Юргита Домейкиене, руководитель Программы ЕС по поддержке управления госфинансами в Украине (EU4PFM)
Украинской таможне нужна «синхронизация в развитии» с Евросоюзом
23.11.2021 11:19

Соглашение об Ассоциации с ЕС, подписанное Украиной в 2014 году, стало шагом на пути ее европейской интеграции. Этот комплексный документ не просто определил геополитическую и экономическую перспективу сближения Украины с европейским сообществом. В Соглашении с ЕС содержится дорожная карта экономических преобразований. Там прописаны вполне конкретные задачи во вполне конкретных областях, которые Украина согласилась выполнить, чтобы ее европейская перспектива не осталась на бумаге. Одна из важнейших сфер, упомянутых в Соглашении - таможенное дело. Почему международные партнеры предложили Украине помочь выполнить «домашнее задание» именно в этом сложном направлении? В чем заключается такая помощь в интервью Укринформу, рассказывает Юргита Домейкиене, руководитель Программы ЕС по поддержке управления государственными финансами в Украине (EU4PFM).

- Ваш проект – один из помогающих Украине идти по европейскому пути. В Европе, надеемся, хорошо осознают, насколько трудно Украине реализовать свой потенциал и выполнить пункты Соглашения об Ассоциации в условиях гибридной войны?

– Не только Украина, но и страны ЕС также подписали Соглашение об Ассоциации с ЕС, поскольку считают Украину важным и перспективным партнером. Это означает, что в выполнении условий Соглашения заинтересована не только Украина, но и международные партнеры. Украина имеет большой интеллектуальный, кадровый и экономический потенциал, способная в будущем сделать весомый вклад в развитие интегрированной Европы.

Объем работы на этом направлении – велик, и, надо быть честными, финансовые затраты на реформирование тоже немалые. Страны ЕС (а особенно присоединившиеся позже, например Литва, Эстония и другие) знают это по собственному опыту. Поэтому мы должны организовать всестороннюю и эффективную помощь в реализации реформ в Украине – как техническую, так и экспертную и финансовую.

Такая помощь обычно организуется через программы и проекты, каждый из которых направлен на определенные направления и формы помощи. К примеру, Офисы поддержки реформ (RST) Минфина и Гостаможслужбы, также финансируемые Евросоюзом, больше внимания уделяют экспертной и организационной помощи. EU4PFM (Программа ЕС по поддержке управления государственными финансами в Украине) акцентируется на экспертной, технической и финансовой помощи. Техническую и экспертную помощь оказывают также американские TAPAS, USAID и другие проекты.

– В чем «технологическая», скажем так, особенность такой поддержки? А, соответственно, и какова потребность в ней?

- Хочу обратить внимание на то, что европейское законодательство, с которым по Соглашению об Ассоциации должно гармонизироваться украинское, не остается неизменным. Правовая система Евросоюза развивается, и гармонизация предусматривается не с тем законодательством ЕС, которое было в момент подписания Соглашения (т.е. образца 2014 года), а с его новыми этапами. Так сказать, нужна «синхронизация в развитии». Поэтому одно из важных направлений помощи международных экспертов, в том числе и Программы EU4PFM, – предоставлять оперативную актуальную информацию об обновлении европейского законодательства, чтобы Украина и ЕС двигались в одном направлении.

Вот пример. В ЕС после принятия Таможенного кодекса Евросоюза таможенные органы получают новую миссию. Если раньше речь шла преимущественно о таможенных пошлинах и охране внутреннего рынка и отечественного бизнеса, то сейчас Таможня становится важным звеном в международной цепи торговли. От того, как эффективно и быстро она будет работать, зависит интенсивность международной торговли и конкурентоспособность стран и компаний. Скорость и эффективность мы связываем прежде всего с модернизацией и упрощением таможенных процедур, а эти процессы в свою очередь зависят от развития и внедрения современных IT-систем.

Поэтому в последние годы в рамках Таможенного кодекса ЕС был разработан поэтапный рабочий план, согласно которому страны внедряют или обновляют 17 IT-систем. 2-й этап завершается в конце 2022 года, 3-й, последний – в 2025 году.

Поскольку часть этих IT-систем должна обеспечивать обмен информацией между странами, Украине необходимо заранее планировать соответствующие меры. И мы готовы тут помочь.

- Расскажите подробнее о конкретных направлениях помощи в реформировании украинской таможни. Легко ли проходят процессы кардинальных изменений в ней?

- Наверное, было бы странно, если бы все произошло как по волшебству. Ведь есть и институциональная инерция, и бюрократия, и недостаток бюджетных средств, и (чего греха таить!) коррупция, и другие отягчающие факторы. Но это не отпугивает международных партнеров, а скорее мотивирует активную и эффективную работу.

К тому же, мы видим, что процессы реформирования Таможни находятся в фокусе внимания правительства и Офиса Президента Украины. Украина, подписывая Соглашение об Ассоциации, выбрала вектор развития, имеет разработанные в соответствии с этим вектором задачи, а мы помогаем (и будем помогать) их реализовать. И результаты уже есть.

