Соглашение об Ассоциации с ЕС: исправить

Соглашение об Ассоциации с ЕС: исправить "устаревшее" и воспользоваться новыми возможностями

Укринформ
Неиспользованный потенциал украинского экспорта в ЕС составляет почти $10 млрд. Изучаем, что его сдерживает

Углубление политической ассоциации и экономической интеграции с Европейским Союзом - одна из стратегических целей Украины. На этом пути много вызовов - как извне, так и внутри страны. Несмотря на это, Украина успешно имплементирует положения Соглашения об ассоциации с ЕС. И постепенно последовательно воплощаем предусмотренные Соглашением реформы.

В то же время, документ предусматривает возможность для сторон качественно обновить условия сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической сфере через 5 лет после вступления в силу (Соглашение вступило в силу в 2017 г.). Украинский бизнес убежден, что многие положения Соглашения требуют пересмотра с тем, чтобы учесть современные реалии и потенциал экономических отношений.

Важно отметить, что во время саммита Украина-ЕС в октябре прошлого года стороны достигли принципиального согласия начать диалог об обновлении Соглашения, соответствующий процесс уже начался. Перспективы такого обновления, ожидания украинской стороны стали одной из тем Всеукраинского форума "Украина 2030. Международная политика", состоявшегося на этой неделе.

Имплементация политической части соглашения с Евросоюзом: полет нормальный

Первый заместитель министра иностранных дел Украины Эмине Джапаров оценивает эффективность работы власти в віполнении положений соглашения о политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС в 90%. Это касается и политического диалога с Евросоюзом, и конвергенции внешней политики, сотрудничества в сфере безопасности и обороны, и всего комплекса экономических вопросов. "Для нас Соглашение об ассоциации служит лишь ориентиром, оно не конечная цель. Ясно понимаем, что имплементируя Соглашение, демонстрируя эффективность реформ, делаем наш путь в Европейский Союз необратимым”, – уверена дипломат.

Еміне Джапарова
Эмине Джапарова

Конечно же, членство Украины в ЕС - стратегическая цель, для достижения которой нужны годы. А среди актуальных задач на ближайшую перспективу Джапарова назвала усилия для сохранения последовательной политики ЕС и его государств-членов по поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины, продления действия европейских санкций против РФ. Очень важно сохранить единство внутри Евросоюза на фоне политики "умиротворения агрессора", которую пытаются навязать отдельные европейские политики при поддержке Кремля. При этом "рикошетом" от гибридных ударов Москвы по Украине достается и Европе. Важно вместе противостоять таким угрозам.

"Если говорим об измерении безопасности и обороны, ключевым вопросом повестки дня выступают вызовы, которые мы переживаем, - киберугрозы и информационная безопасность. Впервые в истории прошли консультации в рамках кибердиалога Украина-ЕС. Мы стали первой страной "Восточного партнерства", у которой есть такой формат, и седьмой страной в мире, которая начала кибердиалог с ЕС. Среди них - Китай, Корея, США. Мы - в клубе таких государств. Это хороший показатель", - убеждена Эмине Джапаров.

О важности командной работы всей украинской властной вертикали, дипломатии, наших международных - прежде всего, европейских - партнеров для завершения имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС и защиты общих интересов в сфере безопасности и обороны и в экономике говорила и первая заместитель председателя Комитета ВР по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Марина Бардина. По ее словам, за последний год парламентарии утвердили немало законодательных инициатив, необходимых для реализации Соглашения об ассоциации. Это касается обновления транспортного законодательства, нормирования работы украинской таможни на европейском направлении и законодательных изменений по оборонным закупкам и по разведке.

Марина Бардіна
Марина Бардина

Сейчас законодательная работа в этом направлении продолжается. В первом чтении утвержден законопроект о реформировании СБУ №3196-д. Есть важное решение ВР по судебной реформе - о начала деятельности обновленной Высшей квалификационной комиссии судей. Кроме того, на прошлой неделе депутаты приняли на законодательном уровне стандарты в детском питании, которое также соответствует нормам Соглашения об ассоциации с ЕС.

По мнению Марины Бардиной, очень важно, что в отношениях с ЕС Украина вышла на этап совместного пересмотра и модернизации действующего Соглашения об ассоциации. "Мы также говорим об увеличении квот на поставку украинской продукции в ЕС, о Соглашении об общем авиационного пространства, о либерализации таможенных процедур", - напомнила парламентарий.

Экономическая часть Соглашения: изменить, чтобы выиграть

Украина, прежде всего, заинтересована в пересмотре экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, чтобы устранить ряд торговых барьеров, от которых страдают отечественный бизнес и экономика в целом. Так считает заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.

"Нужно признать, что экономическая и торговая составляющая евроинтеграции несправедлива к нашей стране. Статистика свидетельствует, что после потери российского рынка Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Украины. Но за время действия Соглашения мы не компенсировали потери от экспорта, а доля ЕС в торговле выросла лишь потому, что уменьшился показатель стран СНГ. При этом имеем хронический дефицит торгового баланса с Евросоюзом - даже без учета реверсных поставок газа", - говорит парламентарий.

Дмитро Кисилевський
Дмитрий Кисилевский

По его словам, согласно анализу International Trade Centre (ITC), неиспользованный потенциал экспорта из Украины в ЕС достигает почти 10 миллиардов долларов. А это - чуть ли не половина всего нынешнего объема экспортных поставок украинской продукции на рынки ЕС.

