Роман Ермолычев, заместитель министра финансов
Расчет образовательной субвенции должен быть справедливым для громад, а ее объем должен обеспечить достойную зарплату учителям
01.11.2021 18:35

В последнее время в СМИ и соцсетях появляются публикации, в которых информация о распределении образовательной субвенции, ее расчете, предоставленном для каждой громады финансировании подается искаженно и субъективно. Критики, в частности, утверждают, что объем субвенции на 2022 год якобы недостаточен.

Чтобы выяснить, какова же ситуация на самом деле, Укринформ поговорил с заместителем министра финансов Романом Ермолычевым о том, как формируется образовательная субвенция и какая концептуальная база должна быть основой для ее расчета.

О ТОМ, КАК СЧИТАЮТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СУБВЕНЦИЮ

- Роман, расскажите, пожалуйста, как рассчитывают общие объемы образовательной субвенции.

- Главным распорядителем средств образовательной субвенции является Министерство образования и науки Украины, которое и осуществляет политику в части распределения этих государственных средств путем утверждения соответствующей формулы. Минфин, со своей стороны, стремится, чтобы расчет образовательной субвенции был справедливым для громад, а ее объем позволил обеспечить достойную заработную плату учителям, а также стимулировал развитие сферы общего среднего образования и способствовал повышению его качества.

Как известно, образовательная субвенция - это средства государственного бюджета, которые передаются в виде трансферта местным бюджетам для выплаты заработной платы педагогическим работникам учреждений общего среднего образования. Ее общий размер определяется с учетом необходимости обеспечения повышения социальных стандартов, применяемых для определения размера заработной платы работников бюджетной сферы, а также нормативных актов, регулирующих этот вопрос.

Для распределения образовательной субвенции между местными бюджетами применяются следующие критерии: количество учащихся, расчетная наполняемость классов, учебные планы, учебная нагрузка, нормативная (расчетная) заработная плата педагогического работника. На основании этих критериев для каждой громады рассчитывается необходимое количество ставок учителей для проведения уроков, а также объем расходов для оплаты их труда. Учитывая это, средствами образовательной субвенции обеспечивается в полном объеме оплата труда оптимального количества учителей при максимально эффективной сети школ.

- Но такую "идеальную" картину имеем далеко не везде...

Иногда учителей в школе столько же, сколько и детей: например, в Криворожской гимназии №4 – 37 педагогов обучают 33 ученика

- Да. Есть громады, в которых образовательную сеть до сих пор не привели в соответствие с нормативами, а следовательно, в таких административно-территориальных единицах фактическая наполняемость классов в учреждениях образования значительно ниже расчетной (например, в Чернелицкой поселковой территориальной громаде Ивано-Франковской области, согласно формуле, должно быть не менее 14 учеников в классе, однако там в среднем меньше 9 учеников на класс; в Городецкой поселковой территориальной громаде Житомирской области вместо 20,5 ученика ‒ меньше 16-ти; в Набутовской сельской территориальной громаде Черкасской области должно быть в среднем 11 учеников, а имеем только 7 учеников на класс; в Вапнярской поселковой территориальной громаде Винницкой области в классах менее 17 детей вместо 20-ти). И таких примеров много.

Иногда бывает, что учителей в школе столько же, сколько и детей, или разница в численности ученического и педагогического коллективов незначительна. Представьте, например, что в Криворожской гимназии №4 в Днепропетровской области 37 педагогов обучают 33 учащихся, в Мисливской начальной школе Выгодского поселкового совета Ивано-Франковской области 1 учитель и 1 ученик, в учреждении общего среднего образования с дошкольными группами «Старозбаражская начальная школа» Збаражского городского совета Тернопольской области ‒ 3 учителя и 3 ученика, в Энергодарском учебно-воспитательном комплексе «Общеобразовательное учебное учреждение II-III ступеней ‒ межшкольный учебно-производственный комбинат» Энергодарского городского совета Запорожской области имеем 13 учителей на 17 учащихся; в Терновской начальной школе Добровеличковского поселкового совета Кировоградской области 7 учителей обучают 10 учеников, в Беньковской начальной школе Рогатинского городского совета на Прикарпатье два педагога занимаются четырьмя учениками.

