Дмитрий Сенниченко, глава Фонда госимущества
Планируем за год привлечь в бюджет 12 млрд грн – в 44 раза больше, чем в 2018 году
14.07.2021 18:21

Большая приватизация в этом году должна пополнить госказну на 12 миллиардов гривень. Все мы на это надеемся. Хотя в успех запланированного, учитывая негативный "приватизационный" опыт предыдущих лет, верят далеко не все. Не знаем, убедит ли информация "из первых уст" - от главы Фонда государственного имущества Украины Дмитрия Сенниченко - пессимистов, однако, безусловно, придаст уверенности оптимистам. А главное: людей, способных реально оценивать перспективы, среди наших читателей станет больше. Тем более, что оптимизма... хорошо, здравого реализма добавляют итоги работы ФГИУ в первом полугодии.

ОБ ИДЕОЛОГИИ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОЖИДАЕМОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТЕ

- Дмитрий, что считаете главным в работе ФГИУ в первой половине года? Вероятно, не только цифры, но и какие-то принципиально важные мировоззренческие, ментальные, законодательные вещи?

Большое количество государственных предприятий - не преимущество для страны, а ее слабое место

- Первое полугодие для нас действительно было насыщенным. Кроме реализации возложенных на ФГИУ функций, много работали над улучшением внутренних процессов в Фонде, разрабатывали законодательные инициативы, которые уже зарегистрированы в Верховной Раде. Законопроекты касаются не только приватизации, но и аренды, оценочной деятельности – чтобы справедливое оценивание имущества было доступно каждому и осуществлялось по лучшим мировым стандартам.

Конечно, пришлось и преодолевать сопротивление тех, кому мешают реформы, направленные на экономический рост и прозрачность государственных процессов. Но, к счастью, таких "темных сил" все меньше, положительные изменения сейчас имеют большую поддержку. Мы тесно сотрудничаем с Офисом президента, народными депутатами и Правительством. Только совместными усилиями можно реализовывать действительно масштабные, системные реформы, которые дают толчок развитию Украины. В том числе и разблокирование большой приватизации в нынешнем году – это пример консолидации политической воли всех ветвей власти.

Пусть это сперва прозвучит алогично, но вся работа Фонда нацелена на сокращение государственного сектора экономики. На самом деле, большое количество государственных предприятий – это не преимущество для страны, а ее слабое место. Это и коррупционные риски, и, часто отсутствие заинтересованности в максимальной эффективности активов со стороны органов управления, низкая управленческая и технологическая гибкость. Бизнесом должен заниматься бизнес, государство же – устанавливать справедливые для всех правила игры, а не пытаться играть самостоятельно.

И мы уверенно движемся к поставленной цели. Бюджетные поступления – это один из способов оценить эффективность работы нашей команды. Судите сами: за 6 месяцев этого года в госбюджет от приватизации поступило 1,5 млрд грн – в пять раз больше, чем за весь 2018 год.

Рост поступлений означает, что нам удалось вернуть доверие инвесторов. Все больше предпринимателей, представителей честного бизнеса участвуют в аукционах и становятся новыми владельцами государственных активов. Именно этим я горжусь. Поскольку приватизация - это только начало. На каждую гривню, вложенную в приватизацию, дополнительно инвестируется 4-6 гривень в развитие предприятий, их модернизацию. Создаются новые рабочие места, развивается предпринимательство, растет экономика. А государство гарантированно будет получать налоговые поступления еще много-много лет.

- А как сказывались на ходе приватизационных процессов в первом полугодии хоть и ослабленные, но все же – ограничения – в связи с карантином, а также проблемы, связанные с мировым финансовым кризисом?

- Считаю, что мы в Фонде сделали все возможное для минимизации негативного влияния пандемии и карантинных ограничений на приватизационные процессы. И наша результативность доказывает, что принятые меры были эффективными. Приватизация фактически полностью осуществляется в онлайн – вся информация об объектах доступна на сайте privatization.gov.ua, а аукционы проходят на ProZorro.

Несмотря на все ограничения, видим огромную бизнес-активность, мировые финансовые индексы – на максимуме. Ведь, как часто говорят, кризис – это время больших возможностей, которыми пользуются многие предприниматели.

