Топ-10 достижений Украины в социально-экономической сфере в 2021 году

Топ-10 достижений Украины в социально-экономической сфере в 2021 году

Укринформ
Предлагаю проанализировать экономические достижения страны в 2021 году

В коротком перерыве между новогодним и рождественским оливье и пользуясь временным информационным затишьем со стороны старых и новоявленных оппозиционеров, предлагаю по возможности трезво проанализировать достижения страны в 2021 году. Подчеркиваю – страны – не власти, ведь все наши достижения – это результат нашей общей работы: как тех, кто созидает, тех, кто не мешает и даже тех, кто препятствует. Работы сложной с ошибками, но общей – каждого на своем месте: от кабинета на Грушевского до кресла за рулем грузовика на трассе Киев-Чоп.

Однако, даже об этих показателях вам не скажут постоянно раскачивающие власть оппозиционеры, вам не расскажут в эфире телеканала Украина-24 откормленные олигархом новоявленные оппозиционеры. О них в мейнстриме огульной критики власти принято умалчивать, ведь цифры эти резко диссонируют с привычной оппозиционной ложью. Обращаю внимание, что речь идет именно о социально-экономических показателях, а не о принятых решениях, не имеющих пока ощутимого результата в цифрах социально-экономического развития. Поэтому, мы умышленно оставим за скобками наши успешные проекты.

Итак, поехали.

1. Показатель ВВП и подушевого ВВП в текущих ценах в долларах США впервые превысил «довоенный» уровень (2013 г., без АРК)

По нашим оценкам, в 2021 г. номинальный ВВП составит 5180 млрд грн (5190 млрд грн – НБУ) или 190 млрд долл. при среднегодовом курсе 27,29 долл. По этому показателю мы впервые превзойдем уровень 2013 г., без АРК (183 млрд долл., данные ВБ из WDI). Аналогичная тенденция – по показателю ВВП/душу в текущих ценах в долларах США (≈4600 долл/душу в 2021 г. против 4035 долл. в 2013 г.).

Отмечу, что на конец 2018 года, т.е. за полгода до прихода нас к власти, эти цифры составляли соответственно 130,8 млрд долл. и 3103,8 долл. на душу населения. Важно помнить, что этот показатель является результатом экономической политики в условиях глобального кризиса, последствия которого оказались наиболее разрушительными для мировой экономики со времен Великой депрессии.

2. Детенизация

Детенизация является нашей приоритетной задачей с первого дня. Не буду перечислять здесь антиофшорный закон, фискализацию и другие решения, которые уже вступили или вступают в силу с 1 января 2022-го. Работа еще идет и мы крайне далеки от того, чтобы открывать шампанское. Однако, несмотря на кризис, нам удалось уже сейчас собрать за счет детенизации более 50 млрд грн в бюджет.

Несколько цифр. Доходная часть госбюджета 2021 от внутренних налогов по сравнению с бюджетом 2022 – выше на 107 млрд грн или плюс 21%. Только в декабре бюджет получил плюс 14,8 млрд грн или 42,6% по сравнению с декабрем 2020 года. Только от НДС (сальдо) бюджет в декабре 2021 года получил год к году в 1,6 раза больше, чем в 2020-м. И это при том, что в 2020-м, несмотря на кризис, показатели были выше, чем в благополучном 2019-м. Это прямой результат противодействия масштабному мошенничеству с НДС и детенизации экономики, который мы осуществили в 2019-2021 гг. и завершили (об этом можно уже говорить как о результате) в декабре 2021 года. Отныне в налоговой нет места ворам и кланам, прочно укоренившимся в органе на протяжении 30 лет украинской независимости. Конечно, впереди предстоит еще огромная работа, сопровождаемая жутким противостоянием оставшихся преступников в системе. Однако, сомнения нет в том, что точка невозврата пройдена. Следующий этап – таможня.

