Путь украинского зерна

Путь украинского зерна

Укринформ
Когда заработают «зерновые коридоры» в Черном море

В портах Украины вывоза ждет более 20 млн тонн зерна прошлогоднего урожая, часть которого уже загружена в трюмы зерновозов. В денежном исчислении это 10 млрд долларов, часть из которых пойдет в бюджет Украины. Соглашение, подписанное в пятницу в Стамбуле, дало большие надежды на то, что сельхозпродукция и удобрения из Украины придут к потребителям по всему миру и остановят усиление мирового продовольственного кризиса.

Но реализация соглашения возможна при условии, если все стороны будут придерживаться взятых обязательств. И основной риск в этом – традиционно от россии, которая менее чем через сутки после подписания документа совершила ракетную атаку на Одесский порт.

Тем не менее, работа по открытию «зерновых коридоров» продолжается. В ООН, как и в Турции, надеются, что первое судно с зерном начнет движение уже в ближайшие дни. Над этим в Стамбуле уже интенсивно работает общий координационный центр по мониторингу «зерновых коридоров».

ДОЛГИЕ ПЕРЕГОВОРЫ – ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Открытие «зерновых коридоров» на уровне ООН инициировали еще в конце апреля, когда генсек организации Антониу Гутерриш посещал Киев, Анкару и москву. Инициатива принадлежит ООН, ее реализации активно содействовала Турция. Вопросом лично занимался президент Эрдоган. Его «телефонная дипломатия» и его личная встреча с путиным в Иране на конечном этапе принесли результат – соглашение было подписано, россия в отдельных вопросах пошла на уступки. Но триумф от подписания был недолгим – менее чем за сутки россия ударила ракетами по Одесскому порту. В то же время от реализации соглашения, выгодного всем сторонам, решили из-за этого не отказываться.

Украина заинтересована, потому что вывезет старый урожай, поддержит сельхозотрасль и свою экономику, получит валютные поступления в бюджет. ООН, как международная гуманитарная организация, предотвращает благодаря этому продовольственный кризис и демонстрирует свою эффективность, которая под вопросом уже в ходе не одного конфликта. В свою очередь, Турция удовлетворяет свои амбиции регионального лидера, крутого переговорщика, ее руководство «зарабатывает баллы» как на Западе, так и у себя дома в свете подготовки к выборам, а также получает зерно, необходимое на внутреннем рынке и для обеспечения экспорта продукции с добавленной стоимостью (мука, макаронные изделия и т.п.). В Анкаре также рассчитывают на ценовые преференции как для посредника. Глава комиссии по сельскому хозяйству Великого национального собрания (парламента) Турции сообщил, что его страна сможет покупать и украинское, и российское зерно со скидками.

И все это при том же условии – если соглашение будет работать и россия будет выполнять взятые обязательства… У нее есть свой интерес, о котором ниже.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО – «ГАРПУНЫ» НАГОТОВЕ

Для Украины главной и первоочередной была и остается составляющая безопасности. россия в течение переговорного процесса требовала присутствия в территориальных водах Украины для сопровождения судов с зерном и возможности осуществления их досмотра. Эти требования удовлетворены не были. Согласно договору все активности в украинских территориальных водах будут в полномочии и ответственности Украины.

Реализация «стамбульского замысла» стала возможна прежде всего благодаря освобождению от временной оккупации острова Змеиный и восстановлению контроля Украины в северо-западной части Черного моря. Выбора между безопасностью и возможностью вывоза зерна Киев не делал и делать не собирается, в случае каких-либо опасных инцидентов – военный ответ.

Движение кораблей будет происходить исключительно по определенным фарватерам, которые будут разминированы. Этот процесс – один из наиболее сложных, поэтому перед началом выполнения коммерческих рейсов по коридору пройдет технический флот, принадлежащий украинским государственным предприятиям. Но опасность остается в том, что разминированием может воспользоваться страна-агрессор.

Военные, в частности руководитель Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов, непосредственно участвовавший в переговорном процессе в Стамбуле, заверил после подписания соглашения, что угроз пока нет. Во-первых, потому что ни один участок побережья, кроме фарватера для движения судов, разминирован не будет, что застрахует от высадки десанта. Во-вторых, береговые ракетные комплексы готовы отражать атаки.

Но сохраняется угроза дистанционного ракетного удара. россия держит в акватории Черного моря два ракетоносных корабля – это 16 ракет типа «Калибр», и один большой десантный корабль. Они угрожают выполнению договоренностей по разблокированию экспорта зерна из украинских портов. Обезопасить от их ударов могут мощные системы ПВО, в том числе полученные от западных партнеров. Роль вооружения в «зерновом трафике» страны-партнеры Украины понимают. Как отметил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, соглашение о разблокировании Одессы было бы невозможным без HIMARS и совершенно ясно, что и война закончится раньше, если быстро вооружить Украину.