Полностью раскрыть этот потенциал, среди прочего, мешает отсутствие между сторонами свободной торговли. Соглашением об ассоциации, конечно же, предусмотрены определенные преференции при доступе европейской продукции на украинский рынок. Но соответствующие возможности для украинских производителей и экспортеров на рынках ЕС ограничены. Наши товары практически не имеют "открытого" доступа к ним. Продолжают действовать квоты, пошлины и торговые ограничения. Чтобы изменить ситуацию, считает Кисилевский, Украина должна предложить Евросоюзу возможности снижения зависимости от импорта из третьих стран. Благодаря замене таких поставок украинской продукцией.

О перспективах роста экспорта украинских товаров на европейский рынок говорил на Форуме и президент Киевской школы экономики, советник руководителя Офиса Президента Тимофей Милованов. "До 2013 года включительно крупнейшим нашим торговым партнером была РФ, сейчас - ЕС. Такие процессы реструктуризации проходили и другие страны, например, Польша. Этот процесс болезненный, но он хорош для экономики, ведь европейский рынок больше, он требует более качественных услуг, товаров и продуктов. И он позволяет экономике внутри страны улучшаться", - считает экономист.

Тимофій Милованов
Тимофей Милованов

Экспорт украинских товаров в ЕС, по его данным, с 2013 до 2019 года вырос на 24%. Но этого недостаточно, чтобы компенсировать все потери, которые несут украинские производители из-за отказа от экспорта в страны-агрессора. Зато возможности огромного европейского рынка при вдумчивом подходе - новых договоренностях с европейскими партнерами, дерегуляции и системе внутренних стимулов в стране - позволят не только наверстать упущенное, но и получить дополнительные преимущества.

Когда вызовы открывают новые возможности

Не упустить соответствующие возможности, которые дает углубление сотрудничества с Евросоюзом - общая задача власти и бизнеса. "Нам очень важно следить за основными индикаторами. Первый - это регуляторные барьеры, которые служат как инструментом политики, так и инструментом давления. Второй - настроения импортеров, потребителей украинского экспорта. Для нас очень важно знать, какие ниши мы можем занять, чем мы можем помочь нашим торговым партнерам. Третье - это инвестиционный климат в Украине", - считает руководитель Брюссельского офиса Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) Назар Бобицкий. По его словам, украинские экспортеры, в отличие от европейских партнеров, лишены щедрого и дешевого финансирования, поэтому очень рассчитывают на косвенную, прежде всего регуляторную поддержку государства. Речь идет об обеспечении беспрепятственной работы таможни на экспорт, прозрачной и стабильной налоговой системе, поддержке экспорта путем кредитования и страхования. "А главное - Украина должна быть в центре своеобразной «сети» двусторонних соглашений о свободной торговле, в фокусе которой - украинский производитель и экспортер", - убежден Бобицкий.

Назар Бобицький
Назар Бобицкий

При этом он советует не забывать о "мегавызовах", которые ждут нас в следующие 5-10 лет. Торговая политика Украины, в свою очередь, должна учитывать эти угрозы, ведь опека над экспортом и внешней торговлей это действительно выигрышный способ поддержать национальную экономику, в которой экспортные поступления формируют почти 40% ВВП.

Первым большим вызовом, с которым мы сталкиваемся уже сейчас, руководитель Брюссельского офиса UBTA назвал то, что международная торговля, в частности, транснациональные цепочки производства и поставки товаров - становятся одновременно и инструментом, и "жертвами" политической борьбы между государствами. "Украина не впервые с этим сталкивается. Мы были одной из первых стран, которые за последнее десятилетие почувствовали это на себе. В 2014 году, когда Россия, закрыв доступ к своему рынку, обрывая устоявшиеся международные экономические связи, использовала это как компонент агрессии против Украины. Сейчас мы видим развертывание глобального экономического противостояния между Вашингтоном и Пекином. Видим, как рвутся устоявшиеся связи, насколько теряется доступ к рынкам и одновременно появляются возможности доступа к рынкам для новых игроков. То есть, речь и о вызовах и о возможностях", - считает Назар Бобицкий.

Второй важный, по его мнению, момент - это долгосрочный эффект пандемии. "На примере ЕС мы хорошо это видим. Теперь становится понятным, что надежный поставщик в таких условиях - не тот, кто экономически более эффективен, а тот, кто географически (логистически) ближе и политически надежен", - говорит Бобицкий. И это, кстати, также значительные возможности для Украины заменить поставки на европейские рынки - например, из дальних азиатских стран.

Третий приближающийся мегавызов - климатический кризис. По словам Бобицкого, речь идет не столько о его прямых последствиях, сколько о реакции на климатические вызовы со стороны всех игроков, в том числе ЕС. "Мы сталкиваемся с такими вызовами как углеродный протекционизм. И такими возможностями как пищевая безопасность. И вызовом, и возможностью одновременно является и так называемая "зеленая таксономия" - то есть, "зеленые" правила игры для международных инвесторов. Сейчас Европейский Союз - лидер по всем этим направлениям", - напоминает Назар Бобицкий. В контексте пересмотра и совершенствования Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС все эти направления очень важны: качественная имплементация и пересмотр Соглашения об ассоциации, диалог с ЕС по линии Европейского зеленого курса и улучшение регуляторного климата для украинских производителей, в частности экспортеров.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-