
«Серый» импорт электроники и бытовой техники сократился на четверть
Таковы результаты исследования обнародовала консультант GfK Татьяна Сытник во время пресс-конференции "Рынок электроники в условиях COVID-19: объемы рынка, уровень "серости", ожидания", сообщает корреспондент Укринформа.
По словам эксперта, рынок электроники и бытовой техники в пандемический год возростал — в целом на 24% (в денежном выражении) и на 10% по объему проданного товара.
«Самый интенсивный рост зафиксирован в категории «компьютеры и ноутбуки». Также быстро росли продажи в товарных категориях для дома — в частности пылесосов и мелкой бытовой техники. Только показатели продаж фототехники оставались близкими к прежнему уровню”, - детализировала Сытник.
По ее данным, доля продаж товаров через Интернет в этот период увеличилась с 24% (до пандемии) до 32%.
Что касается "серого" импорта, то его доля сократилась с 23% (по данным исследования, проведенного GfK по итогам 2019 года) до 16%.
"Однако есть отдельные категории, где такой импорт возростал. Это – аксессуары и фототехника, – рассказала Сытник.
В денежном измерении больше всего ущерба государству по-прежнему наносят "серые" поставки и продажи телевизоров и смартфонов. Далее – товары в категориях "аксессуары" и "мелкая бытовая техника для кухни и дома".
Общее сокращение доли "серого" импорта участники рынка объясняют эффективными мерами, предпринимаемыми в этот период производителями и их официальными представителями в Украине.
"Также в условиях неопределенности у легальных игроков рынка был больший запас прочности. Нелегалы должны были приспосабливаться к новой ситуации”, - добавила Сытник.
В то же время эксперт неоднократно отмечала, что факторы, положительно повлиявшие на объемы "серого" импорта электроники и бытовой техники в Украину, были ситуативными. Поэтому вполне вероятно, что в случае нерешения проблемы слабого контроля государственных органов и вероятного роста потребительского спроса доля серого импорта может быстро вернуться к уровню 2019 года.
Проведенное GfK исследование охватывает продажу электроники и бытовой техники в период с апреля 2020 года по март 2021 года. Методология исследования основывается на экспертном опросе участников рынка. В нем приняли участие представители компаний-производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных торговых сетей. На блок вопросов по определению доли серого импорта ответил 71 участник рынка, а полностью анкеты заполнили 59 респондентов. Оценивали ситуацию в 14 категориях, охватывающих 80% продаж бытовой техники и электроники в Украине.