Тарифы, долги, состояние ТКЭ: с чем мы войдем в отопительный сезон

Тарифы, долги, состояние ТКЭ: с чем мы войдем в отопительный сезон

Укринформ
Несмотря на фиксацию цен на газ для населения, роста сумм в платежках, скорее всего, не избежать

Период подготовки к отопительному сезону в Украине - это страхи, переживания и информационные волны. Нынешний год не стал исключением. И основания для этого, надо признать, серьезные. Цены на газ бьют рекорды, тепловиков перевели на рыночные условия покупки газа, а изношенная инфраструктура обновляется очень медленно. Более того, в сфере теплоснабжения годами накапливаются долги: населения перед тепловиками, тепловиков - перед НАК «Нафтогаз Украины». Этот гордиев узел сдерживает развитие отрасли и ставит преграды для предоставления населению качественной услуги.

Будем ли мы готовы к отопительному сезону? Ответ на этот вопрос пытались дать эксперты во время дискуссии о подготовке к зиме.

Ценовые рекорды газа

По словам члена НКРЭКУ в 2018-2019 гг. Евгения Маглёваного, в этом году тепловики попали сразу под две негативные тенденции: переход на рыночные условия без наработанных механизмов взаимодействия на нем и рост цен на газ.

Так, на прошлой неделе максимальная цена газа на Украинской энергетической бирже (УЭБ) пересекла отметку 18 тыс. грн. за 1 тыс. кубометров. Если 2 августа ресурс в ПХГ стоил 16774 грн за 1 тыс. куб.м, ресурс сентября в ГТС - 17707,5 грн за 1 тыс. куб.м, то к концу недели ресурс сентября в ГТС стоил уже 18247,6 тыс. грн за 1 тыс. куб.м, а ресурс в ПХГ - 17913 грн за 1 тыс. кубометров.

Растут цены на газ и на европейских хабах: спотовые котировки пересекли отметку 40 евро / МВт-час. впервые с марта 2018 года.

«Для того, чтобы подготовиться к переходу к рынку газа, нужен был как минимум год переходного периода. Для предприятий ТКЭ надо было выработать механизмы взаимодействия, в том числе по закупкам газа, балансировке и в принципе по работе в условиях рынка газа», - говорит Маглёваный.

Рекордные же цены на газ, отмечает эксперт, связаны с дефицитом голубого топлива в Европе. «И если зима будет еще холоднее, чем обычно, то мы будем наблюдать еще больший рост цен на этот важный ресурс», - добавляет Маглёваный.

Директор по энергоэффективности и управлению имуществом Группы Нафтогаз Виталий Щербенко отметил, что Нафтогаз выполнил свою часть «домашней работы» в подготовке к отопительному сезону - а именно, в части обеспечения запасов газа. «Хранилища наполнены необходимым объемом природного газа. Мы предложили комфортную и стабильную цену - 7,42 грн за кубометр - и эта цена остается на уровне прошлых лет», - сказал Щербенко.

Нафтогаз также напоминает о введении фиксированного годового тарифа на газ для населения, приобретающего топливо непосредственно у группы. В компании рассчитывают на рост числа своих клиентов, ведь в результате пандемии коронавируса возросла доля использования ископаемого топлива и ожидается дальнейший рост цен на такие ресурсы, а Нафтогаз предлагает подписать контракты по приемлемым ценам.

Андріян Прокіп
Адриан Прокип

Эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего Адриан Прокип отметил, что, несмотря на введение фиксированных цен на газ для ТКЭ и для населения, проблем в прохождении отопительного сезона, вызванных высокими ценами на голубое топливо, возникнуть не должно.

Чего не хватает городам для подготовки к отопительному сезону

Маглёваный не видит больших технических проблем в подготовке городов к отопительному сезону. Но в то же время проблемы могут возникнуть с возможностью закупить газ для ТКЭ. Во-первых, для того, чтобы продавать газ населению, нужно заключить публичные договоры. Во-вторых, предприятия должны иметь возможность сформировать новые тарифы на тепло и вовремя их утвердить. «Для того, чтобы сформировать эти тарифы, нужно внести изменения в постановление Кабмина №869. Этот вопрос и к Кабинету Министров, и к Министерству развития громад и территорий», - прокомментировал экс-член НКРЭКУ.

Маглёваный отметил, что новые тарифы должны начать действовать к отопительному сезону - то есть, их уже нужно утверждать. Постановление №869 нужно из-за изменений в законодательстве и передачи полномочий по формированию тарифов на органы местного самоуправления.

В то же время, Прокип замечает, что города при подготовке к отопительному сезону ежегодно должны выполнить одну и ту же «домашнюю работу». «Но есть один субъект, который в этом году должен «домашнюю работу» выполнить усиленно, и это касается правительства, Верховной Рады. Речь идет о субсидиях. Если в прошлом году у нас на субсидии было выделено 37 млрд грн, то на этот год в бюджете 36,6 млрд грн за первые 4 месяца прошлого года на субсидии было потрачено 11 млрд грн, а в этом году - почти 18 млрд грн», - прокомментировал эксперт.