То есть, речь идет об избытке учительских ставок во многих громадах. В частности, в Козовский сельской территориальной громаде Львовской области ‒ "лишние" 83,7 ставки (согласно нормативам, должно быть 229,8 ставки учителей, на самом же деле их 313,5); в Маловильшанской сельской территориальной громаде Киевской области ‒ +79,2 ставки (248,3 вместо 169,1); в Пийтерфолвовской сельской территориальной громаде Закарпатской области ‒ +41,5 ставки (328,9 вместо 287,4). Таких громад немало, что перманентно приводит к дефициту образовательной субвенции, который в «пожарном порядке» пытается в конце года «погасить» правительство ‒ например, путем перераспределения средств, что, по нашему мнению, неправильно. Поскольку решения органов местного управления являются автономными, а значит, если местные власти решили содержать неэффективную сеть, то и средства на это должны находить самостоятельно. Вместе этого мы видим, что средства «забирают» у тех громад, которые реализовывают правильную политику распределения финансового ресурса и в конце года имеют остатки образовательной субвенции. Об этом поговорим позже.

Кстати, советую обратиться к дашборду ‒ электронной базе данных, которую уже третий год Минфин размещает на своем официальном сайте (в рубрике «Информация и аналитика»/ «Расходы на образование» по ссылке. Там можно найти много интересной аналитической информации для того, чтобы руководители громад могли принимать правильные решения относительно функционирования образовательной сети.

Полезным также будет издание "Новая школа в новых громадах: пособие по эффективному управлению образованием в объединенных территориальных громадах", подготовленное шведско-украинским проектом SKL International "Поддержка децентрализации в Украине" авторства Айдера Сеитосманова, Олега Фасоли и Войцеха Мархлевски. Эти материалы на практике иллюстрируют, как построить эффективную сеть учреждений общего среднего образования в громаде.

О ТОМ, ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ" ДЕНЕГ В 2022-М ХВАТИТ НА ВСЕХ

Предусмотренных в проекте бюджета-2022 108 млрд грн будет достаточно при условии функционирования эффективной образовательной сети

- Сейчас активно распространяется информация, что объем образовательной субвенции на следующий год недостаточен. Так ли это?

- Считаем, что предусмотренных в проекте государственного бюджета Украины на 2022 год 108 млрд грн будет достаточно при условии функционирования эффективной образовательной сети, определенной показателями формулы распределения этой субвенции, ведь она учитывает, в частности, реальное количество соискателей образования (школьников).

В то же время основным фактором уменьшения общего объема образовательной субвенции на 2022 год (при условии равенства других факторов) является уменьшение количества учащихся в громаде.

Как я уже говорил, к дефициту образовательной субвенции в громадах, как правило, приводит функционирование большого количества малокомплектных школ, классов с низкой фактической наполняемостью, высокой стоимостью обучения одного ученика, превышение количества фактических ставок педагогических работников над расчетной.

Интересен для анализа, кстати, и показатель средней стоимости содержания одного ученика. Например, по Украине он составляет 24,7 тыс. гривень. В громадах, где правильно управляют сетью, эта стоимость может быть ниже общего показателя. Например, содержание одного ученика в Великоалександровской общеобразовательной школе І–ІІІ ступеней №2 Великоолександровской поселковой территориальной громады Херсонской области – всего 4 тыс. грн в год; в Волчанском лицее №2 Волчанского районного совета Харьковской области – 4,7 тыс. грн; в Жупанской общеобразовательной школе І-ІІ ст. Сколевского районного совета Львовской области – 5,1 тыс. гривень.

Однако есть и примеры нерационального использования ресурсов. Среди школ с самой высокой стоимостью обучения одного ученика - коммунальное учреждение «Ирлявская начальная школа Ужгородского районного совета Закарпатской области» – 166,5 тыс. грн; Великорадогощанская начальная школа Плужненского сельского совета Изяславского района Хмельницкой области – 166,1 тыс. грн; Петровский учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа І ст. – дошкольное учебное заведение» Любашевского районного совета Одесской области – 163 тыс. гривень.

При этом, хочу подчеркнуть: как показывает практика, от объема потраченных средств качество образования таких учеников на самом деле не зависит, потому что часто деньги идут на содержание помещений и другие нужды, а не на обеспечение собственно качества обучения.