О БОЛЬШИХ ДЕНЬГАХ ЗА "МАЛУЮ" ПРИВАТИЗАЦИЮ

- Подробнее - о цифрах и направлениях вашей деятельности. Прежде всего, о продаже объектов малой приватизации. Все ли удалось, или, как говорится, "можно было бы и лучше"?

С начала 2020 года провели более 2500 успешных аукционов, которые принесли в бюджет 4,5 млрд грн

- С начала 2020 года мы провели более 2500 успешных аукционов, которые принесли в бюджеты различных уровней 4,5 млрд грн. И это – только поступления от аукционов малой приватизации, то есть объектов, балансовая стоимость каждого из которых не превышает 250 млн грн.

В этом году в Украине стартовала большая приватизация. И мы планируем за год привлечь в бюджет 12 млрд грн – в 44 раза больше, чем в 2018 году.

Также отслеживаем динамику по среднему количеству участников аукционов, росту цен. Если в 2019 году в торгах редко конкурировали больше 2 компаний, то сейчас среднее количество участников аукционов возросло до 3, а в отдельных случаях доходит до 10 и даже больше. Это влияет и на конечную стоимость объектов, в ходе торгов она почти всегда возрастает более чем в 2 раза.

Но останавливаться на достигнутом рано, впереди еще много работы. В Украине более 3600 госпредприятий, большинство из которых работают неэффективно и приносят государству лишь убытки. Приватизацию нужно масштабировать и ускорить. Для этого Фонд в сотрудничестве с народными депутатами, Кабинетом министров и бизнес-ассоциациями разработал комплексный законопроект, который позволит еще эффективнее привлекать инвестиции в Украину благодаря приватизации.

- А что с, так сказать, "номенклатурой" объектов, которые выставлялись на продажу? Едва ли не чаще всего мы с коллегами сообщали о ценовых рекордах, установленных при разгосударствлении предприятий спиртовой отрасли...

- Да, поступления от приватизации спиртовых заводов поражают – это уже 1,5 млрд грн. И сумма постоянно растет. Но, опять же, продажа этих объектов - не самоцель. Это – часть большой реформы демонополизации спиртовой отрасли. До недавнего времени только в Украине и Беларуси сохранялась государственная монополия на производство спирта, которая поддерживалась абсолютно искусственными ограничениями.

К тому же эта внешняя строгость закона обусловила неконтролируемый рост теневого рынка. Эта сфера всегда была одной из наиболее коррумпированных, а в 2019 году – почти 55% всего спирта производилось и реализовывалось нелегально. В то же время сами государственные заводы долгое время приходили в упадок и полностью останавливались, оставаясь обузой для бюджета. Именно с разгосударствления неработающих активов и началась приватизация.

Инвесторы, которые приобрели спиртзаводы, имеют право получить соответствующую лицензию и после модернизации вновь запускают производство. Таким образом, на рынке спирта уже появились новые игроки, конкуренция растет.

- Дмитрий, чем объяснить, что цена продажи некоторых якобы подобных объектов с одинаковой степенью амортизации оборудования, с соразмерными по площади земельными участками и схожих по другим параметрам, отличается в разы?

- Многое зависит от локации, то есть местоположения объекта, близлежащей инфраструктуры, от расположения контрагентов-поставщиков, сырьевой базы и тому подобное. Это те критерии, на которые обращают внимание потенциальные инвесторы.

И задача Фонда госимущества в этом контексте – предоставить полную информацию о приватизируемых активах: об оборудовании, ресурсах, финансовом состоянии. Рыночная стоимость объектов определяется именно на конкурентных аукционах.

- Еще одна особенность малой приватизации-2021 – распродажа имущественных комплексов исправительных учреждений. И здесь результаты торгов разные. Чем, например, объясняете успех при продаже бывшей колонии №48 во Львове и провал в случае с Ирпенским исправительным центром?

70% средств от приватизации колоний пойдет на обновление работающих учреждений и строительство новых, современных исправительных учреждений

- Сразу отмечу, что в рамках нашего совместного с Минюстом проекта "Большая приватизация тюрем" приватизируются только неработающие пенитенциарные учреждения. Они создают существенную нагрузку на госбюджет – на содержание законсервированных колоний ежегодно тратятся десятки миллионов гривень наших с вами налогов. Вполне логично, что от таких активов государство должно избавляться, тем более, что бизнесу такие объекты интересны.