Он отметил, что ежегодно стоимость коммунальных услуг растет - и это объективно, ведь не может ничего падать в цене. Поэтому потребность в субсидиях будет выше из года в год. По словам Прокопива, правительство должно быть заинтересовано в том, чтобы выделять на субсидии достаточно средств, ведь от этого будет зависеть, вовремя ли граждане рассчитаются за услуги и получат ли предприятия деньги за свою работу.

«Если правительство подумает о том, что надо увеличить на определенную сумму средства, отведенные на субсидии, не возникнет абсолютно никаких проблем. И в этих условиях энергетические компании смогут работать не в убыток, смогут выплачивать зарплаты, налоги, которые также станут источником финансирования этих субсидий. Если какое-то звено из этого надломить - посыпется вся система», - считает Прокип.

Максим Білявський
Максим Белявский

Директор по интегрированным коммуникациям Группы Нафтогаз Максим Белявский также подчеркнул важность нормативной работы, чтобы города могли утвердить новые тарифы на тепловую энергию. Однако, по его словам, органы местного самоуправления имеют достаточно финансовых ресурсов (в том числе остатков на депозитных счетах), для того, чтобы обеспечить надлежащую подготовку к отопительному сезону.

В свою очередь, замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ в 2015-2019 годах Эдуард Кругляк замечает, что работники ТКЭ сегодня получают зарплаты благодаря поддержке предприятий органами местного самоуправления. «Об экономике предприятий ТКЭ говорить нечего - ее нет. Оборотных средств нет», - подчеркнул экс-замминистра.

По его словам, для финансовой стабилизации тепловиков необходимо, чтобы был реализован законопроект №3508-д. Этот документ уже принят Верховной Радой во втором чтении, но еще не подписан Президентом. В законопроекте предусмотрена реструктуризация задолженности ТКЭ за потребленный газ, которая накопилась к 1 июню 2021 г., а еще устанавливаются одинаковые условия для урегулирования пени / штрафных санкций предприятиям теплоэнергетики и водоканалам. Реструктуризацию можно будет сделать на срок до 5 лет.

Кругляк отметил, что после подписания законопроекта 3508-д Кабмину необходимо в сжатые сроки утвердить все документы, которые сделают возможной реализацию закона на практике. Однако, по мнению эксперта, с технической точки зрения проблем в подготовке к отопительному сезону возникнуть не должно.

Все говорят о тарифах... а как с энергоэффективностью?

Одна из самых обсуждаемых тем не только перед отопительным сезоном, но и весь год, - это тарифы. Люди переживают, хватит ли им доходов на оплату тепла, но сосредоточены при этом обычно на одной составляющей платежки - на стоимости калории. С другой стороны, есть еще такая составляющая, как объем потребления.

Снижать можно обе составляющие, но следует помнить, что снижение тарифа часто не соответствует экономическим реалиям, например, той же цене на голубое топливо. «Это не последний отопительный сезон и не последнее повышение цены на газ. Мы не можем спрогнозировать, каким будет следующий год», - подчеркнул руководитель ОО «Новая коммунальная Украина» Руслан Голуб.

Руслан Голуб
Руслан Голуб

По слова эксперта, часть мэров уже сейчас проводят мероприятия для снижения потребления энергии зданиями, находящимися в коммунальной собственности. Но не хватает господдержки предприятий сферы ЖКХ, ведь не все громады смогут собственными силами вытянуть затраты на модернизацию, а той поддержки международных структур, на которую могут претендовать тепловики и другие компании в отрасли, не хватает на всех желающих.

Потребители также могут снижать объемы потребления тепла и/или газа. На уровне государства есть программа «теплых кредитов» и программа Фонда энергоэффективности «Энергодом». Но и здесь не обходится без проблем.

Например, на «теплые кредиты» в этом году могут претендовать только владельцы частных домов. Кроме того, на программу выделено в бюджете всего 150 млн грн, и будут ли заложены средства на следующий год - пока не известно. Сама программа сначала действовала до 2021 года, но была продлена еще на год. Госэнергоэффективности, которое администрирует «теплые кредиты», заявляет о разработке целевой программы по энергоэффективности до 2026 года. Программа предусматривает предоставление поддержки на модернизацию жилья, однако она до сих пор не утверждена. Соответственно, при подготовке бюджета средства на нее нельзя заложить.

С программой Фонда энергоэффективности также не все просто. Во-первых, пока воспользоваться поддержкой этого учреждения могут только объединения совладельцев многоквартирных домов. Во-вторых, на 6 августа Фонд получил и зарегистрировал 728 заявок от ОСМД, однако работы сейчас проводятся только в 507 объединениях. И только 56 ОСМД подали заявки на верификацию (что означает полное или частичное завершение работ). Это естественно - проекты по программе Энергодом рассчитаны на период до 24 месяцев, - но и слишком мало для того, чтобы уже сегодня говорить об ощутимых результатах в экономии ресурсов.

