Авторизация АЭО на таможне: почему бизнес не спешит воспользоваться преимуществами?

Авторизация АЭО на таможне: почему бизнес не спешит воспользоваться преимуществами?

Укринформ
Чем Программа Авторизованного экономического оператора, действующая почти в сотне стран, может помочь украинскому предпринимательству

Таможня - среди украинских институтов, которые сейчас переживают едва ли не самые глубинные реформы, на эффективность которых общество возлагает особые надежды. Речь идет не только о кардинальном кадровом обновлении, избавлении от многолетнего коррупционного шлейфа, а о превращении в современную сервисную службу - лояльную и открытую к честному бизнесу и нетерпимую к желающим заработать на контрабанде и "схемах".

Среди "цивилизованных" инструментов достижения этой цели - внедрение Программы Авторизированного экономического оператора (АЭО), действующей почти в 100 странах мира. В государствах ЕС большинство таможенных оформлений проводится именно предприятиями с авторизацией АЭО. Задача программы - упростить международную торговлю. В рамках Приложения XV к Соглашению об ассоциации с ЕС Украина также подтвердила намерение ввести Программу АЭО. И Гостаможслужба с помощью европейских партнеров сделала это в 2020 году. Однако по состоянию на июль 2021 года в Украине зарегистрирован лишь один авторизованный экономический оператор.

Почему так? Зачем Программа АЭО бизнесу? Не слишком ли строги ее критерии? Каким был опыт внедрения программы в других странах и как он может помочь Украине?

Это вопросы Витянису Алишаускасу, международному эксперту по таможенным вопросам Программы ЕС по поддержке управления государственными финансами в Украине (EU4PFM).

Почему украинские предприятия не становятся в очередь для регистрации АЭО: объективные и субъективные причины

- Действительно ли так необходимо введение в Украине института уполномоченного экономического оператора? Расскажите о выгодах, которые будут иметь украинские компании с получением статуса АЭО.

- Задача таможни - способствовать прозрачной международной торговли, не создавать лишних помех для предпринимателей при пересечении таможенной границы. Но в то же время - контролировать, чтобы торговля велась законно и чтобы в государственную казну уплачивались все таможенные платежи.

«Не мешать» - значит сделать так, чтобы пересечение таможенной границы было быстрым, и предпринимателю не приходилось тратить лишние ресурсы и время на таможенные процедуры. То есть, контроль все равно должен осуществляться, но иначе, чем заставлять грузовики выстраиваться в очереди на границе.

Таких способов несколько. Среди самых распространенных в странах ЕС - таможенный аудит и система упрощений. В случае с таможенным аудитом проверка поводится уже после того, как груз пересек таможенную границу, - через несколько дней, или даже через месяц. При упрощениях - аудит предприятия происходит перед тем, как Таможенная служба дает право на преференции. И если предприятие его прошло, Таможня считает, что может ему доверять.

В странах ЕС упрощения охватывают три наиболее популярных таможенных режима. В частности, для экспортно-импортных операций действует программа упрощений АЭО; для транзита - упрощение в системе общего транзита (NCTS). Таким образом, предприниматели, которые хотят быстро пересекать границу, могут пройти аудит (в соответствии с национальным законодательством) и получить право на упрощение в нужном режиме - или сразу во всех трех.

В Украине система NCTS действует пока только в национальном масштабе. Международное применение (как в 35 странах-участницах Конвенции о процедуре общего транзита) ожидается, начиная с 2022 года. Однако получить разрешение на транзитные упрощения можно уже сейчас. После присоединения Украины к Конвенции «вес» этих упрощений существенно возрастет.

В Україні система NCTS діє поки що лише в національному масштабі
В Украине система NCTS действует пока только в национальном масштабе

Теперь о преимуществах Программы АЭО, которая в Украине уже действует. Как известно, есть 2 типа авторизации АЭО. В зависимости от специфики деятельности, предприятие самостоятельно выбирает один из них, или сразу оба: АЭО-С, направленный на оказание упрощений при таможенном оформлении, или АЭО-Б, подтверждающий уровень безопасности и надежности предприятия.

В целом упрощения и преимущества могут быть такими: выполнение таможенных формальностей в первоочередном порядке и использование (при наличии) отдельной полосы движения в пункте пропуска; упрощенное декларирование, снижение степени риска автоматизированной системой таможенного оформления, использование общей финансовой гарантии, процедура выпуска по месту пребывания, самостоятельное пломбирование грузов.

Приведу один пример. Представим форс-мажорную ситуацию: к примеру, из-за карантина должны закрываться границы. Авторизованный экономический оператор имеет право преимущественного пересечения границы. И оно может оказаться решающим, поэтому перевозчик или предприятие с таким правом получают существенное преимущество перед конкурентами.

В целом же статус АЭО дает предприятию многочисленные экономические и репутационные преимущества.

- Однако в Украине ажиотажа с подачей заявок на получение статуса АЭО пока нет. С чем это, по Вашему мнению, связано? Бизнес не понимает «своего счастья»? Или много критериев и требований предусмотрено для получения такого статуса?

- Думаю, причин здесь несколько. В Литве также в первый год внедрения программы АЭО не было ажиотажа. Бизнес привык присматриваться к новым правилам и возможностям, прежде чем начинать действовать. Процедура требует «открыть все двери» и показать, что абсолютно все ваши процессы организованы прозрачно. Для этого нужна решимость. И уверенность, что никакие "серые" схемы не применялись. На такое может решиться только честный, «белый» и очень смелый бизнес.