Исправительные колонии часто занимают большую территорию вблизи центра города, которая могла бы стать основой для комплексного развития микрорайонов. Это возможности для современной многофункциональной застройки, социальной инфраструктуры, налаживания производства в зависимости от спроса и генеральных планов населенных пунктов.

В случае со Львовской колонией произошло еще интереснее – ее за почти 400 млн гривень купила ІТ-компания SoftServe, которая намерена построить там современный офисный кампус. Это будет большой инфраструктурный проект с зонами отдыха, спортплощадками, территориями для развития...

Если сравнивать Львовскую и Ирпенскую колонии, то, прежде всего, разница в локации – Львовская расположена между двумя спальными районами, в 10 минутах от центра города. Конечно же, такой объект больше заинтересовал бизнес. Но я убежден, что Ирпенская колония также найдет своего инвестора.

Для меня лично проект по приватизации тюрем имеет не только практическое, но и символическое значение: мы оставляем в прошлом несвободу, одновременно высвобождаем место для развития. Велико и социальное значение, поскольку 70% средств от приватизации колоний пойдет на обновление работающих учреждений и строительство новых, современных исправительных учреждений. Это – залог создания «человеческих» условий содержания даже для тех, кто оступился на своем жизненном пути.

- Одно из направлений нынешней приватизации - разгосударствление комбинатов хлебопродуктов (КХП). Многих читателей это, вероятно, "напрягает". Люди боятся, что из-за этого государство полностью лишится возможности влиять на ценовую ситуацию в такой чувствительной сфере...

- Потребители могут не волноваться, поскольку государственные КХП обеспечивают менее 2% объемов рынка. И именно они до недавнего времени были наибольшими центрами коррупции. Возможно, вы помните случаи, когда тысячи тонн зерна "съедали мыши"...

Возвращаясь к основополагающей политики приватизации и модели государства, которую мы строим: бизнесом должен заниматься бизнес, а государство должно быть качественным регулятором, рыночным арбитром, устанавливать и собирать налоги. И только при необходимости – выкупать определенную продукцию агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной безопасности.

К тому же рынок хлебопродуктов в Украине очень конкурентный. И выигрывают на нем именно те предприятия, которые могут предложить наиболее привлекательные цены и лучшее качество продукции. Для этого производства модернизируют, улучшают модели работы, ищут новые способы удержать клиентов. Не все государственные комбинаты хлебопродуктов с этим справились. Кое-где накопились долги, происходили задержки с выплатой зарплаты, сокращался штат, а некоторые вовсе прекратили производство. Они оказались неконкурентоспособными, не смогли на равных конкурировать с частными компаниями, которые в этом секторе работают значительно эффективнее, более мобильны.

Поэтому я считаю, что потребителям, как и государству, выгодна приватизация. Бюджет получает дополнительные средства (продажа только одного Дунаевецкого КХП принесла почти четверть миллиарда гривень), а новые владельцы обеспечат восстановление и развитие предприятий, дополнительные инвестиции. Это означает, что появятся новые рабочие места, расширится база налогообложения и усилится конкуренция на рынке, от которой потребители только выиграют.

- Подытожьте, с какими проблемами приходилось чаще всего сталкиваться при проведении конкурсов по малой приватизации? И как будете учитывать соответствующие уроки во втором полугодии 2021-го и в последующие годы?

Руководителей некоторых предприятий даже приходится разыскивать правоохранителям

- Наибольшая проблема - состояние объектов, которые передаются на приватизацию. Техническое и финансовое. Часто их передают в Фонд только как папку с документами, а руководителей некоторых предприятий даже приходится разыскивать правоохранителям.

У большинства таких объектов проблемы – я называю их poison pills – отравленные таблетки, которыми «подкармливали» госактивы заинтересованные лица, чтобы тем или иным образом обогатиться, или же получить контроль над предприятиями. Это, например, и большие долги, которые накапливались совершенно искусственно, и теперь на все имущество наложены аресты. В некоторых случаях заключены долгосрочные договоры аренды, которые нельзя разорвать... Перечень проблем можно продолжать еще долго. Конечно, это существенно усложняет процесс подготовки таких объектов к аукционам и может влиять на конечную их стоимость.