Добавим к этому упразднение коррупционных налоговых льгот, годами накапливающихся в НК – от льготирования производства курятины и добычи руды до льготы на дизель для ГОКов и льготной ставки акциза для устройств для курения (ТВЕНов), уравнивание ставки акциза на которые только в 2021 году принесло бюджету более 10 млрд грн.

Очень тяжело, преодолевая огромное сопротивление, но принцип «закон один для всех» становится реальностью налогообложения бизнеса в нашей стране, экономика выходит из тени, создавая предпосылки для дальнейшего развития.

3. Снижение уровня госдолга

По последним оценкам, уровень госдолга к ВВП снизится с 60,8% в 2020 г. до 51,7% в 2021 г. (52,1% – НБУ), вернувшись в пределы долговой безопасности в Бюджетном кодексе (не более 60% ВВП) и приблизившись к безопасному уровню, рекомендуемого МВФ/ВБ для развивающихся стран с рыночным доступом к долговому финансированию (не более 50% ВВП).

Обратной стороной такого достижения является форсированная фискальная консолидация через сверхплановое снижение дефицита бюджета, несколько затормозившая восстановление экономики в 2021 г., о чем мы писали ранее. Считаю, что здесь есть место для дискуссии с Министерством финансов.

4. Объемы товарного экспорта превысили «довоенный» уровень 2013 года

По данным Госслужбы статистики, за 10 месяцев 2021 г. экспорт товаров составил 54,5 млрд долл. (+37,5% к аналогичному периоду 2020 г.), впервые превысив уровень 2013 г. (51,9 млрд долл., данные за 2013 г. приведены с учетом АРК). Не в последнюю очередь на это повлиял рекордный урожай зерновых и подсолнечника. По данным Госслужбы статистики за 11 месяцев, сбор пшеницы – 32,7 млн т., ячменя – 9,6 млн т., кукурузы – 39,8 млн т., (всего по зерновым – 83,7 млн т., +33,5% к аналогичному периоду 2020 г.) и семян подсолнечника (16,4 млн т., +25,2%).

5. Рекордный за почти полтора десятилетия рост кредитования

За 11 месяцев с начала года кредиты в гривне выросли почти на четверть (24,4%) или на 146,8 млрд грн (для инфо: объем кредитов в долларах продолжил снижаться, на 10% с начала года). Это наибольшие темпы роста кредитного портфеля в гривне со времен кредитного бума в 2007 году. Росту кредитования способствовало снижение доли необслуживаемых кредитов (за 10 месяцев 2021 г. с 41 до 32,7 п.п. от кредитного портфеля) с расформированием резервов под них, активная выдача займов малому и среднему бизнесу в рамках госпрограммы доступного кредитования (по данным Минфина, на 28.12.2021 г. по программе за текущий год выдано кредитов почти на 62 млрд грн), сохранение низких процентных ставок (средняя ставка в гривне без овердрафта за 11 мес. 2021 г. – 8,9%, против 10,2% за весь 2020 г.), рекордная за все время прибыль банковской системы (65,7 млрд грн за 11 мес. 2021 г.), прирост потребительского кредитования на фоне роста реальных доходов граждан.

6. Рекордный за 7 лет рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Чистый приток ПИИ по оценкам НБУ составит 6,5 млрд долл. Это рекордные темпы притока ПИИ с 2015 г., за который доступны сопоставимые ряды данных. Однако, несмотря на очевидный позитив, доля валового накопления основного капитала в ВВП остается крайне низкой для экономического развития страны. Это очевидная недоработка экономического блока правительства, отвечающего за инвестиции, должна быть исправлена уже в 2022 году через:
● реализацию проекта инвестняни и организации эффективной работы, а не ее иммитации, офисом UkraineInvest;
● работу над развитием индустриальных парков;
● реальный запуск работы Экспортно-кредитного агентства, от отсутствия результатов работы которого за столько лет откровенно стыдно;
● координацию работы Министерства экономики и посольств за границей с целью популяризации инвестирования в Украину.

7. Тенденции снижения бедности ниже докризисного уровня (по итогам 1-го квартала 2021 г.)