В Украине сказывается еще одно веское обстоятельство. Сейчас действуют положения Таможенного кодекса, которые пока предоставляют абсолютно всем значительную часть упрощений из перечня, предусмотренного для АЭО. Разумеется, у большинства возникает вопрос: «Зачем мне проходить такую ​​сложную процедуру, если и сейчас имею упрощения?».

Компанії зі статусом АЕО зможуть й надалі користуватися суттєвими спрощеннями при митному оформленні
Компании со статусом АЭО смогут не только и дальше пользоваться существенными упрощениями при таможенном оформлении

Здесь следует принять во внимание, что 7 ноября 2022 года срок действия этих положений Таможенного кодекса истекает. То есть, менее чем через 1,5 года декларации типа ЭА, благодаря которым действуют упрощения при перевозке грузов для всех украинских трейдеров, отменят. Зато компании со статусом АЭО смогут не только продолжать пользоваться существенными упрощениями при таможенном оформлении, как ныне действующими, но и новыми.

Для того, чтобы получить статус АЭО, понадобится до 1 года. Поэтому времени, чтобы продолжить пользоваться упрощениями и после 7 ноября 2022-го, у бизнеса не так много. Можно сказать, что Программа АЭО - для тех, кто просчитывает свою деятельность на перспективу.

- Не слишком ли украинские требования сложны по сравнению с другими странами? Они должны быть адекватными для того, чтобы государство имело основания доверять своим АЭО.

- Если Таможня говорит, что готова пропускать груз «под честное слово», то она должна иметь для этого убедительные и подтвержденные аргументы. Ничего удивительного, что проверка ведется со всех сторон, и очень тщательно. Каждая страна разрабатывает свои требования для того, чтобы иметь основания предоставлять статус АЭО.

- А когда можно ожидать признания статуса АЭО украинских компаний таможнями других стран?

- Взаимное международное признание касается только авторизации типа АЭО-Б - о подтверждении безопасности и надежности. Она актуальна только для компаний, осуществляющих перевозки. Взаимное международное признание предполагает, что так же просто, как украинские АЭО будут ездить по территории других стран, АЭО тех государств будут иметь преимущества в Украине.

Как известно, в других странах есть множество АЭО, в Украине - пока один. По моему субъективному мнению, Украина будет заинтересована ставить вопрос о взаимном международном признании программ АЭО тогда, когда авторизацию АЭО-Б получат по крайней мере несколько отечественных компаний.

Если вы спрашиваете, будут ли доверять Таможни других стран «качеству» украинского статуса АЭО? - да, поскольку Программа в Украине вводилась в соответствии с нормами ЕС.

- С какими проблемами при введении института АЭО сталкивались в новых странах-членах Евросоюза, в частности в Литве? Как быстро и каким образом их решили?

- Программа АЭО ориентирована на честный и прозрачный бизнес, который планирует работать не один год, а приходит надолго. Это несколько сужает круг заинтересованных предприятий в любой стране, а тем более - в постсоветской. Длительный процесс авторизации, строгие критерии, необходимость «впускать посторонние глаза» на свое предприятию, - все это не способствовало ажиотажу вокруг АЭО в Литве и других странах Балтии. Но уже вскоре процесс существенно активизировался. Мы не упрощали критериев. Просто предприятиям понадобилось время, чтобы увидеть и оценить свои прямые экономические выгоды от такой инвестиции, какая нужна работа над получением статуса Авторизованного экономического оператора.

АЭО - как элемент взаимного доверия таможни и бизнеса

Институт Авторизированного экспортного оператора (АЭО) была введена Всемирной таможенной организацией в 2005 году путем принятия рамочных стандартов безопасности и облегчения правил мировой торговли. Статус АЭО подтверждает высшую степень доверия таможни к предприятию. А значит - дает возможность применять наиболее полный перечень специальных упрощений и пользоваться преимуществами при осуществлении таможенных формальностей в отношении товаров, перемещаемых через границу.

Есть два типа авторизации АЭО:

- о предоставлении права на применение специальных упрощений (АЭО-С),

- о подтверждении безопасности и надежности (АЭО-Б).

Предприятие самостоятельно выбирает тип авторизации или может одновременно иметь авторизации обоих типов.

Для предоставления авторизации АЭО применяются следующие критерии:

  • соблюдение требований таможенного и налогового законодательства Украины, а также отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;
  • надлежащая система ведения бухгалтерского учета, коммерческой и транспортной документации;
  • устойчивое финансовое состояние;
  • обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации ответственного должностного лица предприятия;
  • соблюдение стандартов безопасности и надежности.

Авторизация АЭО предоставляется бесплатно и действует бессрочно.

Предприятие, которое получит авторизацию АЭО-С, имеет право на такие специальные упрощения:

  • общая финансовая гарантия;
  • самостоятельное наложение пломб специального типа;
  • процедура упрощенного декларирования;
  • процедура выпуска по месту пребывания.

Это предполагает получение таких преимуществ, как:

  • выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;
  • снижение степени риска автоматизированной системой таможенного оформления для определения перечня таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;
  • использование специально определенной при наличии полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;
  • использование национального логотипа АЭО.

Предприятие, которое получит авторизацию АЭО-Б, сможет самостоятельно навешивать пломбы специального типа. Кроме того, оно будет еще ряд преимуществ:

  • выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;
  • снижение степени риска автоматизированной системой таможенного оформления для определения перечня таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;
  • использование специально определенной при наличии полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;
  • использование национального логотипа АЭО

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-