво на уровне 2,78 грн за литр в 2021 году.

Также с заявлением выступил Всеукраинский аграрный совет (ВАС), который раскритиковал законопроект, поскольку, по их мнению, он содержит ряд норм, которые негативно повлияют на агросектор. В ВАС отметили, что нормы законопроекта значительно усложняют работу агропроизводителей и ведут к повышению цены на аренду и покупку земли сельхозназначения. Также, по мнению аграриев, норма законопроекта, в которой речь идет об исключении из 4-й группы упрощенной системы налогообложения единым налогом производителей мяса птицы и яиц, – дискриминационная и несет существенный вред животноводству.

"Усматривается разное отношение к отдельным видам сельскохозяйственной деятельности по сравнению со всей индустрией. То есть, из индустрии выделяются некоторые бизнесы, которые, по сути, будут облагаться налогом по-другому, чем в целом вся сфера хозяйства, для которой на сегодня установлен специальный налоговый режим в соответствии с Законом Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины". В данном случае можем говорить об имеющихся признаках прямой дискриминации, предусмотренных Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» и в соответствии с вопросами проведения антидискриминационной экспертизы и общественной антидискриминационной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, утвержденных Постановлением КМУ от 30.01.2013 № 61", – говорится в заявлении компании.

"Это однозначно приведет к подорожанию кормов, которые на сегодня в структуре себестоимости составляют 70%. Соответственно, произойдет подорожание яиц и мяса птицы, спрос на них очевидно снизится до критических для отрасли значений. Производители, соответственно, понесут убытки, сократят производство и рабочие места. Поэтому вопрос для нашей отрасли сегодня стоит так: либо уменьшение производства продукции и ее подорожание на полках отечественных предприятий, либо увеличение импорта дотированной продукции из-за рубежа. И первый, и второй варианты создают огромные проблемы для нашего государства. Потому что в этом случае речь идет не о конкретной отрасли, а в целом об экономике Украины, доходах бюджета и доходах людей. Ведь ценовое бремя ляжет на плечи конечных потребителей, – прокомментировал последствия Александр Бакуменко, председатель совета директоров Ассоциации "Союз птицеводов Украины".

Олександр Бакуменко
Александр Бакуменко

При этом агропроизводители поддерживают введение минимального налогового обязательства (МНО) в качестве инструмента выравнивания налоговой нагрузки, которая будет способствовать выходу агросектора из тени.

- Затронет ли рядового гражданина введение НДС на продажу жилья в новостройках?

- Еще одна новация, а именно отмена льготы по уплате НДС для торговцев квартирами на вторичном рынке, вызвала бурное обсуждение среди рядовых граждан, которые в ближайшее время планируют купить недвижимость. Мол, такие шаги сразу приведут к удорожанию жилья как на первичном, так и на вторичном рынке. В Министерстве финансов сразу опровергли этот факт, и прокомментировали следующее: "Норма проекта направлена на субъекты хозяйствования, которые имеют бизнес по перепродаже квартир на вторичном рынке и создают неконкурентные условия для застройщиков, потому что не платят НДС. Эта норма не касается физических лиц, поскольку они не являются плательщиками НДС". Министр финансов Сергей Марченко подчеркнул, что указанная норма не повлияет на цены на жилье.

В то же время застройщики убеждены, что стоимость нового жилья резко взлетит. "Налогообложение доходов (18%) физических лиц, полученных от продажи в течение года третьего и последующего объектов недвижимости – это серьезный удар по инвестициям в жилую недвижимость. Ведь именно она сейчас является единственной альтернативой для граждан Украины не только сохранить средства от инфляции, которая ускорилась до 8,5%, но и заработать благодаря удорожанию стоимости квадратного метра", – такое мнение высказала коммерческий директор компании "Интергал-Буд" Анна Лаевская. По ее словам, застройщики обратились к народным депутатам и Комитету Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики с письмом, в котором подробно описали негативные последствия принятия этого законопроекта, призвав его инициаторов к более широкому диалогу.

Юлия Тетянич, Киев

Фото из открытых источников

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-