К примеру, была введена Программа Авторизованного экономического оператора (АЭО) (которая была среди пунктов экономической части Соглашения об Ассоциации). Совместными усилиями с Министерством финансов, Гостаможслужбой и другими международными партнерами, как RST, активно движемся к вступлению Украины в Конвенцию о процедуре совместного транзита (CCTP) – система NCTS уже работает в национальном масштабе, в конце ноября ожидается визит пре-мониторинговой миссии специалистов по ЕС, что станет одним из ответственных этапов международного внедрения системы в Украине. По предварительным оценкам, этого можно ожидать уже в 2022 году.

- Как нам представляется, украинская таможня сегодня нуждается в технологиях, которые бы максимально нивелировали пресловутый человеческий фактор, на котором, в основном, и выстраиваются коррупционные схемы. Что вы предлагаете в этом направлении?

– Полноценное выполнение «домашних заданий» по Соглашению об Ассоциации предполагает, разумеется, внедрение новых IT-систем на таможне.

В соответствии с направлениями, определенными совместно с украинскими партнерскими институтами в 2019 году, когда запускалась наша Программа, мы поддерживаем создание наиболее важных для деятельности таможни IT-систем: современной системы управления таможенными рисками, а также системы посттаможенного контроля и таможенного аудита. Они решают для ускорения процедур таможенного оформления, а также для обеспечения эффективности этих процедур. Также помогаем разрабатывать систему тарифных и нетарифных мер и систему контроля таможенной стоимости.

На очереди – обсуждение IT-архитектуры Таможни и «дорожной карты» IT-трансформации. Эти документы должны дать общее видение Минфина, Гостаможслужбы и международных партнерских организаций, как двигаться дальше, какие системы, какие процессы должны обслуживать, и какие средства мы должны предусмотреть в поддержку этих процессов.

Еще одной задачей мы видим налаживание общения между Таможней и бизнесом по вопросам новейших таможенных упрощений (АЭО, система совместного транзита, таможенный аудит). В частности, с участием представителей Гостаможслужбы, бизнеса и международных и украинских экспертов по этой теме только в последнее время был проведён круглый стол в агентстве «Интерфакс-Украина» и онлайн-семинар для деловых кругов Западного региона Украины. И эту практику мы будем продолжать.

– Работа с людьми, подбор персонала, другие составляющие кадровой реформы отечественной таможни есть ли в вашем фокусе? Ведь это одна из основных ее проблем, решение которой тоже нуждается в современных подходах.

- Конечно, мы понимаем, что важной сферой реформирования Гостаможслужбы является HR, то есть кадровая реформа – разрабатывать и внедрять новые подходы к работе с персоналом, оценки его квалификации и результатов работы в соответствии с лучшими европейскими практиками в HR. Ведь Таможня – это не только руководство, но и 11 тысяч сотрудников. Поэтому наша Программа проводит обучение современным и системным подходам к управлению персоналом для представителей кадровой службы Гостаможслужбы (территориальных кадровых подразделений и центрального аппарата). Обучение и тренинги HR-специалистов - обязательная составляющая помощь международных партнеров в реформировании кадровой службы Гостаможслужбы Украины.

– В целом, каких результатов вы планируете достичь?

- Подытоживая, можно сказать, что наша работа – это помощь Украине в реализации положений Соглашения об Ассоциации с ЕС, касающихся реформирования Таможни. Это не раз и навсегда определенная догма, а живое сотрудничество, которое имеет целью, с одной стороны, помочь Украине построить таможенную систему в соответствии с обновленной идеологией таможни ЕС; с другой – синхронизировать изменения, которые неизбежно происходят в таможенном законодательстве Евросоюза.

Бизнес (честный бизнес!) должен получить более простые и прозрачные таможенные процедуры, лучшие возможности для международной торговли, в том числе таможенные упрощения и «таможенный безвоз» – возможность пользоваться, как и бизнес стран ЕС, режимом совместного транзита.

Гостаможслужба должна перейти от бумажных процессов к современным цифровым технологиям, которые позволят сделать ее деятельность более эффективной и менее зависимой от человеческого фактора. Государство же, прогнозируемо, будет получать большие поступления благодаря отвлечению мошеннических схем в режиме совместного транзита, росту объемов международной торговли, прозрачности благодаря применению IT-систем. Учитывая, что таможня в Украине обеспечивает около 40% поступлений в госбюджет, конечным бенефициаром нашей помощи, таким образом, должны стать не только бизнес и таможня, но и граждане, благосостояние которых зависит от возможностей государственного бюджета.

Сотрудничество международных экспертов с украинскими членами правительства в рамках проектов международной помощи (в частности, таких, как Программа EU4PFM) позволяет постепенно налаживать Украине и странам ЕС синхронное движение в развитии таможенного дела. Возможно, не так быстро, как всем нам хотелось бы, но системно и, надеюсь, необратимо.

Марина Нечипоренко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-