По состоянию на 1 октября на счетах местных бюджетов было 7 млрд грн неиспользованных остатков средств образовательной субвенции

Итак, делаем вывод: органы местного самоуправления должны принимать управленческие решения, которые требуют глубокого анализа деятельности сети учебных заведений и целей осуществления расходов на нее: хотят ли они содержать только помещения, избыточные ставки, или все же стремятся обеспечить надлежащее качество образования, а за остатки субвенции – обустраивать образовательную среду? Конечно, правильно принятые решения позволят громадам аккумулировать средства и направлять их не на содержание помещений, а прежде всего на выплату заработной платы педагогическим работникам и обеспечение доступа учащихся к качественному образованию.

- Вы утверждаете, что средств образовательной субвенции достаточно. То есть, и в этом году проблем с выплатой заработной платы учителям в конце ноября-декабря не будет?

- Если в громадах оптимальная образовательная сеть, то нет. Кроме того, хочу подчеркнуть, что, по информации Государственной казначейской службы Украины, по состоянию на 1 октября на счетах местных бюджетов было 7 млрд грн неиспользованных остатков средств образовательной субвенции.

Так, в частности:

● в областных бюджетах и бюджете г. Киева - 1 382,1 млн грн;

● в бюджетах городских территориальных громад ‒ 2 569,1 млн грн;

● в бюджетах сельских и поселковых территориальных громад ‒ 3 129,9 млн грн.

(Подробно об остатках образовательной субвенции в разрезе местных бюджетов - по ссылке, - ред.)

- 7 млрд гривень - довольно существенный ресурс. Следовательно, остатки образовательной субвенции накапливаются. И как быть с тем, что средства есть, но они не «работают» на образование?

Будем мотивировать громады думать о потребностях детей и учителей уже сейчас, не откладывая "на потом"

- Замечу, что в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, образовательная субвенция направляется на оплату труда с начислениями педагогических работников. Остатки средств субвенции на конец бюджетного периода хранятся на счетах соответствующих местных бюджетов и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции, а также могут идти на обновление материально-технической базы учреждений образования.

Кроме того, в связи с пандемией COVID-19, Законом «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» разрешено, в порядке исключения, направлять остатки образовательной субвенции на закупку товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения безопасного учебного процесса в учреждениях общего среднего образования.

Как показывает практика, этот ресурс на местном уровне используется очень медленно, чаще всего уже после начала учебного года (динамика использования остатков средств образовательной субвенции в 2021 году ‒ в таблице, ‒ ред.).

Название

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06.

01.07

01.08

01.09

01.10

Остатки образовательной субвенции

5322,7

6978,7

6185,4

5995,4

5750,0

6938,1

6826,9

7650,2

7609,1

7081,1

Касса за

счет остатков

12,5

97,5

273,3

459,1

708,2

991,8

1 286,3

1844,5

2321,0

Итак, имея широкий спектр направлений и возможностей для использования остатков образовательной субвенции, местные власти, как видим, не спешат их использовать для улучшения материальной базы учреждений образования, повышения качества и безопасности образовательного процесса.

Минфин настаивает на том, чтобы деньги «работали» в интересах жителей громад и обеспечивали доступное и качественное образование его соискателям, а потому использовались в следующем после их выделения из госказны бюджетном периоде. Однако, как показывает наш анализ, в некоторых громадах эти остатки переходят из года в год. В то время как образование требует надлежащей ресурсной поддержки уже сейчас, а ученики не могут годами ждать, когда им закупят современные средства обучения, как того требует реформа Новой украинской школы.

Именно поэтому (а не по другим причинам), с целью стимулирования местных властей к эффективному и оперативному использованию остатков образовательной субвенции в течение одного бюджетного периода правительство и предложило изменения в Бюджетный кодекс, которыми местным властям дается год на целевое использование неиспользованного ресурса образовательной субвенции. Надеемся, что так мы будем мотивировать громады думать о потребностях детей и учителей уже сейчас, не откладывая "на потом".

Александр Радийчук, Киев

Фото и иллюстративные материалы предоставлены пресс-службой Министерства финансов Украины

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-