Черная пятница-2021: как пандемия за почти два года повлияла на покупки

Черная пятница-2021: как пандемия за почти два года повлияла на покупки

Укринформ
Планирующих «шопиться» стало меньше, в приоритете одежда, а невакцинированные - увеличат статистику онлайн-заказов

Украинцы уже давно привыкли к «чернопятничным» распродажам, но тут случилась пандемия - и пришлось привыкать «по-новому». Как показывают опросы, украинцы не слишком верят скидкам в этот праздник торговли, впрочем, для многих предприятий Черная пятница все равно остается прекрасной возможностью «распродаться». Конечно, Черная пятница этого года, как и в прошлого, пройдет «под тенью» коронавируса, и это не могло не повлиять на приоритеты украинцев. Более того, тем, кто до сих пор не вакцинировался, в этом году не удастся просто попасть к торговым прилавкам.

Техника или одежда – что нужнее?

По данным агентства маркетинга Promodo, в «доковидном» 2019 году в топе покупок первое место занимала бытовая техника, второе – игрушки, третье – одежда. В том же году в своем ФБ соучредитель интернет-магазина Rozetka Владислав Чечеткин обнародовал популярные товары Черная пятница. По его данным, чаще всего покупали товары категорий: мобильные телефоны, шампанское, подгузники и стиральные средства. "Новая почта" в 2019 году также отметила среди популярных товаров технику, электронику, одежду, детские товары и косметику. То есть это из разных источников: наибольшим спросом пользовалась бытовая техніка.

По данным исследовательской компании Gradus Research в 2020-м – первом «пандемическом» - году планирующих приобрести электронику было 48%, одежду – 44%, бытовую технику – 29%, 23% – косметику и бытовую химию. В общей сложности планировали делать покупки в Черную пятницу 35% украинцев.

Компания маркетинговых исследований 4Service Group также проводила опрос. Цифры похожи: приобрести электронику собирались 51%, одежду – 50%, быттехнику – 32%, 19% - косметику и бытовую химию. 20% точно собирались "что-нибудь покупать", а 50% – "возможно".

В 2021-м компания Gradus Research снова провела опрос. Оказалось, что желающих отовариться в конце ноября стало меньше до 30%. А на первое место среди запланированных покупок вышла одежда – 45%, за ней электроника – 38%, 26% – бытовая техника, 24% – косметика и бытовая химия.

Впрочем, компания 4Service Group получила несколько иные цифры: 67% намерены покупать технику, одежду – 57%, 38% – товары для дома, а косметику – 22%. С чем связаны такие расхождения в цифрах? Можем предположить, что причина в разных методах исследования. Но желающих покупать в Черную пятницу - в 4Service Group, как и у Gradus Research, 30%. Стоило бы вспомнить, что по их исследованиям в 2018 году в Черную пятницу планировали делать покупки 85%, почти втрое больше нынешних прогнозов.

Принципиально важно, что с каждым годом растет процент онлайн-заказов. В 2018 году, по данным 4Service Group, планировали покупать через Интернет 48%. В 2020 году компания обнаружила, что онлайн будут покупать 59%, а по данным Gradus Research - 62,8%. А в 2021 году по прогнозам 4Service Group процент онлайн-покупателей может составить 61, а по Gradus Research – и все 67.

Відсотки онлайн-покупців у 2021, за даними Gradus Research
Проценты онлайн-покупателей в 2021 году, по данным Gradus Research

И хотя данные компаний маркетинговых исследований несколько отличаются, можно сделать некоторые обобщения. С каждым «ковидным» годом украинцы все меньше планируют покупать именно на праздник торговли, в Черную пятницу. Также очевидно, что с каждым годом процент онлайн-заказов в Черную пятницу растет. Не «антиваксеры» ли, невакцинированные сограждане, меняют таким образом статистику ноябрьского шопинга?

Невакцинированным придется выбирать

В 2020 году Черная пятница пришлась все же на более мягкие карантинные ограничения. Тогда запрещались массовые мероприятия с участием более 20 человек и работа развлекательных, учебных заведений, заведений питания, регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров в количестве большем, чем количество мест для сидения. Также вводился карантин "выходного дня". (Напомнить себе прошлогодние реалии пандемии можно здесь).

В этом году условия ужесточились, ведь направлены на стимуляцию вакцинирования. В областях на "желтом" уровне запрещено проведение массовых мероприятий с участием более 1 человека на 4 кв. м, а спортзалов и фитнес-центров - не более 1 человека на 10 кв. метров, занятия 5-12 классов школ и других учебных заведений при особых условиях. Ограничения "желтого" уровня не применяются, если все посетители и все организаторы массовых мероприятий, работники учреждений имеют хотя бы одну прививку от COVID-19. В «красном» же уровне запрещается работа развлекательных заведений, общепита и образования, кроме детских садов и начальных классов, проведение массовых мероприятий, работа заведений культуры и работа непродовольственных рынков, магазинов, спортзалов, бассейнов и фитнес-центров. Ограничения не действуют, если 100% сотрудников и посетителей полностью иммунизированы и имеют зеленый COVID-сертификат, отрицательный результат ПЦР-тестирования или экспресс-тестирования на антиген (действительный 72 часа) или сертификат о выздоровлении.

То есть, в этом году в ТРЦ попасть получится не у всех. Мы поинтересовались у невакцинированных украинцев, что они планируют делать в Черную пятницу, чтобы не пропустить скидки. Конечно, опрос не репрезентативный, но в некоторой степени освещает намерения. Укринформ разместил в социальных сетях (Facebook и Telegram) вопрос тем, кто до сих пор не вакцинирован или вакцинировался незадолго до Черной пятницы, то есть сертификата еще не имеет.

Варианты ответов:

  1. Не буду делать покупки в этот день.
  2. Буду покупать онлайн.

В нашем опросе в соцсетях приняло участие 170 человек.

57,6% (98 человек) выбрали «не буду делать покупки». Цифра вполне может быть обусловлена ​​малым процентом граждан, которые вообще хотят делать покупки в этот день. А вот остальные 42,4% (72 человека) предпочли онлайн-покупки. Ну, хотя бы здесь у большинства «антиваксеров» срабатывает логика. Ведь, по нашему мнению, это и для вакцинированных граждан самый безопасный вариант карантинного настоящего. Ведь скопления в магазинах Черной пятницы могут ускорить распространение коронавируса и повысить статистику заболевания.

Не только скупой, но и слишком азартный платит дважды

В день массовых скидок следует особенно тщательно заботиться о безопасности. Не говоря уже об опасности заражения, человек, охваченный азартом и спешкой, чтобы не упустить дешевое, легко может приобрести испорченный или поврежденный товар, купить хлам или забыть проверить онлайн-магазин и отправить деньги мошенникам.

Напоминаем несколько простых советов, о которых вы, конечно, слышали, но…:

  1. Составьте список запланированных покупок, учитывая реальные потребности, а не эмоциональные импульсы.
  2. Проверяйте срок годности товара, не поленитесь включить электрические устройства, чтобы убедиться в их исправности, тщательно проверьте одежду и обувь на наличие брака.
  3. Если будете покупать онлайн, заранее проверьте интернет-магазины (как давно существуют, отзывы, судебные дела) или покупайте исключительно на известных сайтах.
  4. Предпочитайте наложенный платеж, а если будете делать подписку, то будьте внимательны с реквизитами.
  5. Не забывайте узнавать условия возврата товара.

Желаем не только продавцам, но и покупателям получить удовольствие от «праздника торговли» под названием «Черная пятница».

Анна Гетьман, Київ

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-