Кроме того, Фонд энергоэффективности также может постигнуть проблема нехватки средств на выплату возмещений. В прошлом году при подготовке бюджета к первому чтению денег на пополнение уставного капитала учреждения (именно из него выплачиваются компенсации) вообще не было заложено. Ко второму чтению Кабмин все-таки предусмотрел 100 млн грн. Поэтому в этом году Фонд энергоэффективности работает благодаря средствам, которые накопились за прошлые периоды, и за счет мультидонорского фонда.

Будет ли выделено финансирование Фонда энергоэффективности в следующем году? В Мининистерстве развития громад и территорий сообщили Укринформу, что это будет решаться с учетом результатов работы фонда. То есть, вопрос не закрыт.

Как мы войдем в зиму

По словам Кругляка, на подготовку к зиме города выделили тепловикам более 2,6 млрд грн, но государство не имеет никакой программы, которая бы обеспечивала поддержку сферы ЖКХ. По программе же Фонда энергоэффективности пока модернизировано только 35 многоквартирных домов. «Должны быть приняты программы местные, должен быть комплекс мероприятий между теплокоммунэнерго и «жилищниками», которые позволят и снизить потери тепла, и провести термомодернизации жилого фонда», - считает экс-замминистра.

Параллельно остается нерешенной проблема с установлением тарифов для предприятий ТКЭ. Стоит заметить, что из-за изменений в законодательстве в последний раз тепловики могли изменить тарифы для всех своих потребителей в 2018 году. С тех пор выросла не только цена газа, но и уровень зарплат и цен на материалы и оборудование.

Борис Кушнірук
Борис Кушнирук

«Крайне необходимо, чтобы тарифы на тепло были утверждены и чтобы они были реальными. Любые игры органов местной власти с попыткой заниматься популизмом и занизить тарифы, мол, мы таким образом хотим защитить население, приведут к тому, что предприятия ТКЭ будут неспособны выполнять свои обязанности. Физически. И это одна из фундаментальных проблем, которые у нас существуют на протяжении многих лет», - говорит экономический эксперт Борис Кушнирук.

По его словам, заниженные тарифы способствуют накоплению долгов ТКЭ перед Нафтогазом, а в отопительный сезон мы входим неподготовленными. Эксперт назвал ошибкой отмену абонплаты за тепло. «Если бы у нас население в течение года платило равномерно, то, во-первых, это давало бы оборотные средства для ТКЭ. Во-вторых, не было бы «пиков», когда платежки на коммунальные услуги стремительно растут и, соответственно, население не в состоянии платить», - считает Кушнирук.

Он отмечает, что введение абонплаты позволит уменьшить расходы бюджета на выплату субсидий. Домохозяйства, в свою очередь, смогут прогнозировать свои расходы на оплату «коммуналки». В то же время, Кушнирук считает нужным ввести на следующие отопительные сезоны системы, при которой ТКЭ должны законтрактовать газ до 1 июля. Это позволит стабилизировать вхождение в отопительный сезон.

Но это все выглядит, как планы на будущее. Сейчас мы ожидаем холодов, тащим за собой накопленные долги, рост цен на газ и устаревшую инфраструктуру. С введением летнего тарифа для населения (на который потребителей перевел не только Нафтогаз, но и другие поставщики газа) и контрактов с фиксированной ценой для ТКЭ мы можем хотя бы перестать волноваться из-за стоимости голубого топлива.

Однако рост тарифов на централизованное теплоснабжение - это лишь вопрос времени. Тепловикам нужны оборотные средства, им нужно вкладывать в модернизацию, рассчитываться с долгами и стараться не накопить новых. И громады не всегда смогут покрывать эти потребности за счет своих бюджетов - а иногда у них этой возможности нет уже сейчас.

Для населения способом снизить расходы на коммуналку должна была стать модернизация жилья. Однако, по крайней мере сегодня, она не проводится в необходимых масштабах, а финансирование госпрограмм поддержки энергоэффективности остается открытым. Так же открыт вопрос господдержки обновления предприятий теплоснабжения. Населению остается надеяться на субсидии, тепловикам - на поддержку из бюджета громады.

Однажды министр развития громад и территорий Алексей Чернышев сказал автору этого материала, что подготовка к отопительному сезону не должна быть постоянным источником новостей и волнений. Это стандартный процесс, который происходит ежегодно. Остается надеяться, что когда-то так и будет. Но пока мы живем в условиях, когда приближение холодов заставляет украинцев вчитываться в новости. То из-за тарифов, то из-за опасений, что мы можем остаться вообще без тепла.

Виктория Наконечная, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-