Мы в Фонде стараемся решить проблему системно, поэтому упомянутый уже комплексный законопроект устраняет недостатки, которые мы обнаружили в приватизационных процессах и законодательно закрепляет внедренные механизмы прозрачности. Для примера: на имущество, которое подлежит приватизации, нельзя будет наложить арест или заблокировать аукцион через суд.

- Одна из важных задач – инвентаризация государственного и коммунального имущества на местах. Чтобы в итоге громады, по достоинству все оценив, избавились от ненужного балласта, а их бюджеты получили дополнительный ресурс от передачи непрофильных объектов госсобственности, которые не используются или используются лицами теневым способом, эффективным собственникам.

Крупнейшим арендодателем в Украине, после Академии наук, является Министерство образования

- Масштаб проблемы действительно впечатляет. Фонд госимущества выявил около 28 млн квадратных метров помещений, которые сдаются в теневую аренду, или используются неэффективно. А это - как 200 стадионов "Олимпийский" в Киеве. Многие помещения не просто пустуют, на их содержание бюджет ежегодно тратит значительные средства!

А еще, представьте, в каждом министерстве есть отделы по сдаче имущества в аренду. В министерствах! Знали ли вы, что крупнейшим арендодателем в Украине, после Академии наук, является Министерство образования? Хотя они должны формировать политику в своей отрасли, а не арендой заниматься.

Поэтому мы инициировали проект "Большая инвентаризация страны", чтобы эти объекты получили новую жизнь. И у нас уже есть несколько десятков «кейсов» предприятий, с приватизации которых начались истории успеха.

Сейчас каждый украинец или компания могут инициировать внесение объекта в перечень активов для приватизации. Если вы увидели заброшенное здание, неработающее производство или другое имущество – можете подать заявление. И ведомство, на балансе которого этот объект находится, обязано рассмотреть соответствующий вопрос. С начала года таких заявок поступило уже более 150. А дальше – прозрачный аукцион и привлечение эффективного собственника.

О БОЛЬШОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ И ЕЕ "ПЕРВОЙ ЛАСТОЧКЕ"

- В отличие от проведенных конкурсов по малой приватизации, средства от которых уже поступили в государственный и местные бюджеты, невидимой для широкого круга частью работы специалистов Фонда в первом полугодии была подготовка к возобновлению большой приватизации в Украине...

31 августа состоится первый аукцион по приватизации "Объединенной горно-химической компании"

- Мы задали темп малой приватизации, и она продолжится. Учитывая размеры госсектора, впереди еще длительный процесс.

Что же касается большой приватизации, то в прошлом году она была заблокирована из-за пандемии. Впрочем, при активном содействии Фонда госимущества Верховная Рада разрешила предприватизационную подготовку объектов. Мы выполняли эту работу, привлекли инвестиционных советников, и уже 31 августа состоится первый аукцион по приватизации "Объединенной горно-химической компании" (ОГХК).

Одна из главных задач Фонда – максимизировать стоимость активов перед их приватизацией. В случае с ОГХК мы сменили менеджмент, ликвидировали теневые схемы. Это привело к росту прибыли в 2020 году до 350 млн грн. Что в 3,5 раза больше, чем в 2019-м. Мы впервые в истории Украины добились снятия с данных о разведанных запасах сырья грифа "для служебного пользования". В результате начальная цена ОГКХ выросла с 2,1 млрд до 3,7 млрд грн. Компания привлекает инвесторов. Прозрачная приватизация гарантирует, что ОГХК получит эффективного собственника, который обеспечит ее дальнейшее развитие.

- Как по мне, конкурс по разгосударствлению ОГХК должен быть символическим: во-первых, как "ласточка", которая засвидетельствует возобновление фактически после полутора десятилетий реальной большой приватизации в Украине. Во-вторых, учитывая то, что именно от продажи ОГКХ государство рассчитывает получить по крайней мере треть всех запланированных на этот год "приватизационных" бюджетных поступлений.

- ОГХК полностью готова к приватизации, инвесторы уже подают заявки для участия в аукционе. Еще на этапе подготовки заинтересованность проявили около 10 компаний со всего мира. Это – лидеры рынка с большой историей и прозрачным происхождением капитала.