Тому, кто смотрит с утра до вечера политиков, принадлежащих на праве частной собственности олигархам на принадлежащих им же телеканалах, будет сложно осознать тот факт, что уровень бедности по абсолютному критерию – расходы ниже прожиточного минимума в 1-м квартале 2021 г. (это последние доступные данные) снизился до 36,6% против 43,8% за аналогичный период прошлого года. По абсолютному критерию доходы ниже прожиточного минимума – снизился с 28,3% до 23,7%. Эта новость прогнозируемо прошла мимо в СМИ, а зря, ведь уровень абсолютной бедности снизился не только по сравнению с 2020 г., но и с докризисным 2019 г. (в первом квартале 2019 г. уровень бедности составлял соответственно 38,1% и 25,5%). Конечно, пока еще рано делать выводы по всему 2021 г. (уровень бедности, скорее всего, несколько вырастет на фоне ускорения инфляции в 2-4 квартале). Однако и не отметить тенденции снижения бедности в 2021 г. будет неправильным, тем более что реальные доходы населения продолжили рост.

8. Рост реальных доходов

В первой половине 2021 г. (против аналогичного периода 2020 г.) реальные, т.е. с учетом инфляции, наличные доходы населения выросли на 3,3%. По нашим оценкам, рост реальных доходов в 2021 г. составит около 4,5% (против 2,6% в 2020 г.). О чем это говорит? О том, что заявления о продолжающемся росте бедности в Украине в 2021 г., мягко говоря, – манипуляция, которая опровергается: (а) снижением самого показателя бедности в первом квартале 2021 г., несмотря на кризис; (б) продолжением роста реальных доходов граждан в 2021 г. Из-за кризиса уровень бедности действительно вырос в 2020 г., но в 2021 г. он снижался.

9. Рост реальной и минимальной зарплаты

Средняя зарплата за 11 месяцев 2021 г. составила 13 705 грн или 502,2 долл. (в т.ч. в ноябре 540 долл.), впервые за все годы независимости преодолев показатель 500 долл. и приблизившись к средним зарплатам наших пост-советских соседей.

В реальном выражении зарплата за 11 месяцев 2021 г. (к аналогичному периоду 2020 г.) выросла на 10,4%. По нашим оценкам, по году вырастет на 9,8-10%.

Минимальная зарплата в среднем по году составит 6042 грн., увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. (4815 грн.) на 25,5%. В реальном выражении минимальная зарплата в среднем за год увеличится на 14,7%.

Как мы уже неоднократно отмечали, по уровню МЗП в долларовом эквиваленте (239 долл. на конец 2021 г.) Украина обогнала РФ, РБ, Молдову.

10. Рост пенсий в реальном выражении

Увы, с тезисом о том, что пенсионеры получают не достойные пенсии, нельзя поспорить. Корни проблемы обнищания пенсионеров тянутся из кризиса 2014-2015 гг. и принимаемых решений в то время, в т.ч. из-за заморозки социальных стандартов в 2014 - 9 месяцев 2015 гг. в условиях высокой инфляции, отсутствия регулярного осовременивания пенсий вплоть до 2019 г., подорванного финансового положения ПФУ из-за авантюрных решений по снижению ставки ЕСВ. Это все – преступные решения «профессиональных патриотов» Яценюка-Гройсмана-Порошенко, до рвоты отстаивающих сейчас интересы пенсионеров на каждом эфире.

С другой стороны, неоспоримым является факт, что в 2021 г. пенсии, несмотря на кризис, продолжили рост в реальном выражении. На 1.10.2021 средняя пенсия составила 3916 грн (+14,8% номинально или +3,4% в реальном выражении с учетом инфляции против аналогичного показателя в 2020 г.). В долларовом эквиваленте за аналогичный период средняя пенсия выросла со 120,5 до 148,5 долл. (+23%).

Даниил Гетманцев

* Мнение автора публикации может не совпадать с позицией агентства

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-