КООРДИНАЦИЯ – В СТАМБУЛЕ, КОНТРОЛЬ – ДИСТАНЦИОННО

Контроль и координацию работы «зерновых коридоров» будет осуществлять общий координационный центр в Стамбуле, куда уже прибыли представители Украины. Центр будет размещаться в стамбульском центре военных игр и культуры имени Ататюрка. В ближайшее время будет объявлено имя руководителя команды от ООН, которая будет работать в центре постоянно. От Украины в Стамбуле будут как гражданские, так и военные представители. Кто именно пока не разглашается.

Работа над подробными протоколами прохода судов в Стамбуле уже идет, подготовка в портах Украины происходит параллельно. Открытыми пока остаются технические вопросы проведения инспектирования судов. В соответствии с соглашением проверки будут проводиться инспекционной группой, в состав которой будут входить в том числе представители россии. Будут инспектировать суда в портах, определенных Турцией, и на входе/выходе в/из Черноморских проливов. Контроль за движением кораблей планируется осуществлять дистанционно, в том числе с применением беспилотников.

Как вчера заверил министр инфраструктуры Александр Кубраков, если в Черном море возникнут угрозы, то инициатива по вывозу зерна будет остановлена.

РОССИЯ УЖЕ НАЧАЛА «ВЫПОЛНЯТЬ» СОГЛАШЕНИЕ

Не успели высохнуть чернила поставленных под соглашением подписей, как россия совершила ракетное нападение. Две ракеты были сбиты силами противовоздушной обороны, еще две попали в объекты инфраструктуры порта. Сначала россияне заверили, что "Калибры" – не их, в чем пытались убедить и Турцию. Но через два дня признались, чем еще раз подтвердили и Анкаре, и всему миру, что лгать не прекратят и чего стоят обещания москвы.

В Госдепе США еще до подписания соглашения особых иллюзий по этому поводу не питали: соглашение и его подписание приветствуем, но ключевое в нем – давление на россию, чтобы та выполняла взятые обязательства.

В договоре указано, что стороны не будут совершать никаких нападений на торговые суда и другие гражданские суда, а также портовые объекты, привлеченные к инициативе по вывозу зерна.

Насколько хрупким и готовым сорваться в любой момент был переговорный процесс по «зерновым коридорам», столь же хрупок процесс практического его выполнения и высока опасность его срыва со стороны рф. Веры россии не было, нет и не будет. Чем, в частности, был предопределен и формат подписания документа.

Фото: AA
Фото: AA

ЧЕТЫРЕХСТОРОННИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ ТРЕХСТОРОННЕГО ФОРМАТА

Украина заключила соглашение с партнерами, которым доверяем, – ООН и Турцией, никаких договоренностей с рф напрямую. В Стамбуле подписали два отдельных зеркальных трехсторонних соглашения: между Украиной, ООН и Турцией, и соответственно – ООН, Турцией и россией. Подпись от Украины поставил министр инфраструктуры Александр Кубраков, от ООН – генеральный секретарь Антониу Гутерреш, от Турции – министр обороны Хулуси Акар. От россии в таком же формате соглашение подписал министр обороны сергей шойгу. Этот формат позволяет возложить на рф максимум ответственности с учетом ее стабильного невыполнения взятых на себя обязательств.

Президент Эрдоган лично присутствовал на подписании. ООН и Турция, таким образом, выступили не только посредниками в переговорном процессе, но и гарантами дальнейшей реализации соглашения. Следовательно, нарушая взятые обязательства, россия в первую очередь демонстрирует пренебрежение не только нормами международного права, но и двусторонними договоренностями на уровне москвы и Анкары, а в Турции такого не забывают.

Формат подписания соглашения также опровергает российский нарратив о том, что Украина сознательно блокирует экспорт украинского зерна на мировой рынок и таким образом создает продовольственный кризис. Эту ложь россия часто чередует с другой, совершенно противоположной по содержанию. Она состоит в том, что у Украины якобы нет весомой доли в мировом экспорте зерна, ее «1% ни на что не влияет», а сам продовольственный кризис повлекли западные санкции, которые нужно снимать. Неправда ни об 1%, ни о влиянии санкций.

Фото: AA
Фото: AA

В ЧЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАНА РОССИЯ

Российское зерно – не под санкциями, его вывоз возможен, но из-за санкций есть проблемы с обслуживанием и страхованием судов. С самого начала переговорного процесса в ООН говорили о вывозе зерна и удобрений из россии, потому что мировому зерновому рынку треть объема дают Украина и россия. О преференциях или ослаблении санкционного режима, которые международные партнеры пообещали россии, точно неизвестно. В процесс переговоров вовлечены США, ЕС и Великобритания. Главный риск в уступках россии – в том, что после их получения москва может искать способ перекрыть украинский экспорт. И здесь тоже нужен четкий механизм, который позволит реагировать на любые нарушения со стороны россии.

Кроме того, стамбульское соглашение не касается незаконного вывоза зерна из территорий Украины, временно оккупированных россией. Суда эти принимают в портах Сирии и самое удручающее – в портах Турции.