Важность приватизации ОГХК для всей страны трудно переоценить. Успех аукциона станет значительным событием одновременно в нескольких измерениях - привлечении инвестиций, борьбе с коррупцией и уменьшении роли государства в экономике. Это и есть задачи большой приватизации.

Конечно, наполнение госбюджета также играет важную роль – особенно, когда речь идет о нескольких миллиардах гривень. Но это не самоцель. Важно привлечь в Украину стратегических инвесторов, которые обеспечат модернизацию предприятий, достойные условия труда и появление новых рабочих мест и еще десятки лет будут платить налоги в бюджет. Фонд госимущества провел огромную работу, чтобы это произошло.

- На каком этапе подготовка к приватизации других объектов. В частности, ОПЗ, завода "Большевик", "Президент Отеля", ряда ТЭЦ и облэнерго? Считаете нужным завершить их разгосударствление уже в этом году, или с проведением каких-то конкурсов можно и подождать - чтобы продать объекты как можно выгоднее?

Первый киевский машиностроительный завод и "Президент Отель" – на финальном этапе предприватизационной подготовки, вскоре аукционный комитет предложит стартовую цену

- Лучшее время для приватизации уже наступило. Экономика после кризиса восстанавливается, мировые фондовые индексы – на максимуме, инвесторы – в поисках объектов для инвестиций. И у Украины есть что им предложить.

Кроме ОГХК, в этом году по графику состоятся еще несколько аукционов в рамках большой приватизации. Речь идет, например, о Первом киевском машиностроительном заводе (бывший завод "Большевик"), а также о "Президент Отеле". Оба объекта – на финальном этапе предприватизационной подготовки, вскоре аукционный комитет предложит стартовую цену, после чего Фонд госимущества передаст необходимые документы Правительству на утверждение.

В первой половине 2022 года состоятся аукционы по продаже государственных долей акций четырех облэнерго, Одесского припортового завода, а также Центрэнерго. Последний субъект хозяйствования сейчас готовится к объединению с перспективными госшахтами, которые определила специальная комиссия. Это позволит повысить конкурентоспособность компании и сделать ее интересной для инвесторов, ведь оба конкурента Центрэнерго в тепловой генерации обеспечены собственной добычей угля.

О ЗАКОНЕ, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ СТРАНЕ ЗАРАБОТАТЬ 200 МИЛЛИАРДОВ

- А каких законов и нормативных актов Украине не хватает для завершения приватизации и реализации корпоративной реформы? Или теперь - дело лишь за выполнением соответствующих норм на практике?

10% средств от приватизации будут оставаться в местных бюджетах, что позволит развивать регионы

- Я уже рассказывал, что Фонд вместе с народными депутатами разработал комплексный законопроект №4572, который окончательно устранит все барьеры и значительно упростит приватизационный процесс. Мы также привлекли к подготовке законопроекта бизнес, и сейчас документ поддерживают 29 бизнес-ассоциаций. Проект поддержали и в Национальном совете реформ при президенте Украины, одобрили в Кабмине. В Верховной Раде он зарегистрирован 44 народными депутатами.

Это действительно важная инициатива, ведь предлагаются изменения в Налоговый, Бюджетный, Административный кодексы и еще ряд законодательных актов. Надеемся, что народные депутаты примут его до конца года, ведь он открывает Украине путь к инвестициям.

Комплексный законопроект убирает архаичные бюрократические преграды, которые мешают ускорению прозрачного и эффективного разгосударствления имущества в Украине, не допускает блокирования приватизации и совершенствует процедуры аренды государственного и коммунального имущества. Внедряются также действенные механизмы контроля эффективности работы госпредприятий, и четкие критерии передачи активов на приватизацию.

Важная новация: 10% средств от приватизации будут оставаться в местных бюджетах, что позволит развивать регионы!

Экономический эффект от принятия закона уже в следующем году составит 12-15 млрд грн и еще 200 млрд грн – в ближайшие годы. Поэтому имеем большую надежду, что народные депутаты поддержат инициативу и дадут толчок развитию экономики Украины.

Владислав Обух, Киев

Фото: Елена Худякова и Владимир Тарасов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-