С одной стороны, Турция демонстрирует разностороннюю поддержку Украины, прилагает усилия как посредник и после подписания соглашения в Стамбуле заявила о готовности идти дальше – быть посредником для прекращения огня как части процесса достижения мира. Но с другой стороны, не противодействует трафику украденного россией в Украине зерна, обосновывая это тем, что нет достаточно доказательств его происхождения. Украина нарабатывает правовые механизмы для противодействия движению российских кораблей с украденным зерном, но положительного отклика от Анкары относительно, например, анализа происхождения зерна пока не получила. россия тем временем продолжает подделывать документы, суда выключают навигационные системы слежения на переходах и переправляют краденое зерно. После того, как Турция не отреагировала на официальные запросы Украины относительно задержания судна "Жибек Жолу", которое в результате было отпущено без проведения расследования, вопрос стал еще более остро.

В Киеве говорят, что пришло время для серьезного разговора. «Это же, как в отношениях между друзьями, есть несколько этапов: сначала ты начинаешь замечать, что что-то не то, но молчишь – ну, друг. А потом оно нарастает, и ты понимаешь, что пришло время для разговора. Мы начали этот разговор. Нам Турция много помогла в военном плане, политическом плане, но если возникают вопросы, мы будем их решать», – описал нынешние отношения с Турцией министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. Говорит, что вскоре состоятся полноценные переговоры между Украиной и Турцией, где стороны пройдутся с глазу на глаз по всем вопросам.

1
Фото: AA

«ЗЕРНОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПРОЛОНГАЦИЮ

Подписанное в Стамбуле соглашение не определяет дату завершения его действия. Оно вступило в силу на 120 дней, отсчет которых начался с даты подписания, и может быть автоматически продлен на тот же период, если одна из сторон не сообщит о намерении прекратить действие или желание его изменить.

Сейчас речь идет об открытии первого порта в Черноморске, затем – в Одессе, за ней – Южного. Если учесть информацию о пропускной способности зерновых, обнародованную на сайте этих трех портов и в отчетах деятельности за прошлый год, то их общая месячная пропускная способность составляет около 3,6 млн тонн. Соответственно, только на экспорт зерна прошлогоднего урожая через эти три порта может уйти около полугода. Поскольку движение судов будет осуществляться только определенным фарватером и караванами в сопровождении украинских спасательных судов, которые будут проходить этот коридор первыми, это также добавляет времени.

По словам заместителя министра инфраструктуры Юрия Васькова, Украина будет технически готова экспортировать агропродукцию из всех трех портов в течение двух недель, а первая отправка будет осуществлена уже на этой неделе.

Вывоз 20 млн тонн зерна – дело не молниеносной реализации. С вывозом старого урожая, который пойдет на экспорт первым, встанет вопрос об экспорте нового урожая. Если добавить другую сельхозпродукцию, то в идеале черноморский аграрный трафик из портов Украины должен действовать на постоянной основе.

В перспективе также открытие других украинских портов на Черном море, но говорить об этом рано – сначала должен заработать хотя бы один «зерновой коридор».

И СПАСЕНИЕ ЗЕРНА, И СОХРАНЕНИЕ ОТРАСЛИ

Вывоз зерна уже происходит ежедневно – по железной дороге и автодорогам. С возвращением контроля над островом Змеиный было открыто устье Быстрое к Дунаю и за две недели около 70 судов прошли по нему. Европейские партнеры способствуют и разрабатывают дальнейшие схемы того, как этот экспортный процесс ускорить, но без черноморских портов не обойтись. С их открытием процесс продовольственного экспорта должен значительно ускориться. Таким образом, спасем не только зерно, но и всю сельскохозяйственную отрасль. Экспортируемое зерно – это средства для посевной на следующий год, доходы отдельных фермеров и аграрного сектора в целом, пополнение государственного бюджета валютой.

Как сообщил министр Кубраков, по расчетам Минэкономики и НБУ, открытие портов позволит получать минимум 1 млрд долларов ежемесячно. «Для фермеров – это получение финансирования в этом году, возможность осуществить посевную компанию на следующий сезон. Без этого мы вообще потеряем весь этот аграрный цикл и саму отрасль», – сказал он.

Черноморские порты остаются самым дешевым и быстрым экспортным путём для зерна. В министерстве аграрной политики и продовольствия рассчитывают, что после открытия «зерновых коридоров» среднемесячный объем экспорта зерновых составит не менее 5 млн тонн. В прошлом году Украина экспортировала морем 5-6 млн тонн ежемесячно и совокупно продала 108 млн тонн зерновых. Новый урожай в этом году ожидают на уровне 60 млн тонн, еще 20 млн тонн – остаток прошлого урожая, что вместе все равно меньше довоенных объемов годового экспорта.

Украинское зерно и другое продовольствие ожидают в странах Африки, Ближнего Востока и Южной Азии в надежде преодолеть продовольственный кризис, вызванный последствиями широкомасштабной агрессии россии против Украины. Но оправдаются ли эти надежды, опять же, зависит от выполнения условий стамбульского «зернового» соглашения страной-агрессором и от того, насколько мировое сообщество готово оказывать давление на москву для выполнения ею взятых обязательств и прекращения использования рф продовольствия в качестве оружия.

Ольга Будник, Анкара.